Раскраски на звук «Ш» станут одним из этапов в автоматизации данного звука. Раскраски сами по себе увлекают малышей. Здесь они несут еще и дополнительную образовательную нагрузку. Раскраски на автоматизацию звука «Ш» в словах, чистоговорках, текстах помогут не только ввести звук в речь, но и разовьют пальчики малыша. Раздел раскрасок «Определи позицию звука в слове» будет полезен при обучении малышей грамоте.
Полезные советы:
- Перед тем, как приступить к занятию по автоматизации звука «Ш» вспомните его правильную артикуляцию и сделайте 2-3 упражнения. Это подготовит речевой аппарат малыша и направит его внимание.
- В начале занятия попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке. Позадавайте ему вопросы. Напоминайте , что звук «Ш» нужно говорить правильно . Если малыш затрудняется, помогите ему, произнесите вместе «трудные слова и фразы».
- Заучивайте чистоговорки, просите пересказывать тексты и отвечать на вопросы.
- Занятия с малышом проводите систематически, 2-3 раза в неделю по 20-25 минут.
- Заниматься по раскраске можно как индивидуально, так и небольшой группой детей.
- Кроме этого раскраски разовьют мелкую моторику ребенка. Но лучше раскрашивать карандашами, так как усилий при этом понадобится больше.
- Карандаши желательно выбирать трехгранные. Они помогают подготовить руку ребенка к письму, т.к. удобно располагаются в трех пальцах — большом, указательном и среднем.
- Пока ребенок не научится держать карандаш правильно (пальцами, а не в кулачке) помогайте ему, иначе разницы между трехгранным карандашом и круглым не будет, равно как и пользы.
- А еще польза раскрасок в том, что они разовьют образное мышление и ориентировку в пространстве вашего малыша.
И, конечно, помните основное правило: звук Ш необходимо произносить правильно!!!
Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:
1. Пет р ушка ест ват р ушку. 2. Ст р аус лежит на т р аве. 3. Т р и мат р ешки сидят на т р аве. 4. Под книжкой лежат т р и тет р ади. 5. Р ома к р асит забо р к р асной к р аской. 6. Ко р ова и ба р ан кушают т р аву. 7. Му р авей спит в му р авейнике. 8. Дед Мо р оз пода р ил Роме пода р ки. 9. Под го р кой спит че р ный к р от. 10. На р убашке два ка р мана. 11. В ко р зине лежат огу р цы, пе р цы и помидо р ы. 12. Р ома взял тет р адь, о р анжевый ка р андаш и р учку. 13. Г р узовик везет ка р тошку, го р ох и мо р ковь. 14. Че р ная во р она сидит на забо р е. 15. Со р ока ест че р вяка. 16. Тиг р , жи р аф и ве р блюд бегают под дождем. 17. Д р овосек топо р ом д р ова р убит. 18. Р ыба ест че р вяка. 19. На к р ыше сидит во р она и ест сы р . 20. На елке к р асные ша р ы и р озовые р ыбки. 21. К р асная Шапочка положила в ко р зину пи р ожки. 22. К р окодил Гена пода р ил Чебурашке барабан и гармошку.
Дидактический материал к урокам обучения грамоте. Азбука-раскраска
Класс: 1
Цель составления пособия: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки.
1. Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и «а». Будь повнимательнее, не закрась лишние части.
2. Возьми серый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Б» и «б».
3. Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «В» и «в».
4. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Г» и «г».
5. Возьми цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Д» и «д».
6. Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква «Е» и «е».
7. Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой «Ё» и «ё».
8. Возьми жёлтый и коричневый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Ж» и «ж».
9. Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы «З» и «з».
10. Возьми серый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «И» и «и».
11. Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Й» и «й».
12. Возьми оранжевый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «К» и «к».
13. Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Л» и «л».
14. Возьми коричневый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «М» и «м».
15. Возьми серый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Н» и «н».
16. Возьми синий или голубой карандаш и закрась те части рисунка, где ты видишь буквы «О» и «о».
17. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «П» и «п».
18. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».
19. Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «С» и «с».
20. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Т» и «т».
21. Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «У» и «у».
22. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».
23. Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Х» и «х».
24.Возьми жёлтый карандаш и закрась все участки рисунка с буквой «Ц» и «ц».
25. Возьми коричневый карандаш и закрась все участки рисунка, в которых ты видишь букву «Ч» и «ч».
26. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Ш» и «ш».
27. Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и раскрась те части рисунка, которые о и «щ».
28. Возьми чёрный карандаш и закрась все участки рисунка с буквой «Ъ».
29. Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «ы».
30. Возьми чёрный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь букву «ь».
31. Жёлтым карандашом закрась все участки с буквой «Э» и «э».
32. Части рисунка с буквой «Ю» и «ю» раскрась разноцветными карандашами.
33. Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву «Я» и букву «я».
Обследование произношения звука «Ш»
При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.
Правила проверки в домашних условиях:
- Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
- Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.
У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.
Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда
Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.
Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)
Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.
Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.
Оценка уровня произношения
Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука [Ш]. Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.
Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.
Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на [Щ].
Если малышу будет удаваться произносить [Ш] задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное [Х] или звонкое южнорусское [Г].
Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед.
Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.
При проблемах дошкольник начинает менять [Ш] на [С]. В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».
Упражнения
В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с добавлением голоса.
Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.