Автоматизация звука Л в чистоговорках при помощи мнемодорожек

Автоматизация звука «Л» в чистоговорках при помощи мнемодорожек проводится после автоматизации в слогах, словах и словосочетаниях. Занятия по автоматизации в предложениях могут проводится как до чистоговорок, так и после.

На начальных этапах при произношении звука Л необходимо прикусывать кончик языка. В дальнейшем, когда звук произносится легко, язык переводим за верхние зубы.

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука «Л» проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука «Л» (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
  6. Если ребенок уже усвоил правильное произношение звука «Л» то занятия можно сделать подвижными. Ходите, лазайте, прыгайте, повторяя ритмичные чистоговорки. Заучите их и используйте. как считалки, песенки и т.д.

Автоматизация звука «Л»в чистоговорках, как и в предложениях развивает ассоциативное мышление. Ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.

Мнемодорожки чистоговорок также познакомят детей с предлогами и смогут наглядно обозначить это «невидимое» слово при помощи моделей-схем.

Модели предлогов:

Чистоговорки на звук «ч»

Звук «Ч» относится к шипящей группе. Его постановкой занимаются после коррекции произношения «ш» и «ж». Слов со звуком «ч» не так много, поэтому чистоговорки поделены по слогам.

Прямые слогиОбратные слогиДругие слоги
ЧА:
  • Паша хочет калача;
  • Соня вызвала врача;
  • Горит красивая свеча.
АЧ:
  • Тетя Таня врач;
  • Мы играли в мяч;
  • Прилетел черный грач.
АЧКА:
  • К нам бежит собачка;
  • У Вовы есть жвачка
  • ЧО-ЧО-ЧО — Ой, как горячо!
  • ЧО-ЧО-ЧО – У папы сильное плечо.
ОЧ-ОЧ-ОЧ — Наступила ночь.ОЧКА:
  • Мы покатим бочку;
  • У папы есть дочка.
ЧУ:
  • Я погулять хочу;
  • На скакалке поскачу;
  • На вертолете полечу;
  • Молотком я стучу.
УЧ:
  • Оля ищет ключ;
  • На небе много туч;
  • Появился луч.
УЧКА:
  • Красивая ручка;
  • Появилась тучка.
ЧИ:
  • Мы купили калачи;
  • У солнца есть лучи;
  • Мы собрали кирпичи.
ИЧ:
  • Купим мы кирпич;
  • Очень вкусный кулич.
ИЧКА:
  • Чистая водичка;
  • Прилетела птичка.

Чистоговорки на звук «ч» помогает закрепить правильную артикуляцию шипящих. Дети должны четко проговаривать все звуки, что положительно влияет на дикцию. Для ребенка 5 лет подойдет материал со сложными словами, соответствующими уровню его словарного запаса.

Чистоговорки на звук «к»

Чистоговорки для детей могут использовать не только логопеды, но и родители. Обычно к 5 годам звук «к» сформирован. Но бывает, что нарушения заднеязычной группы сохраняются к старшему дошкольному возрасту.

Про зиму:

  • КИ-КИ-КИ – поиграем мы в снежки;
  • КИ-КИ-КИ – у меня коньки;
  • ОК-ОК-ОК – пойдем мы на каток;
  • ОК-ОК-ОК – на улице снежок;
  • ИК-ИК-ИК – во дворе есть снеговик.

Про весну:

  • КА-КА-КА – весной бежит река;
  • КА-КА-КА – плывут по небу облака;
  • КО-КО-КО – весной солнце высоко.

Про овощи и фрукты:

  • УК-УК-УК – мама режет лук;
  • ОК-ОК-ОК – собираем мы чеснок;
  • ОК-ОК-ОК – у нас вырос кабачок;
  • ОВКА-ОВКА-ОВКА – вкусная морковка.

Про одежду:

  • КИ-КИ-КИ – купили мальчику носки;
  • АПКА-АПКА-АПКА – вязаная шапка;
  • ОК-ОК-ОК – ищем дружно мы носок;
  • ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА – яркая футболка.

Про транспорт:

  • ИК-ИК-ИК – проехал грузовик;
  • КО-КО-КО – самолеты высоко.

Чистоговорки на звук «к» помогают закрепить правильную базовую артикуляцию заднеязычной группы.

Чистоговорки на звук «з»

Чистоговорки для детей 5 лет на звук «з» помогают закрепить базовую артикуляцию свистящих. Их не так много, потому что в обратных слогах происходит оглушение звонкой фонемы. Поэтому подбирают материал для отработки звукового образа в прямых слогах или между гласными.


Чистоговорки принесут больше пользы для детей, если превратить обучение в игру

Про весну:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – появились листья у березы;
  • ЗА-ЗА-ЗА – вот и майская гроза.

Про зиму:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – зимой крепкие морозы;
  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – блестит снег как алмазы;
  • ОЗУ-ОЗУ-ОЗУ – пишем письма Деду Морозу.

Про домашних животных:

  • ЗА-ЗА-ЗА – погулять пошла коза;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы нашли козу;
  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – красивый бантик у козы.

Про транспорт:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – машина возит грузы;
  • ЗА-ЗА-ЗА – нажму на тормоза.

Про насекомых:

  • ЗА-ЗА-ЗА – к нам летит стрекоза;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы ловили стрекозу.

Логопеды на занятиях используют одновременно чистоговорки и короткие стихотворения, чтобы процесс автоматизации «з» проходил быстрее. Подбирать слова следует так, чтобы звонкий звук был в сильной позиции, иначе ребенок будет путать его со другими свистящими.

Чистоговорки на звук «ж»

Чистоговорки для детей 5 лет на звук «ж» помогают автоматизировать правильное произношение одного из базовых звуков шипящей группы.

Про осень:

  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – собрали колосья ржи;
  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – спать готовятся ежи;
  • ЖАЙ-ЖАЙ-ЖАЙ – поспел осенний урожай.

Про диких животных:

  • ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – ягод мы дадим ежу;
  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи.

Чистоговорок на звук «ж» не так много, из-за оглушения звонкой фонемы в обратных слогах.

Чаще всего у детей не возникает сложностей с автоматизацией этого звука, потому что уже сформирована правильная базовая артикуляция шипящих. Главное, чтобы взрослый громко проговаривал звонкую фонему, чтобы ребенок не спутал ее с другим звуком.

Полезные советы

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука «Л» проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука «Л» (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
  6. Если ребенок уже усвоил правильное произношение звука «Л» то занятия можно сделать подвижными. Ходите, лазайте, прыгайте, повторяя ритмичные чистоговорки. Заучите их и используйте. как считалки, песенки и т.д.

Автоматизация звука «Л»в чистоговорках, как и в предложениях развивает ассоциативное мышление. Ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.

Мнемодорожки чистоговорок также познакомят детей с предлогами и смогут наглядно обозначить это «невидимое» слово при помощи моделей-схем.

Чистоговорки на звук «с»

Чистоговорки для детей 5 лет используют на начальных этапах автоматизации. Дети младшего дошкольного возраста с легкостью могут их выучить. Звук «с» — одна из базовых фонем, поэтому его корректируют, начиная с 2-3 лет.

СлогиЧистоговорки
СА
  1. Постоим домик мы для пса.
  2. У яхты есть паруса.
  3. Подлетела к нам оса.
  4. У сестры коса.
СУ
  1. Соберем грибы в лесу.
  2. Не боимся мы осу.
  3. Маме заплету косу.
СЫЕсть домик у осы.
СИУ самолета есть шасси.
АСБелка сделала запас.
ЕСКак красив осенний лес.
ОС
  1. У собаки мокрый нос.
  2. Папа овощи принес.
УСОстановился тут автобус.
ОСЫСозрели абрикосы.
СЯТАПрибежали поросята.
СОНСоберем мы патиссон.

Чистоговорки сочетают с другими упражнениями для автоматизации звука. Они являются переходным этапом от слогов к словам. Предложенный выше материал для логопедических занятий поможет закрепить правильную артикуляцию свистящей группы.

Чистоговорки на звук «р»

Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.

СлогиЧистоговорки
РА
  1. Пришла осенняя пора.
  2. В снежки играет детвора.
  3. Снег идет с утра.
  4. Кошек нам кормить пора.
  5. Налетела мошкара.
  6. Урожай собрать пора.
  7. У Вани младшая сестра.
  8. Апельсина кожура.
РО
  1. Мы поедем на метро.
  2. Овощи соберем в ведро.
РУ
  1. Осенью хоти жару.
  2. Машина едет по двору.
  3. Я позвал гулять сестру.
РЫ
  1. Осенью метем дворы.
  2. Весело съезжать с горы.
  3. На елочке висят шары.
  4. Кошки не едят сыры.
  5. Прилетели комары.
РИПрилетели снегири.
АР
  1. Мы слепили снежный шар.
  2. Залетел в окно комар.
ОР
  1. Загорелся светофор.
  2. Красный помидор.
УРСходим мы покормим кур.
РОДМы копаем огород.
ОРЫ
  1. Большие помидоры.
  2. Мы нашли зайки норы.

В чистоговорках на звук «р» нужно стараться не использовать слова со звуком «л». На логопедических занятиях подбирают материал с учетом отрабатываемого звука. Если автоматизируется фонема в прямых слогах, то и чистоговорки должны содержать этот вид слогов.

Чистоговорки на звук «т»

Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.

Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:

  • ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
  • ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
  • ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
  • ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.

Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:

  • АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
  • ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
  • ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.

Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.

Чистоговорки на звук «ш»

Чистоговорки для детей 5 лет являются одним из эффективных упражнений для закрепления правильного произношения и улучшения дикции. Звук «ш» появляется в раннем возрасте. Поэтому чистоговорки с этой фонемой можно подбирать для детей младшего дошкольного возраста.

СлогиЧистоговорки
ША
  1. Осенняя пора хороша.
  2. Зимняя шуба хороша.
  3. Идет кошка не спеша.
  4. Наша мама хороша.
ШОЗимой нам очень хорошо.
ШУ
  1. Листьями шуршу.
  2. Зимой шубу я ношу.
  3. Папе я письмо пишу.
  4. Мы поможем малышу.
ШИ
  1. В школу с братом мы пошли.
  2. В снежки играют малыши.
  3. Собачки очень хороши.
  4. У сестры карандаши.
АШБрат купил мне карандаш.
ОШМорозный день хорош.
УШМы купили много груш.
ОШКА
  1. У нас в доме кошка.
  2. У нас выросла картошка.
УШКОПоглажу кошке ушко.
ИШНЯВ саду поспела вишня.
ОШКУКопаем осенью картошку.
ШИНАПриехала машина.

Если нет чистоговорок с автоматизируемыми звуками, их можно заменить короткими стихотворениями. Данный вариант позволяет включить в занятие больше слов с отрабатываемой фонемой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]