Занятие по рисованию на тему «Посуда» в средней группе


Подготовка к занятию по рисованию «Посуда»

Рисование посуды проводится одновременно с изучением этой темы на познавательных и речевых занятиях. Характерные особенности бытовых предметов дети передают в рисунках:

  • форму (миска, тарелка — круглые, столовые приборы — продолговатые),
  • размер (блюдце меньше тарелки, например),
  • цвет и узор,
  • назначение (стакан — для компота, миска — для овощей).

Посуду дети могут рисовать и раскрашивать

Краски и основа для рисования

  • Гуашь — предпочтительная краска для рисования с пятилетками. Линии и мазки ложатся чётко, цвет насыщенный. Использовать акварель допускается (всё-таки эти краски дешевле гуаши).
  • Кисти: толстая и тонкая из натуральной щетины.
  • Цветные карандаши (не восковые).
  • Альбомный лист или половинка: белый,
  • тонированный акварельной краской (воспитателем).
  • Плотная цветная бумага или картон (только для гуаши).
  • Фигурные основы или трафареты в виде посуды.
  • Совет. Фломастеры приберегите для рисования деталей в старшей группе, а восковые мелки оставьте для нетрадиционной техники с акварелью. Цель занятий в средней группе — научить предметному рисованию карандашами и красками.

    Гуашью лучше всего получается раскрашивать детям 4–5 лет

    Техника рисования

    • Тренировка в рисовании формы: пальчиком/сухой кистью в воздухе или на парте.
    • Рисование контура на бумаге (кистью или карандашом).
    • Закрашивание: карандашной штриховкой,
    • мазками краски.
  • Рисование деталей:
      каёмка,
  • геометрический узор (линии, круги, «горошек»),
  • растительный узор (цветочек).
  • Рисование посуды может включать раскрашивание и украшение

    Видео: урок рисования для детей «Чашка и чайник»

    Урок рисования предназначен автором для детей от трёх лет. По факту, младшие и средние дошкольники смогут воспроизвести лишь часть показанного в видео: форму чашки (полукруг) и чайника (круг), закрасят и дополнят ручками, простым узором.

    Декорирование рисунка или бумажной заготовки по теме «Посуда» можно выполнить в нетрадиционной технике:

    • пальчиками,
    • ватными палочками,
    • штампиками,
    • отпечатыванием сухих листьев, разрезанных фруктов.

    Фотогалерея: рисунки посуды в нетрадиционных техниках


    Ватной палочкой рисовать увлекательно, получаются ровные горошинки


    Пальчиками дети рисуют в стиле точечной живописи


    Отпечатки листьев на тарелке складываются в красивый узор


    Штампики для украшения тарелок можно сделать самому: вырезать на кусочках овощей

    Чем украсить рисунок

    Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи игры, продуктивного творчества, влияния развивающей среды. Занятия по ИЗО имеют одной из основных задач — привитие чувства прекрасного подрастающему поколению. Стимулируйте и поощряйте желание ребёнка дополнительно украсить рисунок различными материалами:

    • пластилиновыми кружками (мозаика) или мазками (пластилинография),
    • кусочками ткани, цветной или обёрточной бумаги (аппликация),
    • блёстками.

    Пластилиновыми элементами можно обозначить контуры посуды и сделать объёмный узор

    Индивидуальные задания

    Индивидуально-личностный подход в работе воспитателя заключается в адаптации условий для каждого ребёнка таким образом, чтобы задания были посильными и при этом развивали. Бывают в группе детки, чьи навыки пока менее развиты, чем у сверстников, — для них стоит упростить задачу. А одарённые ребята быстро справятся с общим заданием и заскучают — для них нужны усложнённые задания.

    Пример разноуровневых заданий на занятии «Чашка для бабушки»:

    • упрощённое — обвести трафарет чашки, обвести гуашью контур, закрасить, украсить кусочками пластилина;
    • общее — нарисовать чашку, раскрасить, дополнить узором в «горошек»;
    • с усложнением — нарисовать чашку, оформить в стиле народного промысла (гжель, хохлома).

    Кроме того, можно индивидуализировать задание для всех: через выбор тонированной основы, заготовки, трафарета или красок. Детям нравится, когда им доверяют самостоятельно определить часть работы.

    Возможность самостоятельного выбора предмета для рисования мотивирует детей

    Место занятия в картотеке по изобразительной деятельности

    Тема «Посуда» является общей и значимой для разных занятий в средней группе. Дети узнают, какие предметы утвари существуют, из каких материалов изготавливаются. Культура поведения за столом и употребления пищи освещается в сюжетно-ролевых играх.

    На занятиях по ИЗО дети изображают знакомые виды посуды. Индивидуальные работы можно составлять в коллективную композицию. Тема посуды и утвари интерпретируется на занятиях по рисованию в разнообразных формулировках:

    • «Чашка для мамочки», «Чайная пара»/«Чашка с блюдцем для любимой бабушки» (для подарка на 8 Марта),
    • «Миски трёх медведей» (индивидуальная композиция на соблюдение пропорций),
    • «Угощение для друзей», «Тарелка с овощами/фруктами» (рисование основы для пластилиновых фруктов),
    • «Гжельские узоры» (декоративное рисование),
    • «Посуда для Федоры» (коллективная композиция по мотивам стихотворения, Федору на основе рисует воспитатель),
    • «Чайный сервиз» (коллективная композиция).

    Рисунки всех воспитанников можно оформить, например, в композицию «Чаепитие»

    Игра 1.Угощаем гостей. Играем со словами.

    Учимся образовывать новые слова из известных (наименования предметов посуды).

    Познакомься с Таней и Ваней. К Тане и Ване пришли в гости их друзья. Ребята пригласили гостей к столу. Посмотри на картинки и назови, какую посуду поставили дети на стол. Для масла – маслёнку, а для соли — …? (Солонку) Для супа – супницу, для конфет — …? (конфетницу), для сахара — …? (сахарницу), для хлеба -… (хлебницу). Для молока – молочник, для салата — …? (салатник), а для кофе -…? (кофейник). А какую посуду ставит на стол твоя мама, когда к вам приходят гости? (внимательно рассмотрите посуду дома, назовите ее, рассмотрите детали и назовите их — ручка, носик, крышка, донышко)

    Послушай стихотворение о посуде. (Стихотворение «Спор» поможет ребенку научиться правильно называть разную посуду. Во время чтения показывайте ребенку посуду, изображенную на картинке)

    Это стихотворение для занятий с детьми придумала я, и оно им очень понравилось. А также помогло быстрее освоить названия разных предметов посуды. Надеюсь, что и Вы с Вашими детьми получите большое удовольствие от стихов в картинках.

    Это стихотворение в картинках, а также другие задания в картинках Вы найдете в статье «Картинки посуды для детей»

    Презентацию по этому стихотворению с картинками в хорошем разрешении для более удобного рассматривания с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (раздел группы «Документы» справа под видео группы)

    Спор.

    Раз заспорила посуда, Кто на свете всех важней. «Я важней»,- сказал всем чайник. Грею чай я для людей.

    «А без нас не съесть им суп. Ложка – тоже людям друг». Тут кастрюли им в ответ: «Не сварить без нас обед!»

    Сковородка заш-ш-шипела: «Вот что я сказать хотела. Ж-ж-жарю людям я котлеты, И картош-ш-шку, и омлеты».

    Прекратите этот спор, Бесполезный разговор. Вся посуда нам нужна, Каждая для нас важна.

    Масло мы кладём в маслёнку, Насыпаем соль в солонку. Хлеб мы в хлебницу кладём, Суп из супницы берём.

    Есть у нас и чайник с чаем. Мы за чаем не скучаем И из сахарницы яркой Насыпаем сахар сладкий.

    Есть молочник с молоком И кофейник с ободком. Есть в конфетнице конфеты И для Маши, и для Светы.

    Много разной есть посуды И нужна она нам всюду! И готовим, и едим, И продукты в ней храним. (Автор — Валасина А.В.)

    Для чего людям нужна разная посуда? Что было бы, если бы посуды не стало?

    Ещё раз прочитайте стихотворение и попросите ребенка договаривать за Вами слова – наименования предметов посуды. Например, «Масло мы кладём в мас…(лёнку), насыпаем соль в со…(лонку)».

    Игра 2. Чего не хватает?

    Учимся точно называть части посуды. Учимся использовать в речи родительный падеж.

    Давай вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».

    Скажи, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

    «Чашка без …(ручки)».

    «Кастрюля без …(крышки)».

    «Чайник без …(носика)».

    -Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? ( У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

    -Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

    -Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

    Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

    Игра 3. Отгадай загадку.

    Учимся рассуждать, выделять и точно называть признаки предметов.

    Вам понадобятся три игрушки или три картинка для выбора отгадки ребенком: сковорода, кастрюля, чайник (но чайник ни в коем случае не должен быть первым в ряду).

    Попросите малыша отгадать загадку:

    «Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Что это? Найди отгадку.

    Не спешите дать правильный ответ, дайте ребенку возможность порассуждать, подумать. Обязательно спровоцируйте его доказывать свое мнение, давая преднамеренную ошибку. Можете сказать: «Почему ты решил, что это чайник? Может быть это кастрюля, она ведь тоже пыхтит?». Пусть малыш еще раз послушает загадку и попытается доказать свое мнение. Затем переспросите: «А может это сковорода, она тоже греется ?» Еще раз перечитайте загадку и найдите в ней признаки предмета, назовите их вместе с ребенком: у него есть крышка, он пыхтит и греется на плите, он кипятит воду для чая.Почему же это не сковорода?

    Эти преднамеранные ошибки, побуждающие малыша рассуждать, может делать Мишка – Торопыжка или Незнайка, которого Вы пригласите вместе с малышом отгадывать загадки.

    Советы для родителей:

    — Помните, что именно в 3-4 года у ребенка зарождается словотворчество. Не ругайте малыша за придуманные им слова типа «для соли – сольница, для масла – масленица (маслёник)». Словотворчество ребенка необходимо поощрять Оно свидетельствует об экспериментировании малыша со словами, об его активной умственной деятельности. Без игр со словом невозможно полноценно усвоить грамматику родного языка во всей её полноте и богатстве! В случае ошибки не повторяйте её за малышом, просто сразу же скажите правильный вариант слова: «Люди договорились называть посуду для масла маслёнкой, а посуду для соли солонкой».

    — Игры для детей 3 лет не должны быть длительными. Они всегда веселые, занимательные, строятся в диалоге с ребенком. Усвоив в игре названия предметов посуды, назначение их частей, обязательно повторяйте этот материал (рассмотрите посуду у себя дома, у бабушки, в магазине, обратите внимание ребенка на интересные формы ручек, крышек, носиков, попробуйте зарисовать их; если Вашему ребенку уже 4-5 лет, можно рассмотреть посуду в музее – чем она отличается от нашей посуды дома, как называется, для чего раньше использовалась). При рассматривании предметов нужно обязательно давать их в руки малышу, чтобы он проводил пальчиком по контуру, определяя из форму; пробовал подержать с ручкой и без ручки — как удобнее.

    Продолжение игр с детьми 3 лет и старше Вы найдете в следующей статье: «Посуда: задания в картинках для детей»

    Все картинки статьи для более удобного их рассматривания с детьми Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте (см. раздел группы «Документы» — презентация «Посуда», презентация доступна для редактирования). Или посмотреть в презентации ниже. Для полноэкранного просмотра нужно нажать значок со стрелками в правом нижнем углу экрана.

    Декоративные и сувенирные виды

    Тарелки используют не только по прямому назначению, но и как элемент декора. Для украшения применяют роспись, фотопечать, бисер, другие техники. Красивыми декоративными тарелками украшают стены, их ставят в шкафы на полочки в специальных подставках.

    Художественно-декоративные тарелки делают из глины, керамики, фарфора, цветного стекла, дерева бумажной массы (папье-маше).

    Обойтись без тарелок нельзя, но и скупать все виды необязательно, используйте взаимозаменяемые, чтобы не загромождать шкафы лишней утварью.

    Три кита повседневного стола

    Минимальный набор должен включать три вида столовых тарелок – для первых и вторых блюд, а также десертные. Ими можно заменять дополнительную посуду, если ее нет в доме.

    Столовые

    В зависимости от глубины и размера, столовые тарелки бывают двух видов:

    • Глубокая – вместимостью до 500 мл, диаметром 24 см. Используют для подачи первых блюд, а также для некоторых горячих с содержанием соусов и подлив.
    • Мелкая – самая распространенная и востребованная тарелка диаметром 24 см, ее используют для подачи вторых блюд и горячих закусок: рыбных, мясных, из птицы.

    Эти два вида можно отнести к обязательным, но их не составит труда заменить другими разновидностями. Более того, классическая глубокая столовая тарелка сегодня менее популярна, на смену ей пришли более глубокие тарелки с меньшим диаметром и менее выраженными бортиками.

    Суповые

    Какую тарелку поставить для супа или борща? Конечно – суповую, но их несколько видов, различающихся объемом, глубиной, формой.

    Глубокие порционные суповые тарелки на вмещают 0,5 литра. Стандартный диаметр – от 23 до 27 см, бортики широкие, слегка скошены, чтобы защитить стол от капелек. В такой посуде супы быстрее остывают и красиво выглядят – на большой площади хорошо видны ингредиенты.

    Полупорционные суповые тарелки имеют объем 0,25 литра и диаметр 20-25 см, подходят для детей и тех, кто предпочитает не переедать.

    Если не нравится большой диаметр, можно выбрать современный вариант – более глубокую тарелку с меньшим объемом, высокими и сильно скошенными стенками без выраженных бортов. Суп в этом случае дольше останется горячим.

    В качестве альтернативы для супов выбирают порционные супницы, бульоницы, пиалы и даже некоторые салатники.

    Десертные

    Десертные сервировочные тарелки имеют диаметр от 19 до 21 см. Они бывают двух типов:

    • Мелкие – плоские предназначены для порционной подачи пирожных, тортов, кексов, муссов и других десертов.
    • Глубокие – с углублением 2-3 см, используют для подачи десертов с соусами, сладких каш, ягод и фруктов.

    Десертные тарелки могут входить в комплект столовой посуды, а также нередко включены с чайные и кофейные сервизы. Не составляет труда найти их и отдельно – в наборах по 6 штук и поштучно.

    Не только круглая – какая форма удобнее

    Слово тарелка ассоциируется с круглой формой, но традиции можно и нужно нарушать. Помимо круглых, в продаже легко найти оригинальные квадратные, почти овальные, прямоугольные, треугольные и фигурные тарелки.

    Квадратная форма набирает популярность и уже не кажется диковинкой. Квадратную посуду выбирают люди, которые не любят быть как все и предпочитают выделяться во всем.

    Квадратные тарелки более компактые, красиво смотрятся на столе. В случае с сервировкой их проще расставить плотнее друг к другу и при грамотном подходе не будет визуального нагромождения.

    Какую тарелку можно ставить в микроволновку

    Разогревать еду в тарелках удобно, но делать это можно только если материал совместим с СВЧ. Самый лучший способ узнать о совместимости – изучить информацию, указанную производителем.

    Что означает маркировка:

    • Microwave safe – подходит для разогрева и приготовления/ Но если эта фраза зачеркнута, то производитель сообщает о несовместимости тарелки с сСВЧ.
    • Not recommended microwave – не рекомендовано.
    • Пластик с маркировкой РР не подходит для горячего и предназначен исключительно для хранения при комнатной температуре и в холодильнике.

    Нельзя ставить в СВЧ-печь посуду:

    • из металлов;
    • с декором красителями, содержащими металлы (позолота, серебрение);
    • хрусталь;
    • некоторые виды фарфора и керамики (предназначенные исключительно для сервировки).

    Подходят для микроволновки:

    • жаропрочное и закаленное стекло;
    • стеклофарфор и стеклокерамика;
    • жаропрочный фарфор и керамика для духовок;
    • совместимый с СВЧ пластик;
    • силикон.

    Популярные фаянсовые тарелки можно разогревать в СВЧ, но вот для длительной готовки лучше их не задействовать, так как пористая масса склона к растрескиванию.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]