Публицистический стиль речи – это уникальный способ воздействия на огромные массы людей. Именно тексты такого вида прослеживается в различных газетных статьях, журналах, и прочих источниках, которые выражают основные общественные проблемы.
Подстили публицистического стиля:
- газетно-публицистический;
- тележурналистский;
- радиожурналистский;
- прямой контакт с аудиторией.
Признаки публицистического стиля
Понять, что перед вами рассматриваемый стиль речи, можно по следующим чертам:
- Обоснованность и действительность утверждений, которые используются в речи. То есть автор текста не намерен каким-либо способом исказить действительность, а наоборот, стремится показать реальные стороны общественной жизни.
- Предложения в тексте должны быть логически связаны. Люди, которым адресуется текст в публицистическом стиле, должны чётко понимать проблему текста, его смысл и основную идею, чтобы сделать для себя правильные выводы.
- Употребление большого количества вопросов и восклицаний для украшения речи во время выступления. Такие статьи наиболее мотивируют общество, привлекают его.
- Текст наполнен эмоциями, оценочными предложениями автора по поводу проблемы речи. Речь способна воздействовать на огромный класс народа, поэтому и текст должен быть для людей. Этим и отличается публицистический стиль речи от таких стилей, как научный, деловой или художественный. Здесь используются разговорно-языковые средства, которые понятны для всех.
- Наличие общественно-политического набора слов (граждане, демократия).
- Здесь используются различные сленги, короткие, но экспрессивные предложения.
- Частое использование имён собственных.
Задачи аналитических жанров журналистики
Основными задачами аналитических жанров журналистики являются:
- сообщение информации;
- ее анализ и исследование;
- обоснование и комментирование происходящих событий, явлений и фактов.
В текстах аналитических жанров журналистики присутствуют рассуждения автора, аргументация, анализ события, личные выводы и оценка происходящего.
Как и в информационных жанрах журналистики, отправной точкой и главным элементом любого аналитического жанра является некий факт или событие. Под событиями подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают определенные изменения и перемены.
Функции
Данный стиль речи выполняет следующие функции:
- Уведомительная
— данная функция направлена на передачу информации огромной аудитории и притом за довольно быстрый период времени.
- Влияющая
— такая функция решает проблему заинтересованности людей в решении описываемой проблемы, то есть публицистический стиль речи направлен на привлечение аудитории.
- Призывная
— люди должны быть не только заинтересованы в проблеме, но должны загореться желанием её решить, предпринять какие-либо действия.
Аналитический отчет
Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии. Центральным элементом в данном случае выступает описание или анализ деятельности людей.
Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.
В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.
Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим. Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.
Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача — написать информационный отчет.
Сфера применения
Если цель данного стиля речи — донести до аудитории проблему общественности, то и используется он там, где читателей / слушателей / подписчиков будет больше всего:
- газеты, журналы;
- радиожурналистика, тележурналистика;
- выступления политических партий, митинги, призывы к забастовкам и т. д.
Аналитические жанры журналистики: рецензия
Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.
Предметом рецензии становятся не просто факты, а различные информационные явления — спектакли, книги, игры, брошюры, научные работы, кинофильмы, телепередачи.
Примеры: рецензия на книгу (примеры рецензий есть на сайте «Литературная газета» lgz.ru) , рецензия на спектакль, кинофильм, телепередачу, игру.
Так как рецензия — это аналитический жанр, ее главной задачей является не просто информирование о событии или объекте, а представление этого события: анализ, оценка происходящего, аргументация, личные выводы и рассуждения. Но в то же время рецензию не стоит рассматривать в качестве средства для решения каких-то глобальных общественных проблем. Этим занимаются различные исследования, литературно-критические статьи или обозрения.
В основном, автор рецензии (рецензент) изучает одно-два произведения и дает им оценку, чаще критическую.
Типы рецензий
В зависимости от количества анализируемых произведений выделяют два типа рецензий:
- Монорецензия. Предметом монорецензии является одно произведение, которое автор может сравнивать с другими произведениями, известными публике. Объем такой рецензии небольшой.
- Полирецензия. Предмет полирецензии — два и более произведений, которые, чаще всего, автор сравнивает между собой или с другими новыми или малоизвестными произведениями. Такая рецензия отличается внушительным объемом.
В зависимости от тематики рецензии бывают:
- литературные;
- театральные;
- музыкальные;
- кинорецензии;
- рецензия на научную работу;
- рецензии на рекламные клипы;
- рецензии на мультипликационные фильмы;
- рецензии на игры и пр.
В зависимости от объема выделяют:
- Мини-рецензии. Это рецензия небольшого объема (1-1,5 страницы печатного текста), в которой рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению. Мини-рецензии пользуются большим спросом.
- Гранд-рецензии. Это рецензия большого объема, в которой досконально раскрыта тема, представлен глубокий анализ и дана разносторонняя оценка произведению. Гранд-рецензии обычно пишут критики-эксперты.
Пример литературной рецензии
Рецензия на книгу Э. Ремарка «На западном фронте без перемен»:
«Изнанка войны»
Эрих Мария Ремарк. – «На западном фронте без перемен». Авторизованный перевод с немецкого Сергея Мятежного и Петра Черевина под ред. Абрама Эфроса. Изд-во «Федерация». Москва. 1929 г. Стр. 298. Ц. 1 р. 40 к.
В числе художественных произведений, посвящённых империалистической войне, книга Эриха Марии Ремарка займет выдающееся место.
Это вовсе не потому, что он сообщает в своих выводах и наблюдениях что-нибудь новое, неизвестное нам. Наоборот, значение его повествования заключается в предельной обнаженности общеизвестных фактов, в умении лишать войну тех героических иллюзий, от которых не был освобожден даже Толстой. Уже основной художественный прием обеспечил художнику право на наше доверие: книга написана с точки зрения рядового солдата… В восемнадцать лет он пошёл на войну добровольцем из последнего класса гимназии и пробыл на фронте почти до её окончания. За месяц до 9 ноября 1918 года он погиб в тот день, когда было такое затишье, что вся сводка ограничилась одним замечанием: «На западном фронте без перемен». Отсюда заглавие книги, подчеркивающее трагичность одинокого, затерянного солдата, ведущего свои записки…
…Вся жизнь в этой книге сводится к нескольким элементарным переживаниям, низводящим человека до степени животного. Но свет разума, озаряющий его странное и страшное прозябание, художественно оформляется в законах беспощадного реализма. Ремарк силен именно тем, что он избегает рассуждений или ненужной гуманитарной патетики – он записывает только факты, и они производят потрясающее впечатление благодаря деловитому, точному стилю. Композиция книги точно так же обличает большого художника. На сравнительно небольшом количестве страниц Ремарк сумел показать и фронт, и тыл, и военный госпиталь, и пленных, и противников.
…В книге отчетливо выступает простой и мирный средний немец, для которого война была таким же несчастьем, как и для всех остальных.
К. Локс 1929, № 21 lgz.ru
Лексические особенности
Можно отметить некоторые лексические особенности стиля:
- преобладание разговорной и общественно-политической лексики;
- употребление частиц и междометий;
- слова окрашены эмоционально, экспрессивно;
- употребление чрезмерного преувеличения – гиперболы.
Аналитические жанры журналистики: статья
Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления.
Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.
Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.
Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.
Морфологические особенности
Из морфологических особенностей выделяются:
- частое использование синекдохи — множественное число заменяется единственным или наоборот (отцы, деды, русский, француз
);
- частое употребление глаголов повелительного наклонения (взгляните, подумайте
);
- использование всех форм прилагательных (обычная, сравнительная и превосходная).
Синтаксические особенности
Применяются следующие:
- Употребление различных изобразительно-выразительных средств языка, экспрессивных предложений и тропов для украшения речи (например: эпитеты, риторические вопросы, обращения, парцелляция, восклицание, градация и т. п.).
- Привлекающий заголовок текста.
- Экспрессивность коротких предложений.
- Прямая речь.
- Обособленные конструкции.
Вывод
В завершение вышесказанного хочется ещё раз подчеркнуть значимость публицистики для современного человека. Благодаря ей чувствуешь дух времени, всегда находишься в центре событий, ощущаешь сопричастность к тому, что происходит в стране, мире, формируешься как личность. Кроме того, слушая новости, репортажи, интервью, читая статьи, очерки в периодических изданиях на подсознательном уровне усваиваешь языковые средства выразительности публицистического стиля, что помогает повышать уровень культуры речи.
Языковые средства публицистического стиля
Среди них:
- эпитеты
, выраженные оценочными и эмоциональными чувствами;
- сравнение
с помощью слов
«как», «словно»
; - метафора
– перенос признаков и свойств с одного объекта на другой;
- метонимия
– замена одного понятия другим. Например:
«Россия ликует»
(то есть население страны, русские); - гипербола
;
- ирония
;
- перифраза
– избежание повтора. Например:
«братья наши меньшие»
(животные).
Аналитическая корреспонденция
Аналитическая корреспонденция — это сообщение, в котором содержится информация о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт).
Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития.
Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).
В качестве примера аналитической корреспонденции можно привести описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?