Разновидностей стилей текста в русском языке много. Одним из них является художественный стиль речи, который используется в литературной сфере. Для него характерно воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей самого автора, применение богатой лексики, эмоциональная окраска текста. В какой же области он применяется, и каковы его основные особенности?
Функции художественного стиля
История этого стиля началась еще с древних времен. На протяжении всего времени сложилась определенная характеристика таких текстов, отличающая их от других разных стилей. С помощью данного стиля авторы произведений имеют возможность самовыразиться, донести до читателя свои мысли, рассуждения, используя все богатство своего языка. Чаще всего он применяется в письменной речи, а в устной используется, когда читаются уже созданные тексты, например, во время постановки какой-либо пьесы.
Цель художественного стиля состоит не в том, чтобы напрямую передать определенную информацию, а в том, чтобы воздействовать на эмоциональную сторону человека, читающего произведение. Однако, это не единственная задача такой речи. Достижение установленных целей происходит тогда, когда выполняются функции художественного текста. К ним относятся:
- Образно-познавательная, которая заключается в том, чтобы рассказать человеку о мире, обществе с помощью эмоциональной составляющей речи.
- Идейно-эстетическая, применяемая для описания образов, которые и передают читателю смысл произведения.
- Коммуникативная, при которой читатель связывает информацию из текста с реальной действительностью.
Такие функции художественного произведения помогают автору придать значение тексту, чтобы он смог выполнить перед читателем все задачи, в соответствии с которыми он создавался.
Стих и стихотворение
Любую тему нужно начинать с небольшого экскурса в теорию, иначе мы с Вами просто будем говорить на разных языках. Стихотворение – художественное произведение, законченное и логичное. Например, Стихотворение Лермонтова. Стих же – это строчка стихотворения. Но в просторечии можно использовать стих и стихотворение как синонимы, что мы и сделаем.
Стили, виды и другие фантастические твари. Большинство из нас путает понятия стиля, вида и еще бог знает чего в этих стихах, так что разбираем каждое значение отдельно.
Область использования стиля
Где же применяется художественный стиль речи? Сфера его использования довольно широкая, потому что такая речь воплощает в себе множество аспектов и средств богатого русского языка. Благодаря этому такой текст получается очень красивым и привлекательным для читателей.
Жанры художественного стиля:
- Эпос. В нем описываются сюжетные линии. Автор демонстрирует свои мысли, внешние волнения людей.
- Лирика. Такой пример художественного стиля помогает передать внутренние чувства автора, переживания и мысли персонажей.
- Драма. В этом жанре присутствие автора практически не ощущается, потому что большое внимание уделяется диалогам, происходящим между героями произведения.
Из всех этих жанров выделяют подвиды, которые в свою очередь могут быть разделены еще на разновидности. Таким образом, эпос делится на следующие типы:
- Эпопея. В ней большая часть отводится историческим событиям.
- Роман. Обычно он отличается сложным сюжетом, в котором описывается судьба героев, их чувства, проблемы.
- Рассказ. Такое произведение пишется в маленьком размере, оно повествует об определенном случае, произошедшем с персонажем.
- Повесть. Она имеет средний размер, обладает свойствами романа и рассказа.
Для художественного стиля речи характерны следующие лирические жанры:
- Ода. Так называется торжественная песнь, посвященная чему-либо.
- Эпиграмма. Это стихотворение, в котором присутствует сатирические ноты. Пример художественного стиля в этом случае — «Эпиграмма на М. С. Воронцова», которую написал А.С.Пушкин.
- Элегия. Такое произведение также пишется в стихотворной форме, но имеет лирическую направленность.
- Сонет. Это также стих, который состоит из 14 строчек. Рифмы выстраиваются по строгой системе. Примеры текстов такой формы можно встретить у Шекспира.
К типам драмы относят следующие жанры:
- Комедия. Целью такого произведения является то, чтобы высмеять какие-либо пороки общества или конкретного человека.
- Трагедия. В этом тексте автор рассказывает о трагической жизни персонажей.
- Драма. Этот одноименный тип позволяет показать читателю драматические отношения героев и общества в целом.
В каждом из этих жанров автор пытается не столько поведать о чем-то, сколько просто помочь читателям создать в голове образ героев, почувствовать описываемую обстановку, научиться сопереживать персонажам. Это создает определенное настроение и эмоции у человека, читающего произведение. Рассказ о каком-либо неординарном случае развеселит читателя, драма же заставит сопереживать героям.
Жанры
Если стили – абстрактное понятие, то жанры более приземлены. А значит, они логично делят весь стихотворный мир и их много. Буквально пару слов про самые популярные.
Ода
Что-то торжественное, возвышенное и прославляющее. «О вы, которых ожидает…». Больше пафоса богу пафоса. Добавьте восхваление событию, строгую структуру и простые формулировки – и Вы получите жанр гимн.
Баллада
Этому жанру чуть меньше лет, чем поэзии в принципе. Здесь есть сюжет, который рассказывает о реальном или выдуманном герое и его приключениях. Например, про Робин Гуда.
Элегия
Видим грусть, разочарование, одиночество и описание бренности бытия – значит, видим элегию.
Песня
Наверное, самый популярный жанр во всей истории. По сути, почти любое стихотворение можно спеть, но все же песни отличаются простым ритмом, музыкальностью и подбором слов, легким для исполнения. А так, песней можно назвать любой стих, пропетый под музыку. Песней о любви будет уже романс.
Сонет
Сонетом называется любой стих, написанный в форме «два четверостишие и 2 трехстишия». Здесь есть правила рифмования и ритма. А если в стихе 15 строк, то это уже рондо, при чем тут повторяются 1, 9 и 15-я строки.
Басня
Тут есть образность, иносказание, комизм, обязательно мораль, а еще басня – достаточно короткое произведение. Это самые яркие и узнаваемые жанры, по факту их, естественно, больше.
Основные признаки художественной стилистики речи
Признаки художественного стиля речи сложились на протяжении его долгого развития. Его основные черты позволяют тексту выполнить поставленные перед ним задачи, воздействуя на эмоции людей. Языковые средства художественного произведения выступают главным элементом данной речи, который помогает создать красивейший текст, способный захватить читателя во время прочтения. Широко применяются такие выразительные средства как:
- Метафора.
- Аллегория.
- Гипербола.
- Эпитет.
- Сравнение.
Также основные признаки включают в себя речевую многозначность слов, которая достаточно широко употребляется при написании произведений. С помощью такого приема автор придает тексту дополнительный смысл. Кроме того, часто применяются синонимы, благодаря которым удается подчеркнуть важность значения.
Употребление этих приемов говорит о том, что во время создания своего произведения автор желает использовать всю широту русского языка. Так, он может выработать свой неповторимый языковой стиль, который будет отличать его от других стилей текста. Писатель применяет не только чисто литературный язык, но и заимствует средства из разговорной речи и просторечья.
Черты художественного стиля также выражаются в возвышении эмоциональности и экспрессивности текстов. Множество слов в произведениях разных стилей применяются по-разному. В литературно-художественном языке некоторые слова обозначают определенные чувственные представления, а в публицистическом стиле эти же слова используются для обобщения каких-либо понятий. Таким образом, функциональные стили речи отлично взаимодополняют друг друга.
Языковые особенности художественного стиля текста включают в себя использование инверсии. Так называется прием, при котором автор расставляет слова в предложении не так, как это делается обычно. Это нужно для того, чтобы придать больше значимости конкретному слову или выражению. Писатели могут в разных вариантах изменять порядок слов, все зависит от общего замысла.
Также в литературном языке могут наблюдаться отклонения от структурных норм, которые объясняются тем, что автор хочет выделить какую-то свою мысль, идею, подчеркнуть важность произведения. Для этого писатель может позволить себе нарушить фонетические, лексические, морфологические и прочие нормы.
Особенности художественного стиля речи позволяют считать его самым главным над всеми другими разновидностями стилей текста, потому что в нем применяются самые различные, богатые и яркие средства русского языка. Еще для него характерно глагольное речеведение. Оно заключается в том, что автор постепенно указывает каждое движение и изменение состояния. Это хорошо помогает активизировать напряжение читателей.
Если разобрать примеры стилей разной направленности, то выявить художественный язык точно не составит труда. Ведь текст в художественном стиле по всем выше перечисленным особенностям, заметно отличается от других стилей текста.
Стили или направления
Стилем называется идея этого стихотворения и способы передачи этой идеи. Название стиля строго привязано ко времени его возникновения. Тут все схоже с архитектурой, ведь здание – стихотворение в камне, не думаете?
Классицизм
Как и классические здания: прямолинейно, строго, монументально. Стихотворение в целом имеет структуру, где каждая строка – кирпичик, без которого вся конструкция развалится.
Классицизм обязательно опирается на античность, так что в Европе он появился в 16 веке, а в России чуть позже – в 18. Античность определила и жанры: ода, басня, комедия и сатира. Другие тоже были, но эти наиболее показательны. Самые яркие примеры: творчество Фонвизина и Ломоносова.
Реализм
Вечно писать о высоком – наскучит даже Ломоносову, так что реализм просто не мог не возникнуть. В Европе расцвет реализма – 18 век, у нас – 20, на фоне неурядиц со сменой власти…
Реализм показывает реальную жизнь, но гипертрофировано, преувеличивая нужную идею. Здесь на передний план выводятся люди и их взаимоотношения с другими людьми, природой и миров в целом.
Часто этот жанр раскрывает негативные стороны человека. А декорации – всего лишь способ передать читателю атмосферу. Яркими представителями будут Бальзак и Булгаков, а в стихах – Пушкин со своим Онегиным.
Сентиментализм
Пока одни упивались человеческими грехами, другие зашли в тему чувств. Тот же 18 век в Европе и всего на десятилетие позже в России. Задумывался, как возврат поэзии к реальной жизни, отход от возвышенных од и абстрактных басен.
Героем сентиментального произведения обычно выступает обычный человек, а задачей стиха будет показать его чувства, переживания. Здесь все эмоции часто гипертрофированы, отклик на любое событие яркий и запоминающийся. Узнаваемые примеры – Гёте, Карамзин и Жуковский.
Романтизм
Здесь мы совпали с Европой – 18 век, начало 19-го. Ода и басни в принципе достаточно образные произведения, а где включается фантазия – авторы хотят высказать и свое мнение. И пока часть вообще отходила от абстракции, другая активно продвигала свои мировоззрения в стихах.
Здесь же характерны образность, интерес к преданиям, легендам и мифам. Кстати, фантастика тоже относится к романтизму. Примером будет Лермонтов, все декабристы. В прозе – большинство авторов, которых мы читали в школе, вопреки программе: Купер, По, братья Гримм.
Натурализм
Все те же конец 18, начало 19 века. Натурализм – естественная эволюция реализма, неизбежное окончание этого жанра. Да и Дарвин со своей «Эволюцией видов» вернул людей с возвышенного на грешную землю.
Натурализм хочет показать, что мы — обычные люди, с приземленными потребностями и желаниями. Здесь люди работают не ради высшей цели, а чтобы заработать на еду. Самыми яркими авторами будут Ги де Мопассан, Золя. В России натурализм не приобрел бешенной популярности, особенно среди поэзии, традиционно абстрактной.
Импрессионизм
Конец 19 века, когда и появился одноименный стиль живописи. Здесь главная задача автора – передать значимость каждого мгновения, мимолетные впечатления и перейти к другому моменту за счет ассоциативной связи, а не логической. В России таким автором был Бальмонт и Фет.
Символизм
Еще одно наследие 19 века. Помните синие занавески, смысл которых всегда спрашивают учителя? Так вот, скрытый смысл всех занавесок, поклонов и других вещей есть только в символизме. Все остальное – выдумка учителей и заработок литературоведов.
Общая идея этого стиля – невозможно познать мир с помощью ума, только интуитивно. Авторы и учат нас познавать природу, вкладывая значение в каждый символ в своем произведении. Ведь видеть знаки – одно из полезных умений шамана, если вы понимаете мою отсылку. Авторы: Блок, Белый, Гиппиус.
Акмеизм
Яркий представитель – Ахматова. Возвращение к построению классики, но без этой образности и нравоучений. Просто строгое, логичное и упорядоченное стихотворение.
Существуют еще стили, все зависит от того, кто и по каким признакам классифицирует. Но мы и подзатянули, успели соскучиться?
Стилистика текста
Стилистика текста исследует закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся речевому произведению – тексту как идейно-содержат., функциональному, композиционно-структурному единству; выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определённого назначения и содержания; изучает внутриабзацные связи и стилистич. характеристику предложений, сверхфразовых единств в их соотношении с абзацем, с общей композицией и синтаксич. строем текста, соотнесённость композиц. частей текста с определённой совокупностью языковых единиц в зависимости от идейного содержания и жанрово-композиц. особенностей текста, его функционально-стилевой принадлежности.
Функциональная стилистика
Функциональная стилистика исследует дифференциацию лит. языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), т. е. изучает и описывает систему функциональных стилей, закономерности её внутриструктурной организации. Она вырабатывает общие принципы типологии, классификации и выделения осн. функциональных разновидностей (функционального стиля, функционально-стилевой сферы) лит. языка, взятого как объект теоретич. исследования и как конкретная историко-культурная данность; выявляет их экстралингвистич. стилеобразующие факторы, их иерархию и взаимодействие стилей и функционально-стилевых сфер внутри лит. языка, процессы их функционирования и развития; использование и принципы организации речевых средств в рамках определённого функционально-стилевого единства, осн. параметры его композиционно-речевой структуры; общие принципы и способы организации синтаксиса и лексики в текстах определённой функциональной разновидности лит. языка.