Нарушение темпа и ритма речи: виды, симптомы, рекомендации для учителей и педагогов

Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми. К изменениям темпа речи относят замедление, учащение темпа и заикание. Неправильный речевой темп способен затруднять развитие и обучение детей, снижать качество жизни, ухудшать социальную адаптацию человека. Пациентам с ускоренной, замедленной речью или с заиканием требуется обязательная коррекция речевых дефектов. Детям терапию назначают как можно раньше, чтобы предупредить задержку развития.

Виды нарушений ритма и темпа речи

Услышать, что речь ребенка отклоняется от нормального темпа и нарушен ритм, может не только логопед, но и родители, педагоги, однако определить структуру и причину дефекта может только специалист.
К нарушению темпа и ритма речи относятся:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов, звуков, слогов со скоростью 20-30 звуков в секунду (вместо 9-14 в норме). Стремительность речи негативно отражается на артикуляции звуков. Патология возникает в детстве, закрепляется в переходном возрасте, и может остаться с человеком на всю жизнь.
  • Брадилалия — патологически замедленная речь, чаще всего встречается у детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития, так как часто параллельно с брадилалией отмечаются нарушения основных психических процессов (памяти, внимания, мышления) и мелкой моторики.
  • Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
  • Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю со стороны заикающегося. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

РЕЧЕВОЙ РИТМ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЯЗЫКА

Опубликовано в 2016, Выпуск Июль 2016, ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Чижова В.А.1, Королева И.А.2

1Кандидат филологических наук, доцент, 2Кандидат филологических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

РЕЧЕВОЙ РИТМ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЯЗЫКА

Аннотация

Овладение на разных уровнях иноязычной речью затруднено психофизиологическими особенностями родного языка. В рамках психолингвистического подхода в статье по-новому рассматривается явление речевого ритма и его влияние на овладение речью. Коммуникативная компетенция, как главная задача овладения любым иностранным языком, может быть связана с телесной моторикой, пониманием ритмического интервала и ауторитмии в звучащей речи.

Ключевые слова: ауторитмия, ритм, ритмический интервал.

Chizova V.A.1, Koroleva I.A.2

1PhD in Philology, 2PhD in Philology, Volgograd State Pedagogical University

SPEECH RHYTHM AND STRUCTURE LANGUAGE

Abstract

Mastering at different levels of foreign language speech difficult psihofi-physiologically features native language. As part of the psycholinguistic approach in an article on a new phenomenon is considered speech rate and its impact on language acquisition.Communicative competence as the main task of mastering any foreign language, may be associated with bodily motility.

Keywords: autoritmiya, rhythm, rhythm interval.

Одной из важнейших задач современной психолингвистики является создание аргументированной теории овладения языком. По мнению американского психолингвиста Д. Слобина для многочисленных исследований в этой области характерно стремление «установить универсальность этого процесса и существование врожденных биологических факторов, определяющих эту универсальность» [5, 107]. Многочисленные исследования детской речи не дали ответа на вопрос о сути указанных факторов, но заставили лингвистов обратиться к данным других наук – нейрофизиологии и этологии.

Нейрофизиологические исследования речи и речевых патологий поставили перед лингвистами ряд частных проблем, среди которых наиболее актуальными считают следующие: взаимодействие речевого и моторного центров, переход от симпрактического контекста к сенсемантическому и их взаимодействие в процессе речевого общения.

Понимание речевой деятельности как одного из видов человеческой деятельности в целом естественным образом привело исследователей к поискам «пускового механизма» этой деятельности. Таким механизмом является, возможно, ауторитмия, интерпретируемая как основа многих инстинктивных или безусловных действий всех живых организмов [1, 18].

Для лингвистов явление ауторитмии означает актуальность исследования речевого ритма в связи с телесной моторикой. Такие исследования могут стать основой для изучения взаимодействия сознания и подсознания в процессе овладения языком. На уровне прагматики это взаимодействие понимания и чувствования. При этом традиционное понимание речевого ритма нуждается в значительном пересмотре. В словаре лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А.Теленковой толкование речевого ритма включено в статью «интонация», что естественным образом отражает неразрывную связь ритма и мелодики. Однако существенным недостатком в интерпретации именно ритма, позаимствованной, вероятно, из теории музыки, является его линейное понимание, в виде горизонтали, т.е. как «чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов» [4, 134]. Здесь явно игнорируется вопрос «вертикального» соотношения ударных (сильных) и безударных (слабых) слогов, что обусловлено отсутствием способа измерения такого соотношения. Вертикально присутствует в описании музыкального мелодического интервала как соотношение звуков по высоте. В лингвистике мелодический интервал учитывается весьма поверхностно – на уровне понижения или повышения тона. Подробное описание речевых мелодических интервалов, разнообразие которых зависит не только от логики высказывания, но и его эмоциональной окраски, а также описание соотношения сильных и слабых слогов, которое мы называем «ритмическим интервалом», может стать основой для понимания особенностей функционирования речевой памяти. Ритмический интервал представляет собой соотношение слабой и сильной доли ритмической фигуры, состоящей из двух фаз (долей) – напряжение и расслабление.

Линейная интерпретация многих языковых явлений может быть обусловлена доминированием письменной речи, как наиболее доступного источника знаний о языке. Не исключается также психическое доминирование зрительного восприятия окружающей действительности как наиболее достоверного, точного. Впрочем, относительная достоверность касается всех чувственных механизмов восприятия, в том числе и слухового, что, несомненно, отражается в языке. В связи с этим возникает вопрос о степени достоверности выражений типа «восход» и «заход» солнца. В целом влияние сенсорики на язык относится к явлениям малоизученным.

В исследованиях детской речи основное внимание уделялось развитию понятийно-логического мышления в связи с развитием речи. Чувственное восприятие предметов обстановки учитывалось частично, например, при выделении признаков цвета и формы как основы классификации предметов. Отмечаются также случаи влияния тактильного восприятия на своеобразную детскую «категоризацию» предметных, точнее диффузных или синкретических понятия, и влияние вкусовых показателей на усвоение вербальных знаков [1, 20-21]. Некоторое недоумение вызывает выделение И.Н. Гореловым двух последовательных стадий в развитии речи ребёнка, первой из которых является сенсорная речь, противопоставляется более поздней моторной. При этом сенсорная речь трактуется как понимание [1, 22], что демонстрирует нарушение причинно-следственных связей. Более корректной, на наш взгляд, является трактовка сенсорики как способа или средства восприятия внешних сигналов и понимания как результата этого восприятия. Полагаем, что первая стадия – это стадия сенсорной ориентации в типичных ситуациях под влиянием различных сигналов, в том числе и речевых. Моторная речь, в свою очередь, является результатом взаимодействия сенсорики и моторики.

Телесная моторика в ее эксплицитном проявлении понимается нами как совокупность или система мышечных движений, обеспечивающих речевое дыхание. Более широкое и глубокое понимание телесной моторики, основанное на предположении о наличии латентных движений, сопровождающих сенсорное восприятие, возвращает нас к явлению ауторитмии как основе безусловных рефлексов.

Условно-рефлекторная природа устной речи в настоящее время не вызывает сколь-нибудь значительных возражений, но требует значительных уточнений. Одно из таких уточнений предполагает относительное различение речевой формы и речевого содержания как отдельных объектов научных исследований. Однако конечной целью таких исследований должно стать понимание взаимосвязи и взаимодействия речевых формы и содержания, демонстрирующих взаимосвязь рефлекторности и эвристичности речи или, в другой интерпретации, взаимосвязь сознания и подсознания, а также системного функционирования человеческого мышления и его отражения в речи.

Относительное различение речевой формы и речевого содержания или смысла высказывания весьма значимо при изучении иностранного языка взрослыми, поскольку неадекватное восприятие формы препятствует адекватному восприятию содержания и чрезмерное доминирование формы над содержанием в сознании обучающегося.

Длительное время основной причиной ошибок разного типа в иноязычной речи осталась так называемая интерференция, которую А.А. Залевская трактует как перенос уже имеющихся навыков, полученных при овладении родным языком, на формирование новых навыков, характерных для иностранного языка [2, 294]. Однако, по мнению той же А.А. Залевской такому однобокому пониманию интерференции противоречат случаи ее избегания [2, 295].

Не исключено, что одной из причин ошибок является именно чрезмерное внимание к форме, обусловленное как особенностями мышления взрослых, так и некорректной методикой преподавания иностранного языка.

Для овладения звуковой формой иноязычной звучащей речи до сих пор используется весьма сомнительные приемы постановки произношения, ориентированные прежде всего на постановку согласных, причем на основе описания их артикуляции, что противоречит рефлекторности речевого звукоизвлечения. Совершенно очевидно, что ни язык, ни лицевые мышцы не подчиняются волевым приказам типа «говори по-русски» или «по-английски» из-за устойчивой артикуляции, характерной для родной речи. Отсюда следует необходимость временной нейтрализации уже сформированных произносительных рефлексов. Однако, проблема постановки произношения не является первостепенной, поскольку адекватность произношения напрямую зависит от адекватности восприятия иноязычных звуков на слух.

Для формирования единой теории овладения вторым иностранным языком считаем целесообразным выделение прежде всего шести этапов в процессе овладения звуковой формой изучаемого языка:

  1. Привыкание к иноязычным звукам;
  2. Отождествление иноязычных звуков и звуков родной речи;
  3. Выявление и определение различий;
  4. Выделение сильных гласных;
  5. Различение сильных и слабых слогов;
  6. Выделение знакомых слов.

Данная классификация является, в сущности, программой экспериментальных исследований в сфере восприятия и воспроизведения иноязычных звуков и звуковой формы речи в целом. Основой таких исследований является гипотеза о структурирующей функции ритмического интервала, который рассматривается не только как соотношение стадий сильных и слабых слогов, но и как соотношение мышечного напряжения и расслабления, а также связанного с ними ритма речевого дыхания.

Еще одной нерешенной проблемой является проблема овладения иноязычной грамматикой. На этом уровне совершенно ясно только то, что сознательное понятийно-логическое усвоение грамматических правил отнюдь не обеспечивает их адекватное использование в спонтанной речи, поскольку такое усвоение дает знание о языке, но не самого языка.

Попытки решения этой проблемы предпринимались, в частности, в рамках психологической теории научения по отношению к развитию речи ребенка. Убедительный критический анализ основных положений этой теории находим у Д. Слобина, доказывающего несостоятельность методов подкрепления и имитации [5, 9-14]. Итогом данного анализа стал весьма пессимистический вывод: «Психологические теории, которые имеют дело лишь с поверхностными характеристиками высказываний, имеют слишком слабый аппарат, чтобы объяснить основные факторы процесса переработки языковой информации. Еще не создана адекватная теория овладения языком» [5, 114-115]. Примечательным является также последующее замечание «о важных спорах между теорией научения и психологией познавательных процессов по поводу роли врожденных и приобретенных факторов в языковом развитии» [5, 115]. Само по себе упоминание о возможности существования врожденных механизмов речи снова возвращает нас к ауторитмии и, вероятно, порожденному ею речевому ритму, как одному из конечных этапов развития единой ритмической системы, обеспечивает жизнедеятельность человеческого организма.

Можно предположить, что в основе организации лексической системы также лежит ритмический интервал, если рассматривать антонимы как соотношение сильной и слабой фазы, а синонимию как дробление этого соотношения. В грамматике аналогичное соотношение демонстрируют степени сравнения прилагательных и видовые пары глаголов

Данные примеры показывают также, что основной операцией мышления в процессе познания окружающей действительности является операция сравнения, сопровождаемая, как правило, оценкой. Понятно, что и сравнение и оценка поддаются градации, которая подчиняется определенным алгоритмам мышления.

Литература

  1. Горелов И.Н. избранные труды по психолингвистике. – М.: Лабиринт, 2003. – 320 с.
  2. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. – 382с.
  3. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е.Д. Хомской. – Изд-во Московск. ун-та, 1979. – 320с.
  4. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд.2-е испр. и доп. М.: «Просвещение», 1976. – 343с.
  5. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика (перевод с английского Е.И. Негневицкой). Под общей редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Прогресс», 1976. – 348с.

References

  1. IN Gorelov Selected works on psycholinguistics. – M .: Maze, 2003. – 320 p.
  2. Zalevskaya AA Introduction to psycholinguistics. – M .: Russian State Humanitarian University, 1999. – 382s.
  3. AR Luria Language and consciousness. Edited by ED Chomsky. – Publishing house Moskovsk. University Press, 1979. – 320C.
  4. DE Rosenthal and Telenkova MA Glossary – a guide of linguistic terms. Handbook for teachers. Izd.2 th Corr. and ext. M .: “Enlightenment”, 1976. – 343s.
  5. Slobin D., J. Green. Psycholinguistics (translated from English Negnevitskoy EI). Edited by AA Leontief. – M .: “Progress”, 1976. – 348s.

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

  • Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
  • Сопутствующие движения мышц лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
  • Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
  • Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
  • Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.

Горловое пение – тренируйте темп оригинально

Интонация голоса, темп речи и ее тембр отлично тренируются с помощью горлового пения. Чтобы понять что это, послушайте народные монгольские песни или включите любую рок-композицию в жанре «hardcore» или «deathmetal». Если во время упражнения у вас начинает болеть горло, вы все делаете правильно. Темп речи и голоса после горлового пения понижается на 10-20 минут и возвращается в исходное состояние, когда связки восстановятся от временной нагрузки. Если практиковать подобные тренировки ежедневно по 10-15 минут, уже через неделю можно заметить существенные улучшения. Горловое пение помогает контролировать интонацию, темп речи и снижает тембр голоса на 0,5-1 октаву.

Тренируйтесь регулярно, не пропускайте ни одно из трех упражнений и уже через месяц окружающие будут заверять об изменениях в вашем голосе. Главное – это упорство, терпение и методичность.

Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи

Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.

При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:

  • Установление причины и характера речевого нарушения.
  • Определение темпа речи ребенка и его родителей.
  • Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
  • Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
  • Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
  • Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
  • Определение имеющихся недостатков артикуляции.
  • Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.

Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.

Лечебные мероприятия

Лечебные мероприятия включают устранение причин нарушения речевой функции, а также коррекционную работу. Если у ребенка имеется патология, вызвавшая изменение речи, ему назначают сначала курс лечения. По окончании терапии основного заболевания пациента направляют к логопеду. Логопед составляет план логопедических занятий. Коррекция проводится как на дому, так и в развивающих детских учреждениях. Количество занятий определяется выраженностью речевых нарушений.

При брадилалии логопедические занятия направлены на выработку более быстрого темпа разговора, тренировку артикуляционного и двигательного аппарата. Логопед учит ребенка более быстрому письму, чтению, четкому произношению фраз и предложений. На занятиях тренируется память, внимание. Активно применяются подвижные игры, сценки, диалоги, которые способствуют ускорению темпа речевой функции. Хороший эффект от коррекции можно ожидать уже через 4 недели. На фоне месячного курса терапии скорость речи становится выше, произношение четче.

Детям с медленной речью нужно проводить самостоятельные занятия на дому, вести контроль над своим разговором.

При лечении тахилалии логопед проводит занятия, которые включают тренировку дыхания (медленное, ровное), чтения, упорядоченной спокойной речи. Специалист приучает ребенка работать с коллективом, организовывая выступления перед группой людей или детей. На занятиях обязательно развивают общее, слуховое внимание, тренируют дикцию. Курс лечения для дошкольников и школьников начальных классов составляет 6-12 месяцев.

Коррекцию тахилалии лучше проводить как можно раньше (до 5-летнего возраста), так как в пубертатном периоде терапия менее эффективна.

Коррекция заикания проводится дома и в кабинете логопеда. Членам семьи нужно отказаться от конфликтов, говорить медленно и четко. Во время лечения лучше воздержаться от посещения детского сада на 2 месяца, мероприятий, праздников, чтобы не возбуждать пациента. В курс коррекции включают физические нагрузки (бег, плавание, езда на велосипеде). Во время занятий нужно тренировать счет (считать прищепки, прикрепляя их к бумаге, вырезанной в форме круга), использовать игры-молчанки. Для коррекции применяют скороговорки, гимнастику для аппарата артикуляции, дыхательные упражнения.

Причины речевых патологий

В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:

  • Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
  • Наследственность, врожденные особенности темперамента.
  • Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.

Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:

  • Доминирование торможения над возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
  • Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
  • Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.

Причинами заикания могут быть:

  • Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, не соответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
  • Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
  • Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках;
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Диагностические мероприятия

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.

Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Немного о ритмичности:

Вспомните военные марши, гимны, бравые солдатские песни – все они имеют четкий и слаженный ритм. А теперь вспомните, как нежно мама в детстве пела колыбельную, как мягко бабушка рассказывала сказку. В этом случае речь становится мелодичной, а ритм речи сходит на нет.

Почему это так. Физиологически наш мозг и весь организм настроен на следующее: как только частота ритма увеличивается, возбуждается вся нервная система и психика приходит в тонус. Так же работает мозг, при успокоении частотные характеристики падают, мы засыпаем. При возбуждении – увеличиваются, человек начинает активные действия.

Поэтому в танцах придерживаются такой же модели: веселая и торжественная музыка пишется с увеличенным темпоритмом, а грустная или нежная – с пониженным, одна пробуждает активность, другая – снижает.

Посмотрите отрывок из мюзикла «Чикаго» и судите сами)))

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]