Афазия представляет собой нарушение речевой функции, причиной которой может стать органическое нарушение коры и подкорковых структур головного мозга. Постановка диагноза выполняется на основании характерных клинических признаков и симптомов, а также подтверждается специальными методами исследования (МРТ, КТ).
Специфической терапии заболевания не существует, но своевременная реабилитация способствует полному или частичному восстановлению речевых функций.
Что такое динамическая афазия
В отдельную форму речевых дисфункций динамическая афазия была вынесена немецкими психиатрами в 1930 –х. годах. Последующие исследования установили, что эта форма расстройства возникает при поражении фронтальной области левого полушария у правшей. Этот отдел отвечает за регуляцию, активацию и планирование речевой функции.
Особенностью данной формы афазии являются трудности или полная невозможность развернуть активное высказывание. Такой пациент может правильно произносить отдельные звуки, слоги, слова и даже отдельные короткие предложения. При этом коммуникативная функция все равно страдает и полноценное общение с таким человеком невозможно.
Интересно! Пациенты с такими формами болезни не могут самостоятельно построить длинное предложение. Они имеют определенные трудности при выполнении некоторых мыслительных процессов. Часто отмечается сложность при восприятии глаголов и проблемы с выполнением команд и распоряжений.
Семантическая афазия
Семантическая афазия возникает при повреждении теменно-затылочного отдела доминантного полушария. У больного наблюдаются трудности в подборе нужного слова при назывании предметов, вместо существительного могут сказать глагол или прилагательное, описывающие свойства или функции этого предмета. Заменяют слово целой фразой (вербальные парафазии). Например, вместо слова стул говорят белый сидеть. Утрачивают понимание пословиц, метафор, крылатых выражений, неправильно выстраивают лексико-грамматические конструкции. При скудности лексики артикуляция сохранна. Письменная речь отличается аграмматизмами, стереотипностью фраз, отсутствием сложноподчиненных предложений и сокращением числа прилагательных.
Устройство речевого аппарата
Речевой аппарат — это сложный механизм, который представляет собой взаимодействие многих органов и структур для производства речи. Он состоит из периферического и центрального отделов.
В периферический речевой аппарат включены несколько отделов, которые действуют синергично, и обеспечивают воспроизведение звуков. Сюда относятся дыхательные органы, голосовые складки, зубы, губы, язык, небо, нижняя челюсть и другие.
Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге. Он представляет собой сложную систему взаимодействия нейронов, которые позволяют человеку не задумываться каждую секунду о произнесенных фразах.
Ключевую роль в образовании речи играют лобная, височная и теменная доля, преимущественно левого полушария.
Интересно! Центр Брока – расположен в лобных извилинах и является центром образования собственной устной речи. Центр Вернике – находится в височной доле, которая является речеслуховым центром и воспринимает поступающие звуковые раздражители.
Причины динамической афазии
К основным патогенетическим механизмам относят нарушение работы корковых структур непосредственно в области центра речи. Такая форма афазии, характеризуется повреждением задне-фронтальных отделов левого полушария, в области центра Брока.
Существует множество возможных причин заболеваний, среди которых лидирующие позиции занимают:
- сосудистая патология (инсульт и другие острые расстройства мозгового кровоснабжения, дисциркуляторная энцефалопатия);
- черепно-мозговые травмы и сотрясение головного мозга;
- инфекционно-воспалительные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга, сепсис);
- хронические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера);
- доброкачественные и злокачественные новообразования головного мозга.
Существует ряд способствующих факторов, которые повышают вероятность развития данной болезни. К ним относятся:
- генетическая предрасположенность (случаи афазии среди ближайших родственников);
- атеросклеротическое поражение сосудов;
- эпизоды повышения артериального давления или артериальная гипертензия в анамнезе у пациента;
- метаболические расстройства.
Кроме этого, заболевание может развиться как осложнение после проведенных хирургических вмешательств на головном мозге.
Лечение
Прежде всего нужно вылечить основное заболевание, которое стало причиной развития афазии. Для коррекции появившихся симптомов применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, активную реабилитацию, коррекцию речи совместно с логопедом, а также нейропсихологическую коррекцию. Восстановительную терапию необходимо начинать как можно раньше, с первых дней или недель после происшествия, как только позволит общее состояние пациента. Это необходимо для профилактики закрепления патологических речевых симптомов, основными из которых являются:
- Парафазии – речевое расстройство при котором нарушается логическая структура предложения, теряется его смысловая нагрузка;
- Аграмматизм – затруднённое осознание предложений, в особенности с наличием сложного синтаксиса. Аграмматизм встречается при патологическом очаге с локализацией в Сильвиевой борозде;
В каждом из этапов восстановительной терапии обязательно необходима совместная работа лечащего врача, психолога, логопеда и в особенности близких и родственников пациента. Только постоянный контакт и общение помогут достичь максимальной эффективности лечебно-восстановительных процедур, а также стабилизации общего состояния и настроения пациента. От того, как часто и много будут общаться близкие и родственники с пострадавшим – зависит скорость восстановительных процессов и настрой с желанием пациента.
Медикаментозная терапия
Лечение основного заболевания осуществляется под контролем невролога или нейрохирурга. Медикаментозная терапия включает в себя следующие классы лекарственных препаратов:
- Антиоксиданты и витамины. Данные лекарственные средства необходимы для поддержания достаточно активной метаболической функции нейроцитов. Антиоксиданты помогают ускорить регенеративные и репаративные процессы на ультраклеточном уровне, стабилизируют мембраны клеток и защищают их от перекисного окисления липидов. Из витаминов особую роль играют витамины группы В, которые обладают выраженным нейропротективным действием. К витаминам группы В относятся: пиридоксин, пиримидин, тиамин, фолиевая кислота, цианокобаламин, рибофлавин. К комплексным препаратам витаминов и антиоксидантов эффективным при динамической афазии относятся: Мексидол, Глицин (Липоевая кислота), Аспирин, Эмоксипин.
- Ноотропные препараты. Данная группа лекарств улучшает мозговое кровообращение, имеет положительное влияние на обмен веществ в тканях головного мозга. Ноотропы обладают антигипоксическим и транквилизирующим эффектом причём без угнетения деятельности центральной нервной системы, что делает и применение безопасным для повседневного самостоятельного использования. Приём ноотропов не сопровождается сонливостью, вялостью и расслаблением скелетной мускулатуры. Помимо этого препараты оказывают психостимулирующее действие, восстанавливают умственную работоспособность и физическую активность. К этой групп препаратов относятся все производные рацетамов (Пирацетам, Ноотропил), Пикамелон, Церебролизин.
- Церебропротекторы. Назначаются с целью предотвращения развития осложнений и необратимого повреждения нейроцитов в результате метаболических нарушений или гипоксического шока, влияет на обмен веществ, тем самым улучшая кровоснабжение головного мозга. Основные представители Винпоцетин, Циннаризин, Копламин.
- Вазоактивные лекарственные средства — улучшают мозговое кровоснабжение. Сюда относится несколько разнообразных групп препаратов: антиагреганты (Клопидогрель, Плавикс), антикоагулянты (Синкумар, Варфарин, Гепарин), блокаторы кальциевых каналов (Нимодипин), метилксантины (Пентокстрентал).
Логопедическая коррекция
Выбор программы коррекционной работы прежде всего зависит от объёма поражённой области головного мозга и степени выраженности клинических проявлений динамической афазии. В самом начале реабилитации ведётся восстановительный процесс, который начинается с пассивной работы с пациентом, при этом применяются методы, способствующие растормаживанию речи, профилактирующие развитие дальнейших речевых расстройств. В дальнейшем логопед составляет индивидуальный план, подбирает индивидуальные упражнения для конкретного больного. Длительность логопедической коррекции нарушения связанных с развитием афазии составляют в среднем около двух – трёх лет. В работе используются специальные приёмы по построению предложений, которые позволяют пациенту восстановить развёрнутое высказывание самостоятельно. Также ведётся работа над коррекцией коммуникативной функции и самоконтроля за ней. Только при осознании больным характера своих грамматических ошибок можно создать возможности для его самостоятельного контроля своей речи, ходом повествования, исправление парафазий.
Основной акцент логопедической работы при динамической афазии является устранение дефектов внутреннего планирования и программирования речи, а также стимуляция речевой активности.
Нейропсихическая коррекция
Нейропсихическая коррекция речи при динамической афазии в независимости от формы афазии занимается корректировкой всеми сторонами речи, а именно её пониманием, воспроизведением, письмом и чтением. Цель нейропедагогического восстановления речи при афазии заключается в общем растормаживании речи, снижении количества ошибок, улучшение психической составляющей пациента и его заинтересованности в общении, а также активности в целом. План программы разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей поражения и выраженности патологии. Для этого применяются специфические методики, такие как:
- «Закончив разум» — пациенту зачитывают стихотворение несколько раз после чего специалист начинает предложение, а пациент его заканчивает;
- Вербализация собственных действий – пациенту предлагают с помощью рисования, чтения и письма рассказать о ходе своего дня;
- Ритмико-миологические упражнения – пациент разучивает лёгкие ритмические песни, скороговорки;
- Приёмы сопряжённого и отражённого повторения;
- Семантический подбор слов.
Физиотерапевтическое лечение
Физиотерапия назначается в случае черепно-мозговых травм, инсультов и нейрохирургических операций. Основной массе пациентов назначается нейро-миостимуляция, которая позволяет восстановить и усилить тонус и силу мимических мышц лица. Благодаря этому методу осуществляется стимуляция миоцитов за счёт импульсов электрического тока, что позволяет восстановить утраченную двигательную функцию мимических мышц лица.
Также пациентам рекомендуется занятие лечебной физкультурой по индивидуально составленному плану совместно с персональным подходом к каждому. После занятия лечебной физкультурой в теле активируется тканевой обмен, самые разнообразные метаболические процессы и усиливается мозговой кровоток. При этом пациент сам активизируется и улучшается его настроение.
Ещё одним значимым средством физиотерапевтического лечения является лечебный массаж. Массаж обладает тонизирующим, расслабляющим, спазмолитическим эффектом, активирует возбудимость нервной системы, увеличивает мышечную работоспособность.
Какие существуют степени тяжести динамической афазии
Для клиницистов имеет значение понимание того, на каком этапе происходит сбой речевого процесса. По способности к восстановлению выделяют две группы пациентов:
- I-я группа. Чаще пациенты пожилого и старческого возраста. Нарушение первичного звена формирования внутреннего высказывания. Низкая мотивация к восстановлению. Реабилитация длительная.
- II-я группа. Расстройство грамматического построения предложения. Сохраняется самокритика, мотивация в этой группе повышена. Реабилитация проходит легче и в сжатые сроки.
По степени тяжести выделяют следующие виды динамической афазии:
- Легкая. Встречаются эпизодические спонтанные высказывания в развернутой форме. Речь стереотипная, пациент часто пропускает глаголы или заменяет их другими частями речи. Отсутствует понимание фразеологических оборотов и переносного значения большинства слов.
- Средняя (среднетяжелая). Речь представлена короткими грамматическими фразами, которые часто бывают стереотипны. Характерны грамматические ошибки, пропуск глаголов. Отмечается снижение активности речи.
- Тяжелая. Спонтанные фразы отсутствуют. Пациент требует постоянной стимуляции речевого центра. При этой степени больной дает односложные ответы, разговаривает короткими отрывистыми речевыми штампами.
Симптомы динамической афазии
Ключевым признаком болезни является трудность формирования активного высказывания. Самостоятельно такой пациент не обращается к посторонним с вопросами или просьбами. Его речь требует постоянной стимуляции от собеседника извне.
Снижается употребление глаголов (глагольная слабость), большинство существительных используются в именительном падеже, часто допускаются грамматические ошибки. При легких формах пациент общается стандартными стереотипными фразами, короткими отрывистыми предложениями.
На вопросы собеседника пациент ограничивается короткими односложными ответами или используют стереотипии.
Клинический пример: Пациент М., 45 лет. На вопрос специалиста: «Что Вы сегодня ели», отвечает спустя несколько секунд: «Я сегодня ел». Для речи характерен телеграфный стиль. Пациент пытается повторять движения и слова собеседника при разговоре, самостоятельно в контакт не вступает. Другие виды активности не нарушены.
При тяжелых формах нарушения пациент может быть недоступен продуктивному контакту, он предпочитает молчать. Общение ограничивается употреблением несвязанных друг с другом слов или отдельных слогов, звуков.
Отмечается быстрое истощение концентрации и внимания, а для ряда больных характерна повышенная раздражительность или апатия.
Письменная речь остается в большинстве случаев сохранной. Трудности наблюдаются при написании длинных грамматически сложных конструкций или текстов собственного сочинения.
Слова под диктовку такие больные пишут практически правильно, допуская незначительные грамматические ошибки, они сохраняют способность к счету и чтению. При чтении длинных фраз отмечается пропуск слов, словосочетаний и нарушение понимания прочитанного.
Отсутствует способность пересказать прочитанное своими словами или объяснить смыл текстов.
Инструментальная диагностика
Для постановки правильного диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначают электроэнцефалографию. Это методика исследования электрической активности мозга посредством размещения электродов в конкретных зонах на поверхности головы.
Чтобы наглядно увидеть строение мозга, выявить следы кровоизлияний, воспалительного процесса, злокачественных новообразований, назначают компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Если требуется уточнить целостность сосудов, выявить аневризмы и иные сосудистые нарушения, то может потребоваться ангиография. Осуществление комплексной диагностики дает возможность дифференцировать афазию от алалии, тугоухости и иных патологий.
Терапия заболевания напрямую зависит от формы. Продолжительность восстановления речи занимает немало времени. Оно зависит от ряда условий: причины появления, точной локализации повреждения, степень расстройства речи, возраста пациента.
Для пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, в котором уделяют внимание лекарственной терапии, физиотерапии, арт-терапии и занятиям с логопедом-дефектологом. Лекарственная терапия включает в себя назначение антибактериальных препаратов, ноотропов и других средств (в зависимости от клинической картины). К примеру, при массовых патологических изменениях, которые вызывают вазогенный отёк, врач назначает прием кортикостероидов. С целью профилактики приступов эпилепсии необходим прием противосудорожных препаратов.
Упражнениями для коррекции
Кому-то проще начинать произносить звуки, а потом переходить к более сложным словам, а кому-то, напротив, намного проще говорить слова, а потом выделять звуки. Существует множество упражнений, которые существенно способствуют коррекции заболевания. При появлении проблем с пониманием речи, рекомендовано сначала выполнить три действия:
- Показать на картинке, где расположена конкретная деталь изображения.
- Ответить на простые вопросы. К примеру: «ты сейчас сидишь на стуле?», «ты сейчас гуляешь на свежем воздухе?».
- Осуществить простые действия. К примеру, открыть тетрадь, сжать кулак.
Это примерный план, логопед-дефектолог может давать и другие задания. В этом случае главное, чтобы человек научился понимать, что от него требуют. Часто проводят артикулярную гимнастику. Логопед учит человека правильному произношению звуков, составлению фраз с помощью специальных упражнений. Врач ведет работы, направленные на запоминание названий различных предметов и их назначений.
Импрессивная речь
Сенсорная или импрессивная речь – понимание и восприятие речи. В коре головного мозга в височной извилине есть область (зона Вернике), которая отвечает за восприятие сенсорной речи.
В этой зоне происходит усвоение и накопление всех усвоенных прежде человеком слов, их звуковых образов. При поражении этой зоны человек слышит слова, но перестает понимать их значение. При сохранном нормальном слухе пациент не воспринимает обращенных к нему слов, поскольку они для него лишены смысла.
Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение
Речевые расстройства являются распространенным симптомом инсульта (15–38%). Они часто приводят к стойкой инвалидизации, значительно затрудняют реабилитацию в восстановительном периоде, снижают качество жизни как самих больных, так и окружающих лиц, вызывают негативные психоэмоциональные реакции, повышают экономические затраты на лечение. У пациентов с постинсультными афазиями по сравнению с пациентами с инсультом, но без речевых расстройств выше смертность, они дольше остаются в стационаре. Предикторами хорошего восстановления речевой функции являются легкая и умеренная степень выраженности речевых расстройств в остром периоде инсульта, объем повреждения головного мозга (чем меньше ишемический очаг, тем выше шансы на восстановление), молодой возраст, высокий индекс Бартел, высокий уровень образования. Помимо терапии базисного сосудистого заболевания пациенты с речевыми расстройствами нуждаются в систематических логопедических занятиях и приеме препаратов с целью оптимизации церебральных нейрорепаративных процессов.
Таблица. Виды афазий
Афазии – это нарушение высших психических функций человека, которое заключается в утрате или снижении способности к вербальной коммуникации, включая построение собственного речевого высказывания и/или понимание обращенной речи. Как правило, у пациентов с афазией отмечается патология как устной, так и письменной речи (чтение, письмо), а также обнаруживаются трудности при использовании языка жестов и шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых).
Нейроанатомия афазий
Речевые зоны представляют собой сложноорганизованную нейрокогнитивную сеть, расположенную в доминантном полушарии. Примерно у 95% людей доминантным по речи является левое полушарие, а в 5% случаев или оба полушария участвуют в иннервации речи, или доминантным становится правое полушарие. Уже при рождении более чем у половины новорожденных кора в области Вернике и угловой извилины в левом полушарии примерно на 50% больше по объему, чем в правом [1]. Если по какой-либо причине в очень раннем детстве левые речевые области страдают, то правое полушарие мозга приобретает признаки доминантного [1].
Речевые центры включают в себя задние отделы левой лобной доли (область Брока) и левую верхнюю височную извилину (область Вернике), а также связи между этими зонами. В зоне Брока формируется двигательная программа речевого высказывания. Область Брока проецируется непосредственно на нейроны прецентральной извилины, которые иннервируют мышцы гортани и ротовой полости. Область Вернике отвечает за сличение слуховой информации со зрительными и кинестетическими образами, что необходимо для понимания обращенной речи. Сличение информации обеспечивается связями между областью Вернике и затылочной, а также теменной корой. Еще один важный для речи церебральный отдел – угловая извилина в нижней теменной дольке, которая ответственна за восприятие письменной речи и языка жестов.
Помимо классических речевых центров в формировании речи важную роль играют и другие области головного мозга. К ним относят островок (имеет важное значение для артикуляции), зоны лобной и височной доли (осуществляют обработку предложений), а также зоны затылочной и теменной коры головного мозга (отвечают за память на значения слов) [2–5].
Подкорковые ядра головного мозга также вносят существенный вклад в поддержание нормальной речевой функции. Диффузионно-взвешенная и перфузионно-взвешенная магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга у пациентов с ишемическим повреждением подкорковых ядер и афазией показала вторичное снижение перфузии в подкорковых серых узлах. Однако прогноз при подкорковой афазии более благоприятный, чем при корковом поражении [6]. В последние годы также активно обсуждается роль повреждения мозжечка, поскольку оно также может приводить к дисфазическим расстройствам в виде нарушения грамматического строя речи [7].
Этиология афазий
Наиболее частой причиной афазии является ишемический инсульт. Реже расстройства речи наблюдаются при геморрагических инсультах, объемных образованиях головного мозга, инфекционных повреждениях (абсцессе, энцефалите), черепно-мозговой травме. Описаны редкие случаи развития афазий при демиелинизирующих заболеваниях [8, 9].
Преходящие афазии могут наблюдаться при транзиторных ишемических атаках, эпилепсии, мигрени. Наличие афазии во время транзиторной ишемической атаки – один из факторов высокого риска развития инсульта в ближайшие дни и недели [10].
Постепенно прогрессирующая афазия может быть также проявлением нейродегенеративного заболевания. Чаще всего постепенно прогрессирующая афазия связана с лобно-височной дегенерацией, реже – с болезнью Альцгеймера или другими дементирующими заболеваниями. При этом в некоторых случаях в клинической картине на протяжении многих лет отсутствуют какие-либо иные когнитивные и/или поведенческие расстройства (так называемая первичная прогрессирующая афазия) [11–13].
Исследование речевого статуса
Для диагностики и анализа особенностей дисфазии необходимо внимательно выслушать речь пациента, исследовать понимание обращенной речи, чтение и письмо. Следует обращать внимание на число слов, произносимых за минуту (беглость речи), немотивированные повторения отдельных слов и фраз (персеверации), укороченные фразы (менее пяти слов), ошибки в грамматическом построении высказывания (падежные окончания, предлоги, союзы, порядок слов в предложении и др.) и/или трудности в понимании грамматических конструкций. Кроме того, нужно оценить способность управлять движениями артикуляционных мышц (речевой праксис). Для этого можно попросить пациента несколько раз повторить словосочетание «артиллерийская бригада».
Важная часть исследования речи – оценка ее номинативной функции
. Пациенту показывают те или иные предметы и просят их назвать, начиная с привычных (например, ложку, ручку, кружку) и переходя к необычным (например, фонендоскопу). Недостаточность номинативной функции речи отмечается при многих афазиях, иногда становясь одним из основных проявлений дисфазии.
Оценка понимания устной речи
проводится путем проверки выполнения устных команд, вначале простых, а затем сложных («закройте ваши глаза», «покажите мне два пальца», «дотроньтесь правой рукой до левого уха»). Далее можно перейти к исследованию понимания более сложных грамматических структур («Отец брата и брат отца – это один и тот же человек?» или «Дядя моей тети – мужчина или женщина?»). Последние пробы могут выявить недостаточность понимания, в том числе у тех, кто выполнил простые устные команды.
При проверке функции чтения
пациента просят прочитать вслух абзац из газеты, журнала, оценивая правильность произнесения слов. Понимание письменной речи может быть проверено с помощью письменных команд (например, «возьмите этот листок бумаги, сложите его пополам и положите на пол» или «закройте ваши глаза»).
Оценка письма
– пациента просят написать любое предложение. Можно также продиктовать больному любой текст или предложить написать названия предметов, нарисованных на картинках.
Приведенные выше методики позволяют диагностировать дисфазию, не отходя от постели пациента, что имеет большое значение в остром периоде инсульта. При диагностировании у пациента речевых расстройств необходимо более подробно их исследовать, проанализировать количественные и качественные особенности, а также оценить другие высшие мозговые функции: внимание, память, праксис, зрительно-пространственную ориентацию и др.
Эпидемиология и виды афазий
По данным литературы, афазия является распространенным симптомом инсульта (15–38%). Обычно в клинической картине при этом присутствуют и другие симптомы повреждения доминантного полушария (правосторонние гемипарез, гемигипестезия, гемианопсия) [14]. Рассмотрим основные виды афазий (таблица).
Афазия Брока (моторная афазия)
характеризуется нарушением построения собственного речевого высказывания, а также повторения фраз. Речь пациента немногословна, плохо артикулирована, характерны звуковые и вербальные персеверации. Письмо нарушено. Понимание обращенной речи может быть неполным в первые несколько дней после острого нарушения мозгового кровообращения, но затем быстро восстанавливается. Моторная афазия развивается в результате острого ишемического инсульта в передних ветвях левой средней мозговой артерии и часто сочетается с гемипарезом и гемигипестезией.
Афазия Вернике – Кожевникова (сенсорная афазия)
характеризуется в первую очередь нарушением понимания устной и письменной речи. Собственная речь пациента, как правило, сохраняет нормальный темп и интонацию, но бессмысленна, так как содержит многочисленные замены слогов и слов на близкие по звучанию, но бессмысленные по значению (литеральные и вербальные парафазии), а также новые необычные слова (неологизмы). При значительной выраженности указанных расстройств речевая продукция приобретает характер так называемой словесной окрошки. При этом многие пациенты не осознают свой дефект. Сенсорная афазия развивается при поражении верхних отделов височной доли и нижних отделов теменной доли в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии. Она часто сочетается с правой верхнеквадрантной гемианопсией.
Тотальная сенсомоторная афазия
– совокупность симптомов моторной и сенсорной афазии. Развивается в результате обширных инсультов в левой средней мозговой артерии, обычно сочетается с гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией. Редко причиной тотальной афазии могут быть энцефалиты, поздние проявления нейродегенеративных процессов.
Динамическая афазия (транскортикальная моторная афазия)
в значительной степени напоминает моторную афазию Брока. Отмечается нарушение инициации речевой активности, имеют место персеверации и грамматические ошибки, в то время как понимание обращенной речи не страдает. Основное отличие динамической афазии от моторной – сохранная повторная речь: пациент может повторять слова и фразы за врачом. Обычно динамическая афазия развивается при инфаркте в бассейне левой передней мозговой артерии.
Транскортикальная сенсорная афазия
характеризуется нарушением понимания обращенной речи, что напоминает афазию Вернике – Кожевникова, однако выраженность этих расстройств несколько меньшая. Собственная речь пациентов беглая, но малосодержательная, могут наблюдаться вербальные парафазии. Однако в отличие от афазии Вернике при транскортикальной сенсорной афазии сохранена повторная речь. Пациенты могут также читать вслух, но без понимания смысла прочитанного. Транскортикальная сенсорная афазия развивается при поражении прилегающих к зоне Вернике височно-затылочных или височно-теменных областей в результате инсульта, может сочетаться с гемианопсией.
Транскортикальная смешанная афазия
– пациенты имеют признаки транскортикальной моторной и сенсорной афазии, однако остается сохранной способность повторения слов и фраз за врачом. Понимание письменной и устной речи также существенно ухудшается. Возникает при повреждении в передней и задней мозговых артериях при повторных церебральных эмболиях, инфарктах в зонах смежного кровоснабжения, связанных с системными циркуляторными нарушениями, например острой сердечной недостаточностью.
Амнестическая афазия
– пациенты с амнестической афазией не могут назвать слово или предмет, при этом могут описать значение и функции предмета. Спонтанная речь характеризуется паузами, замещением слов, возможны парафазии. Повторение слов и понимание устной речи не нарушены. Амнестическая афазия описана при повреждении различных анатомических зон, в том числе базальных отделов височной доли, передних отделов височной доли, височно-теменно-затылочного стыка, нижней теменной дольки.
Алексия без аграфии
– пациенты могут писать, но не читать. Понимание устной речи сохранно, спонтанная речь не изменена. Развивается при повреждении левой затылочной доли и валика мозолистого тела при ишемическом инсульте в бассейне левой задней мозговой артерии [15].
Дифференциальный диагноз
В большинстве случаев у пациентов с факторами риска инсульта (в пожилом возрасте, при наличии артериальной гипертензии, сахарного диабета, гиперхолестеринемии, сопутствующей кардиальной патологии, фибрилляции предсердий и др.) при остром развитии нейроваскулярного синдрома, характерного для повреждения средней и/или задней мозговой артерии доминантного полушария, диагноз ишемического инсульта не вызывает больших сомнений. Для верификации диагноза используются методы нейровизуализации.
Нарушения понимания речи и говорения, напоминающие дисфазию, могут развиваться при острой дисметаболической энцефалопатии (делирии)
. В этом случае нередко остро возникают трудности понимания обращенной речи, пациент не выполняет команды. В собственной речи пациента появляются грамматические ошибки, парафазии. Помогают в диагностике признаки спутанного состояния сознания, наличие галлюцинаций, тремора, психомоторного возбуждения и бреда.
Акинетический мутизм
развивается при повреждении медиальной лобной области. У таких больных отмечаются отсутствие или крайняя скудость спонтанной речи, плохое выполнение команд, уменьшение двигательных реакций, признаки кататонии (восковой гибкости).
Пациенты, страдающие депрессией
, могут избегать общения с окружающими. Они не смотрят в глаза врачу, лежат, отвернувшись от окружающих людей. В данном случае большую роль в дифференциальном диагнозе играет анамнез, собранный у родственников и/или близких пациента.
При наличии у больного эпизодов транзиторной афазии
дифференциальный диагноз выполняется между
транзиторной ишемической атакой и эпилепсией
. Проводятся суточный электроэнцефалографический мониторинг, ангиография сосудов головного мозга, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий.
Афазии с постепенным началом и медленным прогрессированием, особенно у людей среднего и пожилого возраста, требуют проведения дифференциального диагноза между нейродегенеративными заболеваниями и объемными образованиями головного мозга
. В данном случае показано проведение МРТ головного мозга.
Лечение и прогноз постинсультных афазий
Речевые расстройства значительно инвалидизируют пациентов, снижают качество жизни как их самих, так и окружающих их лиц, препятствуют полноценной нейрореабилитации, повышают экономические затраты на лечение. Кроме того, у пациентов с постинсультными афазиями по сравнению с пациентами с инсультом, но без речевых расстройств выше смертность, они дольше остаются в стационаре [16].
Степень восстановления речи зависит в первую очередь от локализации и объема повреждения вещества головного мозга. Например, сенсомоторная афазия в результате ишемического инсульта по кардиоэмболическому типу, обычно в сочетании с правосторонним гемипарезом и гемигипестезией, имеет менее благоприятный прогноз, чем моторная афазия в результате инсульта в передних корковых ветвях средней мозговой артерии [17].
Предикторами хорошего восстановления речевой функции являются молодой возраст, высокий индекс Бартел, высокий уровень образования и геморрагический характер инсульта [17].
Ведение пациента с афазией предполагает помимо лечения базисного сосудистого заболевания систематические логопедические упражнения [17–19]. Они проводятся пациентами самостоятельно под контролем родственников. Клиническая эффективность речевой реабилитации оценивалась в ряде исследований [20, 21]. Было показано, что конкретная методика логопедической коррекции не имеет принципиального значения, в то время как частота и интенсивность занятий достоверно влияют на прогноз [22, 23]. Логопедические упражнения необходимо начинать уже в острой фазе инсульта и продолжать на протяжении всего восстановительного периода, пока у пациента сохраняются речевые расстройства. В настоящий момент разработаны компьютерные программы и приложения для телефонов и планшетов, позволяющие пациенту общаться с окружающими и самостоятельно выполнять речевые упражнения.
Восстановление речи в первые месяцы после перенесенного инсульта связано с реперфузией соответствующих корковых центров, активацией смежных корковых областей и гомологичных областей мозга в контрлатеральном полушарии. Об этом свидетельствуют работы с использованием методов диффузионно-взвешенной и перфузионной МРТ [24, 25].
Медикаментозная терапия у пациентов с афазией должна быть направлена на метаболическую поддержку нейрорепаративных процессов и улучшение мозгового кровотока.
К настоящему времени проведено несколько рандомизированных двойных слепых исследований лекарственных препаратов при постинсультных афазиях. Не была доказана эффективность бромокриптина [26], амфетамина [27], а метаанализ клинических исследований пирацетама свидетельствовал о достаточно скромном эффекте данного препарата [28]. Есть небольшой клинический опыт применения ингибиторов антихолинэстеразы, таких как донепезил и галантамин, однако их клиническая эффективность нуждается в дальнейшем изучении [29, 30].
В настоящее время представляется перспективным использование цитиколина у пациентов с постинсультной афазией. Цитиколин (Цераксон) – эндогенный мононуклеотид, содержащий в химической структуре рибозу, цитозин, пирофосфат и холин. Будучи необходимым промежуточным веществом в синтезе структурных фосфолипидов цитоплазматических и митохондриальных мембран нейронов, цитиколин восстанавливает их целостность при ишемическом повреждении. В ряде экспериментальных работ было показано, что цитиколин ингибирует фермент фосфолипазу А2, нормализует энергетические процессы в митохондриях, восстанавливая функционирование мембранной натрий-калиевой и митохондриальной аденозинтрифосфатаз. Кроме того, он усиливает активность антиоксидантных систем, оказывая тем самым нейропротективный эффект и препятствуя процессам окислительного стресса и апоптоза. Другой механизм действия Цераксона заключается в восполнении церебрального ацетилхолинергического дефицита, что имеет большое значение для метаболической поддержки познавательной деятельности в целом. Наконец, данный препарат влияет на дофамин- и глутаматергическую нейротрансмиссию. Цитиколин обладает плейотропным эффектом, также обусловленным влиянием на процессы нейрорепарации, которые играют ключевую роль в восстановлении утраченных функций [31]. В ряде экспериментов было продемонстрировано влияние препарата на процессы активации нейроглии, усиление постишемического нейрогенеза, ангиогенеза и нейропластичности [32, 33]. Установлено, что цитиколин уменьшает объем поражения мозга при экспериментальной ишемии и гипоксии, повышает способность к обучаемости и благоприятно влияет на память у экспериментальных животных с возрастными изменениями головного мозга.
В клинических исследованиях Цераксон улучшал функциональное восстановление и ускорял реабилитацию пациентов с ишемическим инсультом [34]. В настоящее время показана эффективность цитиколина при постинсультных когнитивных и двигательных расстройствах [35, 36]. При этом препарат характеризуется удовлетворительным профилем безопасности и переносимости. Положительное влияние препарата на речевые нарушения у пациентов после инсульта отдельно не оценивалось. Однако можно предположить, что нейрорегенаторные свойства Цераксона и его эффекты в когнитивной сфере будут способствовать улучшению и речевых функций ввиду тесной взаимосвязи этих нарушений.
Заключение
При лечении пациентов с афазией необходимы регулярные логопедические занятия и длительная медикаментозная терапия, направленная на метаболическую поддержку нейрорепаративных процессов и улучшение мозгового кровотока.
Экспрессивная речь
Моторная или экспрессивная речь — произнесение отдельных звуков самим человеком. За этот тип отвечает центр Брока, находящийся в лобных извилинах.
При поражении фронтальной области пациент теряет способность произносить слова, а выдает только нечленораздельные звуки. При этом он понимает обращенную к нему речь и может реагировать на нее жестами или движениями.
Интересно! При поражении зоны Брока отмечаются стойкие нарушения речи, однако она может быть восстановлено. Повреждение центра Вернике приводит к необратимым расстройствам речи.
Классификация
В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций афазий. В Российской Федерации чаще всего применяется классификация А.Р. Лурии, которая отражает все клинические типы афазий:
- Эфферентная моторная афазия, такая форма возникает в случае повреждения нижних отделов коры – центра Брока. Характеризуется распадом грамматических конструкций в предложения и сложностью перестройки с одного слова на другое. Возникают серьёзные нарушения чтения и письма.
- Афферентаня моторная афазия. Встречается при поражении участка теменной коры или заднего участка. Ключевым нарушением при данной афазии является отсутствие возможности обнаружить необходимую артикуляционную позицию губ, языка и речевых лицевых мышц для правильного произнесения слова.
- Динамическая афазия – встречается при повреждении префронтальной или окололобной части коры больших полушарий. Проявляется отсутствием возможности адекватного построения внутренней речи и её реализации в слух.
- Семантическая афазия – в её основе лежит дефект понимания сложных речевых конструкций и одновременного анализа информации.
Осложнения
Отсутствие способности к самостоятельной активной речи и невозможность выразить свои мысли приводит к снижению или утрате коммуникативных навыков.
Пациент не может пожаловаться на боль, дискомфорт. Он не в состоянии попросить помощи у окружающих или выразить свое беспокойство. При отсутствии адекватной внимательной поддержки со стороны близких или медицинского персонала, такой больной может длительно не удовлетворять базовые потребности, что ведет к развитию других соматических заболеваний.
Стойкое нарушение функции речи делает невозможным профессиональную реализацию, и пациент становится инвалидом.
Сенсорная афазия
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия
возникает при повреждении верхней височной извилины. Отличительным симптомом сенсорной афазии является
непонимание на слух речи
окружающих. Утрачивается не только фонематический слух, но и способность различать тембр голоса, интонации, дифференцировать неречевые звуки: шум воды, скрип двери и т.п. Грубо нарушается письмо, наблюдается акалькуляция –
неумение считать.
У больных сенсорной афазией, как правило, не нарушена двигательная функция, а отсутствие самоконтроля за речью приводит к тому, что они не сразу осознают свою болезнь, поэтому становятся подвижны, разговорчивы. Изменяется и понимание значения слов, разные по смыслу наименования воспринимают одинаково (трость-гость-гвоздь). На просьбу показать на картинке бочку, показывают на почку. Вследствие нарушения фонематического слуха возникают
литеральные парафазии
– неуместное употребление звуков в слове или их замена. Чтение остается наиболее сохранной функцией, поскольку привлекаются оптический и кинестетический анализаторы.
Диагностика
Подозрение на речевые нарушения выявляется при первых попытках контакта пациента и профильного специалиста. Дальнейшие исследования направлены на уточнение локализации поражения, степени расстройства речи и других особенностей больного.
Какими докторами осматриваются пациенты с подобными нарушениями:
- невролог. При подозрении на расстройства речи, связанные с сосудистыми расстройствами, черепно-мозговыми травмами и другими органическими поражениями мозга. Исследует особенности поведения, мышления, проверяет сохранность рефлексов и двигательной активности. При необходимости направляет больного к нейрохирургу;
- логопед. Диагностика устной речи и письма. Этот специалист, используя различные методики оценки динамики речи при афазиях, определяет ее степень, форму и позволяет дифференцировать ее от других расстройств;
- психиатр. Проводит психологические тесты, наблюдая за поведением больного, этот доктор исключает или подтверждает наличие психиатрических заболеваний, которые также проявляются «лобной психикой» (болезнь Пика и др.).
Для уточнения точной зоны поражения и возможной причины патологии пациенту назначают дополнительные обследования:
- МРТ или КТ-головного мозга.
- Исследования сосудов: УЗИ, доплерография, дуплексное сканирование, ангиография
- Пункция спинномозговой жидкости. Выполняется при подозрении на инфекционно-воспалительную патологию.
Разбираемся в причинах
Устанавливает диагноз невролог, но обязательный компонент диагностики — консультация логопеда. Он должен установить, насколько сохранены или, наоборот, утрачены различные функции: понимание речи, дикция, письмо, счет. Врач же обращает внимание на общее состояние пациента, рефлексы.
Может потребоваться и консультация детского психиатра. Этот специалист определит, не связано ли состояние пациента с расстройствами психики и требуется ли его нервной системе для достижения наилучшего результата медикаментозная поддержка.
Завершает диагностику консультация психолога. Его задача — понять, нужна ли помощь в адаптации к его состоянию и требуется ли ребенку поддержка для активного включения в реабилитационные занятия.
Лечение динамической афазии
Терапией динамической афазии занимается невролог. Заболевание наблюдают и лечат в неврологических отделениях или специализированных центрах. Кроме невролога, с такими пациентами занимается логопед, психолог и реабилитолог.
Терапия направлена на устранение причины, которая вызвала расстройство речи. Параллельно с этим, специалисты проводят коррекцию развившихся симптомов и восстановительное обучение утраченным навыкам.
Медикаментозное лечение включает в себя:
- Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга (Пирацетам, Сермион).
- Антиоксиданты и витамины группы В.
- Лекарства, обладающие церебропротекторными свойствами (Циннаризин, Винпоцетин).
- Средства, препятствующие образованию тромбов и улучшающие реологические свойства крови (антиагреганты и антикоагулянты).
Программа реабилитации речи состоит из:
- Занятия с логопедом. Работа со специалистом длится на протяжении нескольких лет. Он составляет индивидуальный план коррекции и разрабатывает упражнения для восстановления речи пациента.
- Общеукрепляющая терапия. Сюда входят различные физиотерапевтические методы лечения, нормализация образа жизни, лечебная физкультура, массаж.
- Нейропсихическая коррекция. План программы коррекции разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей пациента. Он включает в себя различные методики, такие как семантический подбор слов, разучивание ритмических песен, стихотворений, повторение скороговорок.
Специалисты
Афазия – неврологическое заболевание, это означает, что лечением данной патологии занимается специалист – невролог. Афазию лечат либо в многопрофильных муниципальных больницах в неврологических отделениях, либо в специализированных центрах. Одним из самых прогрессивных и крупных неврологических центров является Клинический Институт Мозга. На базе клиники есть поликлиника, дневной и круглосуточный стационары, которые занимаются профилактикой, лечением и реабилитацией пациентов с самой разнообразной неврологической патологией. На базе реабилитационного блока функционирует центр восстановления речи. Именно в этом центре проходят лечение и коррекцию пациенты перенёсшие черепно-мозговые травмы, острое нарушение мозгового кровообращения и страдающие от различных форм афазии.
Помимо невролога обязательно в лечении больных с афазией принимает участие врач реабилитолог, психотерапевт и логопед.
Прогноз и профилактика
Восстановление речи при динамической афазии зависит от особенностей психики больного, локализации и объема поражения, а также от ряда других факторов. Статистически более благоприятный прогноз у молодых лиц и пациентов с высокой мотивацией к восстановлению.
Профилактика заключается в устранении факторов риска, регулярной диагностике и коррекции сосудистых заболеваний на начальных этапах. Пациенты, прошедшие полный курс восстановления после афазии, должны наблюдаться у невропатологов еще в течение нескольких лет.
Похожие записи:
- Причины и устранение афазии у детей и взрослых Афазия у детей и взрослых проявляется по-разному. Способы коррекции возрастных…
- Причины и признаки моторной афазии …
- Симптоматика семантической афазии Признаки семантической афазии. Особенности языковых нарушений. Прогноз к выздоровлению. Случай…
- Формы сенсорной афазии Формы сенсорной афазии. Специфические признаки сенсорной афазии у детей. Диагностика…
Все понимает, но сказать не может
Основная характеристика динамической афазии — неспособность к разговорной речи. Человек понимает сказанное, правильно произносит звуки, повторяет сказанное другими, но построить собственное изложение мысли не может. При этом заболевании в речи нарушена регулирующая функция — пациент не в состоянии построить план фразы и вести внутренний монолог, отсюда и невозможность высказываний. Поэтому больной старается не начинать диалог с посторонними первым: у него не получается построить вопрос или попросить что-то, и он осознает это.
Грамматика речи нарушена, глаголов пациенты избегают, предлоги и местоимения пропускают. Существительные часто употребляют только в именительном падеже.
Анализ обращенной речи при динамической афазии показывает, что чтение и счет не нарушены, но при чтении вслух люди с таким заболеванием могут пропускать слова и словосочетания и не в состоянии объяснить смысл текста. Возможность общаться посредством письма в большинстве случаев сохраняется, но только простыми фразами. Затруднения начинаются, если надо сочинить что-то самому или написать под диктовку сложную грамматическую конструкцию.
Пациенты почти всегда теряют возможность долго удерживать концентрацию на чем-либо и часто из-за этого становятся раздражительными либо, наоборот, безразличными.