Подчеркивая важность слов, мы произносим их медленно, а что-то второстепенное и малозначительное — как бы «скороговоркой». Однако встречаются патологии речи, при которых произношение слов настолько ускорено или замедленно, что теряется понимание речи — настолько она неразборчива. Это признаки речевой патологии — нарушения темпа и ритма речи. Взрослый и ребенок с такой патологией, видя, как окружающие реагируют на его речь, старается поменьше высказываться, чтобы не попасть в неловкое положение. Какие виды нарушений темпа и ритма речи бывают? Как диагностировать такие нарушения? Как работать с такими детьми в условиях обычной школы?
Виды нарушений ритма и темпа речи
Услышать, что речь ребенка отклоняется от нормального темпа и нарушен ритм, может не только логопед, но и родители, педагоги, однако определить структуру и причину дефекта может только специалист.
К нарушению темпа и ритма речи относятся:
- Тахилалия — ускоренное произношение слов, звуков, слогов со скоростью 20-30 звуков в секунду (вместо 9-14 в норме). Стремительность речи негативно отражается на артикуляции звуков. Патология возникает в детстве, закрепляется в переходном возрасте, и может остаться с человеком на всю жизнь.
- Брадилалия — патологически замедленная речь, чаще всего встречается у детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития, так как часто параллельно с брадилалией отмечаются нарушения основных психических процессов (памяти, внимания, мышления) и мелкой моторики.
- Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
- Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю со стороны заикающегося. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.
Лечение аритмии
Нужно ли лечить аритмию? Некоторые из расстройств, как единичные наджелудочковые или желудочковые экстрасистолы при отсутствии органического поражения сердца, неопасны и не требуют лечения. В других случаях от своевременности распознавания и оказания помощи зависит жизнь человека.
Лечение нарушений ритма зависит от этиологии, вида нарушения, состояния больного, наличия противопоказаний для тех или иных методов воздействия.
Выделяют несколько подходов к лечению:
- воздействие на причину возникновения;
- влияние на факторы, провоцирующие аритмию;
- действие на механизмы аритмогенеза;
- воздействие на переносимость аритмии пациентом
Все лечебные воздействия при нарушении ритма делятся на медикаментозные
и
немедикаментозные
. Подбор фармпрепаратов всегда осуществляется врачом и должен контролироваться повторяющимися регистрациями ЭКГ. Исходя из подхода к лечению, используются лекарства разной направленности действия, часто на помощь приходят антиаритмики. Высокую эффективность показывают амиодарон, соталол, пропафенон, верапамил и др.
Немедикаментозное
направление включает электрические методы: кардиоверсия и дефибрилляция, временная и постоянная электростимуляция; радиочастотное разрушение эктопического очага, оперативное лечение органических заболеваний сердца (аномалии развития, пороки клапанов), являющихся причиной развития аритмии.
Важно отметить, что диагностику на всех этапах и лечение нарушений ритма осуществляет только врач. Часто уже при расспросе, объективном обследовании пациента (пальпация пульса, аускультация сердца) удается заподозрить характер аритмии, а дополнительные исследования позволяют уточнить диагноз, причину заболевания и подобрать правильное лечение.
Если Вы чувствуете симптомы
нарушения сердечного ритма или не получаете должного лечения по поводу уже установленного диагноза, кардиологи медицинских центров АВЕНЮ помогут решить проблему. Записаться на консультацию возможно на сайте avenumed.ru и по телефону ближайшего к Вам филиала.
Симптомы нарушений темпа и ритма речи
При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.
Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.
При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.
Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.
Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:
- Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
- Сопутствующие движения мышц лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
- Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
- Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
- Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.
Классификация корковой дизартрии у детей
В зависимости от локализации патологического очага и механизма развития выделяют два вида патологии:
- Корковая кинетическая дизартрия (эфферентная) связана с поражением центральной зоны передней области коры. Из-за близости зоны, которая контролирует движения кисти, может быть гемипарез. Характерна медлительность речи, отсутствие ритма. Некоторые дети говорят слогами;
- Кинестетическая (афферентная) дизартрия связана с поражением постцентральных зон. Характеризуется дискоординированной работой органов артикуляции, движений мышц кисти с противоположной стороны.
По степени тяжести выделяют 4 формы дефекта. При первой степени нет яркой клинической картины, далее их выраженность нарастает. 4 степень может сопровождаться полной анартрией, то есть отсутствием речи.
Возможно смешанные варианты заболевания, например, корково-подкорковая дизартрия, когда помимо корковой части, поражаются и подкорковые отделы головного мозга.
Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи
Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.
Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.
При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:
- Установление причины и характера речевого нарушения.
- Определение темпа речи ребенка и его родителей.
- Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
- Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
- Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
- Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
- Определение имеющихся недостатков артикуляции.
- Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.
Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.
Специалисты по речевым нарушениям
Логопед.
Большинство нарушений речи — логопедическая проблема, поэтому к логопедам и нужно обращаться в первую очередь.
Невролог
оказывает медикаментозную поддержку детям с ДЦП, алалией, дизартрией и др.
Дефектолог способен значительно «прокачать» мозг ребёнка, развить интеллект и мышление.
Оториноларинголог определяет патологии периферического речевого аппарата медицинского характера: снижение слуха, расщелины нёба, аденоидные разращения, воспаления горла и т.д.
Сурдопедагог занимается развитием речи у глухих и слабослышащих детей и взрослых.
Психолог. Из-за застенчивости или агрессивного поведения речь ребёнка искажается и обедняется. Проблемы в семье и со сверстниками могут становиться причиной задержки речевого развития.
Нейропсихолог (клинический психолог) — при речевых нарушениях (обусловленных нарушением работы мозга) обучает мозг ребёнка правильно функционировать через двигательные и игровые упражнения.
В нашем центре доступны услуги Дефектологии и логопедии, а также Неврологии. |
Причины речевых патологий
В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:
- Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
- Наследственность, врожденные особенности темперамента.
- Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.
Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:
- Доминирование торможения над возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
- Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
- Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.
Причинами заикания могут быть:
- Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, не соответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
- Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
- Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках;
- Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.
Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.
Диагностика аритмии
На вооружении медиков состоит несколько способов выявления аритмий и каждый имеет свои особенности.
- ЭКГ
— общедоступный метод, дает информацию о ритме пациента в данный момент времени, позволяет зафиксировать постоянные нарушения и преходящие, если те присутствуют в момент регистрации. - Холтер-мониторинг
ЭКГ — 24-х часовая запись электрокардиограммы. Данным методом возможно установить все нарушения в работе сердца за сутки. - ЭхоКГ
— УЗИ-исследование сердца. Дает возможность зрительно установить наличие аритмии и выявить органическую причину ее возникновения. - Провокационные тесты
: ортостатическая проба, чреспищеводное электро-физиологическое исследование, внутрисердечная регистрация ЭКГ), — способны искуственно вызвать и зарегистрировать аритмию когда не удается зафиксировать ее при суточном мониторинге ввиду преходящего характера.
Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи
Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.
Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.
Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.
Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:
- Закаливание.
- Занятия посильными видами спорта.
- Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
- Соблюдение режима дня.
- Оптимизация учебной нагрузки.
- По рекомендации врача — прием нейролептиков.
Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.
Лечение корковой дизартрии у детей
Коррекция корковой дизартрии начинается с патогенетического лечения заболевания, которое привело к речевому дефекту. Без этого шага никакая логопедическая помощь не поможет восстановить речь.
Комплексное лечение включает:
- медикаментозную терапию, направленную на стимуляцию метаболизма в головном мозге и восстановление его функций. Назначают ноотропные лекарственные средства, витамины, метаболиты. В сложных случаях могут понадобиться успокоительные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты;
- логопедическую коррекцию корковой дизартрии — логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики рук, постановку звуков. Если нужно, в лечебный процесс подключается психолог;
- физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия, массаж, лечебная физкультура помогают устранить парез мышц, наладить кровоток во всем организме;
- методики релаксации — арт-терапия, ароматерапия, музыкотерапия помогают снять стресс, улучшить эмоциональный фон.
Обычное лечение длительное. Специалисты назначают несколько курсов терапии, по ходу которых могут проводить коррекцию программы с учетом ответа организма на лечебные мероприятия.
Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?
В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.
Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.
Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.
Прогноз и профилактика
Своевременное начало терапии с использованием комплексного индивидуального подхода, отсутствие сложной неврологической патологии являются основным условием полного восстановления речи. Ребенок преодолевает дефект речи и в будущем ведет нормальную жизнь, свойственную для его возраста. Он может обучаться в обычной школе и успешно осваивать школьную программу.
Если присутствует ДЦП или другое неврологическое заболевание, есть объемное образование — прогноз сложный. В любом случае при грамотном подходе возможно добиться улучшения речи и уменьшения выраженности дефекта.
Профилактика корковой формы дизартрии заключается в планировании беременности, отказе во время вынашивания плода от вредных привычек, своевременном лечении возникающих проблем, предупреждении осложнений беременности и родов. Важно выбрать способ родоразрешения заранее, чтобы предотвратить родовые травмы.