Функции и строение периферического отдела речевого аппарата.


Дефекты речевого аппарата

Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.

Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.

Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года. В данном случае стоит обратиться за помощью к детскому логопеду. На первой консультации логопед проведет диагностику нарушений и при необходимости направит к смежным специалистам.

При возникновении первых симптомов нарушений речи следует сразу обратиться к логопеду для диагностики и подбора правильной и эффективной программы коррекции.

Родителям стоит обратиться к специалистам, если они заметили:

  • Заикание или слишком медленное/быстрое произношение слов, паузы между словами;
  • Нарушения голоса, гнусавость, изменения тембра голоса;
  • Искажение или «проглатывание» звуков, не внятная речь и другие.

Специалисты нашего центра успешно работают с дефектами речевого аппарата, для коррекции нарушений речи чаще всего используются следующие методы:

  • Логопедический массаж;
  • Специальные логопедические упражнения;
  • ДЭНАС-терапия;
  • Занятия с использованием Forbrain (устройство можно купить и для домашнего использования);
  • Упражнения для речевого дыхания и другие.

Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата и методы их коррекции:

Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение». Признаки – отсутствие фонации либо перепады в силе и тембре голоса, гнусавость или хриплость. Требует срочной коррекции, так как с возрастом симптомы усиливаются и хуже поддаются коррекции. В терапии дисфонии чаще всего используют артикуляционную и дыхательную гимнастику, массаж воротниковой зоны, занятия с аппаратом ДЭНАС.

Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата. У детей чаще всего встречается в период становления фразовой речи. При отсутствии своевременной коррекции заикание может сопровождать человека и во взрослом возрасте. Данное нарушение сложно поддается коррекции в силу своей навязчивой природы. Лечение заикания в Центре Ember направлено на устранение патологических факторов, которые привели к возникновению заикания, а также на нейтрализацию его последствий, страха речи – логофобии. Именно благодаря комплексному подходу удается избавиться от заикания не на время, а навсегда.

Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна. Но этого часто можно избежать при своевременном обращении к логопеду. С помощью специальных упражнений можно растянуть уздечку, тем самым решить данную проблему.

Куполообразное нёбо – дефект речевого аппарата, вызванный неправильным строением ротовой полости. Логопед учит произносить недоступные клиенту звуки, которые на слух не будут отличаться от традиционных.

Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса. В лечении таких нарушений часто используют хирургический метод, после чего необходим курс занятий с логопедом.

Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков. Коррекционные занятия с логопедом в таком случае направлены на устранение причины нарушений. Специалист использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, ДЭНАС-терапию.

Дефекты речевого аппарата часто встречаются у людей, но именно в детском возрасте они поддаются наиболее эффективному лечению. С возрастом исправление данных нарушений становится более затруднительным и длительным.

Исправление дефектов речевого аппарата в центре Ember проходит по индивидуально разработанной программе. При сложных нарушениях мы рекомендуем пройти совместную консультацию нескольких специалистов: клинического психолога, логопеда-дефектолога, коррекционного педагога, нейропсихолога. Комплексный подход помогает точно определить диагноз и его причины, разработать маршрут коррекции, не упуская важных деталей.

Если у вашего ребенка имеется дефект речевого аппарата, мешающий нормальной речи, запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Периферический отдел речевого аппаратаучебно-методический материал на тему

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными. Главным органом артикуляции является язык. Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. Надставная труба — это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость. У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У человека глотка и рот образуют общую трубку — надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и по форме. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие — заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется. Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом). Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани). Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные. Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Причины периферических нарушений

В основном это анатомические нарушения органов речи. 1) Врожденные расщелины язычка («двурогий» язычок) или язычка с мягким нёбом, или всего нёба. В наиболее тяжелых случаях расщелина распространяется и на верхнюю челюсть и верхнюю губу, расчленяя их на две части. Вследствие нёбных расщелин выдыхаемый при речи воздух проходит и в нос, что придает голосу неприятный носовой тембр (гнусавость). 2) Расщелина верхней губы, вызывающая неплотное смыкание губ (п, б произносятся как ф, в). 3) Неправильные прикусы: открытый прикус (передний или боковой), резко выдающаяся вперед верхняя или нижняя челюсть. 4) Деформации зубов, челюстей, нёба, обусловленные часто рахитом, затрудняют произношение тех или иных звуков. 5) Короткая уздечка языка, препятствующая произношению. 6) Нарушения слуха (глухота, тугоухость). При ранней глухоте у ребенка речь совсем не развивается, при тугоухости — затруднена. 7) Нарушение голосового аппарата (гортани), в результате чего голос или полностью исчезает (возможна только шепотная речь) или становится хриплым.
Некоторые анатомические причины являются следствием неправильного ухода за ребенком (не соблюдается гигиена рта, уха, носа). Например, длительно, иногда до 2—3 и более лет, дети сосут твердый рожок или пальчики, что деформирует зубы, челюсти и нёбо. Рожок или пальчик вдавливают нёбо или вытягивают челюсти, нарушают правильное положение зубов.

При наличии анатомических нарушений и аномалий обращаются к специалисту-врачу. Однако одной медицинской помощи недостаточно, надо научить ребенка правильно пользоваться улучшенным органом речи. Это дело воспитателя.

Но и при имеющихся некоторых анатомических дефектах в периферических органах речи все же можно, хотя и с большим трудом, обучить дитя правильному произношению, так как у человека биологическое преодолевается социальным (обучением, воспитанием) на основе ведущей роли центральной нервной системы. Высшая нервная деятельность в силу необычайной пластичности мозга способна приспособить к речи дефектные органы. Вот почему нередко дети с неправильными челюстями или зубами все же говорят нормально.

Кроме болезнетворных факторов, непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют еще факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. «Мы должны, — пишет И.П. Павлов, — иметь в виду как разные причины, так и разные почвы, которые, конечно, должны повлечь за собой как разные степени, так и разное течение, хотя бы и того же основного болезненного нарушения» . Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без нее, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает эффективность их. Почвой может послужить переутомление, недостаточное питание, длительное недосыпание, ослабление организма предшествующими болезнями. Некоторые из заболеваний, перечисленных на странице 33 как причины нарушений, в иных случаях также можно считать почвой. Нередко причины речевых нарушений начинают действовать задолго до обнаружения их последствий, например, в случаях якобы «беспричинного» заикания.

Наблюдаемые у детей нормального детского сада недостатки речи можно обобщить таким образом. 1. Наиболее распространены возрастные особенности дыхания, голоса, произношения (от лепетной речи в младшей группе до отдельных звуков в старшей группе), темпа и ритма речи. 2. Гораздо реже встречаются патологические недостатки (косноязычие, гнусавость, заикание, остаточные явления алалии или афазии). Из изложенного видно, что причины нарушений речи не являются изолированными, неизменными и непреодолимыми. Семья и воспитатель могут многое сделать, чтобы предупредить эти нарушения или преодолеть их.

Врожденные предпосылки недостатков речи проявляются чрезвычайно редко. Преувеличение роли наследственности в формировании речи приводит к вредной установке: если косноязычие или заикание наследственное, то бороться с ним бесполезно. Наследственно могут иногда передаваться лишь особенности анатомического строения органов речи (особая структура некоторых участков мозга, выдвинутая челюсть, редкие зубы и т.п.) и повышенная или пониженная возбудимость нервной системы в целом. То и другое может лишь облегчить проявления недочетов речи, но не обусловливает их и во всяком случае не обрекает детей на пожизненную неполноценность речи. Главная беда ребенка не в том, что он рождается с некоторыми дефектами речевого аппарата, а в том, что он живет иногда в условиях, неподходящих для нормального развития речи.

Хватцев М. Е.

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути

соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь

начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы

находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 — головной мозг: 2 — носовая полость: 3 — твердое нёбо; 4 — ротовая полость; 5 — губы; 6 — резцы; 7 — кончик языка; 8 — спинка языка; 9 — корень языка; 10 — надгортанник: 11 — глотка; 12 —

гортань; 13 — трахея; 14 — правый бронх; 15 — правое легкое: 16 — диафрагма; 17 — пищевод; 18 — позвоночник; 19 — спинной мозг; 20 — мягкое нёбо

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]