Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.
Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звукдолжен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р,, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т,, д,, н,)
.
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
— искаженное произношение звука.
— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его
— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.
Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:
— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;
— фонетические нарушения звуков л и л’ называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;
— фонетические нарушения звуков р и р’ называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;
— фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;
— фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.
Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют —их называют:
— дефекты озвончения;
— дефекты смягчения.
Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:
умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;
умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;
умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).
Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.
Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения
Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения:
1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков:
— гласные А, О, У, Э, И, Ы;
— свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ)
;
— сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ)
;
— глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В)
в твёрдом и мягком звучании
(П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ)
;
— мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ)
.
При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена)
; Ч-ТЬ и т. д.
Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой.
Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК)
. Сначала предъявляются
звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.
При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой»
артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).
2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.
3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.
Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.
Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей:
1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.
2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.
3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.
4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.
5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.
6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.
7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.
8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.
9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.
10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается,логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999.
2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. — М. ,1995.
3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец — М.: Издательский
, 2002. — 200 с.
5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
Волноваться, паниковать раньше времени
Например, когда ребенку 1,5-2,5 года, а он не выговаривает те или иные звуки, следует обращаться к врачу. Особенно если это относится к трудным созвучиям Ш, Л, Р. И вот с такой проблемой родители сразу же бегут на обследование звукопроизношения. Но данные звуки являются сложными, и ребенок младшего возраста еще просто не в состоянии в силу своих лет их произнести правильно. Именно поэтому он может их либо пропускать, либо заменять на более простые буквы, которые он умеет правильно говорить.
Также это до определенного возраста является еще и физиологической особенностью, скажем так, условной нормой. Наиболее детально эта тема раскрыта в книге Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения».
На что обратить внимание
При оценке слухового внимания родители должны вести протокол обследования звукопроизношения. Это можно делать в любой тетрадке или блокноте. Данное действие необходимо, чтобы не просто стараться запомнить и забыть со временем, а чтобы была точная информация обо всех ошибках в восприятии услышанного.
Возможно, ребенок неправильно показывает, какой инструмент прозвучал, или не распознал направление колокольчика. Все это обязательно нужно записывать в протокол обследования звукопроизношения. Во-первых, так самим взрослым будет проще, они поймут на что обратить внимание. А во-вторых, в случае необходимости обращения к специалистам, блокнот станет отличным помощником для исправления ситуации.
Искаженное произношение
Горловые звуки Р — это когда малыш не кончиком языка вибрирует, а небом, то есть на выходе получается более французская манера, или когда у ребенка при произношении шипящих и свистящих звуков язычок просовывается между зубками — все это, уже нельзя назвать возрастными косноязычиями.
В этом случае в 4-4,5 года необходимо обратиться к логопеду, потому что уже такие дефекты не исправляются самостоятельно. Здесь не стоит ждать, что звук станет сам по себе. Чем дольше тянуть, тем сильнее закрепляется этот дефект и тогда исправить ситуацию становится сложней.
Как оценить результат
Опять же, очень важно каждый шаг записывать в логопедический альбом для обследования звукопроизношения. И тем более, когда родители проверяют речь или просто играют с ребенком и понимают, что слог и слово некачественно воспроизводится, это нужно фиксировать. Если был обнаружен дефект, то есть у малыша все или что-то не получается, то обязательно нужно внести запись в альбом для обследования звукопроизношения.
Бывает, что у ребенка полностью отсутствует звук, например, «ук» вместо «лук» или «ека» вместо «река», либо буква заменяется более простой, например, вместо «шарик» он говорит «сарик». И если речь идет о том, что возраст ребенка до 4–5 лет, то на самом деле такой дефект может быть простым возрастным косноязычием, то есть особенностью в силу того, что малыш физиологически еще не способен произнести звук правильно. Здесь есть большая вероятность того, что проблема сама решится, когда ребенок немного дорастет и разовьет свои артикулярные мышцы. Стоит помнить, что каждый звук должен становиться в определенном возрасте, тогда, когда речевой аппарат и слух созреют.
Но все равно в идеальном варианте родители должны параллельно создавать благоприятные условия. Нужно проводить игры и различные тренировки на развитие слуха, артикуляционную гимнастику и так далее. Это необходимо для того, чтобы звук появился вовремя, и не возникло никаких проблем.
Иногда может случиться такое, что даже когда мама проводит различные игры у ребенка не встает звук на правильное место и необходимо уже обратиться к специалисту. Но если взрослые подготовили определенную базу, и малыш многие задания для обследования звукопроизношения уже знает, логопеду будет легче, так как речевой слух развит, а аппарат укреплен.
Ошибкой многих является то, что родители ждут какого-то определенного возраста. Это неправильно, как только ребенок начнет понимать, что ему говорят, учится повторять за родителями, уже можно 1–2 раза в неделю проводить развивающие игры.
Если такие отклонения наблюдаются у ребенка после 4–5 лет, то задержка свидетельствует о том, что есть какая-то причина, которая мешает усвоить тот или иной звук. И это уже истинное нарушение, а в сложных ситуациях это может быть даже проблема неврологического характера, когда связь между органами артикуляции и центральной нервной системы нарушена. В такой ситуации каждую тренировку необходимо проводить только под руководством специалиста.
Второй момент — развивать речевой и неречевой слух
Для чего это необходимо? Для того чтобы ребенок правильно произносил те или иные звуки, он должен сначала его правильно услышать. То есть у него должен быть физиологический слух в норме, он должен правильно воспринимать как неречевые, так и речевые звуки. И здесь также есть нюанс. Если у ребенка даже физиологический слух от природы хороший, острый, то это не гарантирует, что все будет в порядке. Происходит это потому, что природой так заложено. Произношение звуков изначально несовершенно и нужно помогать ребенку их развивать и правильно ставить. И это в силах каждого родителя.
Неречевые звуки — это все звуки окружающего мира, кроме самой речи. Например, это гул ветра, треск снега, капли дождя и так далее.
Речевой слух — это уже умение отличать, где закончилось одно слово и началось другое, определять темп, интонацию, то есть все тонкости речи. Чтобы еще больше разобраться в теме, можно прочитать труды Коноваленко «Обследование звукопроизношения».
Артикуляционная гимнастика
До четырех лет рекомендуется делать такую тренировку хотя бы несколько раз в день, то есть это необязательно, но желательно. Можно использовать хотя бы самые простые упражнения, необязательно сразу же браться за весь комплекс артикуляционной гимнастики.
Ее можно начинать делать с годовалого возраста, а иногда и раньше. Например, можно использовать следующие упражнения: предлагать ребенку погримасничать, показать язычок и спрятать его, надуть щеки и втянуть их, сделать губки бантиком и многое другое. Все эти задания вполне доступны ребенку и помогают укреплять его речевые мышцы: губы, щеки и язык. Такой комплекс помогает малышу при произношении тех или иных звуков. В более взрослом возрасте, если делать такую гимнастику, ему будет проще правильно располагать эти органы.
И вот этими тремя пунктами, включающими знание норм, развитие навыков и гимнастику, родители помогают ребенку тогда, когда он еще физиологически ничего не произносит. Взрослые создают благоприятные условия для правильной постановки звуков.
Знать возрастные нормы
Знания помогут не впасть в панику раньше времени. То есть имеются возрастные периоды, когда для ребенка те или иные звуки просто физиологически являются довольно трудными. Он не в состоянии их произнести. Когда родители знают это, они перестают паниковать, так как понимают, что это всего лишь возрастной фактор.
И наоборот, если взрослые понимают, что уже звук по нормам должен был появиться, а у ребенка его нет или он в речи заменяет его на другой. Тогда родители понимают, что не нужно тянуть время, а поскорее что-то предпринять, проконсультироваться, пройти обследование звукопроизношения и начать в игровой форме помогать ребенку, чтобы звук, наконец, появился и встал правильно.
Поэтому знать возрастные нормы очень и очень важно.
Местоположение игрушки
Помимо того, что ребенок должен определить, какой предмет звучал, очень важно, чтобы он знал и то, откуда идет звук. И здесь можно предложить малышу отвернуться, звоня за ним колокольчиком снизу, сверху, справа, слева, то есть в разных положениях. И он должен показывать пальцем или говорить, откуда он слышит звук.
Важным моментом в методике обследования звукопроизношения является закрытие глаз ребенку. Прежде чем это сделать, нужно обязательно спрашивать его разрешение. Есть разные вариант воспроизведения этого действия, во-первых, может один из взрослых закрыть глаза своими руками, во-вторых, можно завязать небольшим платком. Но в любом случае ребенок не должен бояться и протестовать, а для этого сначала нужно спросить о его желаниях.
Важной мыслю этого пункта является то, что методика обследования звукопроизношения подразумевает проверку слухового понимания. Если ребенок еще недостаточно уверено выполняет эти задания, не понимает, что от него требуется, ошибается, то взрослым важно ни один раз проверить и забыть, а проводить регулярные тренировки.
Проверка внимания
Перед тем как родители приступят непосредственно к тем играм, темам и упражнениям, которые нужны для правильной постановки звука, необходимо оценить слух. Поэтому все начинается с качественной проверки внимания ребенка.
Это можно сделать несколькими способами. В идеале провести их все. Ни за один раз, конечно, ни за один день, но все же постараться выполнить упражнения. Самое важное — это настроиться и родителям, и ребенку. Важно, чтобы малыш хотел играть, чтобы у него было хорошее настроение. Еще раз стоит отметить, что совершенно необязательно все делать за один раз и один день.
Самое важное, чтобы для ребенка это было в удовольствие и при этом не угнетало самих родителей.
Следует разложить около ребенка звучащие игрушки.
Суть упражнения заключается в том, что необходимо закрыть ребенку глаза или попросить его отвернутся, в общем, сделать так, как ему будет комфортно. И после этого необходимо взять материал для обследования звукопроизношения, в данном случае это игрушка, и начинать ею звучать. Потом малыш поворачивает, рассматривает все свои сокровища и показывает тот инструмент, на котором играл взрослый.
Естественно, для игры не стоит брать абсолютно новые игрушки. Ребенок должен уже знать, как звучат используемые предметы. Если этот пункт не выполнен, то для начала нужно поиграть с малышом, чтобы он узнал и запомнил, как звучит та или иная игрушка. При этом надо обращать внимание ребенка на каждый звук.