Врачи Стоимость
Прейскурант Врачи клиники
Логопедический массаж – метод восстановления нормальной речевой функции, который широко применяется в рамках комплексного подхода. Он позволяет ускорить процесс коррекции речевого дефекта и получить впечатляющие результаты в короткие сроки. Возрастных ограничений применения такого массажа не существует, его может порекомендовать педиатр или назначить логопед. Проводится массаж в рамках приема врача-логопеда.
Такой метод может эффективно дополнять артикуляционную, дыхательную гимнастику, иные способы стимуляции развития нормальной речи.
Порядок проведения
Выделяют два вида логопедического массажа. Первый предусматривает работу только пальцами, второй – применение специальных инструментов. Назначить тот или иной вид массажа врач может по определенным показаниям.
Процедура включает в себя сочетание техник:
- дыхательная коррекция;
- массирование лицевой мускулатуры;
- массаж шейных мышц;
- массирование речевых структур (языка, внутренней поверхности щек, губ) с помощью зонда.
Ручной или мануальный массаж состоит в проведении поглаживаний, пощипываний, растираний. В некоторых случаях врач использует вспомогательные инструменты – соску, шпатель, зубную щетку. Действия специалиста нацелены на разминание мускулатуры, улучшение кровоснабжения тканей. К ручному массажу относят также точечный, при котором мастер оказывает влияние на рефлекторные зоны.
Детский логопедический массаж с применением зонда разработала врач-логопед Е. В. Новикова. Эта техника предусматривает воздействие на зоны речевого аппарата с применением 9 разных видов зонда. Выбор конкретного инструмента происходит с учетом проблемной зоны, а также степени выраженности речевого нарушения. Зонды разной формы призваны привести к разным эффектам.
Действия при повышенном и пониженном мышечном тонусе
Логопедический массаж при пониженном тонусе мышц начинается с легких массирующих движений плечевого пояса. После этого специалист затрагивает те артикуляционные области, которые у ребенка наименее активны. К примеру, нарушение движения может возникать при недостаточной развитости жевательных мышц или мышц скулы. В этом случае на эту область нужно воздействовать особенно активно.
Сила давления должна увеличиваться постепенно, с каждым сеансом, при этом давление, несмотря на его интенсивность, не должно вызывать болезненных ощущений у пациента.
При гипертонусе назначается массаж с расслабляющим эффектом. Все движения делаются в направлении от периферии к центральной части, при этом сила давления должна быть небольшой, в противном случае состояние артикуляционного аппарата может ухудшиться. Движения должны быть скользящими и слегка прижимающими. Каждое движение следует повторить примерно по 8 раз. Темп массажа – медленный (именно небольшой темп снижает степень возбудимости тканей). Одновременно с воздействием на мышечные ткани специалист просит ребенка выполнять пассивные движения головой. Это означает, что пациент должен медленно поворачивать голову по часовой стрелке, а затем – против нее. Благодаря этому приему удается расслабить мышцы шеи, что способствует уменьшению повышенного тонуса языка.
В ходе различных приемов выполняется не только массаж мышц языка. Врач совершает поглаживающие движения (продольные и поперечные) в области лба и переносицы, надавливает на зону роста волос, совершает постукивающие движения в области мышц губ для их полноценного расслабления.
Обратите внимание: у некоторых детей диагностируется повышенный и пониженный тонус различных мышц. В этом случае проводят дифференцированный массаж: на одни части специалист воздействует более активно, другие массирует расслабляющими движениями. Такой подход требует высокой квалификации и большой практики.
Результаты логопедического массажа
Метод позволяет изменить состояние мышц, нервных волокон, сосудов речевого аппарата. Данная техника дает возможность ускорить процесс нормализации произношения, а также эмоционального состояния детей с дефектами речи. Массаж способен благоприятно отразиться на тканях, улучшить секреторную функцию кожи и активизировать кровоснабжение и лимфоток. Это приводит к улучшению обменных процессов, снабжения тканей кислородом.
Ритмические движения специалиста ускоряют отток венозной крови, улучшается функция лимфатических сосудов, меняется структура мышечной системы (возрастает эластичность волокон мускулатуры, сила сокращения, работоспособность). Применение различных техник дает возможность снизить тонус спастичных мышц и поднять его при вялых парезах.
Таким образом, логопедический массаж позволяет получить следующие эффекты:
- нормализация мышечного тонуса, процессов сокращения мускулатуры;
- стимуляция мышц, отвечающих за постановку тех или иных звуков;
- стимуляция кровообращения, ускорение проведения нервных импульсов;
- купирование спазма;
- помощь в понимании ребенком контролируемых и неконтролируемых зон речевого аппарата и управлении ими;
- уменьшение слюноотделения, обусловленного заболеваниями нервной системы;
- укрепление глоточного рефлекса;
- облегчение процесса коррекции звукопроизношения.
Специалист по логопедическому массажу проведет сеанс в рамках приема, а также обязательно расскажет о том, как вы можете закрепить полученные результаты дома. Он разъяснит некоторые приемы, чтобы вы могли самостоятельно стимулировать развитие речевого аппарата ребенка.
Условия для проведения логопедического массажа языка
Во врачебном кабинете должно быть достаточно тепло и комфортно. Руки специалиста обязательно должны быть теплыми и безукоризненно чистыми, а ногти – коротко остриженными. Оптимальное время для проведения массажа – через два часа после приема пищи. Перед проведением процедуры полость рта ребенка необходимо тщательно очистить.
Примерное количество сеансов – 20. Точное число устанавливает логопед, в зависимости от степени выраженности дефекта речи. Для достижения максимального эффекта процедура проводится каждый день. Продолжительность сеанса варьируется от 5 до 25 минут, в зависимости от тяжести нарушения.
Перед тем как начать сеанс, пациенту важно занять правильное и максимально комфортное положение. Вот наиболее оптимальные позиции для проведения процедуры.
- ✪ Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается специальный валик или небольшая подушка. При этом голова должна быть зафиксирована и слегка откинута назад.
- ✪ Есть и другой вариант – ребенок просто садится в кресло, которое имеет высокий подголовник (это отличный способ для тех детей, которые испытывают волнение при предложении лечь на кушетку).
- ✪ Маленькие дети в процессе логопедического массажа могут находиться в коляске в положении полусидя, при этом их голова также должна быть немного откинута.
- ✪ Если ребенок сильно боится различных врачебных процедур, можно усадить его на колени к родителю.
В ходе проведения массажа пациент должен находиться в спокойном состоянии, болезненные ощущения и дискомфорт не допускаются. Если маленький пациент не настроен на процедуру, в первый сеанс можно ограничиться легкими массирующими движениями в области лицевой части. Допустимо проводить сеансы в присутствии родителей, если ребенок чувствует себя более спокойно, когда рядом находятся близкие.
Сразу после процедуры рекомендуется обеспечить ребенку полный покой на протяжении 15-20 минут, после чего он может отправляться домой и заниматься повседневными делами. Стоит отметить, что даже с помощью самого профессионального массажа нельзя добиться мгновенного эффекта: первые результаты можно заметить только спустя несколько недель.
Кому противопоказан
Массаж противопоказан при следующих заболеваниях:
- острые воспалительные процессы в полости рта: вирусные заболевания (герпес), сыпь, обусловленная бактериальной инфекцией, гингивит и пр.;
- увеличение подчелюстных лимфоузлов;
- острое инфекционное заболевание;
- высокая температура тела;
- симптоматическая эпилепсия;
- внутричерепная гипертензия.
Также проведение логопедического массажа невозможно в случаях, когда ребенок в силу возраста или психического состояния неспособен слушать врача, негативно настроен к его действиям, не сможет усидеть на месте.
Преимущества обращения в клинику «Семейный доктор»
Преимуществом логопедического массажа в рамках приема специалиста является доступная цена, что делает эту процедуру востребованной во многих случаях дефектов речи. Своим пациентам мы предлагаем качественную помощь.
- Комплексная диагностика: точная оценка состояния мускулатуры речевого аппарата, определение общего состояния здоровья, нарушений речи и пр.
- Командный подход: сочетание передовых методик и техник коррекции для получения желаемого результата.
- Профессионализм врачей: прием ведут специалисты с многолетним опытом работы.
Для записи на удобное для Вас время, позвоните по телефону единого контакт-центра в Москве, заполните форму онлайн-записи или обратитесь в регистратуру клиники.
оставить отзыв
Использование инновационного оборудования в логопедической работе с детьми
Черченко Зоя Михайловна
Использование инновационного оборудования в логопедической работе с детьми
Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. Дети с дизартрией часто страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, их сложно увлечь чем-либо, они быстро устают и т. д.
Как правило, медикаментозное лечение по назначению невропатологов и физиотерапевтические процедуры родители не проводят.
В связи с этим процесс коррекции имеет длинную и сложную динамику.
Возникает необходимость в более активном медико-педагогическом воздействии с использованием «обходных»
вспомогательных средств, чтобы добиться эффекта в устранении дизартрических проявлений.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Хочу представить вашему вниманию новинку логопедического инструментария логопедический электромассажер Z –Vibe, являющийся инновацией, интегрирующей общий логопедический массаж и высокочастотные электромагнитные вибрации.
Аппарат состоит из алюминиевого корпуса, в который помещен микромотор-вибратор, элемент питания, а также сменный наконечник на резьбе.
Наконечники меняются в зависимости от необходимости воздействия (расслабление – стимуляция)
.
Дополнительные наконечники продаются отдельно.
Логопедический массажер имеет диаметр не более шариковой ручки. Сменные насадки вибромассажера сделаны из пищевой пластмассы, не содержат вредных красителей и выдерживают стерилизацию УФ лампами.
Производство США
Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на язык, внутреннюю и наружную поверхность щек, лоб, подбородок, колебаниями высокой частоты. Вследствие этих колебаний происходит расслабление или увеличение тонуса мышц, в зависимости от используемых насадок. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Цель массажа – нормализация речевой моторики.
Методика логопедического воздействия заключается в выполнении основных стандартных массажных движениях.Основная универсальная насадка массажера имеет две различные поверхности: бугристую и поперечно-полосатую. Используется для щек, губ, языка, десен, неба.
Поперечно-полосатая сторона – направлена на нормализацию мышц арт. аппарата при гипертонусе;
Бугристая сторона – направлена на нормализацию мышц арт. аппарата при гипотонусе.
Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка
Данная насадка предназначена для логопедического вибромассажера Z-Vibe, позволяет быстро создать и подготовить на языке ребенка «желобок», для последующей постановки звуков.
Так же применяется для логопедического массажа, в местах, где важна точность инструмента логопеда.
Насадка ребристая для логопедического массажера Z-Vibe.
Данная насадка используется как при наружном логопедическом массаже губ, щек и т. д., так и при массаже артикуляционного аппарата ребенка.
Кроме того, массажер помогает очень эффективно растягивать «уздечку», поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке свистящих звуков. Также, он очень эффективен в выработке вибрации кончика языка при постановке звука «Р»
. Для этого
используется «искусственное заведение моторчика» при помощи этого электромассажера.
Опыт работы с дизартрией подтверждает, что использование электромассажера Z –Vibe оптимизирует работу по преодолению органических проявлений дизартрии. Кроме того, как указывают исследования, массажер очень хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с нарушениями слуха.
Устройство для контроля собственной речи
Данное устройство используется при занятиях с логопедом для развития фонематического слуха и самостоятельного контроля речи у ребенка.
Во время занятий с логопедом ребенок держит устройство подобно трубке телефона и произносит фразы.
Весь эффект состоит в том, что ребенок сам себя слышит без искажений «внутренним слухом человека» и способен корректировать речь, в зависимости от услышанного.
В устройстве используются только механические принципы передачи звука.
Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Игры для Тигры»
предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности,объединенных в четыре тематических блока:
— «Просодика»
,
— «Звукопроизношение»
,
— «Фонематика»
,
— «Лексика»
.
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания.
Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия.
Программа «Игры для Тигры»
проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками.
Блок «Просодика»
.
Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.
Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика»
, производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.
Модуль «Дыхание»
.
Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно)
.
Модуль «Слитность»
.
Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.
Модуль «Ритм»
.
Упражнения модуля «Ритм»
позволяют
работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.
Модуль «Высота и тембр»
.
В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует
работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.
Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.
Блок «Звукопроизношение»
.
Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение»
позволяет развивать эфферентное
(развитие моторных свойств органов артикуляции)
и афферентное двигательное звено речевой системы.
Блок «Фонематика»
.
Модуль «Звуки»
.
Упражнения модуля «Звуки»
позволяют
работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.
Модуль «Слова»
.
Упражнения модуля «Слова»
можно
использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.
Модуль «Анализ»
.
Упражнения модуля «Анализ»
позволяют организовать
работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.
Модуль «Синтез»
.
Упражнения модуля «Синтез»
позволяют
работать над формированием фонематического синтеза у детей.
Блок «Лексика»
.
Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.
При работес упражнениями данного блока происходит формирование словаря детей по основным темам: «Одежда»
,
«Обувь»
,
«Мебель»
,
«Посуда»
,
«Инструменты»
и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.