Дислалия
Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:
- у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;
- он правильно строит фразы и предложения;
- слова согласованы по родам, числам и падежам.
Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДИАГНОЗЫ (Для логопедов)
Логопедические диагнозы
Дизартрия
При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в «говорении»: и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.
При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.
Диагноз выражается в разной степени тяжести. Самая сложная из форм: анатрия — полная неспособность говорить, владеть своим речевым аппаратом, дизартрия характерна для детей с ДЦП, чаще встречается стертая дизартрия. Такую форму как дизартрический компонент (нарушение в одной группе мышц) легко перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движенийДля более успешной и качественной коррекции обязательно наблюдение у невропатолога.
Дислалия
В некоторых изданиях до сих пор пишут, что самый распространенный логопедический диагноз у детей — дислалия. Действительно, так и было лет десять назад. Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски — вот что характерно для этого диагноза и было характерно для большинства детей. К сожалению, на сегодня к дефектам звуковой стороны речи добавляется фонематическая недостаточность, нарушение внимания и памяти, то есть дислалия теперь не ограничивается только искажением звуков.
У малышей до 5 лет, когда еще не все мышцы ловки, подвижны и готовы к четкому произношению, нарушения в звуковом оформлении допускаются, поэтому в карте, когда ребенок оформляется в детский сад, логопед в поликлинике так и запишет – физиологическая дислалия. И вся работа с ребенком в это время — профилактическая, подражайте животным и механическим звукам, рассказывайте вместе артикуляционные сказки и делайте артикуляционные упражнения — все на пользу, и язык сам найдет свою правильную позицию.Если же после 5 лет дефектное произношение осталось, то дислалия переходит в функциональную. Это значит ,что мышцы языка или артикуляционного аппарата требуют уже профессиональной помощи и коррекционной работы.Отдельно выделяется механическая дислалия, когда у детей в анатомическом строении челюсти, зубов, неба есть грубые нарушения – в этих случаях коррекция невозможна без хирургов-стоматологов или врачей-ортодонтов.
Алалия (моторная и сенсорная)
Теперь о наиболее тяжелом речевом нарушении, которое так важно грамотно диагностировать, чтобы отделить от умственной отсталости, тугоухости и аутизма.Алалия у детей (как понятно из частицы отсутствия) — полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.И здесь хотелось бы напомнить, как от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки, этапы непростого речевого пути:
— гуление,
— лепет,
— лепетный монолог,
— отдельные слова,
— фразы.
Вот норма освоения речи.
Другие варианты, как то отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов , позднее формирование фразовой речи — родители! внимание! — это сигнал тревоги! — Он у нас сообразительный, потом заговорит,- успокаиваете вы себя, подчеркивая положительные стороны: малыш стремится к общению, он смышлен, любит конструировать, играет в сюжетные игры, то есть сильную невербальную сторону, но забываете, что задержка речи рано или поздно потянет за собой задержку познавательной сферы.
Алалия словно маскируется, она неоднородна и многообразна и по своим механизмам, и причинам возникновения, проявлениям и по степени выраженности речевого дефицита. Различают две формы алалии у детей:
— моторная алалия, когда ребенок понимает обращенную к нему речь; но произвольно, по образцу повторить не может, а став постарше и осознав свой дефект, усложняет проблему тем, что и не хочет пытаться ;
— сенсорная алалия, когда происходит разрыв между смыслом и звуком, ребенок слышит некую звуковую окрошку, которая не закрепляет за предметами, действиями, миром, который его окружает, их словесного значения, что ведет к вторичному нарушению интеллекта.Деление это условно, и на практике часто встречаются сочетания двух форм.
У многих детей сохранно зрительное восприятие, что необходимо учитывать в коррекционной работе.Для детей-алаликов характерны невротические реакции на дефект, быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность.Как при сенсорной, так и при моторной алалии необходимо наблюдение невропатолога.
ФФН (фонетико-фонематические нарушения)
Большинство логопедических диагнозов связаны с воспроизведением речи, то есть с тем, КАК и ЧТО мы говорим, но прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять.» У вашего ребенка нарушение фонематического слуха»,- говорит специалист.» Мой ребенок слышит хорошо»,- недоумевает мама, но соглашается с тем, что у малыша есть то, что характерно для этого диагноза:
замена одних звуков другими (помните, в Денискиных рассказах: фыфка,хыхка, сыска);перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).Такие дети не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о белой косе или о белой козе, о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.
А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), дисграфия (нарушение письменной речи).
Для специалистов рекомендуем материал наших коллег Натальи Варешиной и Елены Ермиловой «Система работы учителя-логопеда по формированию фонематического слуха»
Ринолалия
Трактовка этого диагноза различна в разных медицинских и логопедических источниках, объединяющим является только синдром носового тембра речи. Гнусавость- так звучит этот диагноз в дефектологических словарях давних лет. А может кто-то страдает хроническим ринитом, а при этом у него правильное произношение звуков — ставится ли тогда данный диагноз ? Попробуем уточнить его и вычленить от другихРинолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии и физиологии речевого аппарата:врожденные расщелины твердого, мягкого неба, верхней губы –то , что в народе называют «волчья пасть», «заячья губа». Из-за того, что ротовая и носовая полости совмещены (ОТКРЫТАЯ форма), в первые же часы жизни ребенка проблемой становится прием пищи, ему требуется раннее хирургическое вмешательство. В дальнейшем операции показаны в зависимости от величины и формы дефекта;аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов – то что относится к ЗАКРЫТОЙ форме
Логопедические занятия с такими детьми должны начинаться как можно раньше, ведь результаты работы над устранением носового оттенка и правильным звукопроизношением после очередной операции обычно падают, но если у ребенка уже есть опыт, то речь у него восстанавливается быстрее.Механическая дислалия, которую часто путают с данным диагнозом, отличается сохранностью гласных звуков, а при ринофонии хоть и наблюдается тот же носовой тембр (хронический ринит?), но произношение звуков у ребенка правильное.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Ребенок не сразу говорит на хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок ( см. Чуковского «От 2 до 5»). Многие дети любят «коверкать» слова — некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?ОНР — это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь.При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.
Выделяют 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.Небольшое отступление о важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные связи, страдает мышление.
1 уровень.
«Безречевые» дети
— Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. «Ма» — за этим обращением к маме и желание приласкаться, и «хочу кушать», и «пойдем гулять», и «включи телевизор» (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
— Грамматически слова не оформлены.
— Фразы нет.
2 уровень
— Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. «Гуся. Тонул. » — на картинке ныряющая в воду утка.
— Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. «Два ябок» — два яблока.
— Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.
3 уровень
— Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста — ребенок показывает и называет, но назвать одним словом «овощи» не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
— В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях слов.
— Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с первичного нарушения. Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.
Для детей с ОНР прекрасно подойдут упражнения на развитие познавательных функций.
Дисграфия
Дисграфия — нарушение письменной речи.
Общее недоразвитие речи
Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:
- неразвитая связная речь;
- нарушение произношения и дифференциации звуков;
- словарный запас беден и не соответствует возрасту;
- словообразование и словоизменение затруднены.
При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.
Имеется три уровня ОНР:
- В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
- Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
- Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.
Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.
Задержка речевого развития — симптомы и лечение
Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1][8].
Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7][12][15].
Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2]. Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин, когитум, цераксон. По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. «ПроБолезни»). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2][16].
Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
- область Вернике (отвечает за понимание речи);
- область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);
Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6][13][14].
Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10][13].
Нарушения темпа и ритма речи
Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:
- Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений;
- Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);
- Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера;
- Заикание — одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата. Причина заикания — неправильное речевое воспитание, психические травмы.