Давайте вспомним основу любого языка. Да-да, именно фонетику! Что это такое? Фонетика — область лингвистики, изучающая звуки. А звуки — важная часть нашего богатого и бесконечного языка. С их помощью, наша речь приобретает значение, выразительность и эмоционально окрашивается.
В систематизации русской фонетики существует 42 звука: из них 6 гласных и 36 согласных. С их помощью, мы на письме создаем буквы, они потом складываются в слова. Благодаря словам — мы строим предложения.
Основу мы вспомнили, а сейчас будем разбираться с лазейками в фонетике. Сегодняшняя тема — сонорные звуки. Мы подробно изучим понятие, как они создаются, а также в чем заключается основная характеристика.
Сонорные звуки в русском языке
Тренировка произношения сонорных звуков по книге
Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.
К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.
«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).
«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.
«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.
«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.
А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».
Отличительные черты
Как отличить сонанты:
- Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
- Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных. При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
- Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
- Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог, что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.
Характеристика сонорных звуков
В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.
Главная отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.
Образование звуков
Для образования звуков служит речевой аппарат. К нему относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы, нёбо. Все эти органы используются для того, чтобы человек мог произносить слова. Разные звуки образуются за счёт того, что на пути выдыхаемого воздуха появляются преграды: зубы, губы, язык, поэтому и звуки получаются разные. Попробуйте выдохнуть воздух при этом плотно сжав губы — получается звук [м].
При этом обратите внимание, что воздух выходит не через рот, потому что губы создали преграду, а через нос. Попробуем произнести ещё один звук. Выдыхаем воздух, но губы при этом сжимаем и разжимаем. Что получается? [б].
При образовании каждого звука речевой аппарат задействует определённые преграды для воздуха. В обычной речи мы не обращаем внимание, свободно проходит воздух или нет, потому что мозг подаёт сигнал, какие буквы нужно произнести в данный момент, всё происходит как бы само собой. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что каждый звук образуются по-своему.
Акустическая характеристика
Акустическая характеристика звуков
Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум). А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты. В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.
Согласные по способу образования шума
По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые), смычно-проходные, дрожащие (вибранты).
Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.
К смычным в русском языке относятся: [п], [п.’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].
Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.
Фрикативными согласными являются: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’], [й], [х], [х’]. Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.
В русском литературном языке есть две аффрикаты: [ц] (т + с) и [ч’] (т’ + ш’).
Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.
К носовым смычно-проходным относятся: [н], [ н’], [м], [м’]; к боковым — [л], [л ’] (бок языка примыкает к верхней челюсти).
Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р], [р’].
Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так: Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.
Таблица классификации согласных звуков в русском языке
Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Язычные | ||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Переднеязычные | Среднеязычные | Заднеязычные | |||
Зубные | Передненёбные | Средненёбные | Задненёбные | ||||
Смычные | Ротовые | [б] [ц] [б’] [п ’] | [д] [т] [д’] [т’] | [г ] [к ] [г’] [к’] | |||
Носовые | [м] [м’] | [н] [н’] | |||||
Щелевые | Срединные | [ в ] [ ф ] [ в ’] [ф’] | [ з ] [ с ] [з ’] [с’] | [ж ] [ш ] [ж’] [ш’] | [й] | [х ] [х’] | |
Боковые | [л ] [л ’] | ||||||
Африкаты | [ц] | [ч’] | |||||
Дрожащие | [р ] [р’] |
Сонорные звуки в логопедии
К логопеду чаще всего обращаются, когда требуется исправление неправильного произношения. Если ребёнок имеет хороший слух, но не может чётко воспроизвести звучные согласные, то такое явление в логопедии носит название «дислалия». В этом поможет коррекция речи с помощью специальных упражнений.
Причины проблем с произношением:
- Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
- Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
- Двуязычное воспитание. Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.
- Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
- Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.
Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.
Фонетический разбор и логопедия
Название сонорных звуков происходит от латинского слова «sonorus», что дословно переводится как «звучный». Объясняется выбор такого наименования тем, что в формировании звука участвует голос, притом что образующий его в ротовой полости воздушный поток способен находить свои пути обхода, из-за чего он и становится совсем не шумным.
Кроме того, в конце произносимого слова с такими включениями так и не происходит оглушения, как это часто случается во многих других случаях.
Звуковые характеристики
Для того чтобы понять, что значит сонорный в фонетическом разборе, необходимо в первую очередь разобраться в основных характеристиках его звукового произношения. Так, специалисты выделяют как минимум две разных группы, которые напрямую зависят от положения так называемой небной занавески:
- Ротовая. Для этой группы звучания сонорного типа характерным является приподнятие стенки неба и его примыкание к зеву в области задней его стенки, в результате чего происходит автоматическое перекрытие прохода в носовую полость для воздушного потока. В итоге формирование получается ротовым или чистым без малейшего намека на турбулентность и другие шумовые вибрации.
- Носовая или назальная. В этом случае из-за того, что небная занавеска уходит вниз, проход в носовую полость для струи воздуха, напротив, открывается, благодаря чему она выполняет функцию своеобразного вспомогательного звукового резонатора во время произношения.
Особенности разбора
Для закрепления полученных в этой области знаний рекомендуется прибегать к популярному еще с советских времен упражнению, которое подразумевало выполнение разбора слова на отдельные фонемы. Что касается выполнения поставленной задачи, то чаще всего она подразумевает соблюдение следующего алгоритма действий:
- На первом этапе слово произносится вслух (возможно, несколько раз для лучшего восприятия всех его составляющих элементов).
- Второй шаг подразумевает записывание этого слова в полном соответствии правилам орфографии.
- Переход на следующий этап заключается в разбивке слова по слогам с обязательным обозначением единственно верного места ударения.
- Разбивка на отдельные слоги позволяет безошибочно обозначать возможные места переносов слова с одной строки на другую, что также является важным упражнением для фонетического разбора.
- Далее выполняется разбор каждой буквы с детальным описанием всех ее звуковых характеристик (наличие пары, твердость или мягкость и прочее). На этом же этапе следует идентифицировать сонорность, если таковая присутствует в разбираемом слове.
- После того как все этапы будут пройдены, осуществляется подсчет всех букв и звуков, притом что эти результаты часто не совпадают, и это является абсолютной нормой.
По итогам выполненных работ осуществляется еще одно аналитическое действие, направленное на определение соотношения написания и произношения. Проще говоря, перед тестируемым стоит задача по определению соответствия того, что было написано, тому, что было произнесено.
Возможные проблемы и их устранение
В последнее время все большему числу родителей приходится бывать у врачей-дефектологов по причине плохого произношения у детей. И чаще всего поводом для обращения становится нарушение у ребенка выговаривания парных и непарных согласных. Эта патология имеет свойство называться дислалией, для которой характерным является хороший слух, но трудности воспроизведения определенных букв.
Постановку таких букв делать можно и нужно, главное только дать возможность логопеду разобраться в первопричинах, спровоцировавших текущую проблему. Обычно в этот список входят следующие негативные факторы:
- Проблемы, связанные с физиологией. Иногда нарушение произношения обусловлено анатомическими особенностями, которые, в свою очередь, могут носить первичный (врожденный) или вторичный (приобретенный) характер, часто вызванный развитием хронических ЛОР-заболеваний.
- Неврология. Психические отклонения также могут стать причиной задержки речевого развития или патологии.
- Дефицит воспитания. Не стоит думать, будто речевые способности всегда развиваются автоматически, ведь каждый ребенок индивидуален, и то, что легко дается одному, не дается другому. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделить максимум внимания развитию детской речи во избежание закрепления в ней каких-то серьезных дефектов или ошибок.
- Билингвизм. Дети, воспитываемые двуязычными родителями, также зачастую имеют серьезные проблемы с произношением, особенно если используемые в семье наречия относятся к несовместимому фонетическому строю.
- Окружение. Если в обществе ребенка имеют место другие дети или взрослые с проблемным произношением, то высока вероятность того, что именно этот фактор спровоцировал речевые ошибки.
- Нарушения слуха. Идеальный музыкальный слух не является стопроцентной гарантией правильного распознания всех фонем речи.
Важно помнить, что выбор коррекции и ее успешность будут напрямую зависеть от того, насколько правильно специалисту удалось установить причину развития дислалии. К примеру, в случае выявления анатомической патологии показанным становится хирургическое вмешательство. Если же причиной всему является круг общения крохи, то его желательно сменить. Огромное значение имеет и скорость реагирования, ведь чем раньше будет начато лечение, тем более продолжительного и устойчивого результата можно будет добиться в дальнейшем.
Эффективнее всего себя зарекомендовала комплексная терапия, которая подразумевает не только регулярные занятия с врачом-дефектологом, но и постоянное выполнение домашних упражнений с ребенком.
Как научиться произносить звучные согласные?
Логопед с помощью верной техники постановки сонорных звуков поможет избавить ребёнка от дислалии. Чем раньше родители обратятся к профессионалу, тем быстрее решится речевое нарушение.
Способы лечения дислалии:
- Операция. Требуется, если причина проблемы заключается в дефектах строения тела.
- Смена круга общения. Если ребёнок имеет неправильное понимание произношения из-за социальных факторов, то можно найти другую среду для коммуникации.
- Работа с родителями. Прежде всего, они должны давать правильный пример. Зачастую мама, папа и другие родственники начинают сюсюкаться, чем сбивают малыша с толку. Обучение артикуляционным техникам, моторике, решение проблем с направлением воздуха это подготовительный этап, который проводит логопед.
- Изучение на память слов, словосочетаний, предложений, проводится автоматизация сонорных звуков. Далее потребуется разбивать слова на слоги и буквы.
- Тренировка произношения в повседневной жизни, продолжается автоматизация. Ребенок должен регулярно оттачивать свои навыки на практике, поборов волнение.
Чтобы избавиться от речевого дефекта, следует посещать логопеда для постановки сонорных звуков. Параллельно делать домашнюю гимнастику. Даже сложные ситуации можно исправить за полгода усердной работы.
Какие бывают согласные звуки?
Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки. Состав согласных звуков в русском языке неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:
[к] [к’] [п] [п’] [с] [с’] [т] [т’] [ф] [ф’] [х] [х’] [ц] [ч’] [ш] [щ’]
При их образовании воздушная струя встречает преграды в ротовой полости, из-за чего возникает шум.
В рождении других согласных доля шума меньше, хотя шум преобладает над голосом. Это звонкие согласные:
[б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [ж] [ж’] [з] [з’]
Характеристика гласных
Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.
Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).
Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.