Используем методику «Сюжетные картинки» для определения понимания детьми нравственных норм

Дата: 23 марта 2022 Автор: Ирина Гифт Рубрика: Школа

Умение отличать хорошее от плохого является одной из важнейших составляющих межличностных отношений. Ведь свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Дошкольный и младший школьный возраст — годы активной социализации, когда ребёнок учится эффективно взаимодействовать с другими людьми, не нарушая их личных границ. Для оценки того, насколько адекватны сложившиеся у ребёнка представления о нравственности, используется методика Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки».

Методика «Сюжетные картинки»: автор, суть, цель

Автор методики Румия Рашидовна Калинина, кандидат психологических наук из Пскова, занимается разработкой программ помощи детям, имеющим отклонения, связанные с психическими реакциями на окружающий мир, и помогает в нормализации семейных отношений. Тест «Сюжетные картинки» применяется для изучения понимания ребятами дошкольного и младшего школьного возраста нравственных норм поведения. Малышам 4–5 лет в индивидуальном порядке предлагаются пары картинок, на которых представлены сюжеты, иллюстрирующие следующие понятия:

  • щедрость и жадность;
  • отзывчивость и равнодушие;
  • дружелюбие и конфликтность;
  • аккуратность и неопрятность.

Для детей 6–8 лет добавляется пара «вежливость — невнимание». Задача тестируемых заключается в том, чтобы классифицировать изображения по двум стопкам: положительные поступки и отрицательные.

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести — ничего, чем человек есть человек.

Виссарион Григорьевич Белинский, литературный критик XIX века


Без понимания элементарных норм поведения ребёнок не сможет пройти этап социализации в кругу сверстников

Диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

марина титова

Диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе

Название методики,автор:

Методика «Неоконченные ситуации»
(А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция:Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»

. В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Ситуации:

Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие.

К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой»

. Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в «дочки-матери»

.К ним подошел маленький мальчик и попросил:
«Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»
— ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в «лошадки»

.Он бегал и кричал:
«Но, но, но!»
В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала:
«Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть»
Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?

Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Название методики.автор:

Методика «Изучение осознания нравственных норм»
(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам»

.

После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»

Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию.Например:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом.Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась»

. Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?

Мама стирала.Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала»

, — сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?

Обработка результатов:

Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?

Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?При правильном ответе ссылается на:

• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»

);

• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут»

,
«Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»
);

• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»

);

• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»

);

• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно»

,
«Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»
);

• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться»

,
«Даст куклу, потому что она не жадная»
). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.

При неправильном ответе ссылается на:

— авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»

);

— свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна»

,
«Я тоже хочу играть»
);

1.3. Название методики,автор:

Методика «Закончи историю»
(Р. Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость — лживость

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»

. После этого ребенку читают по очереди четыре истории
(в произвольном порядке)
.

1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой»

. Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?»

Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Низкий — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Средний — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Высокий — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

1.4. Название методики,автор:

Методика «Сюжетные картинки»
(Р. Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно)

.

Стимулирующий материал приложение №1

Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.

Низкий(2балла)

— ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Средний (3 балла)

— правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Высокий (4 балла)

— ребенок обосновывает свой выбор
(возможно, называет моральную норму)
; эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.

Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

2.1. Название методики,автор:

«Диагностика развития общения со сверстниками»
(Орлова И. А., Холмогорова В. М.)
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Возрастной диапазон: 2-4 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развитияобщения со сверстниками предполагается использовать:

• параметры общения со сверстниками;

• шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

— Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру)

.

— Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

— Чувствительность (активность)

— стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

— действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

— Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).

Показателями данного параметра являются:

Экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников)

;

Активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы)

.

Обработка результатов:

Интерес к сверстнику.

баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция)

;

балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Проведение теста Р.Р. Калининой среди дошкольников и младших школьников

Для организации диагностики понадобится набор из 8 (для детей 4–5 лет) или 10 изображений (для 6–8-летних испытуемых), а также протокол в удобной для экспериментатора форме. Алгоритм проведения тестирования таков:

  1. Ребёнок получает карточки с изображениями.
  2. Организатор определяет задачу: «Разложи картинки в две стопки, чтобы в одной были изображения хороших поступков, а в другой — плохих».
  3. Взрослому также требуется оговорить следующее: несмотря на отсутствие временных рамок, слишком долго думать над каждой карточкой не стоит.
  4. После того как малыш классифицирует все картинки, взрослому потребуется снова разложить их перед испытуемым и задать вопросы: «Какое настроение у мальчика?», «Почему ты так думаешь?». Детям 6 лет и старше предлагаются только пары 2, 3, 5, а вопрос звучит так: «Что чувствуют герои картинок, как думаешь?», «Почему?».

Объяснения ребёнка и его эмоциональные реакции полагается фиксировать в протоколе по ходу работы с изображениями.

Файл: Стимульный материал для диагностики

Серия картинок для тестирования

Интерпретация сюжетных картинок.

Сеитмуратова А.Э.

СДО(О) — 18.

Методики.

Классификации.

«Классификация предметов»

Методика является одной из основных в психологическом обследовании (Вейгль,

1927; Л.С. Выготский, 1934; Гольтштейн иШирер, 1941; Б.В. Зейгар

ник, 1970 и др.).

Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций.

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т. д.).

Инструкция: разложите эти карточки на столе – что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).

Ход выполнения задания:

I этап – «глухой»: предлагается раскладывать карточки и группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы («Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять: посуду с посудой, одежду с одеждой» и т.д.). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения. На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для этого необходимы словесные объяснения ребенка. III этап – предлагается соединить выделенные группы между собой так, чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!) общим существенным признаком. Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет – I, II этапы; с 7-ми лет – III этап работы.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.

Интерпретация сюжетных картинок.

« Серия сюжетных картинок».

Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления

Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения. Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий. Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.

Инструкция выполнения: перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ. «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ». В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки. Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности. Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.

Анализ результатов выполнения:

4 балла — дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;

3 балла — дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

2 балла — дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;

1 балл — ребенок не понял смысла задания.

Обработка и интерпретация результатов


Если ребёнок плохо справился с заданием, то стоит задумать о том, чтобы обратиться к психологу

В зависимости от качества выполнения задания малыш получает следующие оценки:

  • 0 очков — картинки разложены неправильно, ребёнок не проявляет эмоциональную реакцию на изображённый поступок или отказывается отвечать;
  • 1 балл — испытуемый распределил карточки верно, но дать обоснование классификации не смог, также отсутствуют эмоциональные проявления, связанные с сюжетом рисунков, малыш не в состоянии соотнести настроения людей на иллюстрациях с ситуацией;
  • 2 очка — тестируемый правильно рассортировал картинки, обосновал свой выбор, но эмоции (при всей адекватности) выражены очень слабо;
  • 3 очка — испытуемый корректно разложил рисунки, объяснил выбор, назвал этическую норму и проявил адекватную яркость эмоциональных реакций с помощью мимики, жестов и так далее.

Нормой считается результат в 3 балла. Если малыш неуверенно даёт оценку изображённым поступкам героев и получает 2 очка, то для исправления ситуации психологи советуют больше читать с ребёнком и анализировать вместе с ним поступки героев. Так маленькому человечку будет легче научиться оценивать и свои, и чужие действия. В случае если ребёнок получил 1 балл или вообще 0, без помощи специалиста по возрастной психологии не обойтись.

Тестирование по методике «Сюжетные картинки» не требует много времени, а результат такой простой диагностики может стать первым признаком того, что у малыша есть какие-либо отклонения. Приём позволит разработать стратегию коррекционной работы с тем или иным испытуемым, чтобы помочь ему развиваться гармоничной личностью.

Стимульный материал для детей младшей группы.

В картинках представлены следующие полярные по своим харак­теристикам нравственные нормы.

I. Доброта — жадность:

1. мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;

2. девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей.

II. Отзывчивость — равнодушие:

1. маленькая девочка плачет, другая ее утешает; выражение лица второй девочки сочувствующее;

2. один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой, пока­зывая на него пальцем, смеется.

III. Дружелюбие — конфликтность:

1. дети дружно играют вместе, строят башню из кубиков;

2. мальчик отнимает игрушечную лошадку у девочки.

IV. Аккуратность — неаккуратность:

1. девочка причесывается перед зеркалом;

2. девочка в грязном платье, непричесанная, вырывает листы из книги.

Предъявление задания для детей младшей группы.

Инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные картин­ки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо и на которых — плохо». Картинки предъявляются детям попарно. После того как ребенок разложил картинки, воспитатель снова рас­кладывает их все перед ним и просит показать, кто на картинках радуется, а кто грустит.

Стимульный материал для детей средней и старшей групп.

К четырем парам картинок, используемым для диагностики детей младшей группы, добавляется пятая пара — вежливость — невнима­ние к взрослым:

1. ребенок предлагает женщине стул, она улыбается;

2. бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется.

Предъявление задания для детей средней и старшей групп.

После предъявления каждой пары картинок детям старшего до­школьного возраста задается вопрос: «Почему ты так думаешь?»

После выполнения первого задания перед ребенком поочередно (по одной) раскладывают картинки II, III, V пар и предлагают вопро­сы «Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»

Обработка результатов.

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображениями как положительных, так и отри­цательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или от­сутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные проявления при оценке поступков не выражены. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновыва­ет свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

3 балла — ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновы­вает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте — называет мораль­ную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики «Закончи историю».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]