Законы риторики: основные принципы и законы, особенности


Происхождение

Вам будет интересно:Каково происхождение и значение слова «эврика»?

Риторика основана на изучении человеческого духа и шедевров красноречия. Восхищение мощным эффектом, создаваемым ораторским гением, приводит человека к тому, чтобы искать, какими средствами удалось его достичь. В древности греки высоко ценили участие общественности в политической жизни. Поэтому риторика стала важнейшим инструментом влияния на политику. По мнению софистов, таких как Горгий, успешный оратор мог убедительно говорить на любую тему, независимо от своего опыта в этой области.

История создания


Вам будет интересно:Как определить, что такое дума? Это литература, история, политика
Риторика берет свое начало в Месопотамии. Самые ранние ее примеры можно найти в писаниях жрицы и принцессы Энхедуанны (около 2280-2240 до н. э.). Более поздние — в свитках Нео-Ассирийского государства во времена Сеннахериба (700-680 до н. э.).

В Древнем Египте искусство убеждения появилось в период Среднего царства. Египтяне высоко ценили красноречивость. Это умение имело очень большое значение в их общественной жизни. В египетских законах риторики указано: знание того, когда следует молчать, является уважаемым и необходимым. Такой подход представляет собой равновесие между красноречивостью и мудрым молчанием.

В Древнем Китае риторика восходит к Конфуцию. Его традиция подчеркивала использование красивых оборотов речи.

В Древней Греции впервые упоминается использование ораторского искусства в «Илиаде» Гомера. Его Ахилл, Одиссей и Гектор были удостоены чести за присущую им способность давать советы и увещевать своих сверстников и соратников в мудрых и надлежащих действиях.

Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения

Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.

1. Внимание к адресату.

Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Кто он? Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать?

Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «социальный портрет слушателя (аудитории)». Он создаетсяв результате ответов на следующие вопросы:

1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? преподаватель? товарищ? родитель? и т.д.)

2) размер аудитории (количество человек);

3) возраст;

4) круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание…);

5) почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания, конференции?

6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?

7) что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства единства?

8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления — использование риторических вопросов, обращение к слушателям.

Второй принцип диалогизации речи — это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко. Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: а) где-то за рубежом; б) в вашем городе; в) в вашем доме. Какое из них привлечет ваше внимание больше? Ответ однозначен. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.

Третий принцип — конкретность.

Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания.

Обязательно должны быть примеры — конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

Обратите внимание на образность речи.

Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа

; не
транспорт
, а
троллейбус
).

Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.

Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон общей риторикизакон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели

.

Какие средства предлагает риторика, чтобы осуществить этот закон?

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен «все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не «застревая «и не возвращаясь к тому, что уже пройдено» (21,88).

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: «Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить — неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу…»

(Аристотель Риторика: Книга третья. — с.9) (О периоде смотри в лекции «Элокуция»).

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

Закон эмоциональности

Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует,

«
чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует
» (21, 90). Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них — это метафора (Смотри главу «Элокуция»). Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

Закон удовольствия

Четвертый закон риторики — закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов

— вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю — это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

Вопросы для самопроверки и размышления.

1. Почему первый закон риторики назван законом гармонизирующего диалога? В каком отношении к нему находятся остальные три? Раскройте риторический смысл терминов «гармонизирующий» и «диалог»?

2. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы « возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?

3. Как составить «портрет» вашего будущего слушателя, адресата?

4. Почему второй закон риторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

5. Как называется третий закон риторики? О чем он гласит?

6. Назовите и сформулируйте четвертый закон риторики? Возможно ли его проявление в неприятных или трагических ситуациях?

Предыдущая6Следующая

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Область применения

Ученые с древних времен обсуждали масштабы риторики. Одни ограничивают ее конкретной сферой политического дискурса, другие охватывают все аспекты культуры. Современные исследования законов общей риторики затрагивают гораздо более широкий круг областей, чем это было в древности. В то время ораторы учились эффективному убеждению в общественных форумах и институтах, таких как залы судебных заседаний и собраний. Законы современной риторики применяются к человеческому дискурсу. Он изучается в самых разных областях, включая социальные и естественные науки, религию, изобразительное искусство, журналистику, художественную литературу, цифровые СМИ, историю, архитектуру и картографию, наравне с более традиционными юридическими и политическими областями.

Вам будет интересно:Ялтинско-Потсдамская система: основные черты и этапы развития

Принципы и законы риторики (речевого поведения)

Современная риторика исходит из того, что пассивной стороны в коммуникативном акте фактически нет. Роль слушающего так же активна, как и роль говорящего. Oт взаимодействия этих двух сторон зависит успех общения. Оратор должен «не побеждать» аудиторию, а «сотрудничать» с ней.

Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип Кооперации

, сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы говорящий не скрывал нужной информации, которая принципиально важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал той, которая не требуется.

Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.

К правилам организации и оптимизации диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип Интереса.

Этот принцип означает, что диалогическое общение развивается более динамично, если передаваемая информация представляет интерес для всех участников. При этом каждый из участников переговоров преследует и удовлетворяет двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений между партнерами. Отношения, основанные на доверии, уважении и дружелюбии, позволяют каждые последующие переговоры превращать в более спокойный и эффективный процесс.

Следующий принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения, – принцип Поллианы.

Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.

В последнее время довольно часто встречается нарушение гармонии между тональностью и смыслом высказывания. О тяжелом экономическом положении страны ведущие финансисты и эксперты могут говорить с улыбкой, пересыпая речь шутками. А деловые переговоры нередко ведутся с «проигрышных» позиций, позиций неверия в собственные силы.

Согласно принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или компромиссному решению стороны в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной ситуации или решение вопроса. А начинать переговоры нужно с верой в собственные силы, здравый смысл и добрую волю партнера.

В деловой диалогической речи очень часто динамика развития диалога снижается из-за повторов, возвращений к уже сказанному и немотивированных отклонений от темы. Когда верх берут негативные эмоции, начинаются выяснения отношений, стороны уходят от решения проблемы и нарушается принцип Последовательности

В развитии темы.

При нарушении принципа последовательности речи бывает трудно сосредоточиться и восстановить последовательность мыслей. Поэтому говорящим приходится вновь возвращаться к одному и тому же вопросу. Помимо нерациональной траты времени такие беседы часто заканчиваются коммуникативной неудачей.

Принцип Удовольствия

– это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств, с помощью которых создается
Аттракция
. К ним относятся:

Этикетные формулы: имеем честь предложить вам, многоуважаемый Николай Петрович и т. д;

Обращение к человеку по имени (прием «имя собственное»);

Прием, условно называемый «зеркалом отношений»

: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.

Обстоятельства жизни, иногда плохое самочувствие отражаются на нашем лице гримасой раздражения и усталости, иногда угрюмости и даже злости. Вступать с таким выражением лица в деловой контакт – значит вредить не только себе, но и делу, потому что на лице собеседника, как в зеркале, увидите свое настроение. Взаимное раздражение может стать причиной коммуникативной неудачи.

К Законам

речевого поведения, или к законам современной риторики, относятся следующие:

1. Концептуальный закон. Предполагает систематизацию материала обсуждения, всесторонний анализ предмета речи и выстраивание знаний о нем.

2. Закон моделирования аудитории. Предусматривает знание аудитории (собеседника). Портрет любой аудитории определяется, во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень образования, профессия), во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых проблем, отношения к предмету речи) и в-третьих, индивидуально личностными признаками (тип нервной системы, темперамент, склад ума и т. п.)

3. Стратегический закон. Исходя из характеристик аудитории (собеседника) и на основе концепции, замысла выстраивается стратегия, конкретная программа действий.

4. Тактический закон. Предусматривает на основе выработанной стратегии в процессе общения использовать те или иные тактические приемы для того, чтобы заинтересовать собеседника, вызвать его на размышление и общение.

5. Закон словесно-речевого выражения. Предусматривает умение облекать мысль в действенную речевую форму, логично, красочно доказывать свои «тезисы». Формула Цицерона гласит: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

6. Закон эффективного общения. Предусматривает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии и внимание, интерес. Для этого необходимо управлять собственным поведением, управлять поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.

7. Системно-аналитический закон. Предполагает умение анализировать полученный результат.

Концептуальный закон – основополагающий, так как от умения анализировать ситуацию и принимать решение зависит во многом успех общения; законы моделирования аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения «работают» на первый закон. Знание их дает возможность грамотно реализовать концепцию.

Значение системно-аналитического закона в том, что он помогает оценить качество самой концепции и проанализировать все этапы ее реализации: найти сильные и слабые звенья, корректируя недостатки.

Таким образом, законы риторики отражают системность речевой деятельности и следование им определяет коммуникативный успех.

Мы рассмотрели те основные принципы и законы современной риторики, которые применимы в деловом общении. Принципы отличаются от законов своей избирательностью, законы же носят универсальный характер, т. е. используются в любом виде общения.

www.iteconomic.com

Гражданское искусство

Риторика рассматривалась как гражданское искусство некоторыми древними философами. Аристотель и Изократ были первыми, кто увидел ее в этом свете. Они утверждали, что законы речи и правила риторики являются фундаментальной частью общественной жизни каждого государства. Эта наука способна формировать характер человека. Аристотель был уверен, что искусство убеждения может быть использовано в общественных местах тремя различными способами:

  • Политический.
  • Судебный.
  • Церемониальный.
  • Риторика — это публичное искусство, способное формировать мнение. Некоторые древние, включая Платона, придирались к ней. Они утверждали, что она может быть использована для обмана или манипулирования с негативными последствиями для гражданского общества. Массы были неспособны анализировать или решать что-либо самостоятельно, поэтому их могли поколебать самые убедительные речи. Гражданская жизнь могла контролироваться теми деятелями, которые умели произнести лучшую речь. Эта озабоченность сохраняется и по сей день.

ЛЕКЦИЯ 2. Законы и принципы современной общей риторики

Для студентов, обучающихся на базе среднего профессионального (юридического) образования.

Законы общей риторики выработаны и апробированы тысячами тысяч коммуникаций – межличностных и публичных – и по праву могут называться классическими. Итак, из речевой материи говорящий шьет платье по мерке… адресата. На этой уже не требующей доказательств истине речевого общения и строятся все четыре основных закона современной общей риторики.

Закон первый – закон гармонизирующего диалогагласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации

[21].

Обратимся к сути этого закона, опираясь на риторическую триаду процесса речевого общения, которая была сформулирована еще Аристотелем: «…Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается»

[22]. Эти положения были использованы в дальнейшем для создания всех последующих моделей социальной речевой коммуникации. Так, известный ритор XIX века Я.В. Толмачёв в своей книге «Правила словесности, руководствующие от первых начал до высших совершенств красноречия», о[23]. Замечательный же русский филолог и философ М.М. Бахтин писал: «Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он включает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни, в мировой симпосиум».[24]

Итак, закон гармонизирующего диалога предписывает нам с вами «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

Однако чтобы выполнить это предписание, необходимо знать и соблюдать принципы диалогизации речевого поведения, а именно:

1 – принцип внимания к адресату

2 – принцип близости содержания речи интересам адресата,

3 – принцип конкретности речи.

1. Принцип внимания к адресату. Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «портрет слушателя (аудитории)».Он создается в результате ответов на следующие вопросы:

1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? преподаватель? друг? и т.д.)

2) размер аудитории (количество человек);

3) возраст;

4) круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание…);

5) почему и зачем люди собрались (или собеседник поддерживает диалог)? Что будут делать в результате собрания, конференции (встречи)?

6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?

7) что они хотят получить от вас как оратора (собеседника)? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства единства?

8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Такой анализ аудитории поможет продумать ход беседы, диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления (с использованием, например, риторических вопросов, обращений к слушателям).

2. Принцип близости содержания речи интересам и жизни адресатастроится на том непреложном основании, чточеловек по природе острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всего общения акцентировать внимание слушателя на его же интересах.

3. Принцип конкретности.Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, что очень важно для понимания и запоминания. Конкретность достигается коммуникативными качества речи: точность, ясность, выразительность (образность), а также наличием в речи примеров.

Второй закон общей риторики – закон продвижения и ориентации адресата –требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели

. Это достигается, в первую очередь, четким структурно-композиционным построением самой речи, каждого ее периода, каждой фразы.

Третий закон риторики – закон эмоциональности –требует,

«
чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует
»[25]. Конечно, при соблюдении этого закона важен непосредственно жизненный опыт говорящего, но и владение средствами выразительности, стилем, голосом тоже играют большую роль.

Четвертый закон риторики – закон удовольствия.Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику).

Как сделать речевое общение приятным? Здесь есть три основных постулата: интерес к предмету речи, уважение к собеседнику, культура общения.

Безусловно, все законы общей риторики взаимосвязаны (как три основных категории – этос, логос, пафос).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Семинарское (практическое) занятие 1.

Ранняя школа

На протяжении веков изучение и преподавание законов и правил риторики приспосабливалось к конкретным требованиям времени и места. Оно соответствовало множеству применений: от архитектуры до литературы. Обучение возникло в школе философов, известных как софисты около 600 г. до н. э. Демосфен и Лисий стали главными ораторами в этот период, а Изократ и Горгия — выдающимися учителями. Риторическое образование построено на четырех законах риторики:

  • изобретение (inventio);
  • память (memoria);
  • стиль (elocutio);
  • действие (actio).
  • Современное учение продолжает ссылаться на эти законы в дискуссиях о классическом искусстве убеждения.

    Законы частной риторики

    В отдельных риторических сферах действуют собственные законы.

    Такие законы изучают академическое, судебное красноречие и политическая риторика.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Законы риторики» в других словарях:

    Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия

    Эстетика музыкальная — дисциплина, изучающая специфику музыки как вида иск ва и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно образном, идейно эмоциональном освоении действительности человеком и об иск ве как высшей форме такого освоения). Э. м … Музыкальная энциклопедия

    СОФИСТЫ — СОФИСТЫ (οἱ Σοφισταί), под этим именем в историю философской мысли вошли интеллектуалы, игравшие активную роль в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5 нач. 4 вв. до н. э. Несмотря на отсутствие в их деятельности… … Античная философия

    ГОМИЛЕТИКА — [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия

    Риторика — (греч. ῥητορική ораторское искусство) филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой. Поскольку предметом риторики… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Риторика — – теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Ломоносов, Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Ломоносов Работа неизвестного художника. Масло[1] … Википедия

    Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

    Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

    dic.academic.ru

    Школа средних веков

    В средние века законы риторики преподавались в университетах как один из трех оригинальных либеральных предметов, наряду с логикой и грамматикой. С подъемом европейских монархов в последующие века она перешла в придворные и религиозные приложения. Августин оказал сильное влияние на христианскую риторику в это время, выступая за использование ее в церкви.

    После падения Римской Республики инструментом риторической подготовки стала поэзия. Письмо считалось основной формой, посредством которой велись государственные и церковные дела. Изучение словесного искусства шло в упадок в течение нескольких столетий. После этого последовал постепенный рост формального образования, кульминацией которого стал подъем средневековых университетов. Риторические сочинения позднего средневековья включают в себя сочинения Святого Фомы Аквинского и Матфея Вандомского.

    Поздняя школа

    В XVI веке образование в области риторики было более сдержанным. Влиятельные ученые, такие как Рамус, были уверены, что процесс изобретения и организации должны быть возведены в область философии.

    В XVIII веке искусство убеждения стало играть более серьезную роль в социальной жизни. Это привело к появлению новой системы образования. Стали возникать «Школы ораторского искусства». В них женщины анализировали произведения классической литературы и обсуждали тактику произношения.

    С подъемом демократических институтов в конце XVIII — начале XIX вв. изучение предмета пережило возрождение. Шотландский писатель и теоретик Хью Блэр стал истинным приверженцем и лидером нового движения. В своей работе «Лекции по риторике и художественной литературе» он пропагандирует умение убеждать в качестве ресурса социального успеха.

    На протяжении всего двадцатого века эта наука развивалась как концентрированная область изучения с созданием курсов по риторике во многих учебных заведениях.

    Законы

    Четыре закона риторики, открытые Аристотелем, служат руководством к появлению убедительных аргументов и посланий. Это:

    • процесс разработки и аранжировки аргументов (изобретение);
    • выбор того, как преподнести свою речь (стиль);
    • процесс заучивания слов и убеждающих сообщений (память);
    • произношение, жесты, темп и тон (доставка).

    В этой области идет интеллектуальная дискуссия. Некоторые утверждают, что Аристотель считает риторику искусством убеждения. Другие считают, что он подразумевает искусство суждения.

    Одной из самых известных доктрин Аристотеля была идея «общих тем». Этот термин чаще всего относился к «местам аргументации» (списку способов рассуждения и категорий мысли), которые оратор мог использовать для генерации аргументов или доказательств. Темы были изобретательным инструментом, призванным помочь классифицировать и лучше применять часто используемые доводы.

    Законы риторики

    Закон — это категория, отображающая существенные, необходи­мые и повторяющиеся связи между явлениями реальной действитель­ности. Законы, как правило, носят объективный характер. Любая це­ленаправленная деятельность людей опирается на знание и практическое использование законов и анализ условий и форм их проявления. Изучив характер и условия действия законов, люди могут использовать их в своих интересах. Любая область научного знания вырабатывает свои специфические законы, сила которых проявляется в определенной, более узкой, сфере действительности. В риторике как сфере гуманитарного знания сформулированы законы, отображающие связи между такими явлениями, как общество и речь, отношения в рамках понятий «говорящий — аудитория» («адресант — адресат»). Рассмотрим наи­более общие законы, отображающие взаимоотношения коммуникан­тов в процессе общения и самого общения в жизнедеятельности человека. Содержание и сущность риторики и ее основных категорий позволяет сформулировать следующие законы.

    Необходимо всегда помнить о том, что речь, общение строится по закону диалога, когда все участники общения находятся в позиции взаимодействия, являются субъек­тами речевого общения, что обеспечивает совместные размышле­ния по поводу обсуждаемой проблемы, совместный поиск истины.

    Интересным и продуктивным является подход к определению за- конов современной риторики, предложенный А.К. Михальской[3]. Она формулирует четыре закона риторики, главным из которых является закон гармонизирующего диалога. Реализация этого закона предпо- лагает:

    —диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог, что проявляется в стремлении «вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.» (М.М. Бахтин);

    —установление с адресатом гармонических и двусторонних отно­шений.

    Риторика выработала принципы речевого поведения, направлен­ные на диалогизацию речевого общения, чтобы получить живой и ак­тивный отклик слушателя (читателя) на речь говорящего (слово пи­шущего). Эти принципы будут раскрыты в соответствующих разделах пособия.

    Второй закон современной риторики —- закон продвижения и ориентации адресата. Суть этого закона в том, что автор речи дол­жен помочь слушателю (читателю) сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с ее восприятием.

    Для реализации этого закона необходимо:

    —создавать у слушателя ощущение движения в пространстве речи;

    —осведомлять адресата о характере «пути», о его неожиданностях и препятствиях;

    —определять по мере движения по содержанию речи те позиции, которые уже достигнуты и которые в какой-то степени помогают подготовиться к следующему этапу на пути познания смысла речи.

    Закон продвижения и ориентации адресата проявляется прежде всего в общей структуре речи, каждый компонент которой выполняет свою функцию в организации движения коммуникантов в простран­стве речи.

    Структура должна быть ясной как для автора, так и для слушате­лей. Ясность структуры проявляется в композиции каждой части ре­чи, в умелых переходах от одной части речи к другой, в формулиро­вании промежуточных и итоговых выводов. Такими смы­словыми вехами в данном тексте являются: название, в котором обо­значено то, о чем пойдет речь в тексте; средства связи и логичного перехода от одной мысли к другой – когезия.

    Большую роль в реализации этого закона играет исполнение (про­изнесение) речи: излишние паузы, неумение выделять голосом (пра­вильно интонировать) значимые смысловые блоки, регулировать темп речи — все это мешает движению, утомляет слушателя.

    Третий закон современной риторики — закон эмоциональности речи. Чтобы понять суть этого закона, вдумайтесь в слова Н.Ф. Кошанского: «Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага»[4].

    Обратим внимание на выражение «сила чувств». Н.Ф. Кошанский определяет это свойство как «красноречие сердца», которое проявля­ется в живом ощущении истины, в увлечении автором тем, о чем он рассуждает, в умении заразить своими чувствами партнеров по обще­нию, увлечь их за собой.

    Убедительность речи Н.Ф. Кошанский понимает как красноречие ума, которое проявляется в силе, ясности и «приятности» убеждений и которое позволяет — даже «против воли и чаяний» — согласиться с мыслями автора.

    «Если красноречие ума соединяется с красноречием сердца, то нет почти сил им противиться», — утверждает Н.Ф. Кошанский. Чтобы добиться эмоциональности речи, нужно осознанно и целе-тправленно пользоваться экспрессивными (выразительными) средствами языка, риторическими тропами и фигурами (об этом подробно будет сказано в соответствующих разделах пособия).

    Четвертый закон современной риторики А.К. Михальская формулирует как закон удовольствия.

    Чтобы речь была действенной и эффективной, она должна достав­ить удовольствие слушателям (читателям). Удовольствие нужно по­нимать в широком смысле слова, как радость общения в любых, даже трагических ситуациях. Удовольствие в этом значении проявляется не только в ситуациях юмористического концерта, веселого застолья, чтения книг о забавных приключениях и т.п.

    Таким образом, закон удовольствия означает, что говорящий ста­вит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение при­ятным. А что делает общение приятным? Какую речь слушать прият­но? Приятную речь слушаешь легко, с удовольствием. А для этого ее нужно сделать ясной, выразительной, нескучной. С этой целью нужно использовать такие приемы, как вовлечение слушателя «в игру», че­редование трудного и легкого в изложении материала, разнообразие речи (смена темпа речи, использование юмора в содержании даже са­мого серьезного сообщения, использование разнообразных интонаци­онных моделей и рисунков).

    Сказанное означает, что автор речи должен уметь использовать такие фигуры, как парадокс, каламбур, загадка («игровые фигуры» речи), юмор в различных его проявлениях (анекдот, шутка, история, цитата, афоризм).

    Законы удовольствия связаны с гедонистической функцией речи, которая проявляется в ее самоценности — именно речь как таковая служит источником получения удовольствия. Вспомните, что человек часто стремится пообщаться с кем-нибудь, потому что это доставит ему удовольствие (болтовня, разговор по душам, дружеская беседа, развлекательная беседа). Так и при подготовке речи нужно обдумать, как сделать ее легкой для восприятия, приятной для слушателей (чи­тателей), доставляющей радость и себе (как автору), и твоим партне­рам по общению[5].

    Согласимся с М.Н. Михалкиным, что «законы риторики отображают связь речи с соци­альными культурологическими ценностями, требованиями, сформу­лированными в обществе, определяют условия создания эффектив­ной, действенной речи, способствующие гармонизации отношений между людьми»[6].

    Безусловно, необходимым для целостного понимания риторики как учебного предмета будет знакомство с такой категорией риторики как риторический канон.

    Методы анализа

    Законы риторики могут быть проанализированы различными методами и теориями. Один их них — критика. Это не научный метод. Он подразумевает субъективные методы аргументации. Критики используют различные средства при изучении конкретного риторического артефакта, а некоторые из них даже разрабатывают свою собственную уникальную методику. Современная критика исследует связь между текстом и контекстом. Определяя степень убедительности текста, можно исследовать его связь с аудиторией, целью, этикой, аргументацией, доказательствами, расположением, доставкой и стилем.

    Еще один метод — аналитика. Объектом риторического анализа обычно является дискурс. Поэтому он очень похож на дискурсивный анализ. Целью риторического анализа является не просто описание утверждений и аргументов, выдвигаемых оратором, а определение конкретных семиотических стратегий. После того как аналитики обнаруживают применение языка, они переходят к вопросам:

    • Как это работает?
    • Какое влияние оказывает на аудиторию?
    • Как этот эффект дает больше подсказок относительно целей говорящего?

    Четыре закона общей риторики

    Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики.

    Первый закон – закон гармонического диалога оратора и слушателей. Для совпадения речевых целей оратора и слушателей необходимы достаточная исходная осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общая ценностная ориентация оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения. Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована. Диалог (здесь не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией.

    Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора. Перечислим их:

    1. Внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, «больные места», психологический склад, – все, что может повлиять на результат вашей речи.

    2. Близость темы слушателю. Близкими адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты. Важнее всего – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. В противном случае вы рискуете быть не принятым аудиторией. Надо также знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Еще Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах. К этому следует добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного материала. Здесь сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной «приправой» для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке.

    3. Конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным.

    Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному восприятию. При помощи обобщений ораторов слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на уровень абстрактный.

    Второй закон общей риторики – закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последний соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно также выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи. Лучше закончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора.

    Третий закон – закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к вниманию слушателей.

    Четвертый закон – закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному. То же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолют-

    но всем, особенно в аудитории, поляризованной с точки зрения ценностей (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.). Угодить одним – значит настроить против себя других. Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей – является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации.

    Стратегия

    Риторическая стратегия — это стремление автора убедить или проинформировать своих читателей. Ее используют писатели. Существуют различные стратегии аргументации, которые используются в письменности. Самые распространенные из них:

    • доводы из аналогии;
    • аргументы из абсурда;
    • мысленные исследования;
    • выводы с целью лучшего объяснения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]