Учимся читать без азбуки: 13 проверенных способов и веселых игр


О важности и роли чтения в жизни своих детей задумывается каждый родитель, заботящийся об их гармоничном, правильном и целостном развитии. Но если в одних семьях мамам и папам достаточно просто отправить свое чадо в детский садик или школу, переложив, да не прозвучит громогласно, ответственность на плечи воспитателей и учителей, то в других заботливые родители предпочитают заниматься с малышами еще и самостоятельно.

Информация из этого курса предназначается как раз людям второй категории, ведь те, кто относится к первой, вряд ли будут искать в интернете соответствующую информацию. Но продолжим.

Несмотря на большое желание научить свое драгоценное чадо читать как можно скорее, к этому процессу следует подходить с максимальным вниманием и осторожностью, ведь здесь есть свои тонкости и нюансы, на которые просто нельзя закрывать глаза. Дело в том, что вопреки распространенному мнению, что чем раньше приступить к освоению с ребенком азов чтения, тем лучше, многие специалисты (невропатологи, детские психологи и т.д.) убеждены, что это может привести к отрицательным последствиям в будущем. К примеру, раннее обучение чтению с сопутствующими ему преждевременными нагрузками на зрительный аппарат нередко становится причиной близорукости и других проблем со зрением.

Таким образом, очень важно знать хотя бы основные особенности формирования организма ребенка, когда следует начинать обучать детей чтению и как определяется их готовность к этому процессу, а также придерживаться основных соответствующих правил. Эти основополагающие вопросы и будут рассмотрены нами в первом уроке.

Как формируется ребенок. Общая информация

Здесь, как и следует понимать, мы представим лишь общую информацию, т.к. ее будет вполне достаточно.

Итак, начиная с ранних сроков беременности и заканчивая трехлетним возрастом, формируется первый функциональный блок головного мозга малыша, отвечающий за его телесное, познавательное и эмоциональное восприятие.

С трех до пяти-восьми лет происходит формирование второго функционального блока головного мозга, управляющего пятью чувствами – осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.

Что же касается сознательной психической деятельности, то она развивается в период примерно от семи до пятнадцати лет.

Следует иметь в виду, что формирование функциональных блоков мозга – процесс последовательный. Любая попытка родителя «проскочить» какой-либо этап отрицательно сказывается на заложенном природой развитии ребенка, т.к. в него вносятся неестественные «коррективы». Коварность же последствий состоит в том, что, вполне вероятно, сказываться они будут не сразу, а по прошествии лет. Впоследствии у уже повзрослевшего ребенка могут появиться проблемы, выражающиеся не только в речевых нарушениях, неврозах, двигательных сбоях и т.п., но и в трудностях во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Исходя из этого, начинать учить ребенка читать нужно в определенное время.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению

Мнений на счет того, когда можно начинать обучать ребенка чтению, несколько. Одни специалисты полагают, что приступать к определенной работе, например, к показу карточек Домана (о них и других методах мы побеседуем во втором уроке), можно уже по достижении малышом полугодовалого возраста, а другие считают, что лучше всего начинать в 3-4 года, причем именно с букваря. Однако все педагоги сходятся в одном: никакое обучение чтению совершенно недопустимо и невозможно, пока ребенок не освоил навыки речи. Если же где-то к 3-4 годам малыш начинает оживленно интересоваться книгами, приступать к обучению чтению не только можно, но и нужно.

Тут же стоит отметить, что при проявлении неусидчивости и равнодушии к печатным материалам перед обучением следует понять, как вызвать у ребенка интерес к чтению. Данного вопроса мы еще коснемся более подробно в отдельном уроке, но все же скажем, что в решении этой проблемы родителям поможет невероятный выбор книг, выделяющихся, помимо яркости и красочности, наличием множества движущихся элементов и даже звуковым сопровождением. Благодаря этому чтение становится для детей не просто интересным занятием, но и увлекательной игрой. На начальной стадии любая книга служит не столько источником знаний, сколько способом приобщения к самому процессу чтения.

Продолжая разговор на тему готовности ребенка к чтению, определить ее можно по нескольким признакам:

  • Во-первых, у малыша уже сформирована речь, и он в состоянии произносить слова и предложения, а также составлять хотя бы небольшие связные рассказы
  • Во-вторых, у ребенка нет нарушений логопедического характера, причем это касается как неправильного произношения, так и нарушений мелодики и темпа и ритма речи
  • В-третьих, малыш способен нормально ориентироваться в пространстве, и не путает между собой понятия «вправо», «влево», «вниз» и «вверх»
  • В-четвертых, у ребенка в достаточной степени развит фонематический слух, т.е. он может легко распознавать звуки в разных частях слов

Если с чем-то из названного выше наблюдаются проблемы, следует заняться их устранением – уделить некоторое время проработке вызывающих сложность моментов, посетить логопеда, невропатолога и т.д. Если же все в порядке (или после устранения проблем), можно переходить к обучению чтению.

Серия дидактических игр «Учусь читать»

Елена Милохина

Серия дидактических игр «Учусь читать»

Много разных Букварей с красочными яркими картинками у наших детей. Малыши быстро запоминают буквы, подбирают к каждой букве картинки. Как интересно ребенку и маме перелистывать первые страницы Букваря, изучать и запоминать буквы. Но вот в запасе уже несколько букв и пора соединять их в слоги. У одних детей это получается достаточно легко и быстро. Другим такое соединение дается трудно. Две буквы никак не соединяются, слово не получается. И тогда, хоть перелистывай, хоть не перелистывай страницы, чтение не получится. Тяжело вздыхает ребенок, огорчена мама. Что делать? Остановиться. Не спешить. Отложить на время Букварь. Еще немного поиграть с буквами. Дать возможность ребенку понять, как же все-таки соединяются две буквы, чтобы получился слог?

Есть чудесные игры-помощники у каждого педагога. С помощью этих игр ребенок постепенно осваивает трудный процесс слияние двух букв, чтобы получился прямой слог (МА, ПО, ТУ). Я тоже использую в своей практике игры, которые нравятся и детям и взрослым. Самое главное, что играя в такие игры, ребенок не вздыхает над каждым слогом и не переживает. Игры делаются легко и просто.

Игра «Слоговая лесенка»

Для лесенки используется конструктор «Лего». На отдельном кубике со всех четырех сторон приклеиваются согласные буквы. Сверху этого кубика прикрепляется человечек. Это Букваренок. Ребенок ставит Букваренка на каждую ступеньку лесенки и называет слог-песенку (АМ ОМ УМ ЫМ ЭМ – это обратные слоги). Затем Букваренок поднимается с другой стороны лесенки и поет другие слоги-песенки (МА МО МУ МЫ МЭ – это прямые слоги). С обратной стороны лесенки наклеены гласные И Я Е Ё Ю. Но слоги с этими гласными будем читать позже.

Игра «Приходите в гости к нам»

В домике живут согласные буквы. Они пригласили в гости буквы А О У Ы. Гласные буквы одна за другой идут в гости, поднимаются на лифте вверх. Заходят в гости к каждой согласной букве, «здороваются» (СУ РУ МУ ВУ ЛУ ПУ).

1-й вариант игры (простой): гласная буква одна, меняются в слогах только согласные буквы.

2-й вариант игры (более сложный): согласная буква одна и та же, а гласные разные. В гости к гласным идут согласные буквы. Также поднимаются на лифте, «здороваются» с гласными.

3-й вариант игры: у каждой согласной своя гостья – гласная буква. И песенки-слоги получаются такие разные.

Игра «Парад машин»

Машины приветствуют друг друга сигналами.

1-й вариант игры (простой): машина «О» подъезжает к машинам «С», «К», «Л», «Н». Ребенок читает сигналы машин. Затем к этим машинам подъезжает машина «А» и вновь машины подают сигналы. Эти сигналы машин читает ребенок. Дальше выезжают гласные «У», «Ы».

2-й вариант игры (сложный): машины «А», «О», «У», «Ы» выбирают себе пару. Сигналы все разные. Их нужно прочитать.

Игра «Домики для букв»

1-й вариант игры (самый простой): в каждом окошке домика живет слог, его надо прочитать (согласные буквы в окошках разные, гласная буква одна).

2-й вариант игры (более сложный): в каждом окошке домика живет слог, его надо прочитать (согласная буква в каждом окошке одна и та же, гласные буквы все разные – А, О, У, Ы).

3-й вариант игры (сложный): в домике живут разные слоги, их надо прочитать.

Игра «Веселые гномы»

Маленькие гномы любят читать. В их волшебных сундучках живут разные буквы. Гномы крутят ручки и выскакивают буквы. Надо прочитать слоги вместе с гномами.

1-й вариант (простой): согласные буквы разные, гласная буква одна и та же.

2-й вариант (более сложный): согласная одна и та те в слогах, гласные буквы разные.

3-й вариант (сложный): слоги все разные.

Игра «Буквы играют в прятки»

1-й вариант: «прячутся» согласные буквы за деревьями и кустарниками. Гласная буква их «ищет». Постепенно гласная буква называет всех, кого нашла. Сначала «водящей»-гласной может быть буква «У», потом «ищет» буква «А», после нее вступает в игру буква «О», а затем принимается за поиски буква «Ы».

2-й вариант: «спрятались» слоги, а ребенок их «находит» и читает.

Игра «Часики с буквами»

На стрелке согласная буква. Она «идет» по кругу, встречает гласные буквы и напевает с ними слоги-песенки.

Игра «Музыкальные качели»

На качелях утята. Они качаются и поют слоги-песенки.

Варианты, как и в предыдущих играх.

Игра «Поющие бабочки»

1-й вариант: бабочка (гласная буква) подлетает к цветку, присаживается и поет слог-песенку.

2-й вариант: бабочки (гласные буквы) выбирают себе цветы, поют разные слоги-песенки.

Игра «Что нашли утята?»

Каждый утенок в траве нашел себе слог-песенку.

Игра «Плывет, плывет кораблик»

1-й вариант (простой): кораблик, на борту у которого находится согласная буква, подплывает то к одной волне, то к другой. А волны поют самые разные песенки (А-а-а, О-о-о, У-у-у) Запел вместе с волнами и кораблик.

2-й вариант (более сложный): несколько корабликов (с согласными буквами) плывут по волнам. И песенки у всех получаются разные.

Все игры включают только гласные А О У Ы Э. Когда ребенок освоит чтение слогов с этими гласными, будет читать их уверенно и быстро, можно приступать к чтению слогов с гласными И Я Е Ё Ю.

Несколько слов о правильном обучении чтению

Представленный вопрос волнует, пожалуй, каждого родителя. И первым ответом на него станет традиционная методика, сводящаяся к ежедневному выполнению монотонных занятий по чтению букваря. Но такой вариант не очень эффективен, ведь практически всегда ребенку становится скучно, он быстро устает и утомляется. Плюс к этому он совсем не учится вдумчивому чтению. Конечно же, малыш будет осваивать некоторые навыки и знания, но назвать это хорошим способом чувственно-эмоционального развития, познания окружающего мира и своего места в нем можно с большой натяжкой. Чтобы процесс стал увлекательным и творческим, чтобы он вызывал у ребенка интерес, чтобы навык чтения осваивался эффективно, нужно использовать иные методы (таким методам мы посвятили отдельные уроки нашего курса, и пока мы не будем заострять на них внимание).

Прежде чем приступать к обучению чтению и применению каких-либо методов, в обязательном порядке нужно изучить основные правила, на которые следует опираться в своей деятельности. Их можно назвать основой всего этого процесса. Небольшие отклонения хотя и допускаются, но все же рекомендуется придерживаться всех правил, иначе навык чтения будет осваиваться ребенком менее эффективно, допускать чего ни в коем случае нельзя.

Базовые правила обучения ребенка чтению

Итак, если вы намерены помочь своему малышу освоить такой важный навык как чтение, придерживайтесь следующих правил:

1

Не заставлять

Помните, что принуждать малыша к чтению нельзя, и любая подобная стратегия заранее ошибочна, неправильна и неэффективна. Чтобы ребенок захотел читать и стал проявлять к книгам интерес, просто окружите его ими. Так, можно разложить книги по дому – на полках, столах и в других легкодоступных местах. Кроме того, нужно и самим брать в руки книги и читать сыну или дочке что-нибудь интересное. Также нужно читать для себя, чтобы ребенок видел вас с книгой. Учитывая то, что дети стремятся походить на своих мам и пап, ваше чадо, вероятнее всего, спросит, что вы делаете, или же само возьмет в ручки книгу.

2

Сначала звуки, потом буквы

Многие родители делают большую ошибку, начиная сначала объяснять малышу произношение букв, а только потом – звуков. Делать надо наоборот: в первую очередь важно рассказать, какой звук имеет та или иная буква в слове, а уже затем – как она произносится сама по себе. Т.е. изначально объясняйте, что буква «эр» в слове звучит как «р», «эн» – как «н», «эм» – как «м» и т.д. А уже после этого учите, что «эр» – это «эр», «эн» – это «эн», «эм» – это «эм» и т.д.

3

Учить не буквы, а слоги

Нужно понимать, что слоги, а в некоторых случаях даже целые слова усваиваются детьми намного лучше, нежели множество одиночных скучных букв. Поэтому и буквы нужно показывать в целых словах. В качестве вспомогательного материала можно использовать специально распечатанные карточки со слогами, при помощи которых удобно учить малыша читать по слогам и составлять слова.

4

Повторение

От частоты повторения изучаемого с ребенком материала зависит то, насколько хорошо он его запомнит и усвоит. Однако здесь есть одна хитрость – многие малыши не очень любят, когда им устраивают проверки и тесты, а потому и повторение в качестве обучающего метода нужно преподносить в форме игры.

5

Сначала простое, потом сложное

Как мы и говорили, изначально эффективнее всего обучать ребенка произношению звуков, и уже потом усложнять процесс – переходить к чтению по слогам и комбинированию слогов в слова. Вся информация должна предоставляться дозированно и поэтапно, чтобы в детской голове не возникало «каши» из получаемых знаний.

6

Учить простые слова

Обучение чтению всегда должно начинаться с простейших слов, где повторяются буквы, к примеру, слов «мама», «баба», «папа», «дядя» и т.п. После этого допускается переходить к обучению словам, где к слогу прибавляется буква, например, «бас», «кот», «дом», «мак», «лак» и т.д. И уже освоив такой материал, можно начинать заниматься элементарными предложениями, такими как «мама мыла Милу», «Коля колит колья» и т.д. А что касается букв «й», «ь» и «ъ», то их лучше оставить напоследок.

7

Учиться всегда и везде

Не важно, чем вы с вашим малышом заняты в данный момент: гуляете, ходите по магазинам, стоите на остановке или перекусываете в кафе – заниматься чтением можно где угодно и когда угодно. Практически везде есть вывески, рекламные плакаты, таблички с названиями магазинов, улиц, остановок и т.д. Используйте это с пользой для себя и своего ребенка, и пусть он читает все, на что вы ему показываете.

8

Играть

Обучение чтению ребенка, как, впрочем, и любому другому навыку, должно происходить в игровой форме. Придумывайте собственные игры, где нужно знать звуки, буквы и слоги. К примеру, вы можете попросить ребенка искать в словах конкретные буквы и произносить их. Также можно приобрести домой буквы на магнитах и составлять слова на специальной доске или холодильнике. А еще одна игра поможет развить внимательность – возьмите буквы на магнитах или кубики, составьте ряд букв, где все, кроме одной, согласные, а ваш малыш пусть найдет гласную букву.

9

Вызывать интерес

Чтобы чтение осваивалось ребенком лучше и легче, вам нужно заинтересовать его в этом. А для этого очень хорошо показывать, что чтение необходимо для полноценной жизни среди других людей. Поэтому наглядно демонстрируйте малышу важность этого навыка – показывайте ему письма, открытки, записи, таблички, пишите записки, чтобы он их читал. Со временем ребенок сам осознает, что учиться читать просто необходимо.

10

Читать вслух

Чтение вслух, да еще и на время, считается очень эффективным способом обучения ребенка быстрому чтению. Но применять его нужно, конечно, когда малыш уже овладел некоторыми навыками. Исходя из того, чему уже научилось ваше чадо, составляйте свои задания и давайте их ему на выполнение, засекая, например, минуту. Кстати, здесь очень поможет так называемый «Дневник читателя», где вы будете фиксировать прогресс вашего малыша. А чтобы он выполнял задания с энтузиазмом, после каждой сотни прочитанных слов, дарите ему какую-нибудь приятную мелочь.

11

Читать с закладкой

Чтение с закладкой – еще одно правило для улучшения освоения навыка чтения. Использовать закладку нужно здесь, как обычно, с той лишь разницей, что закрываться ей должна не нижняя строка, а прочитанные слова. Так вы поможете своему малышу не запутаться в большом количестве слов и сфокусировать внимание на новом слове.

12

Регулярность занятий

Мы уже говорили о повторении, поэтому просто дополним, что заниматься чтением нужно регулярно и систематически. Другими словами, уделять внимание освоению навыка чтения нужно ежедневно, пусть даже на это уйдет каких-то 5-10 минут. Но что еще важнее – так это не забрасывать занятия, даже когда начнет казаться, что малыш уже читает неплохо.

И в заключение первого урока мы хотели бы дополнить вышеназванные правила еще несколькими рекомендациями, которые помогут вам научить вашего ребенка читать быстрее и лучше.

Какая это буква?

Чтобы выучить буквы, совсем не обязательно покупать дорогие пособия или лото — многое можно буквально за пять минут сделать самостоятельно. Главное, чтобы игры были разнообразные и нравились вам и вашему ребенку. Детям очень важно все пощупать, и буквы можно складывать из любых подручных материалов: счетных палочек, спичек, кусочков макарон, лепить их из пластилина…

Ищи букву! Если ребенок любит обводить и закрашивать, то пишем на листе бумаги штук 15 буковок, похожих по написанию, но разного размера и цвета: А, П, Н, Л, Д, Г, или Ш, Е, Щ, Ч, Ц, Й, или Б, В, Ф, Р, Я, Ы. Можно придумывать самые разные задания — обводить только А, или обводить все одинаковые одним цветом, или соединять одинаковые буквы дорожками, или одни подчеркивать, другие обводить в кружок, а третьи перечеркивать крест-накрест…

Буквы на карточках. Можно сделать несколько наборов с одинаковыми карточками, на каждой из которых написать по одной букве. Вы с ребенком берете по набору карточек (начинайте буквально с 2–3 буковок, причем сначала — с гласных), произносите звук, к примеру, «О» и показываете такую карточку. Малыш ищет у себя такую же. Потом вы произносите звук, и он сам ищет нужную карточку. Потом можете играть в «немое кино» — округляете рот, как будто хотите сказать «О», и малыш угадывает, какой звук вы собирались произнести. Вытягиваете губы трубочкой, как будто собираетесь сказать «У», и малыш произносит «У» и ищет карточку с этой буквой.

На какую букву начинается? Эту игру мы освоили года в три. Сначала я специально выделяла первую букву (точнее, звук): «А-а-а-арбуз на что начинается? А на какую букву начинается у-у-утка? А ш-ш-ш-шапка?»

Угадай, что я сказала? Примерно в три года мы начали играть еще и в игры со слогами. Для того чтобы читать по слогам, полезно уметь любое слово разбить на слоги и потом собрать его в целое. Я говорила сначала с маленькими паузами, потом со средними, потом с большими: «Ма. Ма. Что получится? Правильно, мама!» Зачем эта игра? А затем, что иногда дети, которых усиленно учат читать, могут произнести слово по слогам, но при этом не понимают, что же за слово они прочитали.

Кош. Ка? Ма. Ши. На? Ка. Ша? Ру. Баш. Ка? Ав. То. Бус?

Продолжи слово. Я говорю начало слова, а ребенок угадывает, что дальше. «Кош?» — «Ка!» — радостно говорит Галя.

— Со-ба? — Ка! — До? — Мик! До-рога! До-ска! — Ры? — Ба! — Де? — Душка! Де-рево! Де-ревня! — Ко-ро? — Ва! Корова! Корона! Коробка!

Несколько дополнительных рекомендаций

Ваш ребенок будет учиться читать успешнее, если вы будете следовать этому перечню рекомендаций:

  • Обязательно обзаведитесь букварем или азбукой. В будущем эта литература всегда будет вызывать у ребенка ассоциации с приятным обучением. Лучше всего, если книги будут дополнены рисунками
  • Если изучаете буквы, то начинайте с гласных, ведь их можно петь, используя любимые мелодии, а это и полезно, и весело, и интересно. Очень хорошо, если занятия будут сопровождаться лепкой из пластилина или раскрашиванием картинок. Это научит малыша определять буквы и понимать их
  • Изучать согласные нужно только после гласных. И не забывайте о том, что сначала нужно объяснять ребенку, как произносится буква в слове, а уже затем – как она звучит сама по себе
  • Для повышения эффективности обучения полезно сочинять сказки о буквах, чтобы знакомство с ними проходило для малыша более интересно. К примеру, жила-была веселая буква «У». И однажды забралась она на горку, и как скатилась с нее, задорно крича «Уух!». По аналоги составьте короткие истории для каждой буквы
  • В процессе обучения не пренебрегайте творческими материалами. Помните, что ребенок познает мир посредством чувственного восприятия, а это значит, что ему обязательно нужно все попробовать и потрогать. Подойти может вырезание букв из картона, лепка букв из пластилина, выпечка печенья в форме букв и т.д. Подобный опыт навсегда запечатлеется в памяти вашего ребенка
  • Более всего эффективны непродолжительные занятия по 10-15 минут по нескольку (от 3 до 5) раз в день. Придерживайтесь такой системы, и ваш малыш не только не будет уставать, но и с нетерпением будет ждать каждого занятия
  • И, наконец, самым важным правилом в любом взаимодействии с ребенком является доброжелательность и терпение к малышу. Никогда не позволяйте себе терять самообладание, повышать голос и тем более оскорблять маленького человечка. В противном случае от всех занятий не будет никакого толка, да еще и отношение ребенка к вам может сформироваться не самое лучшее.

Подходите к обучению ребенка чтению с любовью и умом, и первые результаты не заставят себя долго ждать. А в следующем уроке мы побеседуем о самых популярных на сегодняшний день методиках обучения детей чтению, а также вкратце скажем о том, на чем основывались мы при создании представленного курса.

Урок 1. Самые популярные методики обучения детей чтению

Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, – обо всем по порядку.

Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.

Урок 2. Наиболее важные моменты при обучении детей чтению. Легкий способ научить ребенка читать

В двух предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основы обучения детей чтению и познакомились с наиболее популярными методиками на эту тему. Но теоретические аспекты на этом не заканчиваются, ведь научить ребенка читать – задача не из простых. Мы, естественно не будем загружать вас теорией, иначе от курса просто-напросто не будет никакого толка, но все же позволим себе коснуться еще нескольких вопросов подобного характера.

Если вы хотите сделать так, чтобы ваше обучение ребенка чтению проходило как можно эффективнее, вам следует обращать внимание на ряд определенных нюансов, о которых мы и расскажем ниже. Также заметим, что предлагаемые нами рекомендации проверены на практике множеством родителей и показали свою результативность на многих поколениях детей. Несмотря на это, они крайне просты, и следовать им не составит для вас никакого труда. Плюс ко всему, эта информация позволит вам избежать самых распространенных ошибок. А это значит, что ваш малыш уже совсем скоро будет различать буквы, слоги и слова, запоминать их и правильно произносить.

Урок 3. Подготовка к чтению самых маленьких. Возрастные особенности. Первые книги. Методики и рекомендации

Вспомните, еще совсем недавно вы задумывались о том, как помочь своему детенку решить его первые «малышовые» трудности – освоить погремушку, приучить к приему пищи, ходить на горшок. Но время летит незаметно, и вот настало время для малыша осваивать первые навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. И один из них – чтение. Подготовка к процессу обучения чтению очень важна, т.к. лишь при грамотном комплексном подходе успех в этом нелегком, но очень интересном деле будет гарантирован.

Для начала давайте еще раз коснемся возрастных особенностей, а именно: рассмотрим, что особенного происходит в период от 3 до 7 лет с ребенком, ведь от этого зависят и методы, которые нужно применять для обучения, и тонкости подготовки.

Урок 4. Изучение алфавита

Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.

Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.

Урок 5. Чтение по слогам

После того как ребенок освоил алфавит, и вы уверены в том, что отныне в его голове прочно укрепилась информация о буквах русского языка, самое время переходить к изучению слогов. Конкретно этой теме и посвящен представленный урок.

Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации, которые помогут вам научить своего малыша читать по слогам, а также несколько уроков для домашних занятий, направленных на улучшение сопутствующих чтению навыков и способностей. Начнем с рекомендаций.

Урок 6. Чтение целых слов

После пройденных занятий ребенок может уверенно читать слова, но звучат они примерно так: «ко-те-нок», «со-ба-ка», «иг-руш-ка», «ки-но» и т.д. Иначе говоря, слова малыш читает, но читает их по слогам. Это вполне нормально, но над этим обязательно нужно работать, т.к. только когда ребенок будет читать слова и предложения целиком и без запинок можно говорить о том, что он действительно научился читать. Помимо этого, одновременно с освоением чтения слов целиком дети должны учиться понимать смысл прочитанного. На эти темы мы и поговорим в представленном уроке.

Но прежде давайте уясним для себя несколько очень важных моментов – когда ребенок осваивает чтение слов целиком, необходимо:

Урок 7. Быстрое чтение

Умение читать – один из самых важных и нужных человеку в жизни навыков. И наиболее ярко это выражается, когда ребенок начинает ходить в школу. От умения читать зависит скорость и качество восприятия информации, а также успешность всего процесса обучения вообще. Если же читать ребенок умеет с трудом, изучать, записывать и усваивать материал он будет очень медленно, а это в свою очередь повлияет на успеваемость.

По этим и многим другим подобным причинам каждый заботящийся о своем ребенке и его успешности в жизни родитель должен не просто помочь ему научиться читать, но сделать это настолько эффективно и грамотно, насколько это вообще возможно. Говоря несколько иначе, он обязан научить ребенка читать правильно, осмысленно и быстро. И в нашем сегодняшнем уроке мы представим ряд методик и упражнений, которые помогут и вам достичь такого результата.

Урок 8. Как влюбить ребенка в чтение

О значении чтения и открываемых им границах сказано уже было предостаточно. Напомним лишь, что люди, любящие читать, имеют в жизни намного больше шансов на успех. А по данным некоторых психологических изысканий, начитанные дети отличаются лучшей успеваемостью в школе, и вероятность получения ими высшего образования заметно возрастает по сравнению с детьми, которые читать не любят.

Но как же сделать так, чтобы ребенок и умел читать, и любил это занятие? Как сделать так, чтобы вместо бесчисленных часов в соцсетях или игр на планшетнике он брал книгу и проводил время с ней?

Урок 9. Обучение детей чтению на иностранных языках

Научить ребенка читать по-русски – дело одно. Это, естественно, нужно; без этого, как говорится, никуда. Но в настоящее время все чаще возникает потребность в том, чтобы человек знал еще и какой-либо иностранный язык, и, конечно же, это предполагает умение читать на данном языке.

В заключительном уроке мы рассмотрим основы обучения детей чтению на иностранных языках, а в качестве примера, как несложно догадаться, используем английский язык. Во-первых, он является международным языком, т.е. пригодиться в жизни он может любому человеку, а во-вторых, его актуальность обусловлена широким распространением компьютерных технологий. Как раз поэтому, кстати, сегодня его все чаще начинают преподавать в школах уже с первого класса.

И перед тем как перейти к основной части курса, предлагаем немного подумать над тем, почему уметь читать и учить читать своих детей так важно.

Приложения для смартфона

Приложения Айфолика (IFOLICA)

Сайт: https://ifolica.ru Стоимость: пробная версия — бесплатно, далее — 85 р.

Интерактивный курс обучения чтению для детей с 3-х лет. Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.

Приложения доступны на мобильных устройствах с операционными системами iOS и Android.

«Читания»

Сайт: https://uzelki.com; скачать на IOS: https://apps.apple.com Стоимость: 1490 р.

Читания — последовательная обучающая игра для детей от 3 до 7 лет. Она просто и понятно нарисована, а также удобна в управлении. В игре есть история и звуковое сопровождение: буквы, склады и слова проговариваются.

  • Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева
  • 40 Экранов волшебной страны
  • 35 Мини-игр, которые развивают навыки чтения
  • 500 Слов для прочтения с иллюстрациями и озвучиванием
  • 133 Поговорки и загадки для прочтения
  • 132 Графических шаблона прописи букв
  • 24 Показателя для отслеживания прогресса в обучении
  • Адаптивная сложность заданий

Постепенно проходя игру, ребенок научится читать за время в среднем от 1 месяца (в возрасте ~ 6 лет) до 12 месяцев (в 3-4 года).

«Читайка. Учимся читать!»

Скачать: Android https://play.google.com Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 249 р.

«Читайка» рассчитана на детей от 1 до 7 лет. Ребенок сможет научиться читать с нуля, даже если он еще не знает буквы. В разработке приложения учитывались методические идеи Зайцева, Домана, а также авторский многолетний опыт обучения чтению.

Приложение включает 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

«Лунтик. Учимся читать!»

Скачать:

  • Android: https://play.google.com
  • IOS: https://apps.apple.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная — 119 р.
Приложение рассчитано на детей от 1 до 7 лет. С помощью этого приложения ребенок научится читать с нуля, даже если он еще не знает букв. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

Бесплатная версия приложения включает 4 уровня, полная – 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности.

«Буковки: учимся читать по слогам для детей 5-6 лет»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: бесплатно, включает встроенные покупки
Детское приложение №1 по мнению Роскачества. “Буковки” — универсальный инструмент для составления любых слов с помощью удобной озвученной клавиатуры, с которым дети учатся читать.

В приложении:

  • Деление слов на склады и слоги
  • Профессиональное озвучивание звуков и складов
  • Опыт существующих методик обучения чтению (методика Зайцева, звуко-буквенный метод и другие)
  • Игровой стиль обучения
  • Интерактивные тематические панорамы со множеством озвученных объектов

«Читай сам по слогам»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 159 р.
Ребенок учится читать сам буквы, слоги, слова. 3-4 летний ребенок научится читать с нуля, а 5-6 летний научится читать быстро, увеличив скорость чтения. В приложении используются слова из 3-7 букв, есть озвучка.

«Учимся Читать, спасаем зверей. Учим буквы, азбука»

Скачать: Android https://play.google.com Стоимость: демо-версия — бесплатно

Учим буквы, слоги и учимся читать в процессе увлекательной обучающей игры для детей — дошкольников от 3 до 7 лет. В приложении используется эффективный звуковой метод обучения чтению, схожий с методикой «кубики Зайцева» и принципами методики Монтессори.

В игре предусмотрено 2 режима обучения чтению:

  • Учимся читать по буквам — чтобы ребенок выучил буквы и понял основы чтения
  • Учимся читать по слогам (складам) — для детей, которые уже знают буквы

Интерфейс игры для детей построен в соответствии с принципом обучающей системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Он так прост, что малыш от 3 лет разберется с ним за минуту.

Бесплатная версия содержит 4 обучающих уровня. Полная версия содержит 16 обучающих уровней, расположенных по возрастанию сложности слов. Если на первом уровне слова состоят из 2-3 букв, то на последнем из 7-8 букв.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]