Раскраски на звук Ш: автоматизация звука Ш при помощи раскрасок

Раскраски на звук «Ш» станут одним из этапов в автоматизации данного звука. Раскраски сами по себе увлекают малышей. Здесь они несут еще и дополнительную образовательную нагрузку. Раскраски на автоматизацию звука «Ш» в словах, чистоговорках, текстах помогут не только ввести звук в речь, но и разовьют пальчики малыша. Раздел раскрасок «Определи позицию звука в слове» будет полезен при обучении малышей грамоте.

Полезные советы:

  1. Перед тем, как приступить к занятию по автоматизации звука «Ш» вспомните его правильную артикуляцию и сделайте 2-3 упражнения. Это подготовит речевой аппарат малыша и направит его внимание.
  2. В начале занятия попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке. Позадавайте ему вопросы. Напоминайте , что звук «Ш» нужно говорить правильно . Если малыш затрудняется, помогите ему, произнесите вместе «трудные слова и фразы».
  3. Заучивайте чистоговорки, просите пересказывать тексты и отвечать на вопросы.
  4. Занятия с малышом проводите систематически, 2-3 раза в неделю по 20-25 минут.
  5. Заниматься по раскраске можно как индивидуально, так и небольшой группой детей.
  6. Кроме этого раскраски разовьют мелкую моторику ребенка. Но лучше раскрашивать карандашами, так как усилий при этом понадобится больше.
  7. Карандаши желательно выбирать трехгранные. Они помогают подготовить руку ребенка к письму, т.к. удобно располагаются в трех пальцах — большом, указательном и среднем.
  8. Пока ребенок не научится держать карандаш правильно (пальцами, а не в кулачке) помогайте ему, иначе разницы между трехгранным карандашом и круглым не будет, равно как и пользы.
  9. А еще польза раскрасок в том, что они разовьют образное мышление и ориентировку в пространстве вашего малыша.

И, конечно, помните основное правило: звук Ш необходимо произносить правильно!!!

Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:

1. Пет р ушка ест ват р ушку. 2. Ст р аус лежит на т р аве. 3. Т р и мат р ешки сидят на т р аве. 4. Под книжкой лежат т р и тет р ади. 5. Р ома к р асит забо р к р асной к р аской. 6. Ко р ова и ба р ан кушают т р аву. 7. Му р авей спит в му р авейнике. 8. Дед Мо р оз пода р ил Роме пода р ки. 9. Под го р кой спит че р ный к р от. 10. На р убашке два ка р мана. 11. В ко р зине лежат огу р цы, пе р цы и помидо р ы. 12. Р ома взял тет р адь, о р анжевый ка р андаш и р учку. 13. Г р узовик везет ка р тошку, го р ох и мо р ковь. 14. Че р ная во р она сидит на забо р е. 15. Со р ока ест че р вяка. 16. Тиг р , жи р аф и ве р блюд бегают под дождем. 17. Д р овосек топо р ом д р ова р убит. 18. Р ыба ест че р вяка. 19. На к р ыше сидит во р она и ест сы р . 20. На елке к р асные ша р ы и р озовые р ыбки. 21. К р асная Шапочка положила в ко р зину пи р ожки. 22. К р окодил Гена пода р ил Чебурашке барабан и гармошку.

Дидактический материал к урокам обучения грамоте. Азбука-раскраска

Класс: 1

Цель составления пособия: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки.

1. Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и «а». Будь повнимательнее, не закрась лишние части.

2. Возьми серый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Б» и «б».

3. Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «В» и «в».

4. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Г» и «г».

5. Возьми цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Д» и «д».

6. Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква «Е» и «е».

7. Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой «Ё» и «ё».

8. Возьми жёлтый и коричневый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Ж» и «ж».

9. Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы «З» и «з».

10. Возьми серый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «И» и «и».

11. Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Й» и «й».

12. Возьми оранжевый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «К» и «к».

13. Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Л» и «л».

14. Возьми коричневый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «М» и «м».

15. Возьми серый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Н» и «н».

16. Возьми синий или голубой карандаш и закрась те части рисунка, где ты видишь буквы «О» и «о».

17. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «П» и «п».

18. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».

19. Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «С» и «с».

20. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Т» и «т».

21. Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «У» и «у».

22. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».

23. Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Х» и «х».

24.Возьми жёлтый карандаш и закрась все участки рисунка с буквой «Ц» и «ц».

25. Возьми коричневый карандаш и закрась все участки рисунка, в которых ты видишь букву «Ч» и «ч».

26. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Ш» и «ш».

27. Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и раскрась те части рисунка, которые о и «щ».

28. Возьми чёрный карандаш и закрась все участки рисунка с буквой «Ъ».

29. Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «ы».

30. Возьми чёрный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь букву «ь».

31. Жёлтым карандашом закрась все участки с буквой «Э» и «э».

32. Части рисунка с буквой «Ю» и «ю» раскрась разноцветными карандашами.

33. Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву «Я» и букву «я».

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Оценка уровня произношения

Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука [Ш]. Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.

Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.

Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на [Щ].

Если малышу будет удаваться произносить [Ш] задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное [Х] или звонкое южнорусское [Г].

Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед.

Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.

При проблемах дошкольник начинает менять [Ш] на [С]. В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]