Конспект итоговой подгрупповой логопедической НОД в старшей группе.
Цель: Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
- Закрепить умения определять «гласный звук;
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
- Продолжить формирование лексико- грамматических категорий;
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
- Корригировать произношение;
- Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- Корригировать и развивать слуховое восприятие;
- Корригировать речевое дыхание;
- Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки;
- Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной посадкой ребенка;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- Чередовать статические и динамические упражнения;
- Соблюдать режим охраны зрения.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Методы и приемы:
Наглядный (пособия, картинки);
Словесный (совместная речевая деятельность);
Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
Практический (выполнение заданий, упражнений).
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слогов и коротких слов, деление слов на слоги, работа с предложением.
Длительность: 25 минут
Количество детей: 3 человека
Материал: предметные и сюжетные картинки, звуковые схемы, индивидуальные зеркала, цветные карандаши, слайдовая презентация
Место проведения: кабинет логопеда
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, а вы мне поможете.
Дети рассаживаются в кружок на полу.
2. Сообщение темы занятия, актуализация имеющихся знаний.
Жили-были на свете три богатыря: Рома, Саша и Расул. Собрались раз богатыри в дорогу дальнюю, дорогу трудную, мир посмотреть, себя показать.
Логопед: Страшно вам, богатыри?
Дети: Нет! Не страшно!
Логопед: Справитесь ли, богатыри?
Дети: Справимся!
Логопед: Стали богатыри готовиться к походу долгому: силу пробовать.
2.1. Проводится биоэнергопластика. Дети перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения в содружестве с движениями рук:
Широко улыбнулись, пальцы сильно разведены в сторону;
Потянулись: губы «хоботком», пальцы в щепотку;
Широко улыбнулись, пальцы сильно разведены в сторону;
Широко открыли рот; пальца выпрямили;
Делают «Лошадку», присасывают широкий язык к нёбу, пальцами щелкают;
Широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот открыт, губы улыбаются, ладони лежат спокойно;
Заворачиваем края широкого языка «чашечка» и дуем в него, соединяем ладони в «чашечку».
2.2. Логопед: Размялись богатыри, силу померили, и стали вещи собирать в мешки походные. Но мешки у богатырей непростые, — волшебные. Много разных предметов можно в них сложить, но с условием: У Ромы в мешок можно сложить только те предметы названия которых начинается на звук С, у Саши в мешок можно сложить только те предметы названия которых начинается на звук Р, а Расул в мешок может сложить только те предметы названия которых начинается на звук Ш.
Перед детьми картинки с изображением разных предметов. Дети выполняют задание: выбирают нужные картинки из предложенных.
2.3. Логопед: Собрали богатыри вещи, взвалили мешки себе на плечи и отправились в путь. Долго ли, коротко ли, пришли на перекресток трех дорог. Стоят, спорят, по какой дороге путь продолжить. Долго бы спорили, но ворон, сидевший на указателе, вдруг заговорил: « Я укажу вам безопасный путь, если вы зашифруете мое послание».
Дети составляют слоги из звуковых схем.
Логопед: Указал ворон дорогу богатырям, и отправились они дальше.
2.4. Логоритмическое упражнение:
Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли. | Шаг марша. |
Петлять тропинка начала Среди высоких трав, По ней шагаем мы легко, Головушку подняв. | Ходьба «змейкой». |
Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали. | Прыжки с продвижением вперед. |
Впереди течет ручей, Подходите поскорей. | Ходьба на носках, руки — в стороны. |
Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем. Лес весенний увидали И к нему все побежали. | Бег по кругу. |
Логопед: Впереди лес. А в лесу много… (дети называют с опорой на картинки) деревьев, грибов, птиц, зверей, ягод (Р.П. сущ. в множ.ч.).
Логопед: Вышли на опушку. А там избушка на курьих ножках. Стоит кряхтит, поскрипывает, с ноги на ногу переступает.
— А кто в той избушке живет?
Дети отвечают.
2.5. Логопед: Баба Яга в окошко смотрит, гостей в дом приглашает, только избушка не поворачивается к богатырям. Чтобы она повернулась, надо за ней упражнения повторить:
Дети выполняют кинезиологические упражнения:
поднимите правую руку и левую ногу;
дотроньтесь левой рукой правого глаза и т.п.
2.6. Логопед: Повернулась избушка. Вошли богатыри в дом. А в доме том, все вверх дном.
Логопед: Ребята, рассмотрите внимательно картинку и расскажите, где должны находиться эти предметы (понимание и употребление простых предлогов).
Дети разглядывают картинку и «убирают» вещи на место (Цветы стоят в вазе. Платье висит в шкафу).
Логопед: Пока богатыри в доме порядок наводили, Баба Яга на стол накрыла.
2.7. Логопед: Ребята, выберете себе картинки. Рассмотрите, что на них изображено. Расскажите, каким чаем вас угощает Баба Яга.
Перед детьми разложены картинки с изображением чашек с чайными пакетиками и картинки с изображением пирожков. Дети выбирают себе картинки (словообразование и словоизменение, согласование существительных с др.ч.речи).
Дети: чай с клубникой – клубничный и т.п. Пирожки с капустой и т.д.
Логопед: Чай горячий. Стали богатыри на чай дуть.
2.8. Дыхательная гимнастика (Дети дуют через трубочку в стакан с водой. Вдох короткий быстрый, выдох медленный длинный)
Логопед: Поели богатыри и дальше в путь отправились. А Баба Яга им клубочек волшебный приготовила. Только клубочек этот сначала отыскать надо.
2.9. Логопед: Ребята, рассмотрите картинку и найдите такой же мячик, как в рамочке. Обведите его (развитие внимания и мышления).
Дети выполняют задание.
Логопед: Привел их клубочек в городок. Где все запутано. И не могут жители городка разобраться сами.
2.10. Логопед: Ребята, послушайте внимательно предложения и посмотрите картинки. Расскажите, что мы можем изменить.
Игра «Закончи предложения, правильно» Рыбак поймал…(рыбу). Портниха шьет…(платье). Хозяйка кормит…(гуся). Мама стирает…(платок). Собака догоняет…(мальчика).
Дети выполняют задание.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: Наши богатыри так устали, что решили вернуться домой. Много они повидали, многим помогли, себя показали, пора и домой возвращаться. А дома их ждут родные и друзья, которым наши герои расскажут о своих приключениях.
Дети делятся впечатлениями от занятия.
Конспект группового логопедического занятия для младших школьников (3-4 класс)
Конспект группового занятия для младших школьников (3-4 класс) «Умные слова: через игру к совершенству» в рамках международного дня русского языка
Подготовила: учитель-логопед Вавинова Елена Владимировна Длительность занятия: 45 минут. Возраст детей: младшие школьники (3-4 класс). Форма: занятие-викторина. Цель: закрепление полученных знаний по русскому языку. Образовательные задачи: систематизировать и обобщить знания по русскому языку. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, взаимодействие зрительного, слухового, рече-двигательного анализаторов. Воспитательные задачи: воспитывать уважительное уважение к русскому языку, умение взаимодействовать в группе. Материально–техническое оснащение: компьютер, доска, индивидуальные карточки, наглядные пособия, карандаши, ручки, магниты.
Ход занятия
Орг.Момент. Приветствие. Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем путешествовать. А путешествовать мы будем в страну «РУССКОГО ЯЗЫКА». Для путешествия нам надо разделиться на две команды и выбрать капитанов. И каждая команда должна придумать себе название. Основная часть. Страна русского языка находится далеко и добраться до ней трудно. Посмотрите какой нам предстоит путь, на котором встречаются преграды. И девиз нашего путешествия: Читаем вместе и дружно. «Мы будем помнить каждый миг Наш лучший друг –родной язык! Готовы к путешествию, начинаем! За каждое правильно выполненное задание команда получает часть карты путешествия. Победит та команда, которая соберет всю карту страны «Русского языка». 1. Игра «Катер» Чтобы поплыть на катере, нам надо выполнить задание про него. Из букв собрал я слово КАТЕР, нам покататься можно, кстати, Ведь в слове КАТЕР есть река. Скорее в путь, пока, пока! Куда поедем — добрый катер мне подсказал, что к тете КАТЕ. Но разве слов других в нем нет — мчит КАТЕР мой быстрей РАКЕТ. И подсказал опять мне катер искать себе маршрут по КАРТЕ. Выходим в море. Хватит РЕК. Ура! Причалили. АРТЕК. Кто догадался, какое будет задание. Из букв заданного слова составить новые слова. 1 команда получает слово «светофор» (свет, совет, трос, торс, рост) 2 команда- «морковка» (комар, корка, мрак, корм, кора) (Получаем части карты). 2. Плывем на катере дальше. Опять остановка. Нам надо выполнить какое-то задание. Где искать задание, мы узнаем если отгадаете загадку. Мой белый брат во льдах живет Рыбу ест морскую А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную (Медведь лежит на столе, а в нем напечатано задание. Кто первый отгадает загадку, читает её вслух) 3.Задание. «Собери предложения» От каждой команды идут представители к доске, где из слов собирают предложения. Кошка спит на мягкой кровати. На деревьях шумит весенняя листва. В овраге за лесом журчит быстрый ручей. Лиса на цыпочках тихонько подходит к дереву. В будке около дома жила злая собака. Молодцы. Команды получают ещё части карты. Плывем дальше. Физминутка. Мы с вами по попали в болото. Чтобы из него выбрать придется поиграть с лягушками. Нам надо встать, глазами смотреть за лягушками и можем повторять за ними движения. Итак, нам надо двигаться дальше. Какой у нас девиз. Повторили все вместе 4. Игра «Шифровальщик» Угадай какое слово зашифровано. Но нам с вами надо подобрать ключ к шифру, для это отгадайте загадку. На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (алфавит) (совокупность знаком на письме, букварь -книга) A-1; Б-2; В-3; Г-4; Д-5; Е-6; Ё-7; Ж-8; З-9; И-10; Й-11; К-12; Л-13; М-14; Н-15; О-16; П-17; Р-18; С-19; Т-20; У-21; Ф-22; Х-23; Ц-24; Ч-25; Ш-26; Щ-27; Ъ-28; Ы-29; Ь-30; Э-31; Ю-32; Я-33. Например: звук — 9,3,21, 12. 1 команда — 17,10,19,1,20,30 (писать) 2 команда — 25,10,20,1,20,30 (читать) Теперь — каждая из команд должна зашифровать одно слово, а в вторая его отгадать. Молодцы. Собираем части карты. 5. Игра «Расставь точки» Идем дальше. И нам предстоит с вами правильно расставить точки. Ко мне идет капитаны каждой их команд и выбирают задание для своих команд. Лев и мышь ЛЕВ СПАЛ СЕРАЯ МЫШКА ПРОБЕЖАЛА ПО ЕГО ТЕЛУ ОН ПРОСНУЛСЯ И ПОЙМАЛ ЕЁ МЫШКА СТАЛА ПРОСИТЬ ОТПУСТИТЬ ЕЁ ОНА ПООБЕЩАЛА СДЕЛАТЬ ЕМУ ДОБРО ЛЕВ ОТПУСТИЛ ЕЁ Путешественники У ОДНОГО МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ ЖИЛИ ДВА ЛИСЁНКА ЭТО БЫЛИ ШУСТРЫЕ И БЕСПОКОЙНЫЕ ЗВЕРЬКИ ДНЁМ ОНИ СПАЛИ ПОД КРОВАТЬЮ НОЧЬ ПРОСЫПАЛИ И НОСИЛИСЬ ПО КОМНАТЕ ДО САМОГО УТРА Итог. Кто скажет по какой стране мы сегодня путешествовали? Какой нас девиз? Молодцы. Каждая команда получает части пазла. Ваше задача собрать всю карту. Все детали мы приклеиваем на лист бумаги. Список использованной литературы.
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическкого слуха. Ч.2.-М.: Книголюб, 2005.-126с. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. .-М.: Книголюб, 2006.-144с. 3. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. –М.: Генезис, 2014. 4. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. –М.: Генезис, 2009. Использованные интернет–ресурсы. 1. сайт для детей: песни, загадки, раскраски, игры.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом Логопедическое занятие в 4 классе Урок логопедии для детей с интеллектуальной недостаточностью, 4 класс. Конспект с презентацией Конспект логопедического занятия с презентацией, 4 класс. Изложение «Грачи прилетели»
Похожие статьи:
Конспект открытого логопедического занятия, 2-3 класс