Причины неправильного звукопроизношения
Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:
- Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
- Высокое узкое твердое небо;
- Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
- Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.
В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.
Польза мнемодорожек с текстами:
- При помощи данного приема легче научить ребенка произносить звук «Ж» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
- Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
- Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
- Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Модели предлогов:
Рассказы изготовлены в двух вариантах на выбор:
- Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с не читающими малышами.
- Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.
Распечатайте представленные картинки на листах формата А4. Желательно заламинируйте, тогда они прослужат вам гораздо дольше и занимайтесь с удовольствием.
Или занимайтесь онлайн на сайте.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «ж»
Выполняют упражнения ежедневно, лучше сидя перед зеркалом. Проводят в игровой форме. Сначала ребенку показывают правильную артикуляцию звука:
- губы округляем и выдвигаем вперед;
- зубы смыкаем или сближаем;
- кончик языка поднимаем к альвеолам, но не прижимаем к ним;
- боковые стенки языка прижимаем к верхним коренным зубам;
- на выдохе посередине языка должна пройти теплая воздушная струя.
Звук «ж» — звонкий, его произносят с голосом. Чтобы научиться этому, необходимо выполнять такой комплекс упражнений.
Первое (исходное) упражнение. Инструкция: улыбнись, обнажи зубы, поставь их друг на друга, как забор. Говори про себя «и», считай до 10-ти.
Упражнение №2. Прими исходное положение, вытяни вперед губы, округли, будто хочешь сказать «о», считай до 10-ти.
Упражнение №3. Распластай язык внизу, упрись кончиком в нижние зубки. Улыбнись, открой и закрой рот. Повтори до 10-ти раз.
Упражнение №4. Распластай язык и не двигай им. Он не должен касаться нижней губы или дрожать. Нижние зубы обнажены. Считай до 10-ти.
Упражнение №5. Открой рот, чтобы были видны зубы. Погладь кончиком языка неба — вперед и назад.
Упражнение №6. Распластай язык и положи его на нижнюю губу. Оближи верхнюю губу — сверху вниз, при этом убери язык за зубы. Челюстью не двигай.
Упражнение №7. Улыбнись и приоткрой рот, распластай язык и положи его кончик на верхнюю губу. Прижми боковые поверхности языка так, чтобы посередине образовался желобок. Сделай движение, будто сдуваешь с кончика носа пушинку. Следи, чтобы воздух шел посередине языка.
Речевой материал:
Ежик
Жил в лесу ёжик. Летом ёжик много ел и был сыт. Зимой нет еды ёжику. Сделал ёжик к зиме нору. В норе ёжику было тепло. Ёжик спал в ней до весны.
Женя заболел
Женя болен. У него болит живот. Он лежит и ждёт маму. Мама готовит Жене ужин. Жене можно кушать жидкий суп, жидкий кисель и желе.
Женя и Жучка
У Жени живёт собака Жучка. Однажды Женя пошёл в лес собирать жёлуди и взял с собой Жучку. Пока Женя собирал жёлуди Жучка гонялась за жуком. Вдруг Женя услышал лай. Он подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.
Живой подарок
Жанна приехала в гости к Жоре. Жора принёс Жанне живой подарок – ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы. Жанна полюбила ежа. Уезжая от Жоры, Жанне было тяжело покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили ужи, жабы и хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными.
Жора и жук
Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробку, и жук улетел.
Рыбалка
Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в ведре. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.
На сайте представлены иллюстрации только к одному рассказу.Чтобы получить наглядный материал ко всем рассказам, напишите на почту
Логопедическая дыхательная гимнастика
При правильной артикуляции звука «ж» посередине языка проходит теплая воздушная струя, когда малыш выдыхает воздух. При неправильном произношении этой струи нет. Поэтому цель гимнастики — научить этому ребенка.
При выполнении упражнений нужно следить за телом: плечи неподвижны, грудь при вдохе не сильно поднимается, а при выдохе — умеренно опускается. Вдыхать нужно через рот, вдох мягкий и короткий, выдох — медленный и плавный. После вдоха сразу начинаем говорить (но при выдохе).
Вот упражнения для дыхательной гимнастики.
Упражнение №1. Детям предлагают сдуть с ладошки бумажную снежинку. У кого дальше улетит, тот молодец.
Упражнение №2. Сделай сильный прерывистый выдох, будто гасишь свечу, и одновременно скажи «фуууу».
Упражнение №3. К нижней губе поднеси бутылочку с узким горлом и подуй. Должен появиться шум.
Упражнение №4. Улыбнись, кончик языка спрячь за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Выдохни.
Дифференциация звуков [З]-[Ж]
- Логопеда.Нет
- Дифференциация звуков
- Дифференциация звуков [З]-[Ж]
1) Произносить звуки
З язычок внизу, губы улыбаются (см. артикуляцию звука [З]) | Ж язычок вверху, губы округлены (см. артикуляцию звука [Ж]) |
Звуки звонкие, твёрдые согласные, окрашены синим цветом.
2) Произносить (читать) слоги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) Придумать слова со звуками [З] и [Ж] в начале и в середине слова, составить схемы
Образец:
З Газон з Зайка З | Ж Ножик ж Желток Ж |
Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.
4) Произносить (читать) слоги, слова парами
жа-за
|
|
|
жо-зо
|
|
|
жу-зу
|
|
|
жи-зы, жи-зи
|
|
|
другие сочетания
|
|
5) Произносить (читать) слова со звуками [З] и [Ж]
|
|
|
|
6) Проспрягать предложения
- Я взял(-а) Женины лыжи.
- Я заметил(-а) ужа в луже.
- Я бежал(-а) с Зиной на лыжах.
- Я позвал(-а) Женю и Зину к ужину.
- Я показал(-а) Зое и Жанне ежа.
- Я зажигаю железную зажигалку.
Образец:
- Я загадал(-а) желание.
- Ты загадал(-а) желание.
- Он (она) загадал (а) желание.
- Мы загадали желание.
- Вы загадали желание.
- Они загадали желание.
7) Произносить (читать) предложения
- Захар заряжает ружьё.
- Женя заслужил награду.
- Пёс лежал и лизал лапу.
- Женя резал ржаной хлеб.
- Залежи руды у нас большие.
- Женя помог задержать врага.
- Я зажал в руке железный гвоздик.
- Жеребёнок забежал во двор и заржал.
- Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.
- Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.
- Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок.
- Заседали в полдень зайки воз¬ле лужи на лужайке.
- Мы привязали Жучку к будке, что¬бы она не убежала.
- Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.
- Зажглась зелёная звезда, запустим звездолёт туда.
- Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше¬ница с рожью загорели тоже.
Произносить (читать) и пересказывать текст
За земляникой
Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же¬ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же¬ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.
Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос¬тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.
9) Выучить наизусть стихотворение
На зеленой на лужайке Забияки жили зайки, Жили змеи, медвежата, И ужата, и ежата. В звездном небе светляки Зажигали огоньки, Чтоб ни зверю и ни птице В том лесу не заблудиться.
Постановки звука «ж» поэтапно
Занятие постановка звука ж проходит в 3 этапа. Проводят его в форме игры в группе из 4 – 5 деток.
На первом этапе детям показывают, как должен располагаться язык во время произношения звука.
Второй этап постановки звука ж
Логопед выясняет, как ребенок выговаривает звук «ж» и какие ошибки в артикуляции допускает. На этом же этапе проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику и приступают к отработке звука «ж» (при условии, что ученики выговаривают «ш»). Большинство детей начинают говорить его по подражанию — это самый простой прием постановки звука «ж».
Упражнение «Жучок». Ребятам показывают картинку с изображением жука и просят вспомнить, как летом летали жучки и жужжали. Потом просят повторить этот звук.
Упражнение «Шарик». Детей просят изобразить шипящий звук, когда лопается шарик. А потом — произнести то же самое, только с голосом.
Упражнение «Голос». Учеников просят повторить шипение (звук «ш») и приложить в это время ручки к шее. Спрашивают: «Что делает голосок? Спит или поет?». Детки ответят, что спит. Потом их просят произнести «ш» с голосом — они отметят, что теперь «голос поет» — в шее появилась вибрация.
По такой же аналогии, как и в упражнении «Жучок», проводят игры «Муха в паутине» и «Пчелы собирают цветы». В процессе важно контролировать правильную артикуляцию.
Эти логопедические упражнения ж можно проводить с малышом и дома для закрепления навыка.
Третий этап занятия постановка звука ж
Детки учатся правильно произносить звук «ж» в словах и фразах. Главное условие — они должны четко и безошибочно говорить звук изолированно. Для этого проводят упражнение с картинками.
Сначала воспитатель подбирает пары картинок — предметных и сюжетных. На предметных нарисован предмет, в названии которого есть звук «ж». Слова, в которых он приходится на конец или перед глухими согласными, не подходят. На сюжетных картинках изображены ситуации, в которых не хватает изображенного на первых картинках предмета. Например, девочка с бумагой (ножницы), мальчик на горке (лыжи), дом в пламени (пожарник).
Упражнение №1. Воспитатель показывает несколько сюжетных иллюстраций и спрашивает учеников, кому чего не хватает. Они называют.
Упражнение №2. Деткам показывают предметные картинки и просят назвать, что на них нарисовано. Они называют.
Упражнение №3. Воспитатель спрашивает, кому нужен изображенный предмет. Детки отвечают, например: «Ножницы нужны девочке, чтобы резать бумагу».
Так проходят все сюжетные картинки. При выполнении логопедических упражнений на звук «ж» детки должны выделять его голосом — говорить чуть дольше других звуков.
Заключительный этап коррекции – автоматизация
Постановка звука «ж» поэтапно завершается автоматизацией. Цель — научить деток произносить звук правильно изолированно, в слогах, словах и фразах.
Проводят в несколько этапов:
- Изолированное произношение звука. Подражание жужжанию шмеля, пчелы, жука, юлы;
- Произношение в слогах. Вот список слогов для логопедического упражнения на звук «ж»: «жа», «жо», «жу», «жи», «же»;
- Произношение в сочетаниях слогов. Список слогов в логопедическом упражнении буква «ж»: «жа-жа-жа», «жо-жо-жо», «жу-жу-жу», «жи-жи-жи», «же-же-же», а потом: «жа-жо-жу»,«жи-же-жа», «жу-жо-же», «же-жа-жо», добавляем еще один слог: «жи-жа-жо-жи-же», «жа-жо-жу-жи-же», «жу-жа-жо-жи-же»;
- Произношение в словах. Логопед подбирает слова на слоги: «жа», «жо», «жё», «жи», «жу», «же», а также на «жд», «жг». Сначала эти слоги приходятся на начало слова, потом на конец, потом на середину;
- Произношение в словах со стечением согласных. Например, багажник, дружба, одежда, прилежный, ножницы, южный;
- Произношение слов с двумя звуками «ж». Вот список слов: жажда, жужжать, желтокожие.
Во всех упражнениях при проговаривании слогов и слов голосом выделяют звук «ж».
Еще с детками проводят игру «Назови ласково». Дают список слов, а ученики образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Вот эти слова: снег, еж, сапог, нож, стог, пляж, дождь, утюг.
Закрепляют навык чтением текстов и скороговорок, в которых часто встречается звук «ж».
Дифференциация З-Ж в словах, предложениях и тексте
Дата_____________ Класс______
№ Урока____
Тема: Дифференциация З-Ж в словах, предложениях и тексте
Цель: Дифференцировать звуки З-Ж.
Планируемые результаты:
Предметные: Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 — Ж; развитие навыка словообразования; закрепление правописания жи -ши ; формирование навыка чтения.
Метапредметные:
развитие внимания и памяти; совершенствовать фонематическое восприятие; совершенствование мелкой моторики рук, улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.
Личностные: создание эмоционального контакта между учениками.
Оборудование:предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, , слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы.
Ход урока. 1. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно А на улице тепло. Язычок наш потянулся Широко нам улыбнулся. А потом пошёл гулять По ступенечкам шагать. Затем увидел маляра, Красить потолок пора. Вот и краска с банкой рядом Обновить заборчик надо. Язычок наш погулял Много нового узнал. Он немного притомился К себе в домик воротился. 2. Сообщение темы занятия. — Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки: Летом серый, зимой белый, Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц) Сижу — молчу, Ползу — молчу, А кок только я взлечу, Тогда вдоволь пожужжу. (жук) — Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции. — Работа с индивидуальными зеркалами. — Чтение слоговой таблицы. — Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] — карточку с буквой ж. Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо. 3. Дифференциация в слогах.
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом. Жа – за – жа Жа – жа – за – за Жа –за –жа –за Зы – жи –зу –жу Аз – ож – аз Здо – ждо – здо Озда – ожда
Письменное задание.
— Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово. Упражнение 1.
Подчеркни з и ж.ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______. — Вспомним правило. Жи — Ши пиши с буквы и. ЗЫ или ЖИ Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк. 4. Дифференциация в словах. (Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы. Фишки – за правильный ответ).
Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ. ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК — ПРЫЖОК
Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ. Залей – жалей Зевать – жевать Коза – кожа Называть – наживать Разок – рожок Зал – жал
Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ. Друг – дружочек Рог — …. Берег — …. Утюг — …. Снег — …. Круг — ….. 5. ФИЗМИНУТКА. Под листочком жук проснулся, Потянулся и встряхнулся. Брюшко, нос, глаза, усы. Вымыл капелькой росы Загудел и полетел У него немало дел. 6. Дифференциация в предложениях. — Посмотрите
упражнения 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж. 1. жук, жужжать, цветок, над. 2. пиджак, висеть, вешалка, на. 3. жить, в, обезьяны, зоопарк. 4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые. —
Упражнение 3
сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину. Я забыл жёлтый зонт. Ты ______________ Он_______________ Она _____________ Мы ______________ Вы_______________ Они______________ — Молодцы! И последнее
упражнение 4
. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж. Волк у____асно ра____ъярён — Съесть е____а не мо___ет он. Ё ____, съё____ась, выставил иголки. Объегорил _____лого волка. 7. Итог урока.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж. ЗА или ЖА Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______. ЗЫ или ЖИ Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк. Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж. 1. жук, жужжать, цветок, над. 2. пиджак, висеть, вешалка, на. 3. жить, в, обезьяны, зоопарк. 4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые. Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину. Я забыл жёлтый зонт. Ты ______________ Он_______________ Она _____________ Мы ______________ Вы_______________ Они______________ Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж. Выучи его наизусть. Волк у____асно ра____ъярён — Съесть е____а не мо___ет он. Ё ____, съё____ась, выставил иголки. Объегорил _____лого волка.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж. ЗА или ЖА Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______. ЗЫ или ЖИ Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк. Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж. 1. жук, жужжать, цветок, над. 2. пиджак, висеть, вешалка, на. 3. жить, в, обезьяны, зоопарк. 4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые. Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину. Я забыл жёлтый зонт. Ты ______________ Он_______________ Она _____________ Мы ______________ Вы_______________ Они______________ Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж. Выучи его наизусть. Волк у____асно ра____ъярён — Съесть е____а не мо___ет он. Ё ____, съё____ась, выставил иголки. Объегорил _____лого волка.