Д. Дейвис и его метод коррекции речи у дислексиков


Дислексия – достаточно частое явление, при котором человек испытывает сложности с чтением. Возникают такие трудности в результате особенного развития и формирования психических функций мозга. Проявляться эта особенность чаще всего начинает в раннем школьном возрасте и может иметь различные формы выражения. При этом, любой вид патологии можно корректировать различными способами, одним из наиболее эффективных среди которых считается метод Дейвиса.

Создатель уникального подхода к лечению дислексии

Автор методики Рональд Д. Дейвис – разносторонне развитая личность. Скульптор, инженер и бизнесмен, он основал Центр исследования проблем чтения в Калифорнии, разработав при этом революционный подход к коррекции дислексии.

Несмотря на всю свою одаренность и высокий уровень интеллекта, Дейвис с детства испытывал проблемы с чтением, но это не помешало ему достичь успеха в жизни. Более того, к 38 годам он смог преодолеть свой главный порок, легко прочитав книгу всего лишь за несколько часов. Увидев плоды своего труда, Рональд начал развивать авторский подход и внедрять его на практике при работе с другими людьми с аналогичной патологией. Сегодня его книга «Дар дислексии» переведена на многие языки и является настоящим пособием по лечению данного отклонения, правильное применение которого приносит положительный эффект практически в 99% случаев.

Определение и виды дислексии

Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе. Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:

  • смешивание и замена звуков;
  • побуквенное чтение;
  • переиначивание слогов;
  • трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
  • неправильное понимание смысла прочитанного.

Дислексию называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино

Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.

Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:

  • правильное проговаривание звуков;
  • построение предложений;
  • развитие связной речи.

По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.

Виды дислексии

По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:

  1. Дислексия — навык чтения нарушается частично.
  2. Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.

Если не провести своевременную коррекцию дислексии у детей может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние

Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.

По внешним признакам различают такие виды дислексии:

  • Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
  • Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.

Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:

  • Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
  • Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
  • Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
  • Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
  • Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
  • Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.

Примеры:

  • пила — липа;
  • ясная день,
  • сидю;
  • ком — том — дом;
  • красивый ваза;
  • корова — ковер.

Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.

В чем заключается суть методики Дейвиса?

Коррекционную работу с использованием этого подхода нельзя сравнивать или сопоставлять терапией, которую предлагает официальная медицина. Дислексики в данном случае рассматриваются не как больные, а как люди с отличительным визуальным способом мышления. Безусловно, они имеют богатое воображение и живое восприятие. При этом, их способ познания окружающего мира отличается от общепринятого. Создавая в воображении определенные образы, дислексики испытывают сложности и дезориентируются в пространстве, в результате чего не могут корректно завершать мыслительный процесс.

Метод Дейвиса разработан таким образом, чтобы отключать дезориентацию и устанавливать в противовес ей фиксированную «точку ориентации». Таким образом внимание и воображение человека фокусируется на создании реалистичных образов в соответствии с написанными на бумаге словами.

Такой подход в большинстве случаев помогает контролировать дислексию, вне зависимости от возраста человека с патологией. Методика включает комплекс мер, которые условно можно поделить на 8 этапов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Причины и симптомы дислексии

Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.

Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:

  • деформация головного мозга во время родов;
  • порок сердца и анемия матери при беременности;
  • врожденный порок сердца новорожденного;
  • плацентарная недостаточность;
  • нарушенное развитие пуповины;
  • раннее отслоение плаценты;
  • тяжелые роды;
  • удушье новорожденного, обвитого пуповиной.

В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:

  • инфекционные заболевания ЦНС;
  • травма головы;
  • детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
  • истощающие инфекции.

При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.

Главные социальные причины дислексии:

  • нехватка общения;
  • уединение ребенка;
  • запущенность со стороны учителей и воспитателей;
  • негативная среда для общения;
  • двуязычие (билингвизм);
  • раннее образование;
  • быстрый темп обучения.

Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.

Симптомы

Опишем симптомы по видам дислекции:

  • Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
  • Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
  • Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
  • Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
  • Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
  • Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
  • Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.

Механизм проявления нарушения

Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.

Этапы чтения:

  1. Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
  2. Соотношение букв с фонемами.
  3. Сложение фонем в слоги.
  4. Соединение слогов в целое слово.
  5. Группирование слов в предложение.
  6. Осмысление прочитанного материала.

Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.

Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.

Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.

Оценка способности к восприятию

Первый этап заключается в определении наиболее уязвимой области дислексика. Например, дети часто переживают из-за насмешек сверстников или по причине заниженной самооценки. Крайне важно выявить психологические последствия патологии и проводить с ними грамотную коррекционную работу. Лишь после этого специалист выявляет степень сложностей с восприятием.

Упражнение. Ребенку предлагается представить на собственной ладони определенный предмет. Чтобы помочь дислексику создать целостный образ, специалист задает наводящие вопросы: «Какого цвета предмет? Какая у него форма? Размер? Вес?», а также предлагает изменить параметры воображаемой вещи, увеличить ее или уменьшить, переложить в другую руку и др.

Практика направлена на применение так званого «умственного глаза», который позволяет построить реалистичную модель окружающего мира в воображении. Когда дислексик сможет легко выполнять это упражнение, можно переходить к следующему этапу коррекции.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных пунктов.

Развитие фонематического восприятия

Это способность воспринимать звуковой состав слова. Нужно приобрести (или сделать самим) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается его составить из букв. Нужно, чтобы игра была непосредственной и живой. Например, собрать название животного, которое видели в зоопарке, или мультяшного персонажа. Слова желательно осваивать постепенно, 1 или 2 в день. Если делать это постоянно, словарный запас малыша и способность читать из раза в раз будут улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике

Грамматика – это изменение слов в предложении, их согласованность (лист желтый, морковка оранжевая).

Семантика – узнавание смыслового значения слова (дождь идет, хотя никаких ног у явления природы нет).

Лучшие упражнения – прослушивание сказок в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво, выделяются интонацией. Ребенок поневоле будет подражать услышанному. Любое слово, вызвавшее заминку или непонимание, нужно подробно разъяснять.

Увеличение словарного запаса

Мышление у ребенка всегда конкретное. Он не может говорить о том, чего не видел и не «попробовал на зуб». Поэтому увеличивать словарный запас нужно, показывая предметы и понятия, рассказывая о них. Рассказывать нужно как можно более подробно. Так, на примере простой кастрюли можно рассказать о металле, круге, рисунке, объеме.

Артикуляционные упражнения

В сети и книжных магазинах имеется множество пособий на тему веселой артикуляции. Заниматься можно по любому изданию, упражнения однотипные – хомячок (надуть щеки), улыбка, бублик, хоботок и подобные. Любое занятие лучше превратить в игру. Начинать упражнения лучше с логопедического массажа, который «разогревает» мышцы щек и языка. Длительность занятия – не больше 5 минут, иначе ребенок потеряет интерес.

Совместная работа специалистов и родителей всегда улучшает ситуацию и способствует формированию правильной и четкой речи у ребенка. Позаботьтесь об успешном будущем своего малыша, запишитесь на консультацию к логопеду прямо сейчас!

Переключение

Для получения точных образов в воображении дислексика, необходимо научить его выключать дезориентацию, которая возникает каждый раз, когда он начинает создавать образы, не совпадающие с прописанной информацией. Для этого Дейвис предлагает создавать «точку ориентации» – определенное пространство, в котором человек мысленно фиксирует зрение и сознание.

Упражнение. Дислексику предлагается представить ровную линию, которая выходит из представленного на ладони предмета, проходит через кончик носа и выходит через затылок. Линия заканчивается примерно в 20 см над затылочной частью – там и расположена «точка ориентации». Иначе ребенку можно предложить воображать, что его сознание переносится в стоящего у него за спиной человека.

Как только образ «точки ориентации» закрепится в голове дислексика, потребность в детальной визуализации линии, выходящей из предмета, отпадет. В свою очередь, ребенок сможет управлять дезориентацией и получать изображение в том виде, в каком его видят другие люди.

Разрядка и проверка

Когда дислексик попадает в состояние дезориентации, процесс создания «точки ориентации» и ее продолжительного удержания отнимает много сил. Многие люди начинают чувствовать головную боль или даже ощущать чрезмерное мышечное напряжение в шее. Чтобы не потерять контроль над «умственным глазом» и избавиться от дискомфорта необходимо проводить разрядку.

Упражнение. Дислексику предлагается с помощью воображения создать чувство спокойствия и расслабленности, которое распространяется не только по телу, но и достигает «точку ориентации».

При постоянных тренировках напряжение шеи и головная боль будет проходить очень быстро. После этого упражнения необходимо удостовериться, что «умственный глаз» находится в той же фиксированной точке. Для этого дислексику просто необходимо указать пальцем в то место, где находится его «точка ориентации». Если точка определена правильно, проверку можно считать успешной. Если же нет, следует повторно разместить ее в корректном месте. К следующему этапу необходимо переходить после того, как человек овладеет навыками разрядки и проверки.

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексию связывают с незрелостью мозговых структур, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функции нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна, учитывает скорость развития малыша.

Перспективен такой метод лечения, как микрополяризация (ТКМП). Этот метод испытан в течение длительного периода времени (около 30 лет), отличается высокой терапевтической результативностью.

Микрополяризация – это воздействие на определенные зоны головного мозга слабым (до 1 мА) электрическим током. На головку ребенка надевается шапочка для ЭЭГ (тестильная), а под нее подкладываются положительные и отрицательные электроды, обернутые влажной тканью. Ток используется однополярный (течет от плюса к минусу, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация мембран клеток, начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект лечения разворачивается в срок от 2 до 6-ти месяцев.

Желательно, чтобы с ребенком одновременно занимался специалист, развивающий мелкую моторику.

Настройка

В начале проведения терапии «точка ориентации» дислексика довольно неустойчива, поэтому очень важно научить точно определять ее расположение. Только умение безошибочно настроить оптимальную точку позволит контролировать дезориентацию и управлять дислексией в целом.

Чтобы настроить расположение точки, необходимо мысленно перемещать «умственный глаз» вокруг предполагаемой «точки ориентации». Таким образом ребенок сможет выявить оптимальное расположение данных понятий. Обнаружив необходимую точку, дислексику следует зафиксировать ее с помощью воображаемого якоря.

Суть метода Д. Дейвиса

Рональд Дейвис, автор книг «Дар дислексии» и «Дар обучения», с детства страдал дислексией и не понаслышке знает, какие трудности возникают у детей с таким диагнозом. Плохая успеваемость в школе, постоянные проблемы в общении со сверстниками, их издевательства и насмешки, недовольство и разочарование учителей и родителей – все это ожидает того, кто родился дислексиком.

Дейвис доказал, что дислексия – это не порок, а совокупность врожденных способностей, которыми нужно научиться управлять. Едва ли кто-то считает глупыми и недоразвитыми этих талантливых людей: Уинстон Черчилль, Г.Х. Андерсен, Леонардо да Винчи, Нельсон Рокфеллер, Киану Ривз, Агата Кристи, Стив Джобс, А. Эйнштейн. А ведь, это примеры личностей с дислексическими нарушениями.

Поэтому на вопрос, как вылечить дислексию, Дейвис ответил бы примерно так: «Дислексия – это великий дар. Ее не нужно лечить, ее надо лишь скорректировать таким образом, чтобы эта особенность приносила только пользу».

Наблюдая за собой и другими одаренными, Дейвис смог выявить внутренний источник всех проблем дислексиков – дезориентацию. Именно она дает им возможность видеть предметы в объеме, с легкостью изучать непонятные для большинства людей механизмы, мыслить образно. Но в то же время она мешает свободному чтению и чистописанию: людям с дислексией сложно воспринимать плоскую информацию, распознавать, воспроизводить символы и слова с обычных книжных страниц.

В основе методики Рональда Дейвиса лежит отключение дезориентации и перемещение «эпицентра восприятий» (умственного глаза) дислексика в оптимальную «точку ориентации». После получения возможности управлять своим сознанием дети с дислексией обучаются чтению с помощью понятных им объемных моделей символов, слов и сюжетов.

Метод Дейвиса применительно к каждому воспитаннику предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовительный — включает постановку цели, формирование мотивации и ответственности, понятие «шкалы энергии».
  2. Корректировка сознания. Состоит из разделов: оценка способности к восприятию, переключение, разрядка, точная настройка, настройка координации.
  3. Освоение символов и техники чтения.

Координация

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений, а также правильным определением левой и правой сторон. Избавиться от неуклюжести и путаницы помогут специальные упражнения, которые необходимо выполнять после успешного определения и настройки «умственного глаза».

Упражнение. Ребенок становится на одну ножку и балансирует на ней, удерживая баланс. Установив равновесие, ему необходимо ловить небольшие мячики, делая это поочередно каждой рукой, а потом одновременно двумя. На следующем этапе мячик бросается с небольшим отклонением, чтобы усложнить задание и спровоцировать выход дислексика за пределы установленной оси равновесия.

Основные признаки дислексии

Расстройство впервые диагностируется у детей до 10 лет. Важно, что ребенок с дислексией имеет полностью сохранный интеллект, однако:

при чтении ошибается, потому что угадывает слова;

  • плохо понимает или не может пересказать прочитанное;
  • при переписывании или письме под диктовку делает множество ошибок;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема тела (путает право и лево), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Специалисты связывают эти проявления с нарушением работы левого полушария, а также межполушарных связей.

Освоение символов

Воображение дислексиков способно воспринимать только объемные трехмерные изображения. В свою очередь, процесс чтения базируется на понимании печатных двухмерных символов, что делает обучение для таких детей непреодолимо сложным.

Упражнение. Ребенку предлагается создать из пластилина или глины буквы, цифры и другие письменные знаки. После этого необходимо сопоставить объемную фигуру с ее печатным аналогом, определить ее расположение в алфавите или порядке чисел. К работе со следующим знаком необходимо переходить после того, как дислексик закрепит предыдущий символ в сознании, сможет приводить с ним примеры и осознает цель его использования.

Я, Свободина Наталья Генриховна — логопед высшей квалификационной категории, практический психолог и почетный работник общего образования РФ. Профессиональный стаж – 30 лет, один из инициаторов основания и член оргкомитета Российской ассоциации дислексии с 2001 года.

10 лет назад я впервые услышала о методе Рональда Дейвиса и о книге «Дар дислексии». Это была информация на сайте одной из медицинских клиник Москвы. Уже тогда меня, как специалиста, не устраивал традиционный подход в коррекционной работе с дислектиками, сложившийся десятилетиями. И даже знания психологии, нейропсихологии, которые я старалась привнести в работу все равно оставляли белые пятна, которые надо было или чем-то заполнять, или что-то менять кардинально.

Увидев на сайте медцентра рекламу занятий по методу Дейвиса, прочитав подробные объяснения о сути этого метода, о его результативности, я решила пройти обучение. Но, не тут-то было… Учёба только за границей, только на иностранных языках, и, как я потом узнала, очень дорого.

Но любопытство уже дало свои ростки, и остановить меня было невозможно. Тем более, в жизни приходилось преодолевать и не такие препятствия.

Я написала письмо руководителю Центра коррекции дислексии, Лоре Закон, где объяснила свой интерес и желание познакомиться с таким замечательным методом. Приготовившись к долгому ожиданию, была приятно удивлена, когда ответ пришел буквально на следующий день. Лора предложила встретиться и познакомиться.

Как уже было сказано, я очень любопытный человек. Все новое, интересное в моей профессии не должно проходить мимо. Встреча наша состоялась в центре Москвы, в уютном кафе за чашкой кофе. Первое впечатление было сильным — инопланетянка, человек из другого мира, с другой планеты. Красивая, уверенная в себе женщина сидела напротив меня и рассказывала про свою работу, про дислексию, про то, почему она начала заниматься этой проблемой. Минут пять я еще ловила заинтересованные взгляды посетителей кафе на моей собеседнице, чему не удивлялась. Но вскоре тема разговора полностью поглотила меня, а через полчаса я поймала себя на мысли, что знаю эту женщину, как мы говорим, 100 лет. Что у нас почти полное совпадение по многим вопросам, что мы «на одной волне». Многим знакомо это чувство.

С тех пор прошло 10 лет. За это время я не один раз побывала в Центре коррекции дислексии DARON, познакомилась с методистами Центра, побывала на выступлениях других методистов Ассоциации Дейвиса, работающих в других местах. Съездила в Израиль, где живет и работает Лора, и успела влюбиться в эту страну, (что со мной, побывавшей во многих уголках планеты, бывает крайне редко). Познакомилась с замечательным сыном Лоры, который когда-то и заставил её заняться проблемой дислексии, и который в настоящее время может служить ярчайшим примером достижений и успеха метода Дейвиса. Встречалась с родителями и учениками, которые уже прошли обучение в этом Центре или только собираются. И, конечно, прочитала, и не один раз, книгу Р.Дейвиса «Дар дислексии».

Однако, по-прежнему, очень хотелось хоть краем глаза посмотреть, как же проходит занятие, в чем особенность этого метода? Почему дети так довольны, а некоторые родители, в первый день, не скрывая своего недоверия и настороженности, уходят на пятый день с улыбкой и словами благодарности.

Все это меня очень настораживало. В чем секрет? Или, если хотите, в чем подвох? Честно говоря, я боялась, что вскоре, как у нас было со многими медицинскими и учебными центрами, я узнаю что-нибудь такое, что принесет в очередной раз огромное разочарование.

Но годы шли, я разговаривала уже с теми родителями, которые, пройдя основной курс, приходили на курс коррекции дискалькулии (нарушения формирования математических представлений), английского языка или симптомов СДВ. Вывод напрашивался сам собой — если они идут в этот Центр и на другие курсы, значит это им помогло.

Были и недовольные. В том числе парочка из тех, кому я лично рекомендовала пройти обучение по этой методике. По счастью, они были в меньшинстве. Они звонили мне с жалобами на то, что не видят особых результатов. Причина недовольства у всех, с кем я разговаривала, (два ребенка, из двух разных семей) одна — хотелось чуда, фокуса. Чего же хотели эти «чудоискатели»? Вот пример: проходил курс ребенок перед школьными каникулами, в последние два дня, когда инструкции передаются родителям они не пришли (не сочли нужным решить вопрос явки), вскоре после занятий начались каникулы (уехали на отдых). Естественно — никто ничего не делал, не выполнял никаких рекомендаций, упражнения с мячиками не восприняли всерьез. Приехали — и сразу в школу. А ребенок, вот удивительно, опять плохо читает. «Как это так? Мы заплатили!» Кто виноват? — риторический вопрос. Как одна мама сказала: «Вот не читал он, а после занятий на четвертый день зачитал. Я обрадовалась. А в школу пошел, и опять проблемы. Немного только лучше стало». И тут я совсем успокоилась — знакомая картина. Нет здесь никакого подвоха — работать надо, труд прикладывать. Некоторые скажут, ну так мы и так работаем, и без метода Дейвиса.

Однако, на мой взгляд, отличие метода Рональда Д.Дейвиса, от традиционной работы в том, что дальнейшие рекомендации не звучат в привычном варианте – больше читайте, больше пишите. Наоборот, методист говорит, что не надо подолгу специально отрабатывать приемы, «оттачивать инструменты», полученные на занятиях. Максимум 15 минут займет выполнение одного из упражнений, для того, чтобы подготовиться к выполнению домашней работы. А дальше, просто пользуйтесь теми инструментами, которые получили. Пользуйтесь в математике, при чтении, при изучении любого иностранного языка. И постепенно, времени на домашние уроки будет тратиться все меньше и меньше, а сами уроки даваться легче. Причем, процесс передачи этих инструментов напомнил мне один эпизод — много лет назад я пригласила мастера по настройке своего старинного фортепиано. Я помню, как он, особым образом склонив голову, прислушивался то к камертону, то к звуку инструмента. Что-то подкручивал, что-то отпускал – и опять слушал. «Точечная» настройка – это именно то, что умеют и искусно делают, методисты Центра коррекции дислексии DARON. Наблюдая позже, как «настраивают» первого ребенка, как учат его пользоваться полученными инструментами, я думала, что увидела все, что нужно. Но со вторым и третьим было по-другому. Нюансы в обучении, в «настройке» — это именно и есть тот индивидуальный подход, о котором все говорят и пишут. Но, за более чем 30 лет практики, мне хватит одной руки, чтобы пересчитать тех педагогов, которые применяли на все сто этот индивидуальный подход. И у них, кстати, были такие же большие классы, на что часто ссылаются наши учителя.

Занимаясь с отстающим учеником, конвенциональный репетитор делает, в основном, упор на разъяснение, повторение, закрепление. Причем, закрепление происходит за счет большего числа выполненных упражнений. Во многих методичках, (кстати, признаюсь, в моей тоже), я читала совет: если одному для закрепления материала надо выполнить 1-2 упражнения, то другому 4-5. Я тоже следовала этому совету и советовала другим тоже самое до тех пор, пока не занялась нейропсихологией и не прочитала первый раз книгу Р.Дейвиса «Дар дислексии».

Не ЧТО и СКОЛЬКО делать, а КАК делать – вот чему учат на занятиях методом Дейвиса в течение 5 дней. В последние два дня занятий методисты дают подробные указания тем, кто будет рядом с ребенком дома (родители, няня, учитель, логопед — тот, кто сможет): как читать дома, как выполнять домашнюю работу, как учить другие предметы, (не только русский).

На сегодняшний день для меня ясно пока одно — это «КАК» по Дейвису я не смогу освоить «с наскоку», даже посмотрев занятия, даже прочитав несколько раз книгу. Не потому что я такая бестолковая, а потому что не без основания, надеюсь, считаю себя профессионалом. Нельзя пробовать «на авось» на детях – а вдруг получится? Надо хорошо владеть методикой, обязательно пройти практическое обучение под присмотром опытных методистов. Короче однозначно то, что надо либо идти и досконально учиться этому методу, или обращаться к профессионалам.

Понимаю, что найдутся такие кто, прочитав советы некоторых родителей в интернете, пытающихся самостоятельно работать по этой методике, и начнут свои эксперименты. Вы можете попробовать и поэкспериментировать на своих детях. Если, конечно, не жалко детей и своего времени. За чужих только не беритесь.

Я видела лично, что те, кто выполнял и использовал полученные в Центре DARON знания, (позже я узнала, что методисты эти знания называют «инструментами»), у тех и результаты однозначно были видны. И отмечают это не только ребенок с родителями, но и учителя. Чем больше я читала, разговаривала с разными специалистами, (даже довелось поучаствовать в споре на одном форуме с родителями детей дислектиков) тем больше во мне крепло невероятное желание посмотреть работу методистов в действии. Но какое-то необъяснимое для меня табу мешало попросить разрешения побывать на занятиях. Тем более, что я знаю, что такое индивидуальное занятие — любой посторонний человек, пришедший без предварительного разговора, без согласия всех сторон, может стать серьезной помехой для методиста. Но любопытство и желание дать возможность и нашим специалистам приобрести новые знания, новый опыт брали верх. Я обратилась к Лоре Закон с предложением провести семинар для логопедов и учителей начальной школы и русского языка, и рассказать об особенностях диагностики дислексии по методике Дейвиса. Хотелось найти точки соприкосновения и расхождения.

Сначала, мы решили это сделать для как можно большего числа учителей Москвы. Для этого директор моей школы обратилась в Департамент образования г. Москвы с предложением такого семинара в рамках госработ (по-моему, это так хитро обзывается). Хорошо, что до получения ответа, мы не дали объявление. Потому что нам ответили так — «данная тема не входит в круг интересов Департамента образования г. Москвы». Вот так, коротко и ясно. Не интересны им дети с нарушениями чтения и письма, дети с дислексией, дисграфией и дискалькулией. Это же не победители олимпиад, и не дети с ОВЗ. Это так… Их просто нет. Вернее, нет для чиновников. Но они реальны для учителей и родителей.

Поэтому, я этот семинар организовала сама. Лора Закон мне честно сказала, что ни в коем случае, не будет говорить о содержании метода, о приемах, то есть о самой методике. Мне было очень интересно, о чем же тогда она собирается говорить целых 4 часа?

В результате, не 4, а 6 часов 16 человек, которые смогли поместиться в небольшом помещении, слушали с огромным интересом. Это была очень полезная встреча. Директор Центра коррекции дислексии Лора Закон рассказала о симптоматике дислексии с точки зрения метода Дейвиса, о тех особенностях детей дислектиков, которые должны сразу же насторожить взрослых, о раннем выявлении потенциальных дислектиков. Вроде бы для нас, специалистов с большим опытом, это не было новостью. Но взгляд под другим углом, по-новому, что, безусловно, есть в этой методике, был очень полезен и интересен. Многих слушателей, кто в интернете на различных сайтах добывал информацию об этой методике, интересовал вопрос о работе с пластилином. Это не удивило лектора. Видимо, такой вопрос ей задают часто. Она объяснила, что суть не в работе с пластилином. Это только один из приемов. И это не просто вылепливание букв из пластилина, а прорабатывание этого процесса особым образом, создание концепций букв и любых, других письменных знаков (интерпретация высказывания моя, дословно я, конечно, не записывала, потому что сама сидела и слушала). Кстати, работа с пластилином при изучении букв русского алфавита широко практикуется и в отечественных методиках. Казалось бы, все рассказала, все объяснила, предупредила о возможных ошибках привнесения в свою работу приемов, вычитанных, «вырванных» из книги «Дар дислексии» без специального обучения… Но через две недели я получаю письмо от одной мамы, которая прочитала книгу и решила сама позаниматься со своим сыном. Результат она мне прислала, вот он:

И задала вопрос: «А что делать дальше? Все буквы лепить?» Потерянное время, разочарованный ребенок, неоправданные надежды – вот к чему приводит бессистемный подход к коррекции нарушений, «выхватывание» из любой методики понравившихся приёмов.

Прочитав несколько раз книгу «Дар дислексии», наблюдая некоторых детей, прошедших курс обучения в этом Центре, поговорив с методистами, я уже давно поняла, что одной из самых сильных сторон этой методики, (а может быть и самой сильной), позволяющей достигать хороших результатов – это создание достаточно строгой Системы и четкое следование по всему маршруту внутри этой Системы с учетом индивидуальных особенностей и личности ребенка, и его нарушений. Безусловно, огромную роль играет и личность методиста — это вторая составляющая. И третья — включенность взрослых в работу. Это не только строгое выполнение всех рекомендаций, полученных в последние два дня прохождения курса, но и сопереживание ребенку, его успехам, своевременная похвала даже за самую малость, гордость за него и вера в него. Причем, мало это испытывать внутри себя, надо, чтобы ребенок видел все эти чувства у взрослого. Но без фальши — дети неискренность слов взрослых, особенно хвалебных, чувствуют сразу.

Итак, настало время, когда я уже не могла не попросить разрешения поприсутствовать на занятиях. Мне было интересно убедиться, правильно ли я определила точки соприкосновения и расхождения у нас, российских специалистов, и у наших израильских коллег, занимающихся по методике Дейвиса.

В данном случае я обратилась с такой просьбой как специалист с более чем 30-летним стажем, как член Оргкомитета и один из инициаторов создания Российской ассоциации дислексии, которая уже существует более 10 лет и, что важно было для Центра, как потенциальный помощник для будущих учеников. Получив согласие директора Центра, я приготовилась к ожиданию, так как знала, что надо получить согласие методистов, родителей, подобрать курс с ребенком именно того возраста, который наиболее часто попадает в поле зрения отечественных специалистов — младший школьный возраст.

И вот я получила приглашение на курс с ребенком 9 лет: дислексия, дисграфия, СДВ (синдром дефицита внимания). Наш человек! Как раз тот, чьи проблемы «не находятся в сфере интересов Департамента образования г. Москвы».

Пять дней подряд я вставала в 6 утра, потому что ехать мне до Центра коррекции дислексии — 1 час 40 минут. Пять дней я записывала все, как прилежная студентка. Уже на второй день мысль: «Как же ребенок встает рано и едет к 9 утра, а потом работает 6 часов с небольшими перерывами? Да еще один на один с методистом — это не в классе на уроке сидеть. Как?!» предательски засела в голове.

Я прослушала, посмотрела, пропустила через себя полных два курса с детьми начальной школы и получила ответы на все свои вопросы.

Первый курс с третьеклассником проводила методист Калина Потяк. Она мне сразу сказала, что рада услышать мнение коллеги, просила смотреть критично — со стороны виднее. Вот общее впечатление. Методика понятна, доступна. И тех «тайн» и «скрытых секретов», о которых невольно думаешь, здесь я не увидела. Все доступно и понятно объясняется, логично, обоснованно с точки зрения рациональной науки, медицины, психологии, неврологии. Но не сточки зрения, нашего реального образования. Подчеркиваю — реального, потому что на бумаге, в Программах, в инструкциях у нас все очень правильно. Вот только условий для выполнения всех этих правильных решений нет, сколько бы в СМИ не пели о реформах и доступности нашего образования. Поэтому мне было интересно, понятно и радостно, что многое из того, что вижу, я уже давно использую в своей работе. В качестве помощника в дальнейшей работе родители пригласили для ребенка специалиста, опытного логопеда. Я видела, как во время первой встречи она, не говоря ни слова, внутри все отрицала. И я её очень хорошо понимала — помню свои ощущения после первого прочтения книги «Дар дислексии». Самые мягкие слова в голове были — да ерунда все это. Но мы с коллегой поговорили, я рассказала ей о том, что сама думала раньше, о своих первых впечатлениях. А еще — о необходимости четко выполнять те инструкции, которые будут получены от методиста, даже если очень захочется что-то внести свое. Кстати, это вопрос я задавала специалистам ассоциации Дейвиса — можно ли что-то в методику вносить свое (я имею в виду другие приемы и т.д.). На что методисты четко отвечали — нет. В этом строгом следовании правилам тоже сила методики.

Все объяснения ребенку понятны. У меня ни разу не возникло ощущение ненужности какого-то задания, действия, упражнения. Все было логично, оправдано не только поставленной целью, но и физическим и психологическим состоянием ребенка. Да, ему было трудно. Попробуйте с дефицитом внимания, с низким уровнем произвольности не только 6 часов прозаниматься, но еще и давать результат. Я все ждала, когда он взбунтуется, но не дождалась. Хотя, на грани ребенок был не раз. Вот тут и проявлялось высочайшее мастерство методиста. Мне, как человеку, когда-то связанному и с театральной деятельностью, было чрезвычайно интересно наблюдать за виртуозностью педагога. Она все время была на полшага впереди отказа от выполнения задания. Предугадывала возникающее желание ребенка уйти в «молчанку» и так поворачивала ситуацию, что он получал дополнительный импульс, посыл и продолжал работать. Это высший пилотаж!

Ну-ка, родители, сторонники самостоятельной работы, вы сможете обеспечить такой уровень взаимодействия со своим ребенком? Но это не значит, что у меня не было, скажем так — замечаний, вопросов. Мы долго потом разговаривали, рассмотрели все моменты, в том числе и, с моей точки зрения, спорные. В последний день занятий Калина очень долго разговаривала с родителями и логопедом, которая решила не отказываться от предложения и включиться в работу. Она честно сказала, что принять все это сразу трудно, но интересно. Уважаю профессионалов, которые всегда открыты для нового, каким бы большим опытом работы они не обладали.

Второй курс был с ребенком, который только собирался в школу. Главная проблема СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Из опыта работы знаю, что 10 минут работы с таким дошкольником — уже удача. А здесь 6 часов. Где только Лора находит таких мастеров?

Другой методист. Мне показалось сначала, что она более эмоциональна, не так четко структурирует занятие, как Калина. Но это в первый день. Поиск подхода к ребенку, который то под стул лезет, то под стол — это не простое дело. Поэтому в первый день было интересно смотреть, как она вытаскивает из этого непоседы то один маленький успех, то другой. Глядишь, еще что-то нашла. Смотрю, а он уже и заулыбался, проявил интерес, и дело пошло. В остальные дни работа была построена также четко, как и в предыдущем курсе. Конечно, перерывов и «перерывчиков» было больше. Конечно, ребенок отказывался что-то делать. Но, пресловутый индивидуальный подход, который в нашем образовании декларируется еще с советских времен, но для которого у сегодняшнего учителя или специалиста, работающего в бюджетной сфере просто нет времени, здесь выступает мощным инструментом в работе с ребенком. Когда курс закончился, я думала, что сейчас мальчишка убежит с облегчением. Но каково же было мое удивление, когда он бросился в объятия методиста, залез к ней на руки и не хотел уходить. Такая реакция дорогого стоит. Мы, педагоги, это знаем.

Ну, вот и прослушала я два курса. Как уже писала, нет никаких тайн — это работа, работа и еще раз — работа. Причем, она не заканчивается с окончанием курса. Необходимо продолжение дома — это четкое выполнение всех рекомендаций. И здесь меня, конечно, удивляют родители. Особенно — папы, или, вернее сказать, те, кто оплачивает занятия. А занятия дорогие — это не секрет. Но к родителям будет отдельное «слово».

Через три дня у меня было первое занятие с девочкой 2 класса. Перечитав все записи дома, просмотрев еще раз книгу Дейвиса, я решила с ней кое-что попробовать, один из инструментов. Казалось бы, ничего сложного. Но — не получилось.

Хочу сказать тем, кто думает, что достаточно прочитать книгу и выполнять все инструкции к упражнениям — и все получится. Вы ошибаетесь. На этот счет у меня уже были жаркие споры на одном из форумов. Поверьте, я считаюсь хорошим специалистом, и у меня очень много детей, которым я помогла справиться с проблемами своими методами. Но метод Дейвиса для меня незнаком, как и для тех родителей, которые решили самостоятельно им овладеть. Надо тренироваться, практиковаться, желательно под наблюдением специалиста. Недаром у методистов Дейвиса долгая стажировка. Все надо делать профессионально.

Я вижу, в чем наши точки расхождения — у нас нет такой четкой структуризации в работе. У нас нет возможности проведения курса в рамках интенсива. Занятия в обычной практике растягиваются на месяцы. А даже в медицине курс интенсивной терапии дает наиболее эффективный результат. За мою практику я только одни раз смогла в экстренном порядке провести курс с четвероклассником — 10 дней, в режиме через день по 2 часа. Так он в диктанте перед этим курсом делал 28-30 ошибок. А через 10 дней — 6-8 ошибок. Назвала этот курс — логоинтенсивная терапия. Но в нашей практике в таком режиме заниматься мало кто сможет себе позволить.

Я очень благодарна коллегам из Израиля за предоставленную возможность ближе познакомиться со своей работой. Надеюсь, что будет такое время, когда и специалистов у нас будет больше (настоящих профи), и занятия эти станут доступнее для наших детей. А Центру коррекции дислексии DARON, Лоре Закон, всем её сотрудникам желаю, прежде всего, здоровья, терпения, неиссякаемого интереса к своему делу!

Последовательное чтение

Дислексики воспринимают написанную информацию не по буквам, а единым целостным образом. Изучая слово, такой ребенок угадывает, к какому предмету или явлению оно относится. Необходимо выработать навык последовательного чтения с выделением отдельных слогов и букв. Понимание прочитанной информации на начальном этапе во внимание не берется.

Упражнение. Выбрать максимально простую книгу и начать последовательное чтение по буквам и слогам. Важно делать перерывы и проверять корректность расположения «точки ориентации».

Следующим шагом станет повторение прочитанного по буквам и слогам слова, а также объяснение его значения. В дальнейшем следует развивать понимание не только отдельных слов, но и целых предложений.

Классические коррекционные методы

В российских логопедических центрах методика Дейвиса по устранению дислексии применяется нечасто. Специалисты предпочитают использовать классическую систему, при которой техника занятий определяется видом дислексического расстройства:

  1. При фонематическом виде недостаточно сформирована способность анализировать и синтезировать фонемы или на слух дифференцировать звуки. При затрудненной слуховой дифференциации сначала уточняется произношение и слуховое восприятие конкретного проблемного звука. Затем сопоставляются смешиваемые фонемы в плане произношения и восприятия на слух. При несформированности анализа и синтеза фонем сначала уточняется наличие проблемного звука в слове, затем устанавливается его положение. Требуется выяснить количество звуков и слогов, как они расположены относительно друг друга, соединить их в слово.
  2. При оптическом виде ребёнок не усваивает визуальные буквенные образы. Принцип занятий – узнавание символов, спрятанных в изображениях и предметах, улучшение ориентации в пространстве. Ученик должен усвоить навык чтения слева направо без скольжения по строкам.
  3. При мнестическом виде отсутствует способность запоминать буквы, связывать символы и звуки. В этом случае пациенту демонстрируется объект, в котором соединены визуальный и слуховой образы конкретной буквы. Например, буква «ж» рисуется в виде жука.
  4. При семантической дислексии отсутствует понимание прочитанного при нормальной технике чтения. Задача логопеда – расширение словарного запаса ученика, развитие лексики, освоение грамматики и синтаксиса.
  5. При аграмматическом виде во время чтения постоянно совершаются ошибки, и преимущественно в окончаниях слов. Здесь нужно работать над словообразованием, правилами изменения существительных, прилагательных, глаголов, формированием структуры предложений.

По системе Дейвиса при дислексии с ребёнком должны заниматься не только психологи и логопеды, но и дома родители. Занятия выбираются с учётом особенностей развития пациента.

В магазинах и интернете реализуется огромное количество материалов по запросу «Дислексия метод Дейвиса». По данным материалам можно самостоятельно изготавливать коррекционные объекты, заниматься без подготовки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]