Логопедическое занятие на тему “Профессии” для разных возрастов


Общие рекомендации по проведению логопедического занятия на тему «Профессии» в ДОУ

Когда проводится логопедическое занятие «Профессии» важно учитывать особенности детского восприятия. Малыши пока еще не имеют навыков самодисциплины. Поэтому важно, чтобы занятие носило игровой характер и увлекало их.

Подсказка для составления рассказа

Развивающие виды деятельности для занятий

При проведении занятий могут применяться не только игры, расширяющие знания малышей, но и упражнения в том, чтобы учились правильно произносить звуки в словах и совершенствовали речевые навыки. Рекомендуется планировать обучение детей на ближайшие недели.

Игры по теме: «Профессии»

В этом случае задаются загадки и вопросы, ответы на которые расширяют знание детей о различных специальностях. Иногда делаются ложные утверждения для того, чтобы малыши нашли ошибку.

Составляются рассказы, относящиеся к различным специальностям.

Список литературы для чтения в группе

Когда рассматриваются лексические темы по логопедии, связанные с профессиями, для работы с детьми можно использовать, например, чтение следующих произведений:

  1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла».
  2. Я. Аким «Неумейка».
  3. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Обратите внимание! Чтение и обсуждение художественных произведений поможет детям лучше освоить изучаемую тему. Полезно, если такие чтения проводят дополнительно их родители дома.

Тематическая физкультминутка

Далее описан один из примеров физкультминутки.

Малыши выполняют движения под чтение стихотворения «Почтальон» воспитателем:

Что принес нам почтальон(Сжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он

Перевод, журнал, газету

В бандероли две кассеты (Малыши разгибают и загибают пальцы)

И письмо от тети Вали

Чтоб приезда ее ждали (Руки разводят в стороны).

Гимнастические упражнения

Обычно при занятиях используются физкультминутки, а также пальчиковая гимнастика. При этом воспитатель читает стишок, относящийся к рассматриваемой теме. В определенные моменты дети выполняют движения, которые относятся к произносимым фразам. Если необходимо, учитель подсказывает, что делать.

Использование интерактивных досок и ИКТ в процессе обучения

Использование ИКТ позволяет предложить малышам увлекательные обучающие компьютерные игры.

Например, им могут предлагаться картинки с людьми и предметами, которые они используют в работе. При этом дети должны будут описать словами то, что изображено на рисунках и составить небольшой рассказ об этой профессии. Использование компьютерной техники способно расширить возможности обучения дошкольников. Однако необходимо учить детей работать с ней на подгрупповых занятиях.

Дидактические игры «Профессии» в средней группе

Задача педагога в средней группе – расширять и закреплять у воспитанников знания о разных профессиях, развивать их мыслительную способность, концентрацию внимания, умение ориентироваться, давать четкие и грамотные ответы.

Кому что?

Для ознакомления с профессиями ведущий называет работника, а дети должны перечислить инструменты, приспособления и материалы, которыми он пользуется:

  • врач – шприц, стетоскоп, медицинский халат, резиновые перчатки, повязка, медкарта;
  • строитель – дрель, молоток, кирпичи, доски, каска, бетон, гвозди, пила;
  • учитель – указка, классный журнал, учебники, настенные карты, доска;
  • художник – краски, кисти, холст, палитра, мольберт, бумага, карандаши;
  • повар – посуда, духовка, блендер, колпак, фартук, продукты, книга рецептов;
  • парикмахер – фен, расчески, ножницы, плойка, краски для волос, заколки, зеркало;
  • садовник – грабли, перчатки, лопата, саженцы, газонокосилка, секатор, лейка;
  • швея – швейная машинка, утюг, гладильная доска, ножницы, ткани, иголки, нитки.

Это правда?

Для игры нужно подготовить картинки, изображающие людей разных профессий в соответствующем облачении. Каждый игрок получает две карточки: красная – ответ «нет», зеленая – «да».

Ведущий показывает детям картинку, говорит, кем работает нарисованный человек. Игроки должны понять, правда ли сказана, поднять соответствующую карточку. Например, ведущий, продемонстрировав изображение пожарного, говорит: «Это учитель». Дети поднимают красную карточку.

Рабочая одежда

Для игры нужно вырезать бумажные изображения девушки и парня, а также разной рабочей одежды.

Воспитатель рассказывает, что бумажные персонажи собираются идти на работу, но им нужно помочь подобрать правильный костюм. Игру можно построить разными способами. Педагог называет профессию, а дети выбирают из вороха бумажной одежды правильную. Либо воспитатель сам выбирает костюм, а игроки называют место работы персонажа. Когда дети разберутся с рабочим гардеробом, педагог для закрепления полученных знаний просит их закрыть глаза, а сам перекладывает одежду, просит найти ошибку.

Рабочий транспорт

Для игры необходимо расставить стулья, к каждому прикрепить изображение определенной машины: скорой помощи, пожарной, полицейской, автобуса, самолета, поезда и других. И вырезать из картона «рули» с написанными на них профессиями.

Ведущий раздает каждому игроку руль, называет профессию. Игрок должен отыскать свою «машину», сесть на стул, рулить, «отправляясь на работу». Игра повторяется, ведущий меняет рули у игроков.

Для повара или врача?

Эта дидактическая игра «Профессии» для детского сада систематизирует представления о рабочих обязанностях и профессиональных особенностях повара и врача.

Играют два ребенка: один повар, второй врач. Ведущий вытаскивает из мешка предметы, спрашивает, кому из работников они нужны. Например, шприц нужен врачу, ложка – повару. Дети должны не просто ответить, а объяснить, для чего работнику этот предмет.

Возрастные особенности и коррекция речевых нарушений в процессе групповых занятий

Знание особенностей жизни взрослых, связанных с их работой жизненно важно для малышей, однако в разном возрасте подход к изучению вопросов, связанных с профессиями, должен быть разный. Он обязан учитывать возрастные особенности малышей.

Плакат о различных профессиях

Лексическая тема «Профессии» в средней группе

На занятиях в средней группе не только развиваются речевые навыки, но и даются начальные знания о том, что такое профессии и какими они бывают.

Цель и задачи занятия: знакомимся с разными профессиональными специальностями

Выполняются следующие задачи:

  • При работе с детьми им дается понятие о том, что существуют различные профессии и рассказывается об их основных особенностях.
  • Развивается словарный запас, совершенствуется артикуляция при произнесении звуков.
  • У малышей развивают слуховое внимание, логическое мышление.

Рекомендуется провести планирование занятий на ближайшее время.

Краткий план-конспект занятия

С детьми выполняется пальчиковая гимнастика. Ее делают следующим образом:

Можно ли научить ребенка выговаривать звук [ш] в домашних условиях

Много есть профессий знатных (При этом поочередно каждый палец правой руки соединяют с большим).

И полезных и приятных (Делают такие же движения пальцами левой руки).

Повар, врач, маляр, учитель, продавец, шахтер, строитель (Соединять пальцы левой руки и правой руки с большими).

Сразу всех не называю (При этом малыши сжимают и разжимают кулачки несколько раз).

Вам продолжить предлагаю (дети вытягивают руки вперед, держа ладони обращенными вверх).

Далее воспитатель проводит стихотворный диалог с малышами: «Был сапожник?/Был!/Шил сапожки?/Шил!/Для кого сапожки?/Для соседской кошки!» это упражнение предназначено для улучшения четкости дикции и работы над выразительностью произношения предложений.

В занятии используются скороговорки для развития отчетливости произношения, правильности выговаривания различных звуков. При этом учитель вместе с ребятами стараются произносить определенные фразы. Вот пример скороговорки: «Кран протекший очень хочет подкрутить водопроводчик».

Важно! В течение всего занятия с детьми проводят разнообразные лексические упражнения.

Тематические стихи и скороговорки

Стихотворная форма подачи материала детям помогает им лучше усваивать материал. Поэтому важно использовать стихотворения и читать их вслух воспитателю совместно с детьми. Один из вариантов упражнений — загадывать стихотворные загадки.

Вот несколько примеров:

  • «Доктор но не для детей, а для птиц и для зверей. У него особый дар. Этот врач … .» (Ветеринар).
  • «Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать.» (Учитель).
  • «На работе день-деньской, он командует рукой. Поднимает та рука. Сто пудов под облака.» (Крановщик на стройке).

Скороговорки позволяют не только совершенствовать словарный запас, но и дают возможность улучшать дикцию детям.

Могут быть использованы такие скороговорки:

  1. «Матросы в матросках. Матроски в полосках».
  2. «Два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят».
  3. «Ткет ткач ткани на платье Тане».

При работе с детьми в логопедическом занятии на тему «Профессии» может быть использована следующая игра. Она называется «Стихи-небылицы».

Занятие логопеда с детьми

Ее целью являются: улучшение слухового внимания, совершенствование способности логически мыслить, развитие лексики детей, относящегося к теме профессий.

Игра состоит в том, что детям читают стихи о профессиях взрослых, причем в них воспитатель делает ошибочные утверждения. От малышей требуется, чтобы они определили, где правда, а где нет. При этом логопед и дети подробно обсуждают ответы.

Лексическая тема «Профессии» в старшей группе

Важно! В этом возрасте дети способны освоить не только начальные понятия о различных специальностях, но и приступить к созданию общих представлений о мире взрослых и месте, которая в нем занимает профессиональная деятельность.

Задачи занятия: формируем целостную картину мира

Малышей учат коротко рассказывать о профессиях. Во время занятия они больше узнают о видах занятий взрослых. Когда выполняются задания для детей логопедической группы по теме «Профессии», детей учат тому, что труд является необходимым, объясняют его общественную значимость.

Малыши тренируются образовывать от названий работников слова мужского и женского рода (военный и военная, воспитатель и воспитательница).

Обратите внимание! У ребят воспитывают способность распознавать речь на слух, совершенствуют зрительное восприятие, внимание. Им помогают развивать память, внимание и способность к связной речи.

В детях воспитывают активность, инициативность и способность к коллективному труду.

План-конспект занятия

При рассмотрении лексических тем в старшей группе сначала происходит тематическая физкультминутка.

Проводится беседа о том, что означает для взрослого человека профессия. Рассказывают о том, что профессии бывают разными, приводят соответствующие примеры. Говорят о необходимости зарабатывать деньги для покупки домашних вещей, которые необходимы семье.

Логопедические стишки и потешки на занятии в старшей группе

Рассказывается история от имени малышей, которые спорили, чья профессия главнее. Воспитатель и дети обсуждают этот спор и дают свои ответы.

Проводится игра в рифму. Произносятся, например, фразы о профессиях, связанных с транспортом: «Поезд водит … (Машинист). Пашет поле … (Тракторист) …» Дети должны заканчивать каждую фразу.

Дети достают карточки из конвертов и видят изображения работающего человека. Они должны рассказать о его специальности.

Дети с помощью воспитателя составляют свои рассказы о различных профессиях, руководствуюсь примерным планом и картинками.

Проводится физкультминутка. При этом читаются стихи о профессиях, во время которых дети имитируют соответствующие движения.

Воспитатель приводит фразы, а дети угадывают, кто мог их произнести.

Малышам предлагают назвать работников в мужском и женском роде (например, летчик-летчица).

В заключение подводятся итоги, воспитатель напоминает детям, что нового они узнали.

Детям рассказывают о профессиях

Игровые технологии в обучении

В процессе работы с ребятам активно используются лексические упражнения, проводятся физкультминутки. Малышей учат самостоятельно составлять несложные рассказы о различных специальностях. Активно используются вопросы и загадки, на которые дети должны находить ответ.

Лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе

В этом возрасте важно подготовить людей к школе, дать им знания о том, как живут взрослые люди.

Цель и задачи занятия

В занятиях с дошкольниками необходимо не только расширить словарный запас относящийся к рассматриваемой теме, но и сформировать кругозор, придать знаниям больше систематичности, развивать коммуникационные навыки детей, способность связно выражать свои мысли.

Виды деятельности

В это время по-прежнему важны физкультминутки и игровые моменты, однако особую важность приобретает формирование кругозора, умение выражать свои мысли и способность вести целенаправленный диалог с другими людьми.

Предварительная работа по изучению литературного материала

Учитель рассказывает детям об описаниях различных работников, которые имеются в детской литературе.

С детьми происходит чтение вслух тематических литературных произведений.

Оборудование

Когда рассматривается лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе, нужны картинки в качестве раздаточного материала. На них должны быть изображены представители различных профессий.

Обратите внимание! У воспитателя должны быть подготовлены демонстрационные изображения по теме занятий. Может использоваться доска или ширма, на которой будет показан наглядный материал.

Цель дидактической игры «Профессии»

Цель игры – расширение и закрепление представлений о всевозможных профессиях, их особенностях и важности для общества, используемых рабочих инструментах, производимой продукции.

Задачи игры:

  • запоминание названий профессий;
  • расширение знаний об инструментах и приспособлениях, нужных для выполнения профессиональных обязанностей;
  • выяснение назначения и особенностей профессий;
  • уточнение представления о том, где работают люди, какую одежду носят, какие действия выполняют, как выглядит их рабочее место;
  • формирование представления о том, что должны знать и уметь работники;
  • воспитание уважительного и благодарного отношения к чужому труду;
  • формирование понимания того, что каждая профессия важна, а результаты труда имеют большое значение;
  • воспитание стремления усердно трудиться, стать хорошим работником;
  • развитие речевых навыков, умения логически мыслить и воспринимать информацию на слух.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]