Алалия речи у детей, симптомы и лечение заболевания

Алалия — это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Причины развития болезни

Непосредственная причина стойкого недоразвития речи у детей – это патологии развития особых «речевых зон» (корковых отделов) головного мозга. Все причины дефектов делятся на две большие группы. Так, к поражениям головного мозга могут приводить внутриутробные причины, а могут и внешние воздействия на ребенка в первые годы его жизни.

К внутриутробным причинам развития недуга можно отнести:

  • бесконтрольный прием сильных лекарств в период вынашивания плода;
  • патологии беременности, в том числе токсикоз, особенно поздний, который наблюдается во втором-третьем триместрах;
  • гипоксия плода из-за излишне высокого маточного тонуса или обвития пуповиной;
  • вредные привычки женщины;
  • резус-конфликт женщины и плода;
  • травмы/падения будущей матери на живот в период беременности;
  • системные болезни у женщины – такие, как гипертония, диабет, различные виды недостаточности – почечная, легочная или сердечная;
  • затяжные, стремительные или осложненные роды;
  • глубокая недоношенность ребенка.

Заболевание может развиваться у ребенка первых лет жизни как следствие перенесенных тяжелых нейроинфекций, например, менингита. Реже патология рассматривается как последствия перенесенных пневмонии, респираторных вирусных инфекций.

К стойкому нарушению речевой функции могут приводить и хирургические операции под общим наркозом, которые переносит ребенок, и черепно-мозговые травмы.

В ряде случаев заболевание не имеет органической природы и рассматривается медицинскими специалистами как результат дефицита внимания со стороны родителей к развитию речи ребенка.

Моторная алалия

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз — основание для получения инвалидности.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Ребёнок-молчун. Алалия

Главная — О логопедии — Ребёнок-молчун. Алалия

Каждая семья с нетерпением ждет первые слова своего ребенка. Но проходит время, а слов почти нет. Или они есть, но настолько неразборчивые и их так мало, что семья начинает волноваться. Родители идут к специалистам и слышат: «У вашего ребенка алалия». Термин звучит пугающе, непонятен. Давайте вместе разберемся, что же это такое.

Каждый ребенок неповторим, поэтому малыш не всегда вписывается в стандартные нормы развития (когда пошел, стал сам есть ложкой, заговорил). Но, тем не менее, есть ряд тревожных факторов, на которые следует обратить внимание

— это, так называемый, «красный флаг»:

1 год: нет лепета, ребенок не показывает на предметы и не общается жестами.

1 год и 3 месяца — не смотрит на игрушки, не показывает по называнию родителям предметы и людей (в норме 5-10).

1 год и 5 месяцев — все еще нет первых слов.

1 год и 6 месяцев — ребенок не говорит «папа, мама», не может выполнить простую инструкцию (улыбнись, подними руку и т.д).

2 года — не показывает части тела, в речи менее 20 слов.

2 года и 5 месяцев — не отвечает на вопросы, не использует двухсловные предложения (Пример: мама идет, пойдем гулять).

3 года — не понимает предлоги и многие глаголы, не может выполнить двухступенчатую инструкцию (Пример: возьми машинку, а теперь дай ее папе), в речи менее 200 слов.

Если у ребенка есть похожие нарушения, то следует как можно скорее обратиться к специалисту, т.к. возможно, у него задержка речи по типу алалии.

Алалия

– речевое нарушение, которое проявляется в отсутствии или недоразвитии речи вследствие поражения речевых зон головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. При этом нарушаются все компоненты речи: звукопроизношение и слоговая структура, фонематическое восприятие, словарь и грамматика родного языка, связная речь. Данный диагноз может поставить только врач (психиатр или невролог) по достижению ребёнком трёх лет. До этого времени мы говорим о задержке речевого развития.

Причины

, которые могут вызвать алалию, разнообразны. Они могут подействовать с момента, когда малыш еще развивается в животе у мамы, так и до его трёхлетия.

Алалия разнообразна по своим проявлениям: от простой словесной неловкости до полной неспособности говорить и понимать обращённую речь. Есть разные подходы, традиционно, выделяют сенсорную (импресивную) и моторную (экспрессивную) алалии.

Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, которое вызвано поражением височной доли головного мозга (центра Вернике). При этом виде алалии ребенок слышит (физический слух сохранен), но не понимает обращенную речь. Детей с таким диагнозом немного. Постановка и отграничение сенсорной алалии от других нарушений (например, раннего детского аутизма, умственной отсталости и т.п.) затруднены.

Чтобы лучше понять, как слышит речь ребенок с сенсорной алалией, представьте, что вы оказались в другой стране, например, в Китае. Вокруг вас все говорят, задают вопросы, а вы ничего не понимаете. Происходит разрыв между смыслом/значением слова и его «звуковой оболочкой», т.е. родная речь звучит, как иностранная. Все звуки воспринимаются «кучей», речь сливается с окружающим шумом.

Для деток с сенсорной алалией характерны неустойчивые реакции на звуки, т.е. малыш может узнавать речь своих близких, и не реагировать на речь чужих людей. А если во время речи появляются разные помехи (посторонний шум, появление новых людей), то эти трудности усугубляются еще больше. Кроме этого, у многих деток выявляются трудности различения бытовых звуков (Пример: что звучит, фен или холодильник?), определение источника и направления звука.

Поэтому очень важна диагностика, отделить деток с сенсорной алалией от других малышей, с похожими проявлениями (аутизм, тугоухость и т.д), чтобы правильно подобрать виды помощи и успешно преодолеть это сложное нарушение.

Моторная алалия

– это системное недоразвитие речи, при котором ребёнок испытывает трудности в построении самостоятельного речевого высказывания, при этом понимание обращённой речи относительно сохранно. Данный вид алалии так же обусловлен поражением отделов коры головного мозга, которые отвечают за моторное порождение речи. Этот вид алалии подразделяется на две формы: афферентную и эфферентную.

Афферентная моторная алалия обусловлена поражением теменного отдела коры левого полушария головного мозга. Этот отдел отвечает за оценку ощущений в процессе речи: с помощью каких движений получается тот или иной звук, куда в это время направляем дыхание и т.п. Осознание этого помогает строить речевые двигательные комплексы, то есть, серию движений для произнесения определенного звука. Ребёнок с данной формой моторной алалии испытывает трудности в построении этих двигательных программ, так как не чувствует положение органов артикуляции (губ, языка) поэтому часто заменяет звуки или не произносит их вовсе. Например вместо звука «ы» слышится нечеткое «иы», вместо «тю» — «сю», «гу» — «бу» и т.п. То есть звуки заменяется даже на далекие по звучанию и артикуляции. Слоговая структура, безусловно, нарушена: например, вместо «дай» — «да», «каша» — «ка», вместо «машина» — «би», «ехать» тоже «би», то есть называют разные слова одним словом.. Таким детям сложно воспроизвести и запомнить артикуляционные уклады даже с помощью взрослого.

Моторная эфферентная алалия является следствием поражения лобных отделов коры головного мозга (центр Брока), которые складывают из отдельных артикуляционных движений звуки, слова, предложения и «сверяют» эту последовательность. Дети с данной формой моторной алалии испытывают трудности в переходе от одного звука к другому, в воспроизведении правильной слоговой последовательности. Например, «сем» вместо «семь», «хонона» — это «хорошо», «шомаса» — «заниматься», незнакомому человек речь такого ребенка непонятна. и т.п. Трудности в переходе от одного слога к другому проявляются в паузах: «Па пу зо вут И го р» и в повторениях слогов: «нащёл пальчичи» — нашёл пальчик. В речи встречаются аграмматизмы, на вопрос, тебе сколько лет, отвечает «пяти» — пять. Эта форма алалия встречается в 9-10 раз чаще, чем афферентная.

Чтобы представить себе, как звучит речь ребенка с моторной алалией, мы приведем отрывок из записи мальчика Вани (4 года и 11 месяцев), он рассказывал сказку репка: «Выасъа…выасъа. Ани ее тась…тинуи-тинуи, и не могъи, и не дотянуи. Басаи ани…ай…заис…мыску…тосс.». Примерный перевод звучит так: «Они ее тянули-тянули, и не могли, и не дотянули. Бросали они ее. Заяц мышку тоже». Как видите, для ребенка, которому почти 5 лет, эта сказка не так проста и в понимании, и в пересказе.

Если подытожить, то афферентная моторная алалия проявляется в трудностях построения речевых движений, а эфферентная в трудностях построения последовательности звуков, в соединении звуков в слова.

Помимо речевых проявлений для большинства детей с моторной алалией характерны двигательные нарушения, недостаточный уровень развития мелкой и крупной моторики. Такие детки с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь; сборка пазлов, аппликации, лепка так же доставляют трудности.

Дети с алалией быстро устают, их внимание истощено, восприятие фрагментарно.

Алалия

– это речевое нарушение, коррекцией которого занимается не только логопед, но и врач, и психолог. Психиатр и невролог подберут подходящее медикаментозное лечение. Психолог будет заниматься коррекцией и развитием психических функций, таких как восприятие, внимание, мышление. Только комплексный подход поможет «справиться» с алалией. Эта работа длительная, но часто удается достичь речевого общения ребенка.

Содержание работы определяется индивидуально и зависит от речевых возможностей ребёнка. Иногда у деток с алалией нет элементарного зрительного контакта, т.е. они просто не смотрят на говорящего, не вступают в общение. Тогда цели и задачи работы будут начинаться не с вызова речи, а с более глубинных целей — с установки зрительного контакта, с привлечения внимания ребенка к речи педагога, к способности имитировать по просьбе простые движения и т.д. Как уникален каждый ребенок, так уникальны и методы работы с алаликом. Их логопед подбирает для каждого малыша индивидуально.

Алалия – сложный речевой диагноз. Его коррекция длительная по времени (от нескольких месяцев, в редких случаях, до нескольких лет) и требует всесторонней помощи: врачей, психологов, логопедов. Лучшим возрастом для начала работы является 3-4 года, когда у детей появляется тяга к знаниям, критичность к себе. Исходя из этого, мы можем говорить о необходимости ранней диагностики, ведь чем раньше обнаружена алалия, тем больше остается времени на коррекционную работу и меньше шансов на развитие вторичных интеллектуальных дефектов.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие

можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Симптомы и признаки алалии.

Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии. Моторная алалия имеет характерные симптомы: cлабое развитие движения рук; плохая координация; плохая работоспособность; речь может проявляться только к 4 годам; неспособность выразить свои мысли словами; замена одних слов на другие; неправильно построенные предложения; нежелание говорить; обидчивость, замкнутость, агрессивность. Сенсорная алалия имеет характерные симптомы: нарушение восприятия речи; повторение за кем-то слов; замкнутость; изменение букв в словах; слияние нескольких слов в одно; импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен; отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

ФОРМЫ АЛАЛИИ:

Детские неврологи и рефлексотерапевты выделяют 2 основные формы алалии: моторная алалия, сенсорная алалия.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Как заподозрить проблему

Главный признак сенсорной алалии — непонимание ребенком обращенной речи. Но комплекс симптомов этого нарушения очень широк. Чаще всего некоторые простые слова и фразы малыш все же понимает. Его можно обучить воспринимать конкретные фразы в определенной ситуации. Но, реагируя на фразу «Принеси мишку из соседней комнаты», сенсорный алалик принесет определенную игрушку из детской. В кабинете врача или педагога задание он повторить не сможет: там нет ни нужной игрушки, ни нужной комнаты, хотя в соседнем кабинете на видном месте может сидеть другой плюшевый медведь.
При тяжелой степени нарушений ребенок может не различать речь и другие звуки. Собственная речь находится на уровне лепета, междометий и иногда корней слов. Она непонятна окружающим (логорея). Еще один бросающийся в глаза симптом — эхолалия, внезапные и спонтанные повторения услышанных слов, часто по нескольку раз подряд. Повторить то же самое слово по просьбе ребенок не может.

Интеллект у пациентов сохранен, но если не решить проблему с речью, отсутствие коммуникации приводит к его вторичному снижению. Слух в норме. Кроме речевых проблем, дети с таким нарушением:

  1. испытывают трудности с удержанием внимания,
  2. быстро переутомляются;
  3. подвержены резким перепадам настроения;
  4. часто отмечается болезненная реакция на раздражители нормальной интенсивности, в основном звуковые.

Эти симптомы сходны с многими другими заболеваниями нервной системы, характерными для детского возраста, которые лечатся различными, иногда даже противоположными, способами. Поэтому самодиагностика недопустима, а для хорошего результата требуется командная работа врачей, педагогов и родителей.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная

или
Сенсомоторная алалия
ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.

Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Врачебный прием и лечение алалии

Терапия этого непростого состояния у ребенка начинается с обращения к логопеду-дефектологу и является комплексной. Вектор врачебных усилий направлен не только на развитие речи, но и на совершенствование других важных функций головного мозга – памяти, внимания, мышления, а также на коррекцию поведения.

Фармакотерапия. Каждая клиника нашей сети предлагает лечение алалии с приемом лекарственных средств, стимулирующих созревание мозговых структур и нормализующих передачи импульсов по нервным волокнам. Назначает препараты врач-невролог индивидуально, после осмотра ребенка.

Физиотерапия. При выявлении этого заболевания в схеме терапии используются возможности рефлексотерапии (иглоукалывания), микротоковой терапии, магнитотерапии, лекарственного электрофореза и электростимуляции.

Коррекционная работа логопеда-дефектолога. Формирование речевых навыков – во многом задача именно специалиста логопеда-дефектолога, который подходит к ее решению поэтапно. Очень важно то, что врачи наших центров всегда, переходя к новому этапу, последовательно опираются на успехи предыдущего. Так, сначала решается задача по улучшению понимания речи других людей и умения говорить односложными предложениями. После этого специалист обучает ребенка строить предложения из двух слов и логично реагировать на речь окружающих. Следующий этап – воспроизведение сложных слов из 2-3 слогов и построение предложений из 2-3 слов. Завершив освоение этого этапа, логопед-дефектолог учит маленького пациента первичным навыкам связной речи (умению составить 2-3 коротких предложения) и делает акцент на правильности произношения звуков. Следующий этап – дальнейшая работа со словарным запасом ребенка, расширение объемов предложений, освоение азов пересказывания простых сказок и рассказов.

Работа с детским психологом. Этот вид терапии необходим для коррекции поведения, которое часто страдает у детей с недоразвитием речи.

Педагогические приемы. Записаться на занятия с детьми с алалией очень важно для родителей, так как логопед-дефектолог обязательно даст им индивидуальные рекомендации для самостоятельной работы с ребенком дома. Это будут рекомендации по правильной организации речевого режима. Также врач посоветует семейные игры, развивающие мелкую и общую моторику, помогающие формированию правильного диафрагмального дыхания, необходимого для постановки речи.

Если обратиться в наш центр, чтобы провести лечение алалии, не позднее чем в возрасте 2,5-3 лет, то к моменту, когда ребенок идет в школу, возможно полностью компенсировать расстройство речевой функции, предотвратив интеллектуальное отставание.

Мы гарантируем, что в любой из наших клиник вы найдете чутких специалистов, которые помогут устранить недоразвитие речи у вашего малыша!

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Стоимость лечения алалии:

Наименование услугЦена в рублях
Санкт-ПетербургВсеволожск
Первичная консультация детского логопеда (1 час)1400
Занятие с детским логопедом 1-й категории сложности1400
Занятие с детским логопедом 2-й категории сложности1700
Абонемент 5 занятий с детским логопедом 1-й категории сложности7000 6650
Абонемент 5 занятий с детским логопедом 2-й категории сложности8500 8075
Абонемент 10 занятий с детским логопедом 1-й категории сложности14000 12600
Абонемент 10 занятий с детским логопедом 2-й категории сложности17000 15300
Логопедический массаж (1 сеанс)1400
Логопедический массаж (10 сеансов)14000 13000

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]