Совпадает ли разделение слов на слоги и деление для переноса?
Деление слова на слоги имеет отношение к фонетическому (звуковому) анализу слова. Слово же для переноса мы делим, учитывая разделение на слоги, но все же по морфемам. То есть перенос, по возможности, проходит по границе морфем.
Допустим, если в слове имеется удвоенная согласная (рассмеяться), при делении на слоги удвоенный согласный всегда переходит в следующий слог (ра-ссме-я-ться), при переносе же полагается одну букву оставлять на одной строке, а другую переносить (деление для переноса: рас-сме-ять-ся). Правило, что слово переносится по слогам, означает, что на строке не может быть оставлена или перенесена часть слова меньше слога.
Как правильно делить на слоги
Существуют две фонологические школы: Московская и Ленинградская. В них существуют разные правила деления слов на слоги. Чаще всего в школьных учебниках используется система, предложенная Р. И. Аванесовым (Московская фонологическая школа). С его точки зрения, слогораздел проходит в месте наибольшего перепада звучности. Это значит, что преобладают открытые слоги, потому что гласный звук намного более звучный, чем почти любой согласный. Пример: ко-сто-чка, Лю-дми-ла, про-стой.
Однако если после гласного следует сонорный (л, м, н, р, й), а за ним шумный, то перепад звучности между сонорным и шумным получается больше, чем между гласным и сонорным, и тогда слогораздел проходит между сонорным и шумным: про-стран-ство.
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Слоговой анализ и синтез слова»
Тема: Слоговой анализ и синтез слова.
Цели: закреплять у детей умение делить слова на слоги, дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласный из слов, составлять слова из слогов.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Здравствуйте ребята. Сейчас первыми сядут те ученики на свои места, которые назовут слово из двух слогов. (Дети называют и садятся на свои места). Запись в тетради даты.
2. Деление слов на слоги. Выделение голосом гласных»
3. Произнесение слов по слогам с опорой на наглядный материал.
Слово «горы» произнесем по по слогам. -«Го» — какой гласный вы слышите в этом слоге? (О). А в слоге «РЫ»? (Ы) -Сколько слогов в слове «Горы»? (Два). — Слово «машина».Сколько в нем слогов? Отхлопаем количество слогов. Выделите гласные голосом. (А, и, а). Что вам помогло определить количество гласных в слове? (Количество слогов).Вывод: количество слогов в слове зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове. * Работа с картинками. Детям раздаются листы с изображенными на них картинками. Внизу , под каждой картинкой составлена звуковая схема, графическая (пустая). Дети должны закрасить красным карандашом квадратики, соответствующие гласным звукам в названии картинок. Ранец , самолёт, роза, шарф. Делается вывод о количестве слогов в словах –названиях картинок.
4. Графический диктант.
На доске магнитом прикрепляются картинки: рама, рыба, цветы, кубик, тачка, юуквы, кошка, санки. Детям предлагается назвать эти слова и записать графические схемы в тетрадь с обозначением гласных букв: а а , ы а,…и т.д. Т.е. черточками обозначается количество слогов в слове, а над каждой из них надписывается гласный, который слышится в этом слоге.
5. Работа с предложением, зашифрованным в картинках.
Детям предлагается отгадать по первым слогам картинок все предложение из трех слов.
1 слово. Картинки: тапочки, телевизор (Тане)
2 слово. Картинки: попугай, дача, рисунок, липа (подарили).
3 слово. Картинки: курица, бирюза, кинотеатр (кубики).
Получившееся предложение записывается в тетрадь. Простым карандашом дети делят в не слова на слоги вертикальными черточками. Гласные выделяют красным карандашом.
6. Разгадывание ребусов.
На доску вывешиваются ребусы. Дети определяют в них количество гласных и слогов. — Во (Вокруг. 2 слога, 2 гласные:о,у) — Лес-ник (изображенный лес+ник); — За-слон-ка; — Во-рот-ник; — Га-мак (цветок); — Пар-ник
7. Игра «Волшебный поезд» На доске размещается поезд (картонный) и 3 вагона с кармашками.
— Ребята, это – волшебный поезд .Сегодня он повезет слова –картинки, но свое движение он начнет только в том случае, если вы правильно разместите картинки. В первом вагоне – поедут слова-картинки, в названии которых 1 слог. Во втором – 2 слога, в третьем – 3. Поехали!!(Дети выходят к доске, берут картинку и размещают ее в нужный вагон, в зависимости от количества слогов в слове.
8. Составление слов из слогов.
На доске написаны разные слоги, дети должны составить из них слова. Кто больше? (Слоги: Сто, шка, воз, гу, гор, пуш, бу, си, кА, фы, лы, дух,…).
9. Игра «Цепочка слов».
Продолжи цепочку: последний слог в слове – является началом нового слова. Бумага – гараж… (и т.д.)Дети выходят к доске и записывают слова по очереди.
10. Итог занятия.
— Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? — Что помогло вам определять количество слогов в словах? — Что вам понравилось на занятии?
Автор материала: Услугина Ольга Николаевна
Также по теме:
Звуко-слоговой анализ и синтез
конспект урока обучения грамоте по теме:» Деление слов на слоги»
Для решения поставленных задач я использовала такую структуру урока, этапы которой работают на реализацию целей урока.
В начале урока я настроила детей на позитивные эмоции, мобилизующая часть. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
Так как это урок изучения нового материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок отгадку загадок, кроссворд. Создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока. Главный этап урока — формирование новых знаний. Перед детьми поставлена проблема, и путём размышлений и исследований они «открывают» новое, находят решение. На разных этапах урока подача материала шла от более простого к сложному. Ответы на начальном этапе были ошибочные и разноплановые, от задания к заданию дети работали лучше, проводили самооценку своих знаний.
Материал содержания урока был подобран в соответствии с поставленными целями. Я применила такие формы работы с заданиями, которые подчёркивали непрерывное движение ребёнка от практического использования языка к «открытию» его устройства и осознанному, а поэтому более совершенному владению им:
— фронтальная работа (повторение алгоритма);
— работа у доски, отработка умения работать с интерактивной доской, чувство комфортности на уроке;
— индивидуальная работа – позволяет вырабатывать внимание учащихся, сосредоточенность, умение использовать новые знания.
— работа в паре — служит для психологической разгрузки, снятия страха перед ошибкой;
— творческая работа — служит для развития связной речи учащихся и создания на уроке атмосферы добра, доверия, уважения друг к другу.
Рефлексия урока показала, что большинство детей поняли новый материал, эмоционально удовлетворены. Я, следовательно, могу сделать вывод, что многообразие форм работы, смена мыслительных действий позволили мне решить поставленные задачи урока.
Я считаю, что мне удалось объяснить новый материал, и использование проблемного метода обучения оказалось наиболее эффективным. Все этапы урока позволили детям закрепить полученные знания, повторить применение алгоритма в своей работе.
Смена видов деятельности и интересные задания помогли сохранить самочувствие и настроение детей, продуктивную мотивацию учения. Таким образом, я считаю, что формы, методы и приёмы, игровые технологии, которые использовала на уроке, помогли в полной мере достичь основной цели урока: познакомить детей со способами деления слов на слоги. На уроке были использованы потенциальные возможности для обучения: нацеленность учебной работы на совершенствование видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения. Шло развитие лингвистического мышления детей, их языковой интуиции, природного чувства слова, интереса к изучению языка. Результат был очевиден.
Что такое слог
Слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха.
Слогообразующим звуком в русском языке является гласный. То есть в слоге обязательно должен быть гласный звук, он и составляет основу.
Иногда, если в слове встречается три-четыре согласных рядом и среди них есть сонорный [р] или [л], он берет на себя слогообразующую функцию: Александр, смысл. Тогда мы произносим слово с небольшим призвуком возле слогообразующего согласного. Но в школе такой слог выделять не принято.
Кроме гласного, в слоге могут оказаться согласные звуки, но их может и не быть: о-сень.
Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный) и закрытыми (оканчиваются на согласный).
Некогда в русском языке были только открытые слоги; в процессе развития языка исчез ряд гласных, количество слогов сократилось и часть из них стали закрытыми.