В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать различные предметы и явления, которые его заинтересовали. Возможность разговаривать и выражать свои мысли позволяет малышу выходить за пределы конкретной ситуации и собственных переживаний, с ней связанных. В данной статье мы поговорим достаточно подробно о средствах развития речи дошкольников с разных аспектов. Если вы уделите прочтению нашего материала немного времени, то возможно узнаете для себя много полезного в этом вопросе.
Развитие речи у детей
Как правило, до 2-х лет ребенок активно общается только со взрослыми. Хорошо, если в семье есть старшие братья/сестры, тогда малыш обязательно будет копировать речь, смотря на них, и возможно, заговорит раньше сверстников. Но если ребенок является в доме первенцем, то вероятнее всего, он общается только с «непонятными» ему людьми. Вам может казаться, что в двухлетнем возрасте ваше чадо общается только жестами, мимически или при помощи эмоционального выражения звуков, но все гораздо «серьезнее». В этом возрасте малыш уже активно накапливает словарный запас в своей голове и подсознательно запоминает огромное количество самых разных слов, в том числе, откладывается в его памяти и информация о предметах, которые обозначают те или иные слова. Понимание смысла сказанного кем-то проходит у малыша через несколько этапов. Так, он может ассоциировать предмет с собственным переживанием, с определенным местом, возможно, визуальной его картинкой. Размеры и материалы он пока не может представлять и не обращает на них внимание, поэтому чувственная сторона в этом возрасте является главным проводником.
Считается, что в два года малыш уже вполне может сформировать определенный словарь, состоящий из 200 и более слов. Хотя большинство из них искажены, произносятся неправильно и могут быть вообще непонятны взрослому, малыш их знает, помнит и применяет по отношению к конкретным предметам и явлениям. Например, «ять» может обозначать слово «мяч», «абуська» — «бабушка» и т.д. Если вам доводилось видеть, как общаются малыши одного возраста, то вы наверняка могли заметить, что они разговаривают на несвязном для взрослого языке, общаются отдельными звуками, но при этом прекрасно друг друга понимают.
Чтобы быстрее развить речь ребенка, необходимо регулярно организовывать специальные занятия, заниматься игровой подвижной деятельностью, общаться с ним «наравных» и, конечно, уделять большое внимание, развитию мелкой моторики малыша.
Совет: никогда не общайтесь с детьми словами, которые вы намеренно искаженно произносите, как бы на детский лад. Не сюсюкайте с ребенком, а говорите с ним четко и внятно, проговаривая каждую букву слова. Вместо «артоска» скажите «Это картошка! Она вкусная и полезная!». Обучение неправильному произношению слов с самого раннего возраста малыша в будущем потребует от вас индивидуальных занятий с логопедом и обучению «заново» произношению тех же слов, только теперь в правильной форме.
Основные средства развития речи
Важность речи
Согласитесь, до первых осознанных слов и заявлений сложно воспринимать вопящий комочек как личность с собственными мыслями и желаниями, а вот разговаривающий ребенок – уже достойный собеседник, с которым можно и нужно говорить буквально обо всем.
Умение говорить нужно и самому ребенку. Оно помогает ему общаться с родными, знакомыми, сверстниками в саду.
Методические средства
- разговор со взрослыми;
- речь воспитателя в детском саду;
- специальные занятия, к примеру, с логопедом или уроки по методике раннего развития;
- чтение художественной литературы;
- занятия искусством.
Общение с родными
Когда же ребенок начинает говорить первые слова – расслабляться не стоит, предстоит еще большая, но интересная работа. Разговариваем с ним как можно чаще, рассказывая об окружающих предметах и действиях, называя имена, цвета, характеристики вещей, задавая наводящие вопросы, играя с ним.
Рекомендации для дома:
- чтение стихов, потешек, скороговорок, сказок;
- петь с ним простые и запоминающиеся песенки, так как музыкальные произведения тренируют дыхание, помогают справиться с заиканием, формируют правильный фонематический слух, вырабатывают темп речи;
- проговаривать с ним простые стихи или загадки, предполагающие договаривание нужного слова, читать крохе первую часть, а последнее слово пусть скажет, вспомнит, подберет он. Если ребенок затрудняется – можно подсказать первую часть требуемого слова;
- смотреть и читать с ребенком красочные сказки, по мере рассказа указывая пальцем на упомянутых героев и предметы, диалоги нужно читать разными интонациями, можно даже копировать голоса животных, людей;
- использовать пальчиковые игры, доказано, что эти интересные, запоминающиеся стихи и песенки при условии сочетания с определенными жестами не только помогают развивать память, но и ускорить развитие речи, да и играть в них очень интересно даже взрослым, знаете, затягивает!
Почитайте обязательно об особенностях применения скороговорок для детей.
Речь воспитателя в детском саду
Очень важная часть развития связной речи, ведь ребенок на протяжении нескольких часов практически ежедневно слышит этого человека, запоминает особенности построения слов и предложений. Доказано, что малыши как губки впитывают новые интересные словосочетания и выражения, чтобы потом употребить их в разговоре.
Для детей наиболее благоприятной средой является спокойный, доброжелательный тон воспитателя и его содержательная, понятная и яркая речь.
Специальные занятия
В принципе, на занятиях по раннему развитию детей учителя пользуются всеми теми же способами, что и заботливые мамочки – те же потешки, стишки, песенки, загадки, пальчиковые игры.
Чтение художественной литературы
Эффективность сказок и народного фольклора для ребенка переоценить сложно, ведь мы с вами выросли и учились на рассказах о курочке рябе, спящей красавице, золушке, красной шапочке и множестве иных поучительных историй.
Методика как наука тоже признает важность художественной литературы, ведь на ней дети сначала учатся ощущать красоту и образность родного языка, а потом уже пытаются воссоздать отдельные слова и фразы.
В наш век технологического прогресса все больше на первый план выходят современные гаджеты с интересными играми для малышей и увлекательными мультфильмами, для просмотра которых не нужно включать воображение и представлять события, описанные в истории. Но по возможности все же приучаем наших деток к печатному слову, его не заменит даже самых модный телевизор.
Занятия искусством
Живопись, музыка, театр также являются помощниками для становления речи ребенка, они вызывают сильный эмоциональный отклик, который требует от малыша отдачи, провоцирует желание поделиться впечатлениями.
Сходите с крохой в кукольный театр или на специальное детское представление, попробуйте сами стать актерами, поиграв любимыми игрушками или приобретя пальчиковый театр из мягких игрушек или бумажных фигурок. Пусть ребенок сам выразит себя творческой личностью, опробует на себе разные роли, интонации и голоса.
Средства, позволяющие быстрее развить речь ребенка, многогранны и разнообразны. Порой достаточно просто уделять крохе внимание и весело играть в полезные забавы, чтобы заметить ощутимый результат. Выбирайте самую подходящую игру и помогите своему малышу быстрее освоить навык общения.
Речь ребенка 3-х лет и отставание в развитии речевого аппарата
В возрасте 3-х лет запас слов ребенка составляет от 1000 слов и больше. Малыш уже не просто произносит слова, но и может делать это правильно с точки зрения фонетики и даже формируя их в предложения. По статистике девочки начинают говорить раньше мальчиков, но все дети индивидуальны и конкретных норм в этой сфере нет.
Если ребенок не знает и не произносит никаких слов до 3 –х лет или же его словарный запас слишком мал, то невролог может поставить диагноз «отставание в развитии речевого аппарата». В таком возрасте малыша данный диагноз не должен пугать его родителей, так как при должном подходе речь может выровняться буквально за несколько месяцев. Если причин для такого диагноза нет с точки зрения здоровья, то есть малыш не страдает расстройством центральной нервной системы, не имеет отклонений в развитии и иных серьезных заболеваний, то вам будут показаны упражнения на укрепление мышц рта.
Чтобы укрепить мышцы рта, необходимо выполнять следующее:
- Почаще есть твердую пищу, которую необходимо тщательно пережевывать.
- Предлагать малышу дуть и свистеть. Купите ему мыльные пузыри, дудку, свистульку или сделайте из пробки или куска пенопласта плотик, на который нужно дуть, опустив его в воду (игра в кораблик).
- Давать малышу пить сок через соломинку, предлагая ему как можно сильнее втягивать при этом щеки.
- Имитировать звуки животных и окружающих вас предметов. Например, можно «заводить моторчик», произнося «трррррррр» или играть в «поезд» со звуком «чухчухчух».
- Регулярно тренировать мелкую моторику. Помните, что качество речи вашего малыша условно находится на кончиках его пальцев. Поэтому лепки из пластилина, игр с кинетическим или обычным песком, рисования пальчиковыми красками никогда не бывает много!
- Выполнять вместе с малышом несложную артикуляционную гимнастику. Упражнения для гимнастики вам может подсказать логопед или же интернет. Вы можете найти, например, видеоролик по этой теме и смотреть его вместе с малышом. А потом повторять просмотренные упражнения перед зеркалом.
Если у малыша имеются определенные заболевания, нарушения центральной нервной системы, то развивать речевой аппарат придется вместе с вашим доктором. Может потребоваться прием определенных препаратов, а также применение методов стимуляции коры головного мозга.
Что поможет ускорить развитие речи?
- Стимулирование мелкой моторики
Доказано, что в головном мозгу ребенка центры, отвечающие за четкую моторику и речь, размещены рядом, и стимуляция первого провоцирует развитие второго. Здесь специалисты рекомендуют использовать мелкие предметы, которые малыш может перебирать, отличным примером могут служить пазлы.
Приобретите простые милые картинки и собирайте их вместе с малышом, увлекая его рассказом о том, что в итоге можно получить красивый рисунок.
Также можно рисовать пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, пытаясь не просто тренировать руку крохи, но и во время творчества называть цвета, формы и рисунки своими именами, чтобы увеличивать словарный запас малыша.
- Дыхательные упражнения
Для правильной артикуляции ребенку нужно научиться проговаривать слова на выдохе, а значит – управлять своим речевым дыханием, силой голоса и мышцами губ.
В этих целях и используют разные игры:
«снежинка» — вырезаем из тонкой бумаги снежинку и предлагаем ребенку сдуть ее с ладони;
«кораблик» — сделать из бумаги лодочку, опустить ее в таз с водой и предложить ребенку задать направление судну, сдувая его;
«бабочка» вырезать бабочку, и продев через нее нитку, предложить крохе заставить ее летать – для этого подуть на нее.
- Артикуляционная гимнастика
Она помогает улучшить управляемость мышц губ и языка, необходимых для точного воспроизведения звуков.
Самыми простыми упражнениями могут стать кривляния ребенка перед зеркалом во время умывания, предложите ему вытянуть губы в трубочку и проговорить букву «о» и слоги с нею. Потренировать язычок малыша можно, просто смазав губы медом, вареньем или иной сладостью.
Позднее можно перейти к более сложным логопедическим занятиям. К примеру, предложить ребенку достать языком до щек, носа, подбородка, пощелкать им, как лошадка, «положить спать» на зубки.
Не менее полезной игрой может стать обычная улыбка – она помогает деткам освоить сложный в произношении звук «Ы».
- Подвижные игры со звуковым сопровождением
Маленькие детки обожают шумные, веселые игры, во время которых нужно следовать подсказкам, содержащимся в стихах, отличным примером таких забав может быть «Море волнуется раз», «Гуси-гуси».
Такие стишки можно выучить самостоятельно, а потом играть вместе с крохой, стимулируя его повторять хотя бы самые простые слова.
- Разговоры со взрослыми
Детки не могут научиться разговаривать, пребывая всегда в гордом одиночестве, развитие возможно лишь только при тесном и интересном общении. Наверное, вы слышали, что с малышами нужно разговаривать буквально с рождения.
Особенно важно разговаривать с ребятами после двух лет. Причем не просто ограничиваться односложными ответами, а детально, хотя и простыми словами, пояснять все интересующее малыша.
В свою очередь нужно спрашивать у ребенка его мнение и решения, стимулируя не обычные ответы в формате «да» или «нет», а настоящие предложения – только так у детей формируется связная речь.
Для этого нужно научиться правильно формулировать вопросы, отказавшись от привычных «хочешь есть?» в пользу «что будешь кушать?» или говорить вместо «что делает мишка?» — «почему он плачет, смеется, что делает?».
Методика развития речи детей дошкольного возраста
Пятилетние дети дошкольного возраста уже могут достаточно качественно изъяснять собственных мысли, выстаивать сложные фразы, общаться предложениями. Ребенок свободно при помощи речи делится своими впечатлениями, классифицирует информацию, может ее запоминать и передавать. Интересно, что мозг дошкольника может вбирать потрясающе много самой разной информации. Малыши «жадно» поглощают новое для них и особенно интересное. Кстати, больше всего им нравятся рассказы и сказки, в которых персонажи очень на них похожи, имеют один возраст и даже схожие имена. Дети обожают такие рассказы, готовы слушать их несколько раз подряд каждый день. А стоит только рассказчику допустить оплошность и ошибиться в очередном повествовании, как ребенок тут же обратит на это внимание взрослого и укажет «как надо правильно» рассказать.
Но не только из повествования складывается методика развития речи у дошкольников. Сюда входит несколько важных аспектов:
- Воспитание звуковой речевой культуры. Что это значит? Многие лингвисты, психологи и педагоги, занимающиеся исследованиями в этой области, убеждены, что именно звуковая сторона языка достаточно рано становится предметом особенного внимания ребенка. Мы уже упомянули об этом выше, говоря о том, что малыша привлекает изначально внешняя структура речи, т.е звук, и только потом все остальное. Именно поэтому в дошкольных заведениях малышам обязательно читают много сказок, разыгрывают для них кукольные спектакли с героями, разваривающими разными голосами. При этом важную роль играет интонационная окраска рассказа, а именно восклицание, вопрос, озадаченность и т.п. Помимо сказок, практикуются занятия играми и упражнениями на линейность речи. Это помогает малышу осознать звуковое окрашивание слова и начинать двигаться от называния предмета или явления к образному его описанию. Необходимо научить ребенка правильно пользоваться интонацией и темпом повествования для передачи им эмоциональной составляющей рассказа.
- Воспитание правильного звукопроизношения. Педагоги в дошкольных учебных заведениях большое внимание уделяют вопросам правильного звукопроизношения детей. Проводится кропотливая работа над формированием четкой артикуляции и подготовке органов артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. При этом по статистике чаще всего у детей дошкольного возраста встречается проблема с произношением шипящих звуков. Кстати, если малыши посещают профильную логопедическую группу детского сада, то логопед будет подбирать к каждому из них комплекс индивидуальных артикуляционных упражнений на те звуки, проблемы с произношением которых он видит у каждого конкретного ребенка.
- К детям средней группы детского сада подход примерно таков же, как и как к малышам. То есть педагог активно развивает вместе с ребенком артикуляционные органы, выполняя ряд упражнений на укрепление и развитие мышц лица, языка, губ. Однако, сама речь к возрасту 5 лет уже приобретает новую окраску. Здесь чаще встречаются указательные местоимения, новые определения, ребенок начинает говорить монологами.
- Осваивание понятия «звуковой линейки» речи путем демонстрации последовательности произношения звуков.
- Развитие осознания произносительной стороны речи. В идеале ребенок старшего дошкольного возраста на вопрос: «Правильно ли ты говоришь, все ли звуки выговариваешь?» должен отвечать конкретно упоминая о своих речевых проблемах. Объясните малышу, что нет ничего страшного в том, что он не выговаривает какой-то звук. Разъясните, что он должен стремиться к правильному его произношению и помогут в этом такие-то упражнения и занятия. Не поощряйте малыша, когда он говорит правильно, иначе он может почувствовать себя «не таким как все», а норму произношения чем-то особенным. Но обязательно обратите его внимание, если звук был произнесен некорректно.
Условия успешного речевого развития дошкольника
Не все родители представляют, на какие особенности следует обращать внимание и какие средства использовать, чтобы благоприятно влиять на речевое развитие своего ребенка. Однако все знают, какого результата они ожидают: с каждым годом малыш должен говорить все лучше, должен знать и использовать в речи все больше слов, чище произносить звуки, правильно строить предложения.
Учитывая этот естественный запрос родителей, давайте попытаемся определить те условия, которые создают подходящую почву для развития у детей умения говорить.
Формирование любых умений и навыков нуждается в тренировках. Соответственно, чтобы речевые навыки дошкольника с каждым месяцем улучшались в отношении произношения, обогащения словаря и связности высказываний, ему необходимо:
- Постоянно слышать и слушать речь других людей, желательно грамотную и выразительную.
- Много говорить самому.
- Знакомиться с новыми словами, их понятием и значением.
За создание подобных условий полностью отвечают самые близкие люди малыша: мама, папа, бабушка, дедушка, няня…
Удивительно то, что несмотря на простоту перечисленных условий, взрослые частенько используют их настолько мало, что дети не получают подпитки, и их речевое развитие запаздывает.
Здесь следует оговориться, что обычно речь ребенка 4-5 лет еще не достаточно соответствует нормам грамотной взрослой речи. Однако уже в этом возрасте по активному словарю дошкольника и его манере высказываться легко определить, должным ли образом протекает формирование его речевых умений или этот процесс оставляет желать лучшего.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Мы уже частично упомянули о методиках развития связной речи у дошкольников. Это общение целыми предложениями и логически построенными фразами. Когда вы гуляете с ребенком, то обращайте свое внимание на явления окружающего мира. Если малыш еще совсем маленький, то рассказывайте сами. Например, «Какой большой дом впереди!», «Посмотри, какой яркий цветок! Он приятно пахнет!», «Это дорога, по ней ездят машины и автобусы» и т.д. Малыша повзрослее можно просить самого составлять такие маленькие рассказы. Если он теряется, то помогите ему, направив мысль при помощи вопроса. Например, «Какого цвета этот цветок? Он тебе нравится?». Не позволяйте малышу отвечать односложно, просите давать ответы развернуто: «Этот цветок желтого цвета! Он яркий и поэтому очень мне нравится».
Такому развитию помогают игры на возможности использования речи:
- «Диалог». Устройте «светскую» беседу за чашкой чая.
- «Интервью». Позвольте малышу побыть журналистом, который задает вам вопросы, потом поменяйтесь ролями.
- «Профессии». Попросите малыша рассказать о какой-либо профессии.
- «Назови действие». Задайте вопрос, например, «что делает снег?» и попросите малыша ответить глаголами: «падает, кружится, тает».
- «А что было дальше?». Взрослый начинает повествование рассказа, а от малыша потребуется внимательно послушать и придумать продолжение.
Развитие речи у дошкольников
Если у вашего ребенка имеются проблемы с произношением слов или отдельных звуков, то не ленитесь заниматься с ним. Помните, что роль родителей в этом вопросе велика и не менее значима, чем роль профессионального логопеда. Представьте, что логопед и вы являетесь двумя отдельными ладонями, которые только вместе и сообща смогут сделать хлопок.
Что требуется от родителей:
- Правильно и четко произносить слова не только обращенные к ребенку, но и сказанные в его присутствии.
- Как можно раньше начать разговаривать с ним отдельными логически связанными предложениями.
- Выполнять все рекомендации логопеда, которые он может вам давать для выполнения вне занятий.
- Не лениться проводить с ребенком хотя бы неложную артикуляционную гимнастику несколько раз в неделю.
- Поправлять ребенка, когда он произносит слово неправильно.
- Мотивировать ребенка на произношение слов. Например, делать вид, что вы не понимаете, в чем заключается его просьба, когда он ленится сказать словами, а требует от вас чего-то жестами.
- Регулярно заучивать с детьми несложные стишки, а также скороговорки и поговорки.
- Петь вместе с ребенком песни.
- Постараться всеми силами научить свое чадо правильному произношению слов и грамотному построению предложений в период дошкольного возраста.
Последнему пункту, а именно грамматике речи дошкольников, нужно уделять большое внимание, иначе впоследствии у ребенка возникнут определенные трудности в школе.
Задержка в развитии речи
Главной причиной задержки развития речи (ЗРР) у детей является ее не востребованность. Это выявляется в нехватке общения со сверстниками, недостаток общения с родителями и окружающими. Обычно ЗРР наблюдается у тех малышей, которые лишены детского общества и имеют постоянно занятых собой родителей.
Другой причиной этого отклонения может быть генетика или заболевания нервной системы и головного мозга, связанные с отставанием психического развития.
Следующая причина появления ЗРР – отсутствие слуха, полная или частичная глухота. Речь ребенка развивается, опираясь на услышанные звуки. Если этих звуковых потоков нет, то самостоятельно дитя не заговорит.
Грамматический строй речи у дошкольников
Формирование правильного грамматического строя как можно раньше является очень важным аспектом в развитии речи ребенка. Если малыш неправильно произносит слова, не умеет подбирать окончания, то в школе у него возникнут большие проблемы с грамматикой. Помните, что малыши пишут, как слышат и, соответственно, слышат, как говорят! Заданий на развитие умения согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, а также на сочетание времен, чисел и падежей множество. Например, можно просить ребенка назвать один и тот же предмет в разных формах (одно яблоко, два яблока, пять яблок). Можно просить отвечать о предмете на вопросы «Какой? Какая? Какое?» (яблоко зеленое, хрустящее, плотное, сочное). При этом обращайте внимание на окончания и просите ребенка поправиться, если он произносит их неправильно.
Хорошим упражнением на развитие грамматического аспекта речи является «Составь рассказ». Можно показать ребенку картинку и попросить его составить по ней повествовательный рассказ, четко произнося окончания. Если возникают трудности, то можно начинать с изложений. То есть дать ребенку картинку, прочитать ему по ней рассказ, попросив его запомнить, и только потом записывать изложение с его слов. Нормой считается, если ребенок 6-7 лет может придумать рассказ по картинке, не нарушая последовать изложения событий на ней. Использование дополнительных способов организации зачинов, а также разных типов повествования может говорить о высоких показателях развития грамматического строя и творческого мышления дошкольника.
Формировать знания о словообразовательном гнезде можно практически в любых аспектах повседневной жизни. Например, малыш решил посмотреть на снег за окном, попросите его назвать снежинку во множественном числе и составить с этим словом предложение. Помните всегда об этом, и постарайтесь как можно больше правильно разговаривать с детьми.
Подходы и средства, стимулирующие речевое развитие
На развитие речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах более действенно влияют не одни и те же методы и средства. Каждому возрасту – свои приемы. К примеру, казалось бы, подходящим стимульным материалом в развитии речи служат картинки. Однако в их использовании есть подвох. Если показать сюжетное изображение дошкольнику 3-4 лет и попросить рассказать, что он видит, то ребенок применяет больше ситуативной речи («Вот мальчик стоит», «Собака убежала туда» и пр.).
На основании данного факта ни в коем случае нельзя отказываться от картинок, но при их использовании следует побуждать детей младшего дошкольного возраста уточнять детали и высказываться развернуто. Уже в 5 лет дошкольники, используя иллюстрации как наглядную опору, способны сочинить вполне логичную и завершенную историю, а ситуативность их речи многократно снижается.
Дошкольники 6-7 лет имеют достаточно большой словарный запас, чтобы составить полноценный рассказ, рассматривая как серию картинок, так и художественное полотно.
К.Д. Ушинский утверждал, что картина является могучим средством «развязывания» языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится впечатлениями, описывает, каким ему представляется сюжет изображения.
Таким образом, взрослым важно использовать подходы и средства, соответствующие актуальному развитию ребенка и позволяющие сделать шаг вперед. Представим несколько средств и методов, наиболее подходящих дошкольному возрасту.
Развитие речи в игре
Игра создает прекрасные условия для развития объяснительной речи. Договориться о правилах игры или объяснить партнеру, в чем заключается его роль в игровом сюжете; пояснить действие игрушки или аргументировано отстоять свое мнение – в подобных обстоятельствах дошкольнику придется выйти за рамки контекста, отказаться от ситуативно ориентированных фраз и содержательно изложить свои мысли.
До того времени, когда дошкольник будет объясняться в игре со сверстниками, еще нужно подождать. А в 3-4 года роль партнера по игре придется выполнять родителям или бабушкам-дедушкам.
Многим знакомо, как взрослые принимают приглашение поиграть и условия ребенка, ничего не уточняя. Откровенно говоря, чаще всего они автоматически и формально якобы участвуют в игре, одновременно занимаясь своим делом. А ведь даже за пять минут настоящего внимания в условиях игры можно оказать воздействие на формирование речевых навыков ребенка. Расспросить малыша, какие роли надлежит исполнить, помочь ему сформулировать правила игры, уделить внимание атрибутам – все это способы разговорить ребенка и, более того, заложить основы коммуникативных навыков.
Сказки и литература как средство развития речи
Сказка и детские литературные произведения развивают восприятие и понимание речи ребенком. Слушая произведение, дошкольник сосредотачивается на сложном сюжете с несколькими линиями, одновременно держит в памяти и отслеживает судьбу нескольких героев, погружается в описание событий и улавливает множество деталей. Более того, старший дошкольник самостоятельно определяет главную идею рассказа, мораль сказки, дает оценку персонажам.
Уже с трехлетнего возраста слушание и рассказывание сказок, историй, стишков выполняют две важнейшие речевые функции:
- выделяющая;
- синтезирующая.
Выделяющая функция при восприятии литературных текстов (а также устных повествований, которые наполняют нашу жизнь) отвечает за то, чтобы ребенок вычленил главные моменты, которые составляют содержание произведения или пространного обращения к нему. Простыми словами, благодаря выделяющей функции ребенок понимает, о чем идет речь.
Задача синтезирующей функции – объединить отдельные элементы в единый сюжет или применить знакомые образы и речевые обороты в новом контексте.
Можно сказать, что использование литературы в воспитании детей оказывает глобальное влияние на их речевое развитие. Ребенок учится улавливать главное, получает пример выражения мыслей, усваивает готовые речевые обороты и пр.
Где, как не в литературных произведениях, ребенок услышит столько художественных приемов речи. Эпитеты, сравнения и другие выразительные средства дошкольник сначала использует механически, пересказывая сюжет. Со временем средства языковой выразительности прочно закрепляются в словарном запасе ребенка и используются произвольно.
Более развернуто о формировании речевых умений с помощью детских произведений изложено в статье Сказка в развитии речи дошкольника.
Элементы театра в помощь речевому развитию
Всем известно, как любят дошкольники примерять на себя различные образы. То они в роли врача строго расспрашивают «пациента» о самочувствии, то выступают в образе чародея и проговаривают волшебные заклинания, то поочередно озвучивают каждую игрушку, завязывая между ними диалог.
То есть, все дети, в определенной степени, прирожденные артисты, которые легко включаются в роль и говорят от имени героя. Этот благодатный потенциал и театрализованную деятельность стоит использовать как средство развития речи.
В театрализованной игре можно как разыгрывать готовые сюжеты, так и можно импровизировать в ходе действия. Если это любимая сказка, то ребенок уже знает многие фразы и монологи героев и с удовольствием их повторяет.
Подсказки взрослого помогают не ограничиваться только теми фразами, которые уже знакомы ребенку, а подталкивают продолжить высказывание от имени персонажа.
В помощь статья Развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Очень полезно заучивать коротенькие и понятные дошкольнику литературные тексты и стихи, а затем озвучивать их «как артист». Правильная литературная речь позволяет ребенку почувствовать красоту родного языка, использовать слова для выразительности своей речи и обогатить свой активный словарь.
Возможности логоритмики в развитии речи
К доступным и эффективным средствам речевого развития относится и такой современный подход как логоритмика. Впрочем, из современного здесь только название. И много лет назад дети использовали в своих играх сочетание определенных действий и ритмических речитативов. Сейчас получил распространение новый термин
Логоритмика – это технология, нацеленная на комплексное развитие ребенка. Проговаривая слова и выполняя определенные движения, малыш тренирует речевые навыки, артикуляционный аппарат и моторику.
Такие упражнения увлекательны для детей. Они легко запоминают и охотно исполняют стихи и речитативы, напевают песенки с различными звуками, имитирующими животных и природные явления (мяу-мяу, кап-кап-кап и пр.), подключая при этом движения. Эффективный прием на развитие речи у детей 3-4 лет.
Логоритмика особенно полезна на стадии активного формирования произношения и охватывает даже более широкий возрастной диапазон – от 2,5 до 4,5 лет. Выполняя упражнения, дети обучаются сочетать речь и движения, что оказывает прямое влияние на формирование ритма, темпа и мелодики речи. При этом тренируется речевое дыхание.