Научный стиль: Freepick Учитель или научный руководитель снова вернули доклад на доработку из-за стиля изложения? Рефераты и курсовые работы, дипломные проекты — все это школьники и студенты пишут, используя научный стиль. Примеры из статей, монографий, учебников и пособий помогут понять, чем отличается текст научного стиля от обычного и как его создавать.
Исторический экскурс
В Древней Греции привилегированное сословие использовало особую терминологию, которую не понимали обычные люди. Именно к этому времени специалисты относят появление первых признаков научного стиля. Все термины называли только на латыни, но со временем ученые стали детали переводы на другие языки.
Узкопрофильные сферы деятельности начали расширяться. Изначально научный стиль речи мало отличался от художественного, но со временем у него начали появляться характерные черты, стилистика стала четкой и сжатой.
В качестве примера можно вспомнить негативный отзыв Декарта о работах Галилея. Французский философ и математик считал, что итальянский физик склонен использовать в тексте большое количество художественных средств. Подобного мнения придерживался и Кеплер. Долгое время эталоном стиля были работы Исаака Ньютона. Все старались подражать ему в своих трудах.
В Российском государстве стиль для научных работ начал складываться только в начале XVIII века. В его развитии особенно помог Михаил Ломоносов, который выработал определенные характеристики стиля.
Окончательно процесс формирования завершился в XIX веке и был сопряжен с деятельностью крупных ученых. Сегодня стиль научных работ имеет ряд признаков, которые позволяют легко выделять его среди других стилей русского языка:
- Логичность — все части текста имеют строгую последовательность и заканчиваются выводом. Предложения связываются повторяющими существительными и указательными местоимениями. Также на последовательное изложение указывают наречия, союзы, вводные слова.
- Точность — все слова применяются только в прямом смысле. Широко используется терминология. Ключевые фразы могут многократно повторяться.
- Объективность — описываются результаты экспериментов и закономерности, которые были выявлены.
- Обобщенность — при написании текста автор применяет абстрактные понятия, которые практически невозможно представить, почувствовать, понять.
При необходимости текст иллюстрируют графиками, диаграммами, схемами. Можно применять формулы, расчеты, делать таблицы. Задача автора — полностью раскрыть тему.
Особенности стиля
Для научных текстов нехарактерно применение восклицательных предложений и высказывание субъективного мнения. Не допускается использование эмоционально окрашенных слов, недостоверных фактов, оскорблений.
Жанры научного стиля — монография, статья, рецензия, учебник, сообщение на научной конференции и т. д. Все эти жанры можно объединить в одну группу — первичную, т. е. тексты, которые были созданы автором впервые. На основе научных работ создают вторичные тексты — реферат, доклад, конспект и другие.
Выделяют несколько подстилей научного стиля:
- Собственно-научный — ориентирован на ученых. Используется для написания диссертаций, статей, докладов и т. п.
- Научно-учебный — для учащихся школ и других учебных заведений. Материал должен быть изложен понятно и подаваться по принципу «от простого к сложному». Применяется для написания учебников и других пособий.
- Научно-популярный — для обычных людей. Многие сведения подаются в общей, доступной для всех форме. Автор делает значительные упрощения информации, дает определения терминов, которые сопровождаются простыми примерами. Используется для написания детских энциклопедий, научно-популярных книг и т. п.
- Научно-технический — ориентирован на специалистов технического профиля. С его помощью описывают умения и навыки, которые были получены практическим путем. Сопровождается справочной информацией в виде статистики и других характеристик.
У стиля выделяют несколько функций. Первая — это описание мира как объекта познания, вторая — изложение данных, которые были получены путем исследования, третья — воздействие на читателя. Текст должен побуждать интересоваться научными сведениями и достижениями.
Иногда такой стиль путают с деловым, который имеет свои особенности. Он предполагает краткое изложение материала и предназначен для оформления разных документов. Научные публикации подразумевают наличие не только информации, но и доказывающих ее фактов.
Публицистические тексты
Задача этого функционального стиля литературного языка — не только донести информацию до читателя или слушателя, но и оказать на него определённое психологическое воздействие, вызвать общественный интерес. Он делится на пять подстилей:
- газетно-публицистичный — информационные статьи, заметки и сводки, интервью;
- агитационный — листовки, плакаты, призывы;
- политико-идеологический — официальный подстиль, используемый в партийных постановлениях;
- массово-политический — используется на митингах, общественных выступлениях и прочих общественных событиях подобного характера.
В таблице классификации публицистический стиль занимает промежуточное место между официальными и художественно-бытовыми. У первых он перенял стандартизацию и строгость, у вторых — экспрессивность, эмоциональность. Другие особенности подобной стилистики:
- насыщенность информацией;
- простота и доступность изложения, ориентация на широкую публику;
- элементы призывности, декларативности;
- сочетание образности и краткости в выражении мыслей;
- постоянное применение эмоциональных усилителей;
- приверженность к определённой позиции или идее, оценочные суждения;
- мотивационные слова и фразы;
- наличие свойственных деловому и газетному языку речевых штампов;
- использование общественно-политической терминологии, в том числе ярлыков (псевдодемократы, фашисты);
- изложение от первого лица;
- обращение к читателю напрямую;
- использование риторических вопросов и восклицательных предложений;
- обратный порядок частей речи в предложениях;
- минимальное использование негативно окрашенных слов;
- попытка игры на чувствах читателя, стремление задеть его эмоции.
Публицистические тексты должны взаимодействовать с читателем, мотивировать его на действие. Потому вся выложенная информация должна быть понятна и доступна широкой аудитории.
Выбор правильного стиля речи важен для полного и точного донесения информации читателям. Применение синтаксических и морфологических конструкций, интонаций, речевых штампов, художественных средств и других языков инструментов необходимо для выполнения основной задачи текста.
Лингвистические характеристики
У каждого стиля можно выделить основные характерные черты — лексические, морфологические, синтаксические. К языковым особенностям научного стиля относят использование определенной лексики.
Его отличительные черты:
- слова употребляются только в прямом смысле;
- не применяются художественные средства выразительности — метафоры, гиперболы, эпитеты и т. п. ;
- используются абстрактные предложения и терминология.
В тексте могут использоваться три группы слов — имеющие стилистическую нейтральность, общенаучные и узкоспециальные. Употребление терминов зависит от подстиля и аудитории. Например, в научно-популярных книгах нежелательно использовать большое количество специальных слов и допускается упрощенное изложение информации.
Особенности морфологии:
- малое количество глаголов первого и второго лица единственного числа;
- большое количество глаголов настоящего времени и отглагольных существительных;
- прилагательные используются редко.
Синтаксические особенности позволяют выделить научный стиль среди других. К этой группе могут относиться такие черты, как использование особых оборотов, например, по опыту или по Ньютону. В качестве вводного слова нередко применяется «далее». Для логического связывания предложений используют:
- «соответствующий»;
- «известный»;
- «данный» и т. п.
Употребляется большое количество сложных предложений сложноподчиненного типа. С их помощью делают обобщения или описывают какие-то явления. Для логической связи предложений используются союзы.
В тексте обязательно используются отсылки на работы других ученых, особенно если автор хочет показать разные точки зрения на одну проблему. В состав предложений входят причастия, деепричастия.
Разговорный, или бытовой
Самый распространённый в современном обществе стиль. Применяется в бытовой, неофициально-профессиональной, бытовой и других сферах. Чаще всего употребляется в устной форме. Очень быстро развивается, наполняется новыми речевыми особенностями. Со временем отличительные черты разговорной речи перебираются в другие стили, обогащая их новыми языковыми средствами: словами, значениями, лексическими конструкциями.
Основные жанры бытового стиля: персональный дневник, неофициальная записка, личное письмо, дружеский диалог или переписка между двумя или более людьми. Его особенности:
- яркая эмоциональная окраска, экспрессивность, большое количество вопросительных и восклицательных предложений;
- частое использование междометий, частиц, союзов, вводных конструкций и прочих слов и словосочетаний, не несущих фактического смысла;
- допустимость повтора слов и звуков;
- короткие, простые предложения;
- неполные, незаконченные фразы, значение которых можно понять из контекста речевой ситуации;
- лёгкость, простота, фамильярность изложения;
- применение сокращённых слов-конденсатов (встречная полоса — встречка) и слов-дублетов (горожанин в значении гражданин, волчиха вместо волчица);
- постоянное использование юмора, иронии, сарказма, пословиц, поговорок;
- образность, включение оценочных суждений и личных мнений говорящего;
- преобладание глаголов и местоимений в речи, относительно редкое использование существительных;
- неподготовленность, импровизация, отсутствие строгой логики и плана изложения;
- свободный порядок слов в предложениях;
- использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Одна из главных особенностей разговорного стиля — важность не только содержания текста, но и внеречевых факторов, таких как интонация, мимика, жестикуляция, язык тела. Их правильное понимание необходимо для верного восприятия информации в бытовом разговоре. Знание речевого этикета конкретной местности или общины также бывает ключевым при восприятии послания.
Устная речь
Научный стиль речи используется не только для написания работ. Его широко применяют в устной речи. Он используется при выступлениях на конференциях, симпозиумах, семинарах. В таком случае стиль сохраняет свои основные черты — точность, логичность, объективность и абстрактность.
В устной речи выделяют несколько жанров. При монологе человек не учитывает реакцию другого лица. Разновидности монолога — доклад, сообщение, защита курсовой или выпускной квалификационной работы.
Устная речь может быть представлена и в виде диалога. Например, научное сообщество может проводить дискуссию. В таком случае происходит обсуждение какого-то спорной темы. Не стоит путать ее с научной беседой. Для такой разновидности характерно спокойное обсуждение прослушанного сообщения. Люди могут обменяться мнениями, дополнять информацию.
Есть еще два типа устной речи — лекции. Учебные лекции проводятся для того, чтобы у слушателей появились знания в профессиональной области. Есть еще популярные лекции, которые ориентированы на получение информации. Они проводятся эпизодически и подаются в упрощенной форме.
В русском языке есть разные речевые стили. Каждый из них выполняет свои задачи и используется в определенных условиях. Научный встречается в диссертациях, докладах, специализированных книгах и других работах. При использовании такого стиля важно придерживаться вышеуказанных правил.