КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКАматериал по логопедии на тему

Для произнесения согласных нужно препятствие на пути воздушной струи в ротовой полости. Какие органы речи создают это препятствие? Ответы на этот вопрос составляют классификацию согласных по месту артикуляции.

Все согласные буквы и обозначаемые ими согласные звуки русского литературного языка классифицируются по четырем признакам:

  1. По участию в их образовании тона (голоса) и шума;
  2. По месту образования шума, то есть по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;
  3. По способу образования шума, то есть по способу преодоления преграды;
  4. По наличию или отсутствию смягчения, или палатализации (от лат. pala­tum «мягкое нёбо»).

Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех признаков.

При образовании гласных звуков воздушная струя, выйдя из гортани, не встречает никаких препятствий в артикуляционном отделе речевого аппарата.

Для образования согласных наличие препятствий является необходимым условием. В фонетике все согласные звуки классифицированы, это очень удобно когда нужно поставить человеку правильное извлечение звука.

Артикуляционный аппарат

Все органы речи делятся на активные и пассивные. Активные — движутся, пассивные — неподвижны.

Активный орган — нижняя губа, пассивный — верхняя губа. Иначе говоря, нижняя губа приближается к верхней; произносятся согласные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]. Активный орган — нижняя губа, пассивный — верхние зубы; произносятся согласные [ф], [ф’], [в], [в’]. Это — губные согласные.

Активный орган — передняя часть языка, пассивный — зубы; произносятся согласные [т], [т’], [д], [Д’Ь [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’]. Это зубные согласные.

Активный орган — передняя часть языка, пассивный — альвеолы (выпуклости над зубами — самая передняя часть нёба); произносятся согласные [ш], [иГ], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]. Это передненёбные согласные.

Активный орган — средняя часть языка, пассивный — средняя часть нёба; произносится йот [j] (яма, ёж, ель, юг — первый звук в этих словах— [j], т. е. [jaMb], [join], [jan’], [jyx]). Это средненёбные согласные.

Активный орган — задняя часть языка, пассивный — нёбо; произносятся согласные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Это — задненёбные согласные.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Согласные звуки по участию голоса и шума

По участию голоса и шума все согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: [р], [л], [м], [н] и [р’], [л’], [ м ’], [н’], [й].

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

Где образуется согласный звук

Звонкие шумные русского литературного языка — это [б], [б’], [в] и [в’], [д] и [д’], [з] и [з’], [ж], [г], [г’] (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).

Глухие шумные — [п] и [п’], [ф] и [ф’], [т] и [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [ц], [ч ’], [к], [к ’], [х], [х’] (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).

Виды чередований

Есть два вида чередований звуков – позиционные и непозиционные. Позиционные

чередования вызваны фонетическими условиями: положением ударения и свойствами соседних звуков. Совокупность таких условий называется фонетической позицией. Все приведённые до сих пор примеры чередований были позиционными.

Непозиционные

чередования вызваны причинами, находящимися вне компетенции фонетики. Их также называют грамматикализованными или морфонологическими. Например, чередование [о || á] в корнях слов
удвоить – удваивать
,
копать – закапывать
обусловлено наличием или отсутствием суффикса
-ива
. Убедиться в этом просто. В словах
удвоить
и
удваивать
корневой гласный находится в одной и той же фонетической позиции – под ударением, между звуками [в..и]. Следовательно, это чередование не обусловлено фонетической позицией. Напротив, исчерпывающий подбор однокоренных слов с суффиксом
-ива
и без него показывает, что причина чередования именно в наличии этого суффикса.

Фонетика рассматривает только позиционные чередования. Непозиционные будут рассмотрены далее, в рамках тех словообразовательных и словоизменительных процессов, в которых они проявляются.

Согласные по месту образования шума

По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык.

Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным — верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.

Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.

Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.

Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’].

Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: [ф], [ф’], [в], [в’].

Язычные согласные делятся на передне‑, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.

Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.

Парные согласные звуки

При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: [т ], [ т ’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’]. При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: [ш], [ж], [ш’], [ж’], [ч’], [р], [р’].

Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный [й]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу. Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки [к], [г], [х], [к’ ], [г’], [х’] образуются смыканием ([к, г]) или сближением ([х]) задней части языка с неподвижным задним нёбом.

Что означает слово…?

Жизнь стремительно меняется. Интеграция с другими культурами, информационное взаимодействие, обмен кулинарными традициями и общее эволюционирование отражаются на словарном составе русского языка. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. В этом вам помогут толковые словарики, поскольку изменения в лексике сразу же отражаются в них.

Словарь онлайн

Совсем недавно, чтобы узнать что означает иностранный термин или неизвестное выражение, люди ходили в читальные залы. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Да-да, библиотеки были унифицированными центрами и источниками получения справочных сведений. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Множество томов занимали целые антресоли, и тем не менее не вмещали всё изобилие информации по множеству специфичных тем. С развитием технологий, появлением интернета и электронных носителей доступ к массивам знаний стал более легким, моментальным. В нашем онлайн-словаре вы найдете толкование смысла и происхождения за 2-3 секунды.

Зачем нужны толковые тезаурусы и почему они не теряют актуальности? Большинство людей предпочтут избежать курьеза, чем оправдываться. В век популяризации соцсетей информация разносится мгновенно, а прослыть невежественным — перспектива, согласитесь, незавидная. Русский толковый словарь онлайн на сайте how-to-all — ресурс для поддержки компетентности в любом вопросе. Заглядывайте сюда, чтобы не ударить в грязь лицом. Он объяснит семантику, какое значение имеет слово в указанном контексте, его историю.

Согласные по способу образования шума

По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые), смычно-проходные, дрожащие (вибранты).

Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.

К смычным в русском языке относятся: [п], [п.’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.

Фрикативными согласными являются: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’], [й], [х], [х’]. Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.

В русском литературном языке есть две аффрикаты: [ц] (т + с) и [ч’] (т’ + ш’).

Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.

К носовым смычно-проходным относятся: [н], [ н’], [м], [м’]; к боковым — [л], [л ’] (бок языка примыкает к верхней челюсти).

Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р], [р’].

Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так: Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.

Таблица классификации согласных звуков в русском языке

Способ образованияМесто образования
ГубныеЯзычные
Губно-губныеГубно-зубныеПереднеязычныеСреднеязычныеЗаднеязычные
ЗубныеПередненёбныеСредненёбныеЗадненёбные
СмычныеРотовые[б] [ц] [б’] [п ’][д] [т] [д’] [т’][г ] [к ] [г’] [к’]
Носовые[м] [м’][н] [н’]
ЩелевыеСрединные[ в ] [ ф ] [ в ’] [ф’][ з ] [ с ] [з ’] [с’][ж ] [ш ] [ж’] [ш’][й][х ] [х’]
Боковые[л ] [л ’]
Африкаты[ц][ч’]
Дрожащие[р ] [р’]

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные , и не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция и встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский , в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Как образуются сонорные звуки?

Среди звон­ких соглас­ных выде­ля­ют­ся сво­ей осо­бой звуч­но­стью сонор­ные (лат. sonorus — «звуч­ный»), в обра­зо­ва­нии кото­рых доля шума мини­маль­на, а пре­ва­ли­ру­ет голос, то есть звук выхо­дит отно­си­тель­но сво­бод­но нару­жу. В эту груп­пу соглас­ных вхо­дят 9 зву­ков, кото­рые соот­вет­ству­ют бук­вам алфавита:

  • бук­ва «й» — это звук [й’];
  • бук­ва «л» — это зву­ки [л] или [л’];
  • бук­ва «м» — это зву­ки [м] или [м’];
  • бук­ва «н» — это зву­ки [н] или [н’];
  • бук­ва «р» — это зву­ки [р] или [р’].

Если воз­дух выхо­дит через нос, обра­зу­ют­ся сонор­ные зву­ки [м], [м’], [н], [н’]:

  • ма́ска [м а с к а];
  • мя́со [м’ а с а];
  • нога́ [н а г а];
  • ня́ня [н’ а н’ а]

Воздух может прой­ти в про­ход меж­ду боко­вы­ми кра­я­ми щек и язы­ка. Тогда рож­да­ют­ся сонор­ные зву­ки [л], [л’]:

  • улы́бка [у л ы б к а];
  • лист [л’ и с т]

Если кон­чик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под вли­я­ни­ем воз­душ­ной струи, воз­ни­ка­ют сонор­ные зву­ки [р], [р’]:

  • ра́ма [р а м а];
  • рябь [р’ а б’ ]

Как видим, пере­чис­лен­ные сонор­ные зву­ки име­ют пары по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Когда щель доста­точ­но широ­ка для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха меж­ду сред­ней частью спин­ки язы­ка и твёр­дым нёбом, воз­ни­ка­ет сонор­ный мяг­кий звук [й’]. Он наи­бо­лее бли­зок к глас­ным, так как шума почти нет. У него нет пары по при­зна­ку твёр­до­сти. Сонорный соглас­ный звук [й’] явля­ет­ся непар­ным мягким:

  • сой­ка [с о й’ к а];
  • край [к р а й’]

Непарные сонорные звуки

Сонорные зву­ки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не име­ют пары сре­ди глу­хих соглас­ных. По при­зна­ку звонкости/глухости они все явля­ют­ся непар­ны­ми. На кон­це сло­ва и в пози­ции перед глу­хи­ми соглас­ны­ми в отли­чие от дру­гих звон­ких соглас­ных сонор­ные не оглушаются.

Сравним:

  • витязь [с’] — ветер, при­творство;
  • эки­паж [ш] — угол, тре­уголка;
  • завод [т] — кокон, конский;
  • порыв [ф] — гном, поломка.

Перед сонор­ны­ми зву­ка­ми не про­ис­хо­дит озвон­че­ния глу­хих соглас­ных, например:

корка, булка, кантата, лампочка.

Сравните:

  • анекдо́т [а н’ и г д о т]
  • вокза́л [в а г з а л]
  • косьба́ [к а з’ б а].
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]