Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.
В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.
В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.
Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):
- ЗРР, ЗПРР;
- Сенсорная алалия (дисфазия);
- Умственная отсталость;
- Шизофрения;
- Расстройство аутистического спектра;
- Синдром Туретта.
Эхолалия бывает:
- Немедленная
- Отсроченная.
Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.
Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.
Эхолалия и ее разновидности
Эхолалия в детской речи проявляется в автоматическом произношении услышанного без осознания его смысла. Ребенок может повторять то, что произнес взрослый, находящийся рядом, или диктор радио (телевидения).
Эхо-симптом бывает немедленным и отсроченным. Первый тип подразумевает, что малыш произносит фразу сразу, как только он ее услышал.
При отсроченном эхо-симптоме дети повторяют то, что услышали вчера, на прошлой неделе или месяц назад. Данный тип симптома часто демонстрируют пациенты с расстройствами аутистического спектра (РАС). У многих аутистов отличная память. Это позволяет детям воспроизводить практически без изменений даже небольшие рассказы. Аутисты способны повторить текст, даже если слышали его довольно давно.
Эхолалия у ребенка 4–5 лет нередко сопровождается и иными проблемами. Например, это могут быть задержки речевого или психоречевого развития (ЗРР или ЗПР), алалия и даже психическое заболевание. Из-за того, что повтор слов может быть признаком серьезного нарушения, необходимо обратиться за помощью в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».
Коррекция при эхолалии
- Коррекция, конечно, должна строиться индивидуально в зависимости от механизма нарушения.
- При замедлении обработки слуховой информации показан Томатис (это нарушение часто можно увидеть по результатам обследования с помощью вызванных потенциалов);
- Можно использовать для помощи ребенку визуальные и кинестетические опоры-подсказки (картинки, предметы);
- При нарушении мышления, соотнесения слова и предмета, планирования высказывания полезны игры с чек-листами, решение «проблемных» ситуаций (которые провоцируют выход из зоны комфорта и активизацию инициативы, но посильных для ребенка), визуально-ритмические задания, а также специальные пособия на развитие мышления (например, пособие Стребелевой).
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону или заполните форму на сайте.
Почему возникают речевые повторы
Говорить о том, что повторы, встречающиеся в детской речи, бессмысленны, нельзя. Дело в том, что до определенного возраста такая манера является нормой. Но ее присутствие в речи более старших детей — это уже признак патологии. Эхолалия у ребенка в 3 года — это возможность:
- Поддержать беседу. Малыш еще слишком мал, чтобы понимать, что разговор предполагает диалог. Он неспособен составить фразу и уверен, что для успеха коммуникации нужно просто повторить за собеседником.
- Понять услышанное. Такая манера типична для взрослых, изучающих иностранный язык. Чтобы понять фразу, им ее нужно почувствовать, и повторение помогает в этом, в том числе малышам.
- Обозначить предмет или действие. Например, если малышу перед кормлением говорили «Пойдем кушать!», впоследствии он станет повторять эту фразу, если захочет, чтобы его покормили. Поэтому логопеды рекомендуют изначально при совершении неких действий приучать к той фразе, которую в этой ситуации должен произнести ребенок, а не взрослый. Например, отдавая малышу игрушку, говорить «Дай!». Хотя обычно, и это логично, говорят «На!». Если придерживаться этой тактики, то позже, когда ребенок научится говорить, если малышу потребуется игрушка, он сразу скажет «Дай!»;
- Выразить согласие. В данном случае повтор фразы может означать, что ребенок не возражает против сказанного.
- Продемонстрировать свои эмоции. Тогда дети произносят фразы, которые они связывают с определенными чувствами.
Если эхолалия в речи более взрослого ребенка нужна для самостимуляции или восстановления внутреннего равновесия, можно заподозрить РАС. Для аутистов важны ритуалы и привычки. Повторение определенной фразы помогает им перейти в нужное состояние: успокоиться или активизироваться.
Причины возникновения недуга
Имитация услышанных слов является нормальным развитием навыков речи у малыша, но когда такое положение дел продолжается в жизни ребенка, обычно это указывает на расторможение подражательного рефлекса. Также не проходящая с возрастом симптоматика может свидетельствовать о возможных повреждениях левого полушария мозга.
Однако признаки недуга нередко свидетельствуют о разных психических заболеваниях, среди которых числятся болезнь Пика, синдром Туретта, кататоническая шизофрения. В большинстве случаев особы, подверженные аутизму, склонны повторять слова, не отдавая себе в этом отчет.
Диагностика и коррекция
Симптомы эхолалии у детей в возрасте до 1 года и в 3–4 года, то есть в периоды, когда речь формируется особенно активно, не нуждаются в коррекции. Это вариант нормы, способ освоения родного языка. Если помимо повторений есть и другие признаки отклонений, желательно показать ребенка психологу или психоневрологу.
Если эхолалия диагностирована у ребенка 5 лет, необходимо посетить логопеда-дефектолога и начать заниматься со специалистом. Желательно создать дома особые условия с учетом диагноза:
- Следить за речью, произносить слова четко и грамотно.
- Составлять вопросы так, чтобы можно было ответить только «да» или «нет», исключить возможность их двойного толкования.
- Постараться обеспечить дома спокойную обстановку. Речь идет не только о негативных проявлениях эмоций (о скандалах, ругани), но и о слишком ярких позитивных чувствах.
- Приучить себя к тому, чтобы говорить с ребенком ровным спокойным тоном. Часто при многократных повторениях, при необходимости объяснить что-то, понимание чего вызывает у обучаемого трудности, люди неосознанно переходят на повышенный тон, начинают жестикулировать, активно двигаться. Это дополнительный стресс для всех членов семьи, а для ребенка еще и проблема, ведь он ассоциирует определенные речевые конструкции с конкретными чувствами. Впоследствии малыш станет использовать эти фразы в общении, чтобы выразить собственные эмоции.
Сама эхолалия не требует лечения медикаментами. Логопед занимается расширением словарного запаса, приучает корректно выражать мысли, беседовать. Однако не менее важно уточнить первопричину появления эхо-симптома, то есть основной диагноз, и одновременно заниматься еще и этой проблемой.
Специалисты нашего Центра занимаются диагностикой и коррекцией эхолалии у детей любого возраста. Они помогут и определить основной диагноз, и подобрать грамотную схему лечения.
Механизмы эхолалии:
- Нарушение/замедление обработки слуховой, слухоречевой информации (чаще при немедленных эхолалиях);
- Нарушение когнитивных механизмов речи (соотнесение слова с предметом/действием, которое оно обозначает, и грамматические связки);
- Несформированность образа «Я» как субъекта речи (часто у детей с эхолалией можно наблюдать проблемы с использованием местоимений) и соответствующие проблемы коммуникации;
- Нарушение/несформированность функции планирования речевого высказывания (артикуляция остается сохранной, а что и в какой последовательности говорить – с этим проблема);
- Нарушение/несформированность мышления;
- Нарушение «центрального связывания» — способности проанализировать и связать детали в общую картину (это можно и к мышлению отнести).
Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно о с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.
Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.
Потенциальный риск истерики
В сообществе аутизма довольно часто встречается сценарий, когда причина истерики – недоразумение из-за немедленной эхолалии. Взрослый спрашивает ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ почти всегда является последним словом: «Яблоки». Взрослый решает, что ребенок действительно хочет яблоки. Затем ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, потому что ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а на самом деле он хотел виноград. Карточки с картинками или PECS – это прекрасный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что позволяет предотвратить истерики.
Подведение итогов дня
Отсроченная эхолалия также может быть способом обработать воспоминания, которые не дают покоя. Мой сын раньше приходил из детского сада и повторял фразы и предложения, которые он услышал в течение дня: хорошее, плохое и ужасное.
Ему особенно нравилось повторять слова учительницы, обращенные к детям, которые плохо себя вели, он даже идеально передовал интонации учительницы: «Кевин, в школе мы не ходим босиком», «Джоуи, мы прикасаемся нежно», «Томми, мы не суем руки в унитаз. Это не водопад».
У меня было чувство, что я получаю ежедневную радиосводку новостей детского сада. Мой сын общался со мной, сообщая, что в школе была любящая и поддерживающая его атмосфера, и что ему нравятся его учителя и одноклассники. И вот почему, как я уже говорила ранее, отсроченная эхолалия – это лучший мамин друг.
Коммуникация и речь
Причины и симптоматика заболевания
Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.
Причины заболевания такие:
- повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
- неврологические и психические патологии;
- умственная отсталость;
- проявление аутизма и шизофрении;
- синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
- имбецильность (олигофрения);
- опухоль головного мозга;
- дислексия;
- дисфазия.
Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.
Самостимулирующее поведение
Отсроченная эхолалия иногда является самостимулирующим поведением, чья единственная цель – удовольствие говорящего. Моему старшему сыну всегда нравится повторять предложения, которые он прочитал в книгах. Я поняла, что он видит книгу у себя в голове, и просто развлекает себя «перечитыванием» своих любимых отрывков снова и снова. Строка «Джордж, что это за запах?» явно заимствована из книги про скунса «Любопытный Джордж», что неизменно вызывает гомерический хохот.
Ему также нравится повторять отрывки из любимых видео, как будто он смотрит их у себя в голове. Когда отсроченная эхолалия используется в качестве персонального развлечения, она может мешать реальному общению. Взрослый может использовать такую эхолалию как подсказку, что нужно мягко переключить ребенка на более конструктивное занятие.
Лечение эхолалии у детей и взрослых в Саратове
Сарклиник (Россия, Саратов) успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения эхолалии у детей, подростков и взрослых в Саратове. Лечение проводится в амбулаторных условиях курсами. Минимальная продолжительность одного курса лечения – 10 рабочих дней. Общее количество курсов зависит от степени тяжести патологии. Сарклиник знает, как лечить эхолалию у мальчиков и девочек, как избавиться от эхолалии у парней и девушек, что делать при эхолалии у мужчин и женщин.
Сарклиник также проводит лечение задержки речевого развития, лечение задержки психоречевого развития, общего недоразвития речи (ОНР), лечение ЗРР, ЗПРР, лечение алалии, дислалии, аутизма у детей.
Запись на консультации Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
При использовании материалов статьи активная ссылка на sarclinic.ru обязательна. Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: © davetroesh / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Общее недоразвитие речи у детей, фонематическое онр: уровни, коррекция, лечение
Акатафазия, лечение акатафазии в Саратове
Детский церебральный паралич у детей, дети с дцп, лечение
Алалия детская, лечение алалии, моторная, сенсорная, сенсомоторная
Психопатия, типы, симптомы, лечение психопатии у детей, подростков