Когда обращаться к логопеду, чтобы ребёнок говорил чисто и красиво

Маленькие дети искажают произношение слов, по-разному коверкают их, и до какого-то возраста это нормально. Отличить вариант нормы от дефекта речи неподготовленным родителям бывает непросто.

Проблемы с речью тянут за собою отставание в общем развитии, ведь речь является его основой. Нередка ситуация, когда родители спохватываются, что пора бежать к логопеду, только после разговора с воспитателем в детском саду или с учителем младших классов. В статье предложено несколько способов, как понять нужен ли логопед ребенку, или несовершенства его речи пройдут по мере взросления.

Какие дефекты речи требуют особого внимания

На развитие речи и языка влияет ряд факторов, в том числе физическая зрелость, наследственность и окружающая среда. Проблемы со слухом являются частыми причинами дефектов произношения, но даже дети с нормальным слухом могут страдать нарушениями или проблемами с артикуляцией.

Ниже приведены три наиболее распространенных среди младших дошкольников дефекта, когда ребенку нужен логопед. Они должны настораживать внимательных родителей, но чаще всего оказываются незамеченными, так как их принимают за обычное детское коверкание слов и произношения.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Заикание или логоневроз

В возрасте 2-3 лет дети часто заикаются в начале предложения. Это явление может принимать форму повторения первого звука или слога в слове или первого слова в предложении. Чаще случается, когда малыш устал, взволнован или находится в конкурентной ситуации, такой, когда он стремится проявить себя лучше или быстрее, чем его сверстники.

Шепелявость

Шепелявость является еще одной распространенной проблемой артикуляции, когда маленькие дети учатся говорить. Дошкольники, как правило, делают замену легкого в произношении звука на более сложный для них.

Длинные паузы

Еще одним недостатком является появление слишком длинных пауз между словами или мыслями. Это признак поиска правильного слова или размышлений о том, как структурировать свое следующее предложение.

Игры, тренирующие речь

У кого ловкие чуткие пальчики – у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:

► Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3–4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.

► Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку – пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.

Зрительную память тренируем так.

► Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Справа от дома – ели, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески – значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.

Теперь тренируем слуховую память.

► Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…

А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…

► Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой… А если развернуться в другую сторону?

Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.

Что родители могут сделать помимо обращения к логопеду

На ранних этапах заикания родители должны сделать все, что необходимо для создания более спокойной обстановки, в которой можно самовыражаться без тревожности. У врачей до сих пор нет четкого ответа о том, почему дети заикаются, но есть вещи, которые родители могут сделать, чтобы облегчить проблему. Вот три способа:

  1. Уменьшите стресс. Хотя неясно, почему дети заикаются, известно, что эмоциональное напряжение в значительной степени связано с заиканием, как и семейная история этого заболевания. Избегайте давления на вашего малыша, чтобы ускорить его языковые навыки или исправить их недостатки.
  2. Читайте как можно больше. Лучший способ помочь развить языковые навыки — читать понятные и простые для понимания сказки, рассказы и стишки. Исследования показывают, что дети, которым регулярно читают, могут развивать осмысленный язык — произнося свои первые настоящие слова — раньше и эффективнее. Обязательно укажите на рисунок в книге — автомобиль, мяч или собачку, — и четко произнесите эти слова.
  3. Обедайте всей семьей. Исследования показывают, что в семьях, где приняты совместные обеды за общим столом, дети имеют лучшие устные навыки. Возможно, через регулярное участие в разговоре со взрослыми, они узнают множество новых слов и правильные способы формирования предложений.

Кто припас словарный запас?

Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения – это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года – возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, – мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка – тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

Двуязычные дети (билингвы)

Многие дети в настоящее время растут, изучая два языка. Смешивание словарного запаса из двух языков, допущение большего количества грамматических ошибок и относительно небольшой словарный запас в активе речи — все это обычное поведение детей на ранних этапах освоения двух языков одновременно.

Однако недостатки обычно исчезают со временем сами собою. Эти нормальные характеристики иногда ошибочно принимаются педиатрами за речевые задержки. Поэтому убедитесь, что педиатр знает, что ваш малыш-билингв осваивает сразу два языка, если вас направляют к специалисту-дефектологу.

Работа логопеда в детском саду и школе

«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».

В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.

В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.

Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.

Специальность «учитель-логопед»

В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.

«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».

pixabay.com /

Специальность «дефектолог-логопед»

Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.

К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.

В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.

Простые физиологические проблемы

Недостатки речи у дошкольников, как правило, несерьезны. Большинство детей с дефектами произношения усваивают правильные звуки к началу школьных лет, когда они лучше контролируют мышцы, участвующие в разговоре. Здесь хорошо помогают различные стишки и скороговорки. Так, логопеды советуют читать ежедневно самую длинную скороговорку на русском языке «Лигурия», чтобы отточить навыки дикции до совершенства.

Педиатр и детский стоматолог помогут исключить физиологические проблемы, в том числе дефекты зубов, которые могут вызвать дефекты и общее нарушение речи. Иногда решение так же просто и естественно, как появление постоянных передних зубов у дошкольника. Если физиологические причины отсутствуют, а речь так и не появилась до 2,5-3 лет (хотя бы простые фразы из 2-3 слов), необходима консультация у специалиста.

В чём причины нарушения речи

Речь – это одна из самых важных психических функций человека, необходимая для благополучной социализации и коммуникации с другими людьми. При оценке общего психофизического развития ребёнка педиатры обязательно обращают внимание на уровень развития речи.

Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:

  • нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
  • отсутствие нарушения слуха;
  • нормальное зрение;
  • достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.

Если говорить о способности к правильному произношению звуков, необходимо помнить о развитии непосредственно речевого аппарата ребёнка. К речевому аппарату относятся: губы, зубы, язык (правильная длина уздечки), маленький язычок, твёрдое нёбо, полость носа, надгортанник и собственно гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и лёгкие (ведь источником звукообразования в большинстве своём служит струя воздуха). Потому неудивительно, например, что при респираторном заболевании меняются тембр голоса и способность произносить звуки, вплоть до полного отсутствия голоса. А стоматологическая проблема может привести к тому, что даже речь взрослого человека оказывается сложно понять.

Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.

  • Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
  • Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
  • Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
  • Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
  • Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.

Разобравшись в причинах возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических патологий родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.

Но если речь идёт о нарушениях речи, связанных с проблемами общения в семье, то усугубления данных речевых проблем можно избежать путём налаживания психологического климата в семье и достаточного общения с ребёнком. В подобных ситуациях таким детям и их родителям будет показано обращение к психологу.

Расстройства речи у детей школьного возраста

Такие нарушения, как заикание и шепелявость, требуют профессионального внимания, если они продолжаются в течение продолжительного периода времени или ухудшаются, или если они вызывают беспокойство у школьника.

Если заикание длится более нескольких месяцев, или если ребенок расстроен из-за того, что ему трудно общаться, обратитесь к его педиатру. В зависимости от проблемы он может направить вас к логопеду.

Не нужно думать, что ребенок еще слишком мал для работы со специалистом – профессиональные логопеды и дефектологи могут заниматься с детьми в возрасте от 2-3 лет. Даже для таких малышей разработаны комплексы логоритмической гимнастики, игровые формы занятий. Помните, что своевременный запуск речи необходим для правильного развития мышления. Не откладывайте визит к специалисту, если у вас есть какие-то сомнения.

Не теряйте гласные!

Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» – это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.

Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

А у нас сегодня кошка родила вчера котят…

С. Михалков «А что у вас?»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]