Занятие по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Подготовка информационного выступления»


С чего начать?

Любой пример публичного выступления начинается с правильной подготовки речи. Каким бы чудесным ни казался текст оратора, нужно понимать, что за ним стоит недюжинный труд и долгие часы практики.

Каждый успешный пример публичного выступления начинается с подготовки речи. Марк Твен в свое время не зря говорил, что необходимо около трех недель для подготовки экспромта. Любое выступление, вне зависимости от своего вида и преследуемой цели, должно готовиться заранее. Сперва необходимо сделать так называемый «скелет» выступления. Для этого нужно определиться со следующими позициями:

  • Понять мотивацию людей, которые пришли слушать речь.
  • Определить основную идею выступления.
  • Разделить эту идею на несколько составных частей (подзаголовков).
  • Обозначить ключевые слова. Их необходимо будет повторить несколько раз в выступлении, чтобы слушатели лучше запомнили о чем, собственно, идет речь.
  • Каждая речь должна иметь четкий план и структуру. Выступление должно состоять из вступления, основной части и выводов.

Информационная речь

1. Общая характеристика информационной речи. Ведущие принципы создания информационной речи.

2. Содержательно-структурные особенности информационной речи.

3. Жанры информационной речи.

4. Приёмы популяризации научной информации.

1. Информационная речь – это такая речь, основной целью которой является сообщение сведений о предмете речи. В идеале говорящий должен не только дать новое представление о предмете речи, но и пробудить любознательность у слушателей. Этого можно достичь при соблюдении 2 требований:

1) речь должна быть интересной;

2) речь должна быть ясной.

Ведущими принципами создания информационной речи являются

1. Принцип «резервных знаний» оратора. Максимальная осведомлённость по обсуждаемому вопросу обеспечивает говорящему свободу в изложении материала. Автор речи готовит значительно большее количество материала, чем войдет в информационную речь. Это нужно делать и для более глубокого и всестороннего понимания вопроса самим говорящим и на случай, если по ходу изложения в аудитории возникнут вопросы. Важно также обращаться не одному, а нескольким источникам, что позволит сделать освещение вопроса наиболее объективным. Перед выступление нужно решить, какой материал будет озвучен в аудитории, а какой останется в резерве.

2. Принцип жесткости в отборе освещаемых фактов означает, что приводимые факты, цифры, имена, даты, примеры, цитаты должны быть

· проверенными;

· уместными,

· вызывающими интерес, удовлетворяющими запросы слушателей,

· достаточными.

3. Принцип взаимосвязи известного и нового. Это основной дидактический принцип: познание нового невозможно без опоры на известное. Элементы старого и нового сопоставляются путем уподоблений и контрастов, новое становится понятным на фоне известного старого. (К примеру, вряд ли результативным будет урок русского языка о правилах обособления определений, без повторений того, что есть определение, какое определение называется приложением, какой порядок слов является прямым для словосочетаний с атрибутивным распространителем). Говорящий углубляет познания слушающих путём открытия новых аспектов в изучаемом предмете или явлении. Если тема старая, ее развивают в связи с новыми фактами и насущными интересами. Если тема новая и необычная, ее развивают, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт.

4. Принцип отражения динамики мышления в ораторской речи. При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, но и в отношении движения, возникшего в воображении. Даже движение как переход от одной мысли к другой само по себе способно обусловить интерес к ним. Слушатели чувствуют потребность в упорядоченном поступательном развитии идей, доступном их пониманию.

Отражение динамики мышления в речи осуществляется: а) в виде последовательной, логической цепи вопросов и ответов; вопросы могут прямо формулироваться или подразумеваться – важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателей; б) с помощью речевых средств подчеркнутой логичности – показателей последовательности подтем и вывода:
еще один вопрос, следующий момент, далее, перехожу к вопросу о…, к тому же; во-первых, первое, первый вопрос, первый момент, первая особенность; во-вторых, второе, второй вопрос, другой момент, другая особенность, в дополнение, наконец, и последнее; итак, следовательно, таким образом, ибо, а поэтому
и др.

Мускулы

Когда оратор определился с основной структурой своего выступления, на этом «скелете» необходимо нарастить «мышцы». Из чего они могут состоять?

  • Можно воспользоваться яркими примерами из жизни или литературы, главное, чтобы они соответствовали основной тематике.
  • Чтобы помочь слушателю зрительно закрепить полученную информацию, стоит подготовить графики, слайды, картинки, видео и т. д.
  • К аудитории можно обратиться с вопросом в ходе выступления, это поможет удержать внимание публики на основной теме.

Информационное выступление

В качестве примера информационного выступления, которое носит официальный характер, рассмотрим особенности подготовки и содержание отчетного доклада.

Основными целевыми аудиториями, на которые направлено выступление с отчетным докладом, могут являться акционеры, партнеры и клиенты, инвесторы, сотрудники компании, представители СМИ.

Содержание отчетного доклада должно соответствовать содержанию годового отчета, т.к. отчетный доклад готовится на основании годового отчета.

В последние годы практика использования годовых отчетов применяется не только коммерческими структурами. Многие некоммерческие организации, также используют годовой отчет в качестве основного документа, предоставляющего информацию об их деятельности.

В качестве информационных выступлений, которые не носят формального (официального) характера, можно рассматривать речи руководителя на различных внутриорганизационных совещаниях и собраниях, в т.ч. и те, которые он произносит перед сотрудниками накануне Нового года, дня основания компании и т.д.

Для того чтобы оказать необходимое воздействие на аудиторию, неформальное выступление должно:

— быть актуальным для слушателей;

— удовлетворять их информационные запросы;

— содержать конкретный фактический материал;

— показывать нерешенные вопросы;

— намечать перспективы развития и т.п.;

— содержать не более двух-трех разделов (пунктов плана), т.е. быть кратким.

Одним из средств повышения информативности сообщения и усиления внимания публики является представление известного материала в новом аспекте, изложение его в необычном ракурсе для данной аудитории.

Следует выделить такую разновидность информационных выступлений, как доклады и сообщения на научных мероприятиях — симпозиумах, научных и научно-практических конференциях, отраслевых семинарах и т.д. Очевидно, что необходимость выступлений на научных мероприятиях возникает преимущественно в том случае, если руководитель возглавляет научное учреждение или компанию, которая осуществляет свою деятельность в сфере инноваций.

Доклад может быть посвящен предложению нового подхода или метода решения актуальной проблемы, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д.

Структурно доклад можно разделить на четыре части, каждая из которых представляет самостоятельный смысловой блок, но в целом они должны быть логически взаимосвязаны[5].

В начале доклада нужно перечислить всех соавторов, которые принимали участие в работе по заявленной в названии доклада теме.

Первая часть доклада содержит описание научной проблемы, формулировки целей и задач исследования, а также перечисление методов, которые были задействованы в процессе исследования.

Вторая, самая большая по объему часть докладаподробно характеризует проведенное исследование, его этапы, и в особенности итоговые результаты. В этой части доклада требуется представить результаты наблюдений, численные расчеты, сравнения с данными других научных исследований, сопоставление экспериментальных данных с теоретическими расчетами и т.д.

В заключительной части доклада нужно показать, в чем состоит научная новизна содержания работы — иными словами, то новое и существенное, что составляет научную и практическую ценность этого исследования и личный вклад докладчика.

Представляя иллюстративный материал необходимо указать, на основании данных каких источников они составлены, и привести обоснование их использования.

Для кратких выступлений, продолжительность которых составляет 10-20 минут, целесообразно выбрать другую последовательность изложения материала.

В этом случае выступление необходимо строить по следующему плану:

— начать выступление с названия, авторов и краткого описания проблемы;

— привести основной результат;

— перечислить наиболее важные аспекты проведенного исследования;

— обобщить данные и изложить перспективы дальнейшей работы.

По мнению некоторых специалистов в области риторики, существуют профессиональные особенности восприятия информации, которые важно учитывать при подготовке текста выступления.

Вступительная часть

Особое внимание стоит уделить началу и окончанию выступления. Именно они играют основную роль при общении оратора и слушателя. Введение помогает составить первое впечатление о выступающем, а подведение итогов дает возможность слушателям закрепить полученную информацию.

Во время подготовки выступления может возникнуть множество вопросов. К примеру, как начать публичное выступление? Здесь главное с самого начала заинтересовать публику. Первое впечатление об ораторе будет сопровождать его на протяжении всего выступления, и если допустить ошибку, сложно будет потом ее исправить.

К примеру, вступлением для публичного выступления может стать остроумная шутка или какой-то интересный факт. Можно озадачить публику вопросом или заинтриговать паузой. Главное — привлечь к себе внимание. Только не стоит начинать извиняться за то, что голос охрип, это первое выступление и т. д. Оратор всегда должен был уверенным в себе, а каждую неприятность обернуть себе на помощь. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно.

Полный текст публичного выступления

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор –это работа с детьми. Этот выбор. был сделанный мною в достаточно зрелом возрасте. Потому-что вначале своего жизненного пути я свернула не на ту тропинку. Я всегда знала что моё призвание работа с детьми, порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?». И поэтому на мой взгляд задача каждого учителя указать каждому ребёнку его дорожку в начале его жизненного пути.

Поэтому тема моего выступления «Учитель в моем понимании». По отношению к профессии учителя в нашем обществе выработались стереотипы. Разбить стереотипы очень трудно, почти невозможно, да мы этого и не будем делать. Но любую, казалось бы, прописную истину можно подвергнуть сомнению, можно попытаться её усовершенствовать. Прописная истина первая. Учитель — это человек, который, в первую очередь, является примером для подражания. А я бы не хотела, чтобы дети во всем подражали мне. Хочу, чтобы каждый вырос яркой неповторимой личностью. Чтобы каждый имел собственную индивидуальность, чтобы мог развить свой потенциал. Чтобы каждый стал в жизни яркой, особенной звездочкой. Только такие люди способны что-то создавать, творить, и смогут сделать нашу жизнь лучше. Прописная истина вторая. Любимая учительница — это вторая мама. Является идеалом женщины. Не совсем согласна с этим определением. Не надо учительнице становиться второй мамой. Мама у человека одна, не надо пытаться её заменить. Это доказано жизнью. Не у всех мамы идеальные, и, тем не менее, дети любят их такими какие они есть. Сколько детей, выросших в детском доме, ищут свою маму, и рады принять её совсем не идеальной женщиной. Прописная истина третья. Если дать задание детям и взрослым написать какие качества главные в учителе? Все напишут: любовь к детям и доброта. Согласитесь, что невероятно редко встречаются учителя, которые ненавидят детей, которые злые и вредные. Я тоже была ребенком, и все мои учителя были добрыми, все относились ко мне хорошо. А запомнилась мне больше всего отнюдь не самая милая и добрая учительница, а по сравнению с другими очень даже строгая и требовательная. За то, что с ней было интересно! Она была творческой, яркой личностью. И жизнь нашего класса была такой же яркой, насыщенной, необычной. Мы ходили в походы, ездили на экскурсии, готовили классные вечера и сами пекли пирожки, и накрывали столы на классные вечера. Мы рисовали стенгазеты, помогали ветеранам, чистили дорожки у их домов. Я могу перечислять бесконечно. Что еще нужно в детстве? Чтобы было интересно! Прописная истина четвертая. Большинство из нас склонны к тому, что учитель должен быть, прежде всего, образованным, грамотным профессионалом. Но наверняка, и вы хоть единожды задумывались над тем, почему грамотный, знающий предмет учитель иной раз не может хорошо учить детей. Учитывая новые стандарты образования, мы ставим совершенно новую задачу учителю — научить детей учиться. Чтобы они могли и хотели учиться на протяжении всей своей жизни. Так и учитель должен быть готов к постоянному, деятельному самосовершенствованию и самообновлению. Таким образом, нет той планки, того предела профессионализма и образованности на котором можно остановиться. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в любой жизненной ситуации. Учитель 21 века. Каким быть ему? Его ученики растут в эпоху Интернета. И мы учителя теперь должны стать их спутниками в этом пространстве. Мир вокруг нас невероятно быстрыми темпами продвинулся в сфере информационных технологий. И эту особенность должен использовать учитель 21 века!!! Таким образом, я попыталась доказать, что учитель 21 века, в условиях реализации системно-деятельностного подхода должен учитывать потребности современной аудитории учащихся и их родителей. Самые главные мои условия для успешной работы: не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается. Я вижу в этом свой профессиональный долг.

По мнению В. Сухомлинского «Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее».

Миссия педагога особая — сотворение личности. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви.

В своей работе я соблюдаю следующие педагогические заповеди:

1. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.

2. Быть справедливым и последовательным.

3. Приучать ребенка мыслить самостоятельно.

4. Чаще улыбаться детям! Улыбка педагога создаёт общий благоприятный психологический настрой.

5. Проявлять неподдельный интерес к личности ребёнка.

6. Воспринимать их вопросы и высказывания всерьез.

Я не боюсь лишний раз похвалить, даже тогда, когда успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность.

Поэтому моё твёрдое убеждение что мы обязаны осветить для каждого ребёнка именно его дорожку, направить его в нужное направление ,чтобы к выпускному классу ребята чётко представляли кем они хотят быть в этой жизни врачом или педагогом, работать в сельском хозяйстве или стать учёным –химиком,и чтобы они лишь в одном подражали мне каждый день шли на любимую работу.

Разновидности публичных выступлений

Примеры публичных выступлений делятся на несколько видов:

  • Информационные. В большинстве своем это доклады, лекции, устные ответы.
  • Протокольно-этикетные. Такие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, траурную речь или открывают новое заведение.
  • Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады Е. Петросяна, Е. Степаненко, М. Задорнова и других.
  • Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков. К примеру, Авраам Линкольн в 1863-м произнес Геттисбергскую речь, где уверил граждан, что ни один солдат не погиб зря, и это нужная жертва на пути к свободе.

Успеть за три минуты

В целом внимание аудитории сохраняется только 15-20 минут, это обусловлено психофизиологическими причинами. В зависимости от разновидности, устные выступления могут длиться от нескольких минут до 1-2 часов. Однако есть и такие речи, которые нужно успеть произнести за 3 минуты. В большинстве случаев этими выступлениями являются свадебные тосты или пресс-конференции. В общей сложности длина речи должна составлять от 200 до 405 слов. Вот пример публичного выступления на 3 минуты:

«Сегодня Далай-Лама впервые дал уникальное интервью российскому блогеру. Для своего канала на YouTube бизнес-блогер Дмитрий Портнягин первый в СНГ взял интервью у Далай-Ламы. Общение с известным буддистом происходило в отеле Дели, где монах часто останавливается вместе со своими последователями. Прежде чем приступить к общению, помещение дважды проверили: первой это сделала индийская охрана, возглавляемая сикхом, а после – личная охрана его Святейшества.

Интервью длилось всего час. За это время участникам беседы удалось обсудить политические проблемы, включая вопросы компетентности Горбачева, Ельцина и Путина. Спрогнозировать будущее России, поговорить о материальных и духовных ценностях, взаимопонимании между людьми и секретах успеха. Каждый вопрос получил развернутый ответ. Далай-Лама разговаривал открыто и с юмором. В конце он дал несколько советов для предпринимателей и рассказал о личной безопасности.

Дмитрий Портнягин не оставался безучастным во время разговора. Он показал Далай-Ламе фотографию своего дедушки, рассказал, что в его кабинете всегда висела фотография верховного главы Тибета, поэтому он тоже заинтересовался этой темой. Прощаясь с его Святейшеством, Дмитрий подарил Далай-Ламе на память шапку-ушанку. Монах сразу надел на себя обновку и предстал в таком виде перед объективами фотокамер. Полную версию интервью можно посмотреть на канале «Трансформатор».

Особенности информирующей речи

Особенности информирующей речи

Одна из главных целей коммуникации — передача информации, поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана.

Общеизвестно, что «миром правит тот, кто владеет информацией». Это особенно наглядно проявляется в современном обществе, которое называют информационным: владение нужной информацией позволяет принимать правильные решения, обретать власть, добиваться большего влияния в различных областях, более эффективно оказывать воздействие на людей. Информацией называют сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Общепринятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, и эмоционально-оценочную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения. В то же время информация сама по себе не способна оказывать влияния на мысли, чувства и поступки людей, если она не «встроена» в какую-либо систему. Информация всегда нуждается в переработке и «подаче» ее. Информация (с лат. informatio) переводится как изложение, истолкование, объяснение, тем самым подчеркивается, что информация всегда коммуникативно обусловлена. Она должна представлять новизну для адресата: это могут быть ранее не известные ему факты или новая интерпретация уже известного. Информационная речь так же, как и другие речи, требует, чтобы ее тема, предмет и различные аспекты этой темы соотносились с запросами, интересами и уровнем понимания аудитории.

Главная коммуникативная цель информирующей речи — дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность для данной аудитории; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны информации.

В то же время жанр выступления и условия самой коммуникации всегда определяют некоторые границы во времени и объеме для освещения той или иной информации, а специфика любой речи и тем более информационной речи такова, что высказывание должно полностью раскрывать заявленную тему. Соответственно, успех этого вида речей во многом зависит от того, насколько актуальным и интересным предмет этой речи будет для слушателей.

В информационной речи в большей степени, чем в других видах речей, эффективно действуют законы логики как в подаче материала, так и в его восприятии и переработке. Так, в информативной речи высказывание на узкую и конкретную тему всегда гораздо информационно насыщеннее, чем на тему широкую и общую. Новые сведения в информативной речи запоминаются намного эффективнее на фоне известного. Информация, которая «вписывается» в существующую в сознании слушателей систему, не только лучше усваивается, но и «прирастает» за счет того, что уже усвоено каждым. Для того чтобы дать возможность переработать новое, информация должна подаваться «порциями».

Что повышает эффективность информирующей речи

Значит, для успеха информативной речи важно, чтобы:

· оратор имел как можно более точное представление о составе и интересах аудитории и учел их в формулировке темы и в способе раскрытия ее содержания;

· поставленная проблема имела решение и находилась в компетенции аудитории;

· новое в речи соседствовало со старым и выделялось на фоне известного;

· новая информация преподносилась бы не изолированно, как отдельный факт, а как элемент системы;

· информация была хорошо структурирована, преобладала бы «порционная» подача материала.

Напомним, что помимо этого оратор должен учитывать, какая именно информация необходима для данной аудитории по данной теме и в соответствии с другими, иногда не менее важными целями речи: сделать нужные акценты, заинтересовать, показать себя с хорошей стороны, выиграть в конкуренции с другими ораторами и т.п.

Такие разновидности целей, связанных с информированием, в различном соотношении являются неотъемлемым компонентом любой речи, однако в некоторых речевых жанрах информационная составляющая становится ведущей (сообщение, комментарий, доклад, лекция, интервью и др.). Эти разнообразные жанры объединяет то, что без «новости», то есть информации, они не существуют, и то, что различные параметры информации в них всегда подчиняются соответствующим постулатам Грайса: количества, качества информации, ее соответствия теме и способа подачи.

Постулат количества информации: «Говори в меру» требует, что высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется для выполнения текущих целей диалога.

Постулат качества информации: «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным» диктует не говорить того, что считаешь ложным или того, на что у тебя нет достаточных оснований.

Постулат отношения: «Не отклоняйся от темы». Этот постулат очень важен, поскольку он требует говорить только по существу дела, избегая ненужного в речи.

Постулат способа. Общий постулат: «Выражайся ясно», а это прежде всего значит: избегай непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

Эти постулаты справедливы не только применительно к информационной речи, но и к любой другой. При этом сохраняется требование не ограничиваться перечислением событий, фактов (фактуальной информацией), а раскрывать понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями (стремиться к преобладанию в речи концептуальной информации), а также извлекать из описания этих фактов, явлений, событий скрытого смысла (подтекстной информации). Очевидно, что все элементы текста информационной речи должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста, но важно, чтобы все элементы текста были бы интегрированы и с помощью наиболее существенных причинно-следственных связей между его частями. Одним из средств этого достичь являются соответствующие коммуникативные тактики.

Коммуникативные стратегии и тактики информирующей речи

Основные тактики информирующей речи ярче всего проявляются в рамках информационно-интерпретационной стратегии, поскольку в этом случае как раз и преобладает та концептуальная направленность в подаче информации, которая и обеспечивает успех информирования в целом.

Особенности информационно-интерпретационной стратегии нагляднее всего проявляются в такой особой разновидности интервью, как «прямая линия», в которой принимают участие крупные политические деятели.

«Прямая линия» представляет собой публичный диалог вопросно-ответного типа между адресатом (телезрителями, читателями) и видным политическим деятелем. Как правило, этот диалог происходит с помощью телефона или телекамер в прямом эфире. Наиболее эффективно этим жанром пользуется В.В. Путин.

В ответах В.В. Путина на вопросы, заданные во время интервью в форме «прямой линии», проявились особенности информационно-интерпретационной стратегии, которая характерна для действующих политиков, поскольку она помогает проинформировать население о состоянии дел, прокомментировать те или иные события, рассказать о предпринимаемых мерах для решения существующих проблем.

Изучение материалов выступлений Президента России, Председателя Государственной Думы, Председателя Совета Федерации позволило О.Н. Паршиной выявить следующие тактики в использовании ими информационно-интерпретационной стратегии: тактику признания существования проблемы, тактику акцентирования положительной информации, тактику разъяснения, тактику комментирования, тактику рассмотрения проблемы под новым утлом зрения и тактику указания на путь решения проблемы. Тактика признания существования проблемы используется, как правило, в ответной реплике диалога, когда относительно вопроса, затрагивающего «острую» проблему, политик использует речевые средства подтверждения этой проблемы, признающие, что она существует, имеет место быть, есть:

Такая проблема существует (В.В. Путин) [«Прямая линия», 18.12.2001]; Есть много доводов против поспешного подписания протокола (С.М. Миронов) [«Литературная газа», № 9, 2004].

Тактика акцентирования положительной информации выражается явно через использование слов с положительной оценочностью. Их много в текстах политических лидеров, находящихся у власти, когда они обращаются к демонстрации успехов в экономической, социальной сферах, достигнутых под их руководством. Например, в тексте вступительного слова перед ответами на вопросы граждан В.В. Путина в «прямой линии»:

Этот год был у них (тружеников сельского хозяйства) значительным /рекордным //урожайность на сто гектар является рекордной // рост доходов имеет тенденцию с прошлого года устойчивую// можно сказать что уходящий / две тысячи первый год / был для нас удачным// [«Прямая линия», 18.12.2001].

Другими наиболее часто встречающимися средствами выделения информации являются такие критерии оценки, как «важность», «основной», «главный», а для тактики акцентирования положительной информации всегда характерно выражение одобрения политика по отношению к сообщаемым фактам.

Наблюдения показали, что акцентирование положительной информации, опора на ценностные приоритеты (критерий «хорошо») ориентированы не только и не столько на сообщение информации, сколько на речевое воздействие на адресата. Интерпретация политиком реалий действительности часто направлена на нейтрализацию негативного представления адресата.

Тактика разъяснения — другой необходимый, как подчеркивает О.Н. Паршина, компонент реализации информационно-интерпретационной стратегии. Разъяснение необходимо потому, что адресант должен учитывать отсутствие нужных фоновых знаний у собеседника и поэтому не должен ограничиваться простой констатацией факта, простой оценкой информации, но сопровождает свой ответ или выступление дополнительной информацией.

Характерной чертой разъяснения является наличие двух основных звеньев цепочки: того, что требуется разъяснить, и собственно разъяснения.

Первое звено разъяснения не всегда может быть выражено в тексте явно, но оно должно находиться в общем поле зрения собеседников.

Разъяснение часто обращено в прошлое: сообщается, как случилось, что данное положение дел имеет место. На речевом уровне тактика разъяснения реализуется в этом случае глаголами в форме прошедшего времени:

А что касается учителей / то в этом году мы только что приняли решение / с первого января оно вступит в силу / с тем чтобы поднять ряд вопросов в этой сфере на государственный уровень / на уровень региона Российской Федерации по зарплате и по техническому оснащению школ // (В.В. Путин) [«Прямая линия», 18.12.2001]. Близка к тактике разъяснения тактика комментирования, представленная высказываниями, поясняющими смысл контекста или некоторых слов, а также высказываний и выражаемых ими понятий:

Уникальность положения России определяется спадом промышленного производства после 1990 года. Получается, что наши обязательства на сегодняшний день уже выполнены, выбросы парниковых газов не превысили в 2000 г. 70 процентов от уровня 1990 г. Иными словами, Россия имеет «мягкие» обязательства, из которых следует, что от нас не требуется снижать выбросы ниже уровня 1990 г., но мы и не имеем права их превысить с 2008 по 2012 год (СМ. Миронов) [«Литературная газета», № 9, 2004].

Заметим, что функции подобных выражений не сводятся только к комментированию. Их задачи гораздо шире: структурирование информации, акцентирование внимания, указание на то, что имеет место именно диалог, — наконец, речевое воздействие в широком смысле.

В реализации тактики комментирования большую роль играют прежде всего вводные слова разного типа: например, правда, действительно, значит, видимо и т. п.

Интерпретация осуществляется и с помощью тактики рассмотрения информации под новым углом зрения.

В этом случае говорящий (адресант) хочет предложить новый взгляд на обсуждаемую проблему, некоторый новый аспект рассмотрения проблемы, который (по сверхзадаче) заставил бы адресата пересмотреть ранее вынесенные суждения:

Думаю что 7 лет / это совсем многовато // Есть и другая составляющая этой проблемы//Вы знаете я сам думал тоже над этим/ и получается что мы хотим достичь стабильности путем подрыва Основного Закона государства / Конституции // Как только начнем править Конституцию / это уже путь к какой-то нестабильной ситуации// Вот стоит только начать/ потом не остановиться будет // ((В.В. Путин) [Ответы на вопросы доверенных лиц, 13.02.04].

Тактика указания на путь решения проблемы также является специализированной в информационно-интерпретационной стратегии. Она предполагает использование определенных приемов: 1. Указание на возможные решения. Например: …вместе с тем государство/и конечно РАО ЕЭС прежде всего правительство … намерено осуществлять ряд программ / которые будут развивать эту сферу …нам систему здравоохранения, так же как и систему образования, нужно приспосабливать … к новым условиям (В.В. Путин) [«Прямая линия», 18.12.2001]. 2. Указание на возможные способы достижения решения. Например: Накопительная часть пенсии будет функционировать следующим образом // Сегодня предприятия и учреждения отчисляют пятнадцать процентов / в следующем году в накопительную часть пойдет только два процента// Повторяю! Это будет происходить поэтапно/ ежеквартально// Таким образом, информационно-интерпретационная стратегия реализуется через использование различных коммуникативных тактик, что в совокупности демонстрирует готовность политиков, находящихся у власти, к диалогу с гражданами, а самих этих политиков характеризует как риторов, владеющих разнообразными эффективными речевыми средствами, а значит — умеющими оказывать нужное речевое воздействие в то числе и в информационной речи.

Информационная речь является основой и других видов речи в различных ситуация, поэтому, овладев умением подавать информацию в соответствии с целями и особенностями коммуникативной ситуации, будет легче достичь успеха во всех видах речей.

Министерство образования Республики Беларусь Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

Реферат

«Особенности информирующей речи»

Выполнила:

студентка 22 группы психолого-педагогического факультета Стрибулевич Наталья

Брест 2008

Подходит или нет?

Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.

В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.

Александр І

Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:

«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».

Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».

Лучшие речи великих ораторов – примеры текстов

Отрывок из знаменитой речи Иосифа Бродского, которую он произнес на стадионе в декабре 1988 года перед выпускниками Мичиганского университета. Тогда критики посчитали ее «неуместной», «политически некорректной», а кое-кто умудрился усмотреть в ней даже расизм. Но Бродский — вне предубеждений, времени и пространства.

1. Сосредоточьтесь на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды.

Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу.

Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда — и книги стихов. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру.

2. Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если это звучит слишком похоже на «Почитай отца твоего и мать твою», то прошу прощения. Я лишь хочу сказать: старайтесь не восставать против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, так что вы можете избавить себя по крайней мере от этого источника вины, если не горя.

Если вам необходимо бунтовать со всеми этими «я-не-возьму-у-вас-ни-гроша», бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень (так же, впрочем, как братья, сестры, жены или мужья). Дистанция такова, что вы не можете промахнуться.

3. Старайтесь не слишком полагаться на политиков. Не столько потому, что они неумны или бесчестны, как чаще всего бывает, но из-за масштаба их работы, который слишком велик даже для лучших среди них. Они могут несколько уменьшить социальное зло, но не искоренить его. Каким бы существенным ни было улучшение, с этической точки зрения оно всегда будет пренебрежимо мало, потому что всегда будут те, — хотя бы один человек, — кто не получит выгоды от этого улучшения.

Мир несовершенен. Золотого века никогда не было и не будет. В свете этого — или, скорее, в потемках — вы должны полагаться на собственную домашнюю стряпню, то есть управлять миром самостоятельно. Но даже в пределах вашего собственного пирога вы должны приготовиться к тому, что вам, по всей вероятности, придется отведать в равной мере и благодарности, и разочарования.

4. Старайтесь быть скромными. Уже и сейчас нас слишком много — и очень скоро будет много больше. Это карабканье за место под Солнцем обязательно происходит за счет других. То, что вам приходится наступать кому-то на ноги, не означает, что вы должны стоять на их плечах. Так что, если вы хотите стать богатыми, или знаменитыми, или и тем и другим, — в добрый час, но не отдавайтесь этому целиком.

Всегда помните, что рядом с вами всегда кто-то есть — ближний. Никто не просит вас любить его, но старайтесь не слишком его беспокоить и не делать ему больно. На худой конец, постарайтесь вспомнить, из какого далека — от звезд, из глубин Вселенной, возможно, с ее противоположного конца — пришла просьба не делать этого, равно как и идея возлюбить ближнего, как самого себя.

5. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок — меню обширное и скучное.

В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить и увеличиваете вакуум безответственности, который так любят заполнять демоны и демагоги, ибо парализованная воля — не радость для ангелов.

Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за ее прелести, но и за ее трудности. Они составляют часть игры, и хорошо в них то, что они не являются обманом. Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке.

6. Умейте прощать. Мир, в который мы вступили, не имеет хорошей репутации. Это не милое местечко, как вы вскоре обнаружите, и я сомневаюсь, что оно станет намного приятнее к тому времени, когда вы его покинете.

Однако это единственный мир, имеющийся в наличии: альтернативы не существует, а если бы она и существовала, то нет гарантии, что она была бы намного лучше этой. Поэтому старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много — как в официальной должности, так и самоназначенных.

То, что делают ваши неприятели, приобретает свое значение или важность от того, как вы на это реагируете. Поэтому промчитесь сквозь или мимо них, как если бы они были желтым, а не красным светом. Так вы избавите клетки вашего мозга от бесполезного возбуждения. Переключите канал: вы не можете прекратить вещание этой сети, но в ваших силах по крайней мере уменьшить ее рейтинг.

Стив Джобс

Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком – это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:

Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!

Правильное решение

С речью можно выступать на любую тему. Примеры публичных выступлений несложно найти в печатных и других средствах массовой информации. Обычно ораторы затрагивают важные социальные, политические и экономические проблемы. В последнее время стало модным давать тренинги по способам заработка в Сети, презентовать разнообразные обучающие программы или привлекать внимание к рекламным акциям. Иногда спикеры проводят психологические тренинги, обсуждают религию или философию. Но о чем бы ни говорил оратор, его основная цель – увлечь за собой аудиторию.

Оратор – это не тот человек, который профессионально манипулирует пафосными речами, а тот, кто способен вести одновременный диалог с тысячами слушателей. Он должен говорить на языке людей, которые его слушают, понимать их проблемы, находить точки соприкосновения и умело подводить к принятию правильного решения.

Деловая коммуникация

Может показаться, что она разнообразная и не имеет четких границ, эта публичная речь. Примеры выступлений, представленные выше, дают ложное представление о том, что тексты спикеров не имеют ничего общего. На самом деле все они преследуют одну цель: слушатель должен согласиться с точкой зрения говорящего. И сделать это можно совершенно разными методами, вплоть до провокации. Хотя такой метод используется в основном на судебных разбирательствах.

Основатель русской адвокатуры А. Ф. Кони однажды защищал инвалида-горбуна. На протяжении долгих лет над ним насмехался сосед, и вот однажды не выдержав, горбун схватил камень и бросил в него, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение. В своем публичном выступлении А. Ф. Кони был оригинален, как никто другой. Он, как и полагается, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» После выдержал паузу и повторил эту фразу еще четыре раза, делая после каждого обращения минутные остановки. После четвертого обращения один из присяжных не выдержал и яростно выпалил: «Вы что, издеваетесь?!» А. Ф. Кони не растерялся, именно такой реакции он и ожидал: «Я обратился к Вам вежливо и всего 4 раза, и Вы уже начали нервничать. Мой клиент долгие годы выслушивал оскорбления в свою сторону. Что он должен был чувствовать?»

Это выступление достигло своей цели – подсудимого оправдали.

Цель речи — сообщение сведений, информирование аудитории.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13Следующая ⇒

2. Задача речи — обеспечить понимание, добиться понимания.

3. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной — расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Введение.

Задача введения — завладеть вниманием слушателей (приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т.п.).

Основная часть

Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

Заключение

. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т.п.).

5. Выражение мысли в речи.

Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов — минимум. Основа — нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.

Основные виды информирующих речей:

лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;

доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему;

сообщение – небольшой доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.

информация – короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли;

объявление – сообщение о том, что предстоит, должно произойти;

аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;

представление (в официальных и неофициальных обстоятельствах) — знакомство, сообщение информации о себе (или о другом) , частный вариант —представление при приеме на работу.

Информирующая речь призвана прежде всего передать аудитории новую информацию.

Предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.

Содержание речи задается адресатом и его потребностью в определенной информации.

Если оратор без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, а студентам сельскохозяйственной академии о новом прокатном стане, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается.

Как нужно «квантовать» информацию

Разделяя речь на кванты, нужно знать две закономерности восприятия и запоминания:

лучше всего запоминается то, что даётся в начале и в конце всей речи и каждого отдельного кванта («эффект границы»);

вокруг важных в смысловом отношении «зон» речи должны быть «пустые» зоны», заполненные «несерьёзным» содержанием: шуткой, примером, анекдотом и т.п.

Разбиение содержания основной части выгоднее делать, пользуясь принципами сходства и противопоставления. Например, сообщать о нескольких свойствах предмета речи лучше, сгруппировав их по общности и по контрасту: «У утюга есть три достоинства. Это… Рассмотрим каждое из них». Затем: «У утюга есть три недостатка. Это…» Далее переход-связка к следующему кванту речи.

Связность текста может осуществляться специальными способами:

ретроспекция – возвращение к сказанному, напоминание об имеющихся знаниях («об этом мы уже упоминали», «как было сказано ранее»);

проспекция – взгляд вперед («мы об этом скажем чуть позже»);

повторяемость мыслей, использование различных языковых единиц.

Существуют определённые речевые формулы для перехода:

во-первых, во-вторых; однако; не только…; с другой стороны; что касается…; теперь рассмотрим; перейдем к …; этим не ограничивается; другой особенностью…; еще одной чертой; не менее важной причиной; напротив; еще остается рассмотреть; наконец отметим; назовем и другие; обратим внимание; заметим.

А вот формулы для заключения:

подводя итог изложенному; как видим; таким образом; из сказанного следует; обобщая сказанное; подведем итоги; сказанное позволяет сделать вывод; основные выводы сводятся к следующему.

Пример информирующей речи

Лекция для родителей учащихся начальных классов о профилактике респираторно-вирусных заболеваний и пищевых интоксикаций»

Тема: «Профилактика наиболее частых заболеваний ваших детей»

Цель: Дать информацию родителям и поддержать здоровье детей

Задачи:

проанализировать уровень распространения РВЗ и ПИ среди учащихся,

дать общее представление о вреде этих заболеваний.

научить мерам профилактики.

Аудитория: люди разного возраста и профессий, но примерно одного статуса, деловитые и торопливые, но заинтересованные в здоровье детей.

Оснащение лекции: наглядные материалы, раздаточные листки со схемами прививок и контактной информацией.

(продолжение)

Примерный план лекции:

Изложение сведений об уровне РВЗ и ПИ в данной школе

Напоминание основных представлений об особенностях этих заболеваний и угрозе здоровью, обучению и развитию детей

Освещение правил профилактики – «Принципы вакцинации», «Закаливание и соблюдение правил гигиены», «Хранение и использование пищевых продуктов», «Если в доме больной»

Установление контактов с аудиторией для последующей консультации и возможной связи. Раздача материалов. Ответы на вопросы.

Аргументирующая речь

1. Если цель речи — убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому — выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение

Введение.Задача введения — расположить их к себе слушателей (приемы: афоризм, цитата, шутка; демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п.). Формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т.п.

Основная часть

. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.

Заключение.

Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.

5. Выражение мыслей в речи.

Основу составляет нейтральная лексика, вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.

⇐ Предыдущая8Следующая ⇒

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Кто вас, товарищи судьи, кормит?

История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.

Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]