Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет


Дидактические игры своими руками по развитию речи

Яна Глебова

Дидактические игры своими руками по развитию речи

Воспитатель: Глебова Я. В

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Всем известно, что игры, оказывают общеразвивающие влияние на речь. В методике имеются различные дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

Дидактические игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Я решила сделать своими руками дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи.

Дидактическое пособие «Речевой трансформер»

Цель:

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Описание пособия:

настольное дидактическое пособие является авторской разработкой, предназначено для детей старшего дошкольного возраста; состоит из основы-подставки и трёх сменных блоков, каждый блок содержит дидактическую игру. Пособие можно использовать в индивидуальной работе с детьми, а также в совместной и самостоятельной деятельности.

1-БЛОК: Дидактическая игра «Сочини свою сказку»

Цель:

совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему «Однажды в лесу».

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением леса, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагается конверт, в котором находятся картинки с изображением разных героев сказок, мультфильмов. Ему предлагается сочинить свою сказку на тему «Однажды в лесу», и на панно разместить несколько героев, менять персонажей можно в зависимости от развития сюжета. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

2-БЛОК: Дидактическая игра: «Посмотри и расскажи историю»

Цель:

совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением сюжетных картинок, устанавливает его на основе подставке и фиксирует с помощью резинки. В верхней и нижней части блока закреплены регуляторы движения бумажной пленки, красные стрелки показывают направления движения. Ребенок просматривает пять историй с последовательно развивающимся действием и составляет рассказы на выбор. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

3-БЛОК: Дидактическая игра «Волшебный шкафчик»

Цель:

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью суффикса ниц со значением вместилища

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением магазина, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагаются предметные картинки: разные продукты, тележка для продуктов, мальчик, девочка.

Предложить ребенку «сходить в магазин за продуктами». Картинки с изображением продуктов сложить в тележку, назвать продукты составив предложения, например: «Я купил хлеб, я купила конфеты и т. д., отвезти тележку домой. Дома, купленные продукты положить в «Волшебный шкафчик», в котором живет частичка ниц и отгадать, как называется посуда, в которую необходимо сложить продукты. Ребенок складывает продукты в шкафчик и называет например: существительное сахар – с помощью суффикса ниц образовывает новое слово сахарница, и т. д. (сахарница, хлебница, конфетница, салатница, салфетница, перечница).

Игрушки для развития речи малышей до 1 года

Для грудничков подойдут ладошковые поглаживания и манипуляции с пальчиками. В 3 месяца кроха уже замечает свои пальцы и они вызывают у него интерес. Он их разглядывает, сует в рот, цепляет погремушки, рейки кроватки. В общем, исследует все и вся.

Когда он уже может сидеть на диване (в 6–7 месяцев) и теребить свои погремушки с радостными криками, самое время начать с ним заниматься. Движения рук пока у него неосознанные, механические, но центры, ответственные за это и развитие речи находятся в подкорке рядом друг с другом и взаимозависимы. Природное стремление к знаниям нужно подкреплять.

Можно вспомнить нехитрую считалочку с загибанием пальчиков: «Сорока-ворона кашу варила…». Это подойдет для детей 6–7 месяцев. В этом возрасте вышеуказанные центры начинают взаимодействовать.

Моторику разовьют и разные мелкие предметы: бусы, пуговицы, ручки, но нужно следить, чтобы малыш не тянул все в рот. Взаимодействие центров объясняется и тем, что сами кончики пальцев испускают импульсы, подающие сигнал речевому центру и способствующие его развитию.

Игрушки для детей до года:

  1. Пирамидка (с 6 месяцев) — прекрасно развивает словарь малыша и моторику. С ней ребенок быстро освоит понятия «большой-маленький», познакомится с сортировкой, научится сравнивать и узнавать цвета. Но пирамидка для этого возраста должна быть правильной — иметь ровный одинаковый по всей толщине стержень, не больше 5 колец, дырочки одного диаметра, устойчивое основание.
  2. Мячи (с 6 месяцев) — чем больше их разнообразие по цвету, размерам, цветам и свойствам, тем лучше. Они помогут малышу сравнивать, понимать цвета, размеры. А их разная поверхность (гладкая, пупырчатая, жесткая, мягкая) будет развивать и тактильные ощущения.
  3. Кубики (с 7 месяцев) — набор может содержать самые разные формы (кирпичики, призмы, цилиндры). Помогает развить фантазию и воображение.
  4. Машинка на веревочке (с 7 месяцев) — притягивание игрушки веревочкой научит делать вывод о причинно-следственных связях. А позже, в 8 месяцев, хорошо заиметь самосвал. Малыш упоенно крутит колеса, а машинка возит игрушки, выбрасывает мусор, объезжает препятствия. То есть у ребенка появляются понятия пространства, он начинает оперировать предлогами, приставками.
  5. Кукла (с 8 месяцев) — обычная кукла нужна и мальчикам, и девочкам. Ведь это проекция человека в игрушечном мире. На ней ребенок научится показывать части тела, предметы одежды, расширит словарь существительных. Кукла может помогать обыгрывать бытовые ситуации.

Будет интересно: Как сделать тесто для лепки своими руками.

Игры развивашки на развитие мышления и моторики рук

15. Развивашка своими руками «Пожиратель пробок»

16. Развивашка «Разложи семечки на арбузики»

Сделайте кусочки арбуза, как показано на фото. Теперь ребенок должен разложить семечки по определенному количеству. В этой игре дети быстро учатся считать.

17. Развивашка «Ладошки» Учимся считать.»

Кидайте кубик и послу числа на стороне куба, загибайте пальчики у ладошки.

18. Игра-развивашка своими руками «Найди соответствие и разложи по рисунку»

19. Развивашка «Делаем лицо. Нвйди соответствие»

20. Развивашка «Лепим из пластилина жучков»

21. Развивашка «Учим буквы и ищем соответствие»

23. Игрушка-развивайка «Книжка для мелкой моторики» своими руками

Сейчас продают много развивающих досок для мелкой моторики. Но, дорогие мамы, вы можете смастерить такую самостоятельно, как показано на рисунке. Время конечно, придется потратить побольше, несколько часов. Но ваш ребенок будет с удовольствием играть много месяцев и развивать моторику, мышление и речь!

Игра «Собери бусы»

Задача. Развивайте сопряженные действия, согласованность действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Облегчите приобщение детей к группировке предметов по цвету.

Оборудование. Цветные веревки и кольца в основных цветах.

Словарь. Бисер, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель приносит кукол, которые поедут на каникулы. Детям рассказывают, что куклам нужны украшения – бусы. Воспитатель показывает бусинки, по очереди примеряет (примеряет) кукол, но все они отсутствуют. Что делать? Куклы в шоке. Воспитатель приносит коробку с кольцами и завязками. Детям предлагается задание: собрать на веревке кольца одного цвета (красная веревка – красные кольца, синяя веревка – синие кольца и так далее). Концы струн соединяет учитель. На кукол надевают разноцветные бусины. Они радуются и танцуют.

Побеждает тот ребенок, который первым справится с задачей учителя.

Примечания. Разноцветные завязки можно сделать, подобрав разноцветное кружево или покрасив белое кружево. Из крупных бусинок получатся отличные бусинки. Раскрасьте их краской в ​​четыре основных цвета, дайте высохнуть, а можно подобрать разноцветные бусинки.

Игры Монтессори

Система итальянского врача и педагога Марии Монтессори очень популярна в России. Она предлагает игрушки, развивающие познание мира.

Обычно рекомендуются:

  1. Игры-шнуровки. Предназначены для развития мелкой моторики и памяти. Шнурок продевается через какой-то определенный предмет с дырками (сыр, пуговица, ботинок). Иногда для облегчения присутствует игла. Это своеобразная модификация пирамидки. Игры-шнуровки для старших детей — это разные сюжетные игры. Например, инсценировка «Репки». Ребенку читается сказка и вместе с помощью мамы он должен сцепить шнурком поочередно всех участников событий (бабку, дедку, жучку и пр.)
  2. Рамки-вкладыши. Элементы должны быть одного цвета и ровно вставляться на свои места. Чем-то напоминает сортер, но сложнее.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Всё про развивающие коврики для детей от 0 до 1 года и старше

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

Швейная фурнитура

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Автор — Ольга Максимова

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Игрушки развивающие речь ребенка после 1 года

В эту категорию можно определить следующие игрушки:

  1. Матрешка — ее назначение напоминает пирамидку, но уровень развития более сложный. С ней ребенок может манипулировать, она поможет освоить порядковые числительные, прилагательные и предлоги.
  2. Сортер — это прекрасная игрушка для развития, где нужно предметы сортировать по разным признакам. В первом сортере лучше не больше 3 отверстий простой формы. Даже такое число поможет ребенку различать и соотносить форму и размер фигур с их изображением на плоскости. Сортер поможет развить логику, зрительную память и мелкую моторику. Ребенку постарше можно купить более сложный по количеству отверстий и форме сортер.
  3. Пазлы — рекомендованы с 2 лет. Их любят не только дети, но и взрослые. Для малыша пазлы хороши тем, что прекрасно развивают мелкую моторику, знакомят малыша с понятиями части и целого, вырабатывают у него усидчивость и логическое мышление. Для маленьких нужны пазлы с небольшим количеством элементов, максимум — 8–15 и желательно мягкие. С возрастом конструкции можно усложнять до 1–2 тысяч элементов. Пазлы различаются дизайном, всегда красочны и познавательны. Они сравнимы с конструктором.
  4. Посуда — еда для человека архиважна, с ней связаны голод и насыщение — две основные потребности. Поэтому так занимательны и познавательны игры с посудой. Здесь можно создавать сюжеты, что стимулирует развитие речи. Вспомните игру «дочки-матери». Детская посуда задействует мелкую моторику, развивает сенсорные ощущения.
  5. Фигурки домашних и диких животных, игрушечные овощи и фрукты, куклы — самые популярные игрушки для развития речи. Они воспроизводят реальный мир и прекрасно дополнят игру с посудой. Главное — помните, что игрушки должны иметь естественную форму и цвет. Игрушечная лягушка должна быть зеленой, а не синей, чтобы не было искажения понятий и эмоций. Без речи здесь не обойтись. Малыш дает персонажам названия, разговаривает за них, сочиняет истории и установки. А это не что иное, как отработка притяжательных прилагательных, изучение и запоминание частей тел и названий животных, классифицирование их по разным признакам, составление рассказов-описаний. Происходит имитация реальной деятельности и формируется связная речь, воображение и мышление.
  6. Конструктор. Эта игрушка дает всегда мощный толчок развитию фантазии. Ребенок начинает себя самовыражать и делать это с детства. Благо, сегодня конструкторов огромное множество, на любой вкус — блочные, металлические, магнитные, даже в виде ковриков на липучках, детали которых крепятся к ковролину-основе. Детские конструкторы обычно изображают определенную техническую, реально существующую модель: танк, самолет, автомобиль, катер и пр.

Игрушки для развития речевого дыхания

Развитие речевого дыхания улучшает артикуляцию, дикцию, поможет правильно произносить звуки. Все люди говорят на выдохе, который и приводит в движение механизм под названием звук. Без речевого дыхания человек не сможет говорить.

Игрушки позволяющие развить речевое дыхание:

  1. Аэробол — по сути, простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя отверстиями и шариком из пенопласта. Ребенок вдувает в отверстие воздух как можно длительнее так, чтобы выдох был и сильным и мог удерживать легкий шарик в воздухе. Получается увлекательная, забавная игра, которая действительно ставит речевое дыхание. Струя воздуха от малыша позволяет шарику взлетать и удерживаться. Это завораживает ребенка. Суть в удержании шарика, чтобы он не свалился на пол. То есть ребенок должен контролировать поток струи воздуха и дуть с разной силой — сильнее, слабее, долго или коротко и пр.
  2. «Сдуй мячик» от BondiBon — нужна не только для развития речевого дыхания, но и зрительно-моторной координации движений. Струей воздуха мяч передвигается по кругу, задача в том, чтобы не дать ему упасть. Если он сойдет с пути, нужно все начинать сначала. Игрушка больше подходит для детей с нечистой речью. Прекрасно развивает артикуляционный аппарат. Удержать баланс шарика сложно, но возможно. Такую игру лучше покупать ребенку старше 3 лет. Раньше нет смысла.

Список игрушек огромен, но их нужно выбирать по конкретной ситуации. Не обязательно, чтобы их было много. Интуиция и помощь специалиста обеспечат успех в развитии речи у вашего ребенка.

Подвижные развивашки для детей 3-4, 5-6 лет

11. Подвижная развивашка «Разложи игрушки в круги»

Дети должны на время, кто быстрее разложить предметы по кружочкам на полу. Это могут быть круги, нарисованный или наклеенные из ленты овалы. Эти игры подойдут для проведения конкурсов на детском дне рождении.

12. Подвижная игра-развивашка «Следы»

Детям очень нравится подвижные игры, поэтому вы можете сделать- вырезать разноцветные следы и наложить их на полу или на земле на улице. Ребенок должен повторить то, что указано на следах. Веселая игра на развитие подвижности и мышления.

13. Подвижная разввашка «Закинь кольцо»

13. Подвижная игра-развивашка «Разложи предметы по цвету».

Подготовьте игру, как показано на рисунке. Теперь ребенок должен разложить предметы по разноцветным квадратам в соответствии с цветом. Интересная инра на изучение цветов.

14. Игра-развивашка с кубиком

Нарисуйте классики на полу или на земле. У каждого ребенка должна быть своя дорожка. Теперь бросайте кубик и по выпавшему на кубе фигуре, ребенок должен передвигаться по совей полосе.

Игра «Шнуровка»

Задача. Научите детей продевать косу в дырочки, чтобы имитировать действия взрослого; продолжать развивать движения малых групп мышц рук, целенаправленность действий; сформировать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания; для формирования зрительно-моторной координации и чувства восприятия пространства.

Что еще почитать: Конспект занятия «Изготовление дидактического материала».

Оборудование. Тарелки из древесного волокна с изображениями сказочных персонажей, животных, забавных человечков с отверстиями для шнуровки.

Словарь. След, веревка, веревка, имена игрушек и имена сказочных персонажей.

Ход игры.

Воспитатель рассматривает картинки с детьми:

1) Зайцы живут в домах. Они хотят домой, но дороги нет.

2) Дети хотят спуститься с горы, а склона нет.

3) Мальчик ловит рыбу, но у его удочки нет лески.

4) Идет дождь, кролик спрятался под грибом.

5) Мальчик приносит домой шары. Шарики без веревочки и к дому нет пути.

Взрослый предлагает участникам игры помочь персонажам, дополнив образы недостающими образами, сделанными с помощью веревок. Педагог объясняет, как это делать, конец веревки продевается в отверстие: «Так у нас появилась тропинка к дому и хорошая леска для удочки, веревки были привязаны к шарикам»; «Рядом с грибами идет дождь, кролик не мокрый». Педагог обращает внимание на то, что дождь идет сверху вниз – и каждая струна втягивается в свои прорези, все они подходят друг к другу. Дети следуют образцу. В случае затруднений им помогает взрослый.

После этого вы можете предложить детям два одинаковых изображения на конкурс по проволочной шнуровке. Побеждает ребенок, который первым выполнит задание.

Примечания. Тематика изображения, размещенного на планшете, может быть любым. Для изготовления таблеток необходимо вырезать из ДВП такие же прямоугольники и сверху обклеить фольгой любого цвета. Карандашом наметьте места будущих отверстий. Просверлите отверстия дрелью. Прикрепите изображения персонажей к базе. Белые шнурки можно использовать как шнурок для завязывания шнурков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]