Дисграфия у детей, школьников — что это, как исправить, виды


Дисграфия — это нарушение письменной речи. Признаки и симптомы отклонения, лечение и способы профилактики — что должны знать родители школьников.

Дети, которые только начали изучение письма, стараются писать аккуратно. Однако почерк большинства детей младшего школьного возраста корявый и неразборчивый. Многие пишут с ошибками, так как пока что не знают основных правил русского языка. Письменная речь ребенка со временем совершенствуется, однако некоторые дети в дальнейшем продолжают писать неаккуратно, меняя буквы местами, пропуская пробелы и нужных местах. Существует ряд признаков, при наличии которых родители должны забеспокоиться и отвести ребенка на консультацию к логопеду, так как они могут быть симптомами дисграфии.

Своевременное лечение этого нарушения — залог того, что в дальнейшем у ребенка будет грамотная письменная речь. Именно поэтому важно знать, что такое дисграфия, каковы ее причины и основные признаки, а также как лечится это отклонение.

Дисграфия: общие сведения

Дисграфия — это нарушение письма, которое сопровождается искривленным написанием букв с множественными случаями совершения ошибок в словах. Почерк ребенка с таким отклонением неразборчивый, а слова могут быть написаны зеркально с большим количеством грамматических ошибок. Подобный дефект является следствием нарушения работы определенных отделов головного мозга.

Нарушение письма, причины которого кроются в неправильной работе некоторых отделов головного мозга, встречается у многих детей, начинающих изучение основ письма. Так, среди учеников второго класса, в среднем, подобное нарушение встречается более чем у половины класса. При отсутствии своевременного лечения подобное отклонение влечет за собой снижение самооценки ребенка, влияет на его успеваемость, сказывается на отношениях со сверстниками.

Дисграфия часто сопровождается наличием небольшим проблем с речевым аппаратом. Подобное нарушение имеет несколько видов и классифицируется по степени тяжести.

Причины дисграфии

За все время изучения данной проблемы исследователи так и не пришли к единому мнению о причинах её возникновения. Одни авторы согласны с советским невропатологом Ткачевым, считавшим, что причиной возникновения нарушений чтения и письма, является плохая память детей. Т.е. они плохо запоминают буквы, слоги, звуки и в связи с этим не могут соотнести звуки с буквами.

Но существует и другое мнение, которое так же нашло своих последователей среди исследователей данной патологии, например, советского психиатра Мнухина С.С., который настаивал на том, что причиной данных проблем являются негативные наследственные факторы, такие как алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы. Так же было замечено, что наряду с нарушением письма у детей присутствует ряд и других признаков. Например, таким деткам трудно рассказать о себе – назвать адрес, имена родителей; ошибочно называют времена года, путают дни недели с месяцами; не могут воспроизвести в строгой последовательности счет, названия дней недели даже после многократного повторения.

В настоящее время разрозненность мнений сохраняется в первоначальном виде. Современные авторы также выделяют две возможные группы причин. Первая связана c наследственным фактором, наличием похожих проблем у родителей и близких родственников. Ко второй группе причисляют органические нарушения в перинатальный или постнатальный период. Неравномерность развития мозговых структур плода в период беременности приводит к неправильному формированию некоторых функций.

Но в современном обществе формируется и третье направление, которое соотносят с причиной формирования нарушения чтения и письма – это воздействие современной социальной среды и, следовательно, данный тип нарушения носит приобретённый характер. Т.е. у таких деток нет наследственных факторов, а также отсутствуют и органические поражения мозговых структур. Это означает, что нарушение сформировалось под воздействием неправильно подобранных форм обучения: несвоевременное начало обучения ребенка грамоте, формирования навыков письма в недопустимо раннем возрасте, применение обучающих материалов, не соответствующих возрасту и зрелости ребенка.

Механизм возникновения, причины

Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.

Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.

Причины возникновения у детей

Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.

Причины возникновения у взрослых

У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:

  • наличие опухоли в головном мозге;
  • низкая сатурация;
  • инсульт;
  • перенесенные хирургические операции на головном мозге;
  • плохие социальные условия.

К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.

При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.

Дискалькулия

Нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.

Выделяют семь видов дискалькулии:

1. Графическая — невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;

2. Вербальная — невозможность правильно назвать число, символ,обозначить количество предметов;

3. Лексическая — отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;

4. Операциональная — неспособность к выполнению математических действий;

5. Практогностическая — отсутствие способности к абстрактному счёту предметов,распределению предметов в зависимости от таких характеристик, как количество, форма, размер и т.д.

6. Арифмерия — неспособность к обучению вычислению;

7. Псевдодискалькулия — снижение математических способностей вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Дискалькулия является самостоятельным недугом, который гораздо меньше изучен, чем дислексия и дисграфия. Не стоит воспринимать это нарушение, как лень.

Коррекция дискалькулии индивидуальна и трудно прогнозима во временных рамках. Как и любое нарушение, нарушение счёта следует корригировать своевременно и систематично. Данная патология должна быть выявлена в дошкольном возрасте ребёнка, в противном случае её исправление становится очень тяжёлым и длительным процессом.

Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием речи у ребёнка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе математическими терминами.

Виды дисграфии

Дисграфия может быть следствием разных причин. Признаки и симптомы нарушения могут отличаться. Также от вида отклонения зависит способ реабилитации и длительность лечения.

Оптическая

Ребенку трудно правильно писать буквы, он может их пропускать при написании слов, добавлять не нужные элементы в виде штрихов и палочек. Из-за не до конца сформированным зрительно -пространственным связям ребенок зачастую пропускает буквы, неправильно их пишет, путает с другими.

Акустическая

Характеризуется отсутствием способности к правильному распознаванию звуков. Пациент путает схожие по звучанию буквы, может делать ошибки в степени мягкости произносимых звуков.

Артикуляторно-акустическая

Ребенок неправильно пишет и произносит буквы, заменяет их схожими по звучанию. Просьбы родителей и преподавателей обращать внимание на правильность произношения и написания результатов не приносят. При такой форме нарушения требуется проведение работы, направленной на слуховую дифференциацию ребенка. Только при проведении подобной коррекционной работы возможно полное избавление от проблемы.

Аграмматическая

Этот вид нарушения характеризуется тем, что ребенок при произношении и написании путает падежные окончания, пропускает или заменяет предлоги на другие. Подобное отклонение является следствием речевых нарушений.

Нарушение, вызванное неполноценными процессами анализа и синтеза

Основные симптомы этого нарушения — пропуск или замена букв на другие, добавление лишних слогов, слитное написания нескольких слов подряд. Подобному отклонению предшествуют социальные, психологические, а также воспитательные факторы, которые становятся основной причиной нарушения анализа и синтеза речи.

Признаки заболевания

Дисграфия — диагноз, который должен ставить специалист. Отклонение можно легко спутать с обычным непониманием грамматики, которое встречается у большинства детей. При дисграфии ошибки, которые ребенок допускает во время письма, никак не связаны с уровнем знания русского языка. Учителя в школе, а также родителей ученика должно насторожить, если ребенок делает многократно одинаковые ошибки: пропускает буквы, путает слитное и раздельное написание слов. Кроме того, почерк такого ребенка неразборчивый, а размер букв постоянно меняется от маленьких до больших не только в одном предложении, но и в одном слове. Скорость письма при этом очень медленная. Зачастую детям с дисграфией ставят плохие отметки из-за ошибок и плохого почерка, что сильно сказывается на успеваемости и самооценке ребенка. Именно поэтому очень важно своевременно выявить нарушение письменной речи у ребенка, выяснить причину отклонения, чтобы пройти курс коррекции.

Что такое дисграфия и как с ней бороться?

17.01.2019 Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных тем, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.

Письменная речь – это одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная речь. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «Дислексия» и «Дисграфия».

Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Процесс становления письма сложен.

В нем участвуют четыре анализатора:

— речедвигательный, который помогает осуществлять наше произношение;

— речеслуховой, который помогает произвести отбор ненужной фонемы;

— зрительный, который подбирает соответствующую графему;

— двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (Воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа).

Только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Дисграфия

— это частичное специфическое нарушение письма.

Причины этого нарушения могут быть разные. Одни связаны с воздействием внутренних факторов, (например, длительные соматические заболевания, патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций), которые ведут за собой минимальную мозговую дисфункцию (ММД), общее недоразвитие речи (ОНР), задержку психического развития (ЗПР). Другие причины связаны с внешними факторами: неправильной речью окружающих, дефицитом речевых контактов, двуязычием в семье, недостаточным вниманием к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Всё это задерживает формирование психических функций, участвующих в процессе письма.

Как правило, говорить о проявлениях дисграфии можно уже в середине 1 класса, но официальное заключение, логопед может поставить, только к концу 1 класса.

В логопедии выделяют пять форм дисграфии:

1.Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Такие ошибки будут на письме до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Приведу пример. Ребенок обучается в 7 классе, на письме

2. Акустическая форма дисграфии

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

1.пропуски букв и слогов;

2.перестановка букв и (или) слогов;

3.недописывание слов;

4.написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;

5. повторение букв и (или) слогов;

6.контоминация — в одном слове слоги разных слов;

7. слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

4. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у… Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

— недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества):

Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

— добавление лишних элементов;

— пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

— зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1.Если Ваш ребенок левша.

2. Если он — переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта — парта, моко — молоко, весёлы (весёлый).

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, которые помогут в преодолении дисграфии

Упражнение «Корректурная правка».

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними.

«Пропущенные буквы».

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Лабиринты

.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

А также существуют уже готовые логопедические тетради для профилактики дисграфии, они есть в свободном доступе в интернете, можно скачать и распечатать.

Важно понимать, что коррекция дисграфии сложный и трудоемкий процесс. К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Дисграфия

— это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Презентация

Диагностика дисграфии

Назначить соответствующий курс коррекции дисграфии может только специалист, который предварительно диагностирует нарушение с помощью специальных исследований. Кроме того, для постановки диагноза необходимы консультации таких специалистов, как невролог и логопед.

Обследование пациента включает несколько этапов, первым из которых является оценка состояния центральной нервной системы, зрения, а также слуха пациента. Затем специалисты анализируют артикуляцию и моторику ребенка. Немаловажные этапы — оценка звукопроизношения, лексикона, уровня грамотности. Затем необходима оценка письма, при этом специалисты учитывают, правша или левша пациент.

Ребенку с целью исследования предложат записать слова под диктовку, переписать прописные, а также печатные буквы, выполнить специальные упражнения. После анализы полученной в ходе исследования информации логопед ставит диагноз и дает необходимые рекомендации по способу коррекции нарушения письменной речи при наличии.

Способы коррекции дисграфии

Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.

Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.

Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:

  • Упражнения, благодаря которым пациент учится правильно понимать звуки, слова, буквы.
  • Задания, направленные на тренировку памяти, улучшение мышления, развитие восприятия.
  • Упражнения, необходимые для того, чтобы пациент учился правильно распознавать внешне похожие буквы.
  • Правильная постановка звуков, работа по автоматизации речи.
  • Развивающие игры для улучшения звукового анализа.

В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами. Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом.

Логопедическая коррекция

Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.

Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.

Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях

Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.

Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом. Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:

  1. Лабиринт. Ребенок рисует на листе бумаги линию, двигая при этом только кистью руки. Нельзя делать разрывы и менять положение листа.
  2. Поиск предметов или картинок. Ребенок ищет и закрашивает найденные предметы.
  3. Упражнения, направленные на развитие внимания. Ребенок должен читать текст и искать пропущенные буквы или слова, вписывая их в нужные места.
  4. Улучшение артикуляции. Ребенок заучивает песенки, стишки, скороговорки.
  5. Логоритмика.

Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.

Возможные ошибки при дисграфии:

  • пропускает буквы (гласные или согласные)
  • не дописывает окончание слова
  • переставляет местами слоги в словах
  • пропускает слоги
  • путает между собой буквы, имеющие общий элемент, например, письменные «б» и «д», «и» и «ш»
  • заменяет буквы, обозначающие парные звуки: «б» на «п», на «т» на «д», «з» на «с» и т.п.
  • пишет все слова в предложении слитно
  • не выделяет заглавную букву в начале предложения и «не видит» точки

Причина кроется не в невнимательности, а в не сформированности навыков и представлений об образе буквы, о составе слога, слова и предложения. При дисграфии совершенно бесполезно заставлять ребенка по много раз переписывать слово, чтобы запомнить правильное написание, или побольше читать. Излишняя нагрузка только отвратит от учебы. Правильнее будет обратиться к логопеду, который имеет опыт работы с подобным нарушением. На индивидуальных занятиях логопед, проанализировав тетради ребенка и выяснив вид дисграфии, поможет ребенку исправить все ошибки.

Прогноз, меры профилактики

Прогноз лечения дисграфии зависит от ряда факторов: своевременности предпринятых мер, тяжести отклонения, ее формы, причин, которые спровоцировали формирование нарушения письменной речи, а также индивидуальных особенностей пациента. Только благодаря слаженной работе специалистов, терпению и настойчивости родителей, а также позитивному настрою ребенка можно получить в итоге положительный результат. Проблема, связанная с нарушением письменной речи, поддается полной коррекции в более чем 80% случаев.

Родители ребенка, у которого была диагностирована дисграфия, должны знать, что отсутствие своевременной реакции может привести в дальнейшем к :

  • Плохой успеваемости, которая чревата интеллектуальным отставанием в развитии ребенка.
  • Появлению мнительности и тревожности.
  • Появлению проблем со сверстниками.

Кроме того, запущенная форма дисграфии — причина девиантного поведения ребенка, его низкой самооценки.

У ребенка с запущенной формой дисграфии всегда будет вызывать дискомфорт необходимость что-либо написать. Это приводит не только к плохой успеваемости, но и полному отсутствию желания учиться, осваивать новый материал.

Можно ли устранить дисграфию у ребенка?

Дисграфия – это дефект, который поддается коррекции. Дети с такой патологией успешно развиваются, вырастают и достигают успехов. Подтверждением этому могут послужить известные люди, у которых в детском возрасте была диагностирована дисграфия, среди которых Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Владимир Маяковский и многие другие.

Ключевая задача родителей такого ребенка – привлечь грамотного логопеда-дефектолога для решения данной задачи. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.

Дата публикации: 25.02.2019. Последнее изменение: 05.05.2021.

Профилактика дисграфии

Точные причины дисграфии специалисты назвать не могут. Кроме того, считается, что предупредить подобное нарушение письменной речи нельзя. Однако известны группы риска, представители которых чаще страдают наличием подобного отклонения. Это:

  • Дети-билингвы;
  • Пациенты с задержкой психического развития
  • Дети, которых переучили писать правой рукой
  • Гиперактивные дети
  • Слишком рано начавшие учиться дети

Меры профилактики включают тренировку памяти и внимательности, увеличение словарного запаса. Важно знать, что если ребенок постоянно делает одни и те же ошибки при написании слов, не нужно откладывать посещение логопеда на потом. Если у ребенка имеется нарушение письменной речи, то чем раньше будет начата коррекционная работа, чем быстрее и легче удастся избавиться от проблемы, которая чревата в дальнейшем тяжелыми последствиями для ребенка.

Статья логопеда-психолога Т.Б. Цукор

Дисграфия — это комплекс специфических расстройств функции письма у человека. Как понять, что у ребенка дисграфия? Простой пример. Ваш ребенок пошел в школу, и со временем вы отмечаете, что у него появились сложности с письмом. Чаще всего это обнаруживается при выполнении заданий по русскому языку, и одновременно с этим ученик может демонстрировать успехи в математике. Многие родители начинают ругать ребенка, заставляя несколько раз переписывать упражнение, но не получают должного результата.
Если вы замечаете, что в ошибках вашего ребенка есть некоторая последовательность или специфика, то возможно речь идет о дисграфии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]