Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности


Правописание сложных слов

Итак, как мы уже с вами знаем, основы в сложных словах соединяются гласными «о» и «е». Чтобы не запутаться в орфографии, есть простое правило: после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная «о» (самокат, вертолет). Если основа заканчивается на мягкую гласную, шипящую и «ц», то пишется соединительная гласная «е»: землекоп, кашевар.

Если конечный мягкий согласный первой основы («в», «н», «р», «т») произносится твердо, то в таком случае пишется соединительная гласная «о»: кровожадный, дальнобойный, песнопение.

Есть некоторые слова, в которых пишется соединительная гласная «е», несмотря на наличие мягкой согласной на конце первой основы: дальнеструйный, песнетворчество.

Существуют сложные слова, в которых нет соединительной гласной. Чтобы не запутаться в правописании, нужно запомнить их разновидности. К таким словам относятся:

  1. Слова, содержащие в себе основу в первоначальной ее форме: времяпрепровождение, времяисчисление, семядоля.
  2. Некоторые термины: кислородосодержащий, азотфиксирующий.
  3. Слова, содержащие в себе основу «авиа»: авиадиспетчер, авиабаза и т.д. В них сохраняется буква «а» на конце основы.
  4. Слова, которые образовались из словосочетаний и имеющие падежное окончание в первой части: умалишенный, сумасшедший.
  5. Если в составе слова есть числительное в родительном падеже: двухэтажный, пятилетка, восьмиклассник. В этих случаях соединительная гласная буква отсутствует. Исключением являются слова, в составе которых есть числительные «один», «девяносто», «сто», «тысяча»: тысячелетний, стократный. Числительное «сорок» может входить в состав слова как с соединительной гласной, так и без нее: сорокалетие, сорокоуст.
  6. Слова, оканчивающиеся на -ификация: газификация, электрификация. Их следует отличать от сложных слов двумя корнями, например, газопровод.
  7. Слова с иноязычными приставками пишутся слитно. К таким приставкам относятся следующие: анти-, архи-, контр-, ультра- и т.д. По такому же принципу пишутся слова с составными частями квази-, псевдо-, пан-. Но если после данной части следует имя собственное, то пишется дефис (пан-Европа) [Д. Розенталь, 2013].

Сложные существительные тоже имеют свои нюансы правописания. Главное запомнить основные правила.

Такие существительные всегда пишутся слитно, если:

  1. В их составе присутствуют элементы авиа-, аэро-, метео-, микро-, авто-, нео-, радио-, теле-, моно- и т.д. Например, авиамеханик, автомастерская, радиовещание, электропоезд.
  2. Глагольная первая часть заканчивается на -и: сорвиголова, вертишейка, горицвет. Но есть одно исключение: перекати-поле. Это слово нужно запомнить.
  3. Слово начинается на борт- или заканчивается на -метр: бортпроводник, динамометр.
  4. Слово является сложносокращенным: замполит, завком, госкомитет.
  5. Первой частью слова является «четверть»: четвертьфинал.

Как видите, все достаточно просто. Наверняка многие подобные существительные вы ежедневно встречаете в тексте или употребляете в речи, поэтому сложностей в их написании возникнуть не должно.

Через дефис пишутся следующие сложные существительные:

  1. Без соединительной гласной, которые обозначают названия механизмов, научных и других терминов: кресло-кровать, стоп-кран, премьер-министр.
  2. Начинающиеся на блок- и пресс-: пресс-бюро, пресс-центр, блок-система. Слово «блокпост» является исключением.
  3. Обозначающие сложные единицы измерения: килограмм-час, человеко-день, грамм-атом. Исключения: трудодень и трудочас.
  4. Названия политических партий, направлений и их приверженцев: радикал-социалист, социал-демократ.
  5. Названия сторон света: юго-восток, северо-запад.
  6. Начинающиеся на вице-, обер-, штаб-, унтер-, лейб-, экс-: вице-президент, унтер-офицер.
  7. Названия, которые включают в себя глагол в личной форме, союз или предлог: иван-да-марья, Ростов-на-Дону.
  8. Содержащие в себе слово с оценочным значением: горе-руководитель, чудо-женщина.
  9. Научно-технические термины, которые содержат в себе названия букв или сами буквы: икс-лучи, альфа-частица.
  10. Фамилии, состоящие из нескольких частей: Немирович-Данченко.
  11. Географические названия, состоящие из нескольких слов, в том числе служебных: Комсомольск-на-Амуре, Ростов-на-Дону [Д. Розенталь, 2013].

Важный момент: если необходимо сочетать несколько сложных существительных с одинаковой второй частью, это можно сделать при помощи союза «и», при этом первые части слов обозначаются дефисом: авто-, вело- и мотогонки.

Сложное прилагательное пишется слитно, если:

  1. Состоит из главного и зависимого слова (слова имеют подчинительную связь): железнодорожный (железная дорога), трудоспособный (способный трудиться).
  2. Образовано путем сочетания прилагательного с существительным – географическим названием: карловарский (Карловы Вары), великолукский (Великие Луки).
  3. Является научно-техническим термином: двояковогнутый, азотнокислый, влагоустойчивый.
  4. Начинается на верхнее-, нижнее-, ранне-, поздне-, древне-, средне-, обще-: древнерусский, общенародный.
  5. Является термином или словом, образованным свободным словосочетанием (наречие и причастие или прилагательное) и начинается на высоко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, широко-, сильно-, слабо- и т.д.: слабосоленый, тонкоголосый, сильнодействующий.
  6. Начинается на четверть-: четвертьфинальные игры.
  7. Образованно от иностранной фамилии, перед которой есть служебное слово: дебройлевская гипотеза (де Бройль).
  8. Образовано от вьетнамских, корейских, китайских имен собственных: лаодзыстский ( Лао Дзы) [Д. Розенталь, 2013].

Некоторые сложные прилагательные пишутся через дефис. Чтобы не путаться в их правописании, достаточно запомнить несколько основных правил.

Сложное прилагательное пишется через дефис, если:

  1. Образовано от сложного существительного, которое пишется через дефис: северо-западный, лейб-гвардейский. Но если в данном слове есть приставка, слово пишется слитно.
  2. Состоит из сочетания имен, имени и фамилии, двух фамилий, имени и отчества: ильфо-петровская сатира, робин-гудские истории.
  3. Образовано из нескольких основ, которые имеют равноправные понятия, при этом между частями прилагательного можно поставить союз «и» или «но»: плодово-ягодный сад (плодовый и ягодный сад), сердечно-сосудистые заболевания (сердечные и сосудистые заболевания).
  4. Имеют в своем составе основы, указывающие на неоднородные признаки: официально-деловой, военно-хирургический.
  5. Обозначают качество и дополнительный оттенок: кисло-сладкий, раскатисто-громкий.
  6. Обозначают оттенки цветов: сине-фиолетовый, желто-зеленый.
  7. Несут терминологический характер: бобово-злаковые, атомно-молекулярный.
  8. Первая часть слова имеет иноязычное происхождение и оканчивается на -ико: механико-термический, политико-массовый.
  9. Обозначает географическое или административное название и начинается на восточно-, западно-, северно-, северо-, южно-; юго-: Западно-Корейский залив.
  10. Образовано из сочетания прилагательного с существительным, которые поменялись местами: словарно-технический (технический словарь) [Д. Розенталь, 2013] .

На самом деле нюансов правописания сложных слов гораздо больше, есть также слова-исключения, которые необходимо запомнить, но эти основные правила помогут вам не запутаться в правописании и не сделать грубых ошибок, если подобные слова встретятся вам в тексте.

Урок русского языка «Введение понятия «сложные слова» Образование сложных слов»

Тема:

введение понятия «сложные слова», образование сложных слов.

Цели:

создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основ;

развивать умения применять приобретённые знания на практике, развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы,

закреплять знания учащихся по изученным темам; воспитывать интерес к родному языку, навыки культуры общения на уроке.

Оборудование

: презентация, индивидуальные карточки, карточки для парной работы, запись на доске.

Организационный этап Слайд 2

Мы в путь за наукой Сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём, Дорогой с пути никуда не свернём! – Итак, в путь!

Проверка домашней работы. Работа по карточкам
1. Коллективная проверка упр. 166
петух мяч голубь курица телеграмма
2. Индивидуальная работа по карточкам (6 человек)
Чистописание
1.Повторение правил письма
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь!
2. Грамматическая игра «Буква в слове»
В слове ИМЯ — одна, МИМИКА – 2, в слове — МИЛЛИГРАММ – 3, а в слове КИТ – нет. Буква — м
2. Анализ образца учителя 3. Самостоятельная запись слогов и слов
Мм Ммм Ммм Ми Мя Му ум му рм мр мш шм мечта Михалков аромат медленно
4. Грамматическая игра «4 лишнее»
Из 4 слов назвать лишнее слово по какому – либо грамматическому признаку. Слово мечта – 2 слога, Михалков – имя собственное, аромат – начинается с гласной буквы и не с м, медленно – наречие и с удвоенной согласной.

Словарная работа Слайд 3 — 4

Проверить знания учащихся по предыдущей теме «Слова с двойными согласными» Разделить слова на 2 группы и вставить пропущенные буквы. Ванна, классный, русский, шоссе, магазинный, аллея, хоккей, рябинная, Россия. 1 группа: ванна, шоссе, аллея, хоккей, Россия (существительные) 2 группа: классный, русское, магазинный, рябинная (прилагательные)

Введение в тему урока Слайд 5 – 6 – 7 – 8 — 9
1.Работа над загадками
а) Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малиной, А Васю -хворостиной. б) Небольшой лес в) Он природу охраняет, Браконьеров прогоняет, А зимою у кормушек В гости ждёт лесных зверюшек г) Сказочное существо, живущее в лесу д) Судно или грузовая машина для перевозки леса лес — лесок – лесник – лесовичок – лесовоз
2. Наблюдение над группой слов. Выделение общего грамматическогопризнакаСлайд 10 — 11
— Что общего в словах? — Назовите корень – При помощи чего образовано слово лесок? — Лесник? — Лесовичок? — Какой корень в слове лесовоз? — Что означает слово? — Сколько слов нам понадобилось, чтоб понять слово? — Удивительное слово! Состоит из 2 основ и в данном случае основы совпадают с корнями. – Как вы думаете, как называются эти слова? А как проверить догадки?

Изучение нового материала
1.Знакомство с новым определением в учебнике с. 72Слайд 122. Наблюдение над группой слов пароход, самокат, землекоп, пылесос
— При помощи каких слов образовано каждое слово? — Какими буквами соединены?
3. Вывод. Работа над правилом в учебнике с. 92 4. Комментированное выполнение упр. 171 5. Самостоятельное выполнение упр. 173Закрепление нового материала1. Образование сложных слов по таблицеСлайд 13 — 14
водопад, звездопад, снегопад, камнепад
2. Парная работа
Учащиеся работают в парах 2-3 минуты
,
затем учитель читает определение слова, а ученик называет сложное слово, которое они образовали. — Человек, употребляющий много сладостей. — Птица, которая часто вертит шеей. — Человек, занимающийся разведением пчёл. — Гриб, настолько ядовитый, что умирают даже мухи. — Бездельник, который постоянно лежит на боку. – Птичка с ярко красным хвостом, который дрожит как огонёк. — Русская народная игра — пляска, в которой участвует много человек. — Кастрюля, в которой быстро варится. – Жилет, который защищает военных от пуль — Город среди белых гор — Человек, любящий читать. – Прибор, при помощи которого варят кофе.
3. Грамматическая игра «Изобретатель»Слайд 15
— Когда немного подрасту, — Сказал мне мой приятель. — Для мамы я изобрету Настолонакрыватель. Потом я сделаю чертёж, Сказал изобретатель.

— А что ещё изобретёшь? Обедоподаватель. Посуду будет вытирать Посудовытиратель. — А кто осколки подбирать Осколоподбиратель! — Какие сложные слова образовал герой стихотворения? — При помощи каких слов они образованы?

Повторение изученного материала
1. Грамматическая игра «Общий грамматический признак»
На доске в столбик записаны слова ключ и мята. Определив грамматический признак слов ( род, число), записать слова такого же рода и числа, которые начинаются на буквы в данном слове. 1 вариант ключ (м.р. ед.число) 2 вариант мята (ж.р. ед.число) к – кит м – машина л — луч я – яблоня ю — юг т — тишь ч -человек а — астра

Итог урока. Рефлексия

Задание на дом:

прав.с 92 . упр. 172

Что за слова такие?

Сложное слово – это слово, содержащее в себе несколько корней. Оно образуется из самостоятельных частей речи, которые сохраняются внутри него полностью или частично.

Основа слова может состоять из:

  • чистого корня (электр-о-воз, част-о-кол);
  • корня с приставкой или суффиксом (железн-о-дорож-н-ый, мух-о-лов-к-а, мусор-о-про-вод);
  • целых слов (плащ-палатка, кресло-кровать).

Сама основа бывает сокращенной или усеченной, например, как в слове «кварт-плат-а» (квартирная плата) [Л. Федорова, 2002].

Стоит отличать сложение от словопроизводства. Если слово образовалось путем соединения двух и более полных слов, то это сложение. При словопроизводстве используется аффиксация (присоединение к слову аффиксов) и альтернация (чередование звуков в словах с общей основой) [В. Даниленко, 2009].

Существует несколько способов сложения слов:

  1. Морфологический: слово образуется путем соединения основных частей (основ, основы и знаменательного слова) с помощью соединительных гласных «о» и «е». Значение таких сложных слов легко понять по значению их основных составляющих частей (корням). Бывает, что для образования сложного слова требуется суффикс, в таких случаях говорят, что слово появилось сложносуффиксальным способом (кроме соединения корней, добавлен еще и суффикс). Вот пример таких слов: сок-о-вар-к-а, перв-о-курс-ник, железн-о-дорож-н-ый.
  2. Лексико-синтаксический: в этом случае слово образуется путем соединения слов в неизменном их виде, например, «магазин-ателье», «школа-интернат». Такое сокращение слов называется неполным, т.е. слова сохраняют свою самостоятельную форму, их объединяет дефис. При этом каждое слово может иметь свое окончание. Также, основа слова может быть сокращенной, если это требуется для обозначения единого понятия: полцарства (половина царства). Сокращение будет считаться полным, если новое слово, образованное двумя или несколькими корнями, пишется слитно и имеет одно окончание: четырехэтажный, сорвиголова.
  3. Условно-фонетический: новое слово образуют словосочетания при помощи соединения их частей. Слоги получаются из начальных букв слова, а крайнее слово исходного словосочетания может использоваться полностью. Например, универмаг (универсальный магазин), завуч (заведующий учебной частью), зарплата (заработная плата). К такому виду сложения слова относятся аббревиатуры, а сам способ сложения слов называется сложносокращенным.

Аббревиатуры здорово облегчают жизнь, ведь они избавляют от необходимости произносить все словосочетание целиком. Но есть и минус: не все они понятны и просты в произношении.

Сегодня даже есть такое понятие, как аббревиация – новый способ словообразования, который уже стал популярен во многих языках [Л. Федорова, 2002].

Кстати, часто возникает вопрос, почему слово «коронавирус» пишется через букву «а», а не через букву «о»? Ведь, по сути, слово состоит из двух корней «корон» и «вирус», и, согласно морфологическому способу образования слова, между ними должна быть соединительная гласная.

Термин «коронавирус» является иностранным, пришел к нам в Россию весной 2022 года и полностью сохранил написание исходной лексемы. На английском языке он пишется так – coronavirus, где «corona» означает «венец» или «венок». Получается, буква «а» является частью основы иностранного слова.

Полное название недуга пишется так – Corona Virus Disease, а т.к. название слишком длинное, решено было заменить его аббревиатурой, которая содержит первые буквы слов словосочетания – Covid-19 [Л. Рубинчик, 2020].

Итак, давайте еще раз пробежимся по примерам сложных слов в русском языке, чтобы лучше понимать, о чем идет речь:

  1. Сложные существительные с соединительной гласной «о»: звезд-о-лет, машин-о-пись, верх-о-лаз, букв-о-ед.
  2. Сложные существительные с соединительной гласной «о» и суффиксом: сок-о-вар-к-а, плод-о-нож-к-а, мед-о-вар-н-я.
  3. Сложные прилагательные с двумя корнями и с соединительной гласной «о»: равн-о-силь-н-ый, светл-о-волос-ый, голуб-о-глаз-ый.
  4. Сложные существительные с двумя корнями и соединительной гласной «е»: леж-е-бок-а, солнц-е-пек, птиц-е-вод, земл-е-коп.
  5. Сложные прилагательные с соединительной гласной «е» и суффиксом: солнц-е-защит-н-ый, пеш-е-ход-н-ый, жизн-е-люб-ив-ый.
  6. Слова с двумя корнями без соединительной гласной: кафе-ресторан, салон-магазин, кофемолка.

Теперь, когда мы с вами разобрались, какие сложные слова в написании бывают в русском языке и как они образуются, давайте познакомимся с основными правилами орфографии сложных слов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]