Дидактические игры и упражнения по теме «Транспорт»


Для чего нужны дошкольникам сведения о транспорте

Полноценного развития детей можно добиться только посредством знакомства их с окружающим миром. Ребенку всегда будет интересен вопрос о том, каким бывает автотранспорт и зачем он необходим людям? Дошкольников знакомят с классификацией автотранспорта не случайно. Это способствует обогащению словарного запаса и закреплению родового понятия «транспорт». Добиваются при этом и наличия и других моментов:

  • Дошкольник научится проводить сравнение различных видов транспорта, находить в них какие-то общие либо отличительные признаки.
  • Если имеются на то основания, он может объединять отдельные представители в единую группу и каким-то образом классифицировать их.
  • Можно научить дошкольника правилам поведения, которые предполагают нахождение в том или ином виде автотранспорта.

Все это будет способствовать тому, что у дошкольника будут формироваться личностные качества. Это будет способствовать развитию мышления, ответственности, критичности.

Дидактическая игра «Транспорт»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Транспорт»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • пять желтых такси;
  • три почтовых вертолета;
  • семь грузовых самолетов;
  • два больших автобуса;
  • девять пассажирских поездов;
  • два быстрых парохода.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — семь).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – самолет).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько самолетов? — семь самолетов).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (семь самолетов (каких?) – грузовых).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Семь грузовых самолетов.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – автобус.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Самолетов – семь, а автобусов – два и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ».

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

Классификации игр по правилам дорожного движения

Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах, каждый из которых соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.

Обучающие или дидактические игры

Игры этого вида используются при:

  • ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп — предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
  • практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть — знак, а вторая — картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).

Для дидактических игр важны:

  • условия, то есть правила;
  • обозначенный конечный результат;
  • выверенные игровые действия.

Тема по ПДД может быть представлена в двух видах дидактических игр: ориентированных на суть действий и нацеленных на материал, который имеет непосредственное отношение к выстраиванию сюжета игры.

В дидактических играх дети не только знакомятся с новым материалом, но и закрепляют полученные знания, умения и навыки

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]