Конспект логопедического занятия «Слова-действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий»»


Конспект логопедического занятия на тему «Слова-действия»

Тема «Слова-действия»

Игрушки. Животные.

Материал: игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, петрушка, мишка и др.), картинки с изображением животных, символы звуков (кружочки), символы слов (полоски), счётные палочки на каждого ребёнка, сундучок.

Ход занятия

  1. Оргмомент

Психогимнастика. Упражнения на расслабление (релаксация). «Заводные игрушки».

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. (Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, весёлого Петрушку).

Заводная кукла сломалась. (Дети застывают в определённой позе).

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

  1. Дифференциация понятий «звук – слово»

Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток.

Как плачет кукла? (А-а-а-а). Что мы произносили? (Звук). Как гудит поезд? (У-у-у-у). Это звук или слово? (Звук). Как стучит молоток? (Д-д-д-д. Это тоже звук). Назовите слова – названия игрушек.

На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.

Мы назвали много … (слов).

Выставляются полоски – символы слов.

Посмотрите на полоски, это – домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков). Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово. (Логопед произносит слова медленно, шёпотом, а дети громко и слитно).

Куукллаа, ммячиик… (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками).

Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую – вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова). Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук – поднимите кружок. (Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ).

  1. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, кайка, зуйка, туколка, куколка, муколка, мячик, рячик, вячик.

4. Ознакомление с понятием «слова-действия». Актуализация глагольной лексики

Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это?) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это?) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает?)

Выставляются картинки с изображением петуха, котёнка, коровы, зайца

Что делает петух? (Стоит, кукарекает, поёт, клюёт). (Подбор глаголов к словам котёнок, корова, заяц).

Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Стоит, лежит, ходит, машет). Что делает Аня? (Установка на выполнение действий даётся шёпотом). (Прыгает, ходит, машет). Кукла и Аня выполняли похожие действия. Чем отличается кукла от Ани? (Рассуждения детей).

5.Физминутка

Игра «Угадай-ка». Сейчас вы построитесь в круг. Я закрою глаза и буду считать до пяти, а вы в это время должны сделать круг. Раз, два, три, четыре, пять, глаза мне можно открывать? Угадайте, что я делаю? (Логопед имитирует действие, дети повторяют и называют. Игра продолжается по типу игровых действий «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа

Что мы делали? (Танцевали, бегали, скакали, веселились). Мы называли слова-действия.

Выставляется игрушечная машина.

Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит)

Добавляется ещё одна машина.

Что делают машины? (Стоят, едут, сигналят, тормозят). (Имитация езды на машине). Ваня едет, а дети … (едут). Паша везёт груз, а Толя с Колей … (везут груз). Дима сигналит, а Аня с Димой …(сигналят).

7. Голосовые и дыхательные упражнения

Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук у шёпотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесём звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.

8. Выполнение поручений из двух-трёх действий. Усвоение глаголов прошедшего времени

Логопед даёт поручение одному ребёнку шёпотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос: что сделала Таня? Задание даётся всем детям.

Встаньте, сделайте шаг вперёд, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли руку, наклонились). Какие слова вы называли? (Слова-действия).

9. Обозначение глаголами работы отдельных органов человека

Что мы делаем руками? Что мы делаем ногами? Что делает наше сердце? Что делает наша голова? Каждый человек должен заботиться о своём теле. Что надо делать, чтобы иметь здоровое тело? (Рассуждения детей. Обобщение логопеда).

10. Закрепление понятий «слова-действия»

«Положите» в сундучок слова-названия предметов. (У каждого ребёнка лежит коробочка со счётными палочками). А сейчас положите слова, обозначающие действия предметов, животных, людей. Очень много слов в моём сундучке. Спасибо вам!

11. Итог занятия.

Конспект занятия

Тема:
« Слова, обозначающие действия предметов»
Цель:

закрепление понятия «слова — действия». Дифференциация грамматической формы единственного и множественного числа слов-действий.
Задачи:
1. Образовательные — уточнить знания о словах действиях; — формировать умение использовать в речи грамматические формы (единственное и множественное число). 2.Коррекционно — развивающие — развивать произвольное внимание; — развивать слуховую память; — развивать тонкую моторику кистей рук; — развивать мышление (операции анализа, соотношение с образцом и обобщение) 3.Воспитательные

-воспитывать интереса к занятию,

— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность

— воспитывать аккуратность при письме в тетради, самостоятельность при выполнении заданий.

Ход занятия

1.Орг. момент

Поприветствуем гостей-

Нашей школы учителей

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

На уроке будьте старательными, Будьте спокойными и внимательными. Говорите четко, внятно Чтобы всем было понятно.

2. Психологический настрой на работу.

— На каждом уроке вы узнаете что-то новое. С каждым днём вы узнаете всё больше и больше. Я желаю вам и на этом уроке узнать новое, интересное.

-А какими вы будете на уроке? Повторите за мной

Аутотренинг

Я буду внимателен.

Я всё запомню.

Я хочу узнать новое.

Я готов! Я готова!

  1. Актуализация знаний.

— Как можно назвать одним словом все, что нас окружает?

— На какие вопросы отвечают слова-предметы?

— На вопрос кто отвечают живые слова — предметы. На вопрос что? — неживые слова предметы. В предложениях слова — предметы подчёркиваем? (одной чертой).

— На столах у вас лежат карточки с условными обозначениями. Я буду показывать картинки, если предметы живые, то карточка с вопросом кто? Если неживые что?

4.Введение в тему

— Ребята, чем вы занимаетесь на логопедических занятиях? ( Мы … пишем, читаем, говорим)… (различные варианты ответов). — И сегодня мы будем учиться правильно и чётко проговаривать слова, отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать.

Ребята, какое у нас сегодня число и месяц? Время года? (число, месяц, время года).

5. Сообщение темы занятия.

Сегодня я к вам пришла на занятие не с пустыми руками, а приготовила сюрприз. Принесла красивый портфель. Давайте посмотрим, что в нём лежит. (Логопед каждому ребенку предлагает достать из портфеля предмет. В портфеле лежат: карандаши, ножницы, ручка). Таня, достань предмет. Что у тебя? ( У меня карандаш). Ваган, достань предмет. Что у тебя? (У меня ножницы). Саша, достань предмет. Что у тебя? (У меня ручка). А Илюша и Алёша будут отвечать на вопросы. Таня, что ты будешь делать карандашом? ( Я буду рисовать). Рисуй солнышко. Илюша, что делает Таня? (Рисует). Ваган, что ты будешь делать ножницами? (Я буду резать). Режь лист. Илюша, что делает Ваган? (Режет). Саша, что ты будешь делать ручкой? (Я буду писать). Напиши своё имя. Алёша, что делает Саша? (Пишет0. Кто был внимательным? Какой вопрос я задавала? (Что делает?) ( Демонстрация карточки с вопросом – «что делает?»)

А что делают наши гости? (Гости сидят, смотрят, слушают, записывают).

Правильно. А теперь посмотрите на картинку. (Демонстрация картинки, на которой изображены ученики, которые сидят, слушают) — Что делают ученики? (Ученики сидят, смотрят, слушают). Какой вопрос я задала – «что делают?» (Демонстрация карточки с вопросом – «что делают?»). — Как много интересных слов вы сейчас назвали: пишет, рисует, режет, сидят, слушают. Это всё — слова действия. А на какие вопросы отвечают слова действия? (Обратить внимание детей на доску, на которой висят карточки с вопросами:

(«Что делает?», «Что делают?»). Тема нашего занятия – слова – действия. — Прочитаем хором. (Дети: читают название темы). Это — очень важные слова. Без них мы не можем рассказывать, отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Отгадайте мою загадку: Есть большой и светлый дом Почемучек много в нём И пишут они и считают, Творят, о будущем мечтают. Что это? ( Это школа). Что ученики делают в нашей школе? (В школе пишут, считают, решают).

6. Работа по употреблению слов — действий, отвечающих на вопрос «что делает?», «что делают?».

Давайте заглянем в окна нашей школы и посмотрим, чем занимаются ребята?

Что делает девочка? (Девочка поёт). Назовите слово – действие. (Поёт). На какой вопрос отвечает это слово? (Слово отвечает на вопрос «Что делает»?) Действие выполняет один человек или много? ( Один человек). (Под табличкой с вопросом – «что делает?» Вывешивает слово «поет») Что делают дети? (Дети поют). Найдите слово – действие. (Поют). На какой вопрос отвечает слово «поют»? (Слово отвечает на вопрос «Что делают?») Действие выполняет один человек или много? (Много человек). (Под табличкой с вопросом – « что делают? — слово «поют») Послушайте меня внимательно: — «Что делает?- Поет». «Что делают? – Поют». Вы услышали, что вопросы у нас разные. Если действие выполняет один человек, мы задаем вопрос «Что делает?», если действие выполняют много людей – вопрос «что делают?» ( Обратить внимание детей на карточки на доске для зрительной фиксации). Что делает девочка? (Девочка пишет). Где слово – действие? (Пишет).

(Карточка дается ученику со словом «пишет»). — На какой вопрос отвечает слово — действие? (На вопрос «Что делает?») Прикрепи карточку в нужный столбик. (Ребенок прикрепляет карточку к доске). Что делают дети? (Дети пишут). Какое слово – действие? (Пишут0. ( Карточка предлагается ребенку со словом «пишут»). На какой вопрос отвечает слово- действие/ ( Слово-действие отвечает на вопрос «что делают?») Подставь карточку со словом в нужный столбик.

Что делает девочка? (Девочка танцует).

Где слово – действие? (Танцует). На какой вопрос отвечает слово- действие? (Слово-действие отвечает на вопрос «что делает?» Подставь карточку со словом в нужный столбик. Что делают дети? ( Дети танцуют). Где слово – действие? (Танцуют). На какой вопрос отвечает слово — действие? (Слово-действие отвечает на вопрос «что делают?») Как много интересного делают ребята в школе. — Прочитайте слова в первом столбике. (Поёт, пишет, танцует) На какой вопрос отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопрос: «Что делает?) Прочитайте слова во втором столбике? ( Поют, пишут, танцуют). На какой вопрос отвечают эти слова? ( Эти слова отвечают на вопрос: «Что делают?») Запомните ребята — Если действие выполняет один человек (или предмет), мы задаём вопрос — что делает? А если действие выполняют несколько человек (или предметов), то мы спрашиваем — что делают? Запомнили? Давайте повторим: если действие выполняет один человек (или предмет), мы задаём вопрос -«Что делает?» Если действие выполняют несколько человек (или предметов) то мы спрашиваем — «Что делают?» Слова — действия подчёркиваем двумя чертами. Откройте тетради и запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, отвечающие на вопрос — что делает? Во второй столбик – что делают? Подчеркните слова действия двумя чертами. Молодцы, ребята, закройте тетради.

7. Физ. минутка. Логопед: — Ребята в нашей школе танцуют, поют, давайте и мы

выполним движения. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись, И к друг другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом все тихо сели.

Скоро у нас каникулы. Мы должны хорошо отдохнуть, набраться сил. Лучше всего отдыхать на природе. Давайте с вами отправимся в лес. Какое у нас сейчас время года? (Весна) Мы отправимся с вами в весенний лес. Весной с юга к нам летят перелётные птицы. Лес оживает и наполняется птичьими голосами. Давайте с вами слушать и отгадывать, чьи голоса звучат.

(Голос кукушки, голос вороны, голос воробья, уханье совы, стук дятла)

Кукушка (что делает?) кукует. Ворона (что делает?) каркает. Воробей (что делает?) чирикает. Сова (что делает?) ухает. Дятел (что делает?) стучит. Птицы (что делают?) клюют, летают, вьют.

Возьмите карточки. Запишите и подчеркните слова-действия.

8. Гимнастика для глаз.

9. Составление устного рассказа с использованием слов – действий. Посмотрите на лесную полянку. Кто живёт на лесной полянке? ( Птицы, заяц. дятлы, ежи) Что растет на полянке? (Деревья, кусты, ландыши). Давайте свами составим рассказ о нашей лесной полянке. У вас на столах лежат предложения. На каждом листочке стоит цифра. Мы будем собирать текст из предложений по порядку. А вместо точек вы должны подобрать слова-действия, выбирать подходящее из скобок0 Я начинаю. Моё первое предложение. Пришла весна. У кого второе предложение?

2 В лесу …(поют) птицы.

3 предложение: Дятлы звонко … (стучат) по стволу.

4 предложение: Вот под кустом …(прыгает) заяц.

5 предложение: В траве …(шуршат) ежи.

6 предложение: Под деревом …(цветёт) ландыш.

Молодцы. Нам пора возвращаться в школу.

9. Итог занятия. Оценивание деятельности. Наше занятие подходит концу. Вспомните, о каких словах мы говорили на сегодняшнем занятии. ( Мы говорили о словах действиях). На какие вопросы отвечают слова действия? (Слова-действия отвечают на вопросы «Что делает?» «Что делают?) Правильно, ребята! Как мы подчёркиваем слова-действия? (Двумя чертами). Вы сегодня хорошо работали на занятии: были внимательными, слушали, правильно отвечали на вопросы. Мне было очень приятно с вами заниматься. Наше занятие окончено.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]