Перечень логопедических заболеваний у детей
У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.
На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.
Основные формы болезней речевой системы
Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.
Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.
Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев).
Данная форма логопедического нарушения у дошкольников сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, трудность в чтении, письме. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произношения слов, иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.
Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.
Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.
Логопедическое представление на дошкольника для ПМПК
Логопедическое представление для ПМПК
на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 11» г. Кудымкара
(Ф,И,О.), …. г.р.
Дарья Х. посещает старшую группу МБДОУ «Детский сад № 11». Занимается на дошкольном логопункте с января 2022 года индивидуально. Ранняя коррекционная работа с девочкой была затруднена по причине длительного непосещения ДОУ по различным причинам.
Физическое развитие по возрасту. Состояние слуха и зрения в норме. В анамнезе раннего речевого развития отмечается грубое отставание: появление первых слов («мама», «папа») — к 3 годам; простая фраза – к 5,5 годам.
Речевая среда и социальные условия неблагополучные. Семья многодетная, полная (отчим). Мама индифферентно относится к речевым проблемам дочери, развитию ребенка уделяет внимание недостаточно. Все члены семьи русскоязычные.
Даша контакту доступна, но потребность общения у нее слабо выражена. Отсутствие стремления к общению связано с речевыми трудностями. Коммуникативная функция речи нарушена, речь состоит из отдельных слов и звукоподражаний. Взамен отсутствующей речи использует жест, мимику, интонацию.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Имеются особенности артикуляционной моторики при выполнении двигательных проб по показу: тонус языка напряженный, объем движений неполный, смазанность перехода от одного движения к другому. Выраженные гиперкинезы и саливация не наблюдаются. Голос звонкий, интонационно выразителен.
Мелкая моторика недостаточно развита. Пробы Хэда выполняет выборочно, движения рук неточные. Мышечный тонус повышен. Ведущая рука — правая. Неправильно держит карандаш, нажим — сильный. Вырезание ножницами затруднено. Общая моторика нарушена в слабой степени.
Восприятие речи и понимание не нарушены. Хорошо улавливает интонацию окружающих.
Собственную речь Даши можно охарактеризовать, как отсутствие общеупотребительной речи. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной речи, импрессивная речь более развита. Недоразвитие речи носит системный характер.
Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Активный запас слов значительно меньше пассивного — это несколько понятных, часто употребляемых девочкой слов, простых по слоговому составу («да», «дай», «дом», «мама», «пока», «туда», «Даша»). По просьбе взрослого ребёнок пытается назвать предмет, но получается звукокомплекс из 2-4 звуков. Повторить отраженно или сопряженно слово не получается. Послоговое проговаривание слова затруднено, требуется многократное повторение каждого слога. Часто вместо слов-предметов использует звукоподражания («ням-ням» — все продукты, «му» — корова, овца, баран, «би-би» — разный наземный транспорт, «мамашки» — цветы и.п.). Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет (указывает на предмет аналогичного цвета), форму (рисует пальчиком), величину предметов (имеются в активе «больши», «малешки»). Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Выявляется сужение значений слов.
Нарушение звуковой стороны речи проявляется в неустойчивом произношении шипящих звуков, отсутствии звуков [р]. [р‘]. [л]. Слоговая структура грубо нарушена. Доступны для произнесения самостоятельно и вслед за взрослым слова, состоящие из 1 слога и слова из 2 открытых слогов. Функции фонематического слуха несформированы. Не дифференцирует звонкость-глухость. Фонематическое восприятие в стадии начального формирования: правильно выделяет в слове начальный гласный звук.
Словоизменение затруднено. Не умеет пользоваться средствами словообразования. Понимает, но не использует в речи предлоги. Употребляет простое двухсловное предложение («Это тут?» «Тетя, пока», «Я бабаю», «Дём (идём) туда?»). Несформированы все виды связной речи.
В знакомой обстановке речевая активность у Даши повышена: пытается сказать, используя мимику, жесты, голос и интонацию. Познавательная деятельность снижена. Поведение девочки на занятиях, в свободной деятельности спокойное, изредка проявляется суетливость, двигательное беспокойство. Часто играет одна. Навыки самоконтроля развиты слабо.
В течение трех месяцев коррекционно-логопедической работы с девочкой нарушение не устранено, но наблюдается небольшая положительная динамика.
Логопедические занятия направлены на развитие мотивационной основы речевой деятельности, самостоятельной речи. На занятиях идет коррекционная работа на лексическом уровне, работа над слоговой структурой слова Коррекция звуков ведется параллельно.
Логопедическое заключение:
ОНР (I – II уровень).
Рекомендации:
определение дальнейшего образовательного маршрута.
30.04.2019 Учитель-логопед_______/________
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 11»________ /_______
Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК
Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк
Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.
Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.
Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.
Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду
Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк
Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.
Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.
Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.
Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.
Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.
Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.
Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.
Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.
Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК
Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.
Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.
Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.
Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.
Подсказка для напиания логопедической характеристики
ХАРАКТЕРИСТИКА
Строение нормальное или с отклонениями: Выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. ГУБЫ (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма), ЗУБЫ (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма), ПРИКУС (открытый передний, открытый боковой, норма), СТРОЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ (прогения, прогнатия, норма), ЯЗЫК (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма), ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА (короткая, натянутая, приращенная, норма), МАЛЕНЬКИЙ ЯЗЫЧОК (отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону) НЕБО (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма).
Просодика
Просодич. сторона речи нарушена; сформирована с отклонениями; отклонений не имеет
ГОЛОС (тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, резкий, крикливый, назализованный, затухающий, нормальный) ТЕМП (очень быстрый, ускоренный, нормальный,замедленный) МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ (вырази-тельная речь, маловыразительная, монотонная лишена сложных и тонких эмоциона-льных оттенков) ДЫХАНИЕ (нормальное, прерывистое верхнее, шумное; слабый укоро-ченный выдох)
Фонематическое восприятие
— трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
-при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
— невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие важ-нейший механизм развития произношения.
Артикуляционная моторика
Движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность перехода от одного движения к другому есть, нет; выражен период включения в движение; в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность; истощаемость движений.
3вукопроизношение
Произношение нормальное; искажение; отсутствие звука, замена, смешение произношения; мономорфное, полиморфное нарушение. Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных.
Звуко-слоговая структура
Отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение слогов — молоток — «моток»; упрощение слогов, опускание слогов — стул -«туль»; уподобление слогов — табуретка — «татуетка»; добавление звуков, слогов — комната — «комонамата», стол — «сытол»; перестановка слогов и звуков — дерево — «деверо»).
Грамматический строй речи
тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу; развернутость предложения (длина в среднем); степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки; уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис; характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.
Языковой анализ
Пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, добавление букв и слогов, слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами, произвольное деление слов, раздельное написание приставок и корня
Словарь
Словообразование
— Бедность словарного запаса; неточность употребления слов; трудности актуализации словаря; значение употребляемых слов не соответствует действительному значению слова; не знает названий многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка), названий отдельных частей предметов (обложка, страница, рама, подоконник); В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда). Встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Наблюдается смешение слов одного рода, вида. Так, словом ботинки
дети называют
сапоги, туфли, галоши
; словом
рубашка
–
кофту, рубашку, свитер, куртку
. Преобладает «предметная соотнесенность» слова.
— Неправильное употребление рода существительных (один яблок); от существительных, имеющих только единственное число, образуют множественное число (много карандашов, много ежов); ошибки, при образовании форм множественного числа (теленки, поросенки, цыпленки, ягненки, числы и др.), образовании родительного падежа и винительного падежа множественного числа существительных (без обоих глазов, много мышов, книгов, куклов); неправильно образование слов с помощью приставки, суффикса, корня. трудности образования прилагательных от формы существительного (камень – каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками (влил – вылил – налил). В основном пользуется суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно.
Понимание логико-грамматических отношений
понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «Покажи, кто сидит, кто спит». Выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – «На чем ты сидишь?»понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее). понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди в кухню, принеси чашку». выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом «если». Понимает грамматическую форму предложений типа «Картина была нарисована Машей».
Связная речь
Смысловая целостность: В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. дети пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. На основе случайных ассоциаций они додумывают события, детали, которые отсутствуют в тексте.
Лексико-грамматическое оформление: простые нераспространенные предложения; простые распространенные предложения, включающие чаще всего прямое дополнение (Девочка рвет цветы), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу). В самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего и сказуемого, малоразвернуты. чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.
Самостоятельность выполнения: вопросно-ответной и ситуативной речи. нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке.
в характере связных высказываний большую роль играет мотивация.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (заключения)
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.
В логопедическом заключении определяются:
1) степень системного недоразвития речи,
2) нарушения устной речи,
3) нарушения письменной речи.
Примерные формулировки логопедического заключения:
• Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.
Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью
Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.
Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС
По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.
Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.
Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.
Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.