Реферат «Современное состояние деловой риторики и перспективы развития»

Обладать завидным красноречием, всегда побеждать в споре, непринужденно быть в центре внимания, заручаться поддержкой или просто ясно делиться своим мнением, это ли ни мечта каждого из нас?

Возникшее в эпоху античности с её Периклом, Сократом, Цицероном и Цезарем, в нашу информационную эпоху ораторское искусство находит самые разные применения — от преподавательской деятельности до политики.

Особенно показателен пример Демосфена, который несмотря на физические недостатки, с помощью долгих и упорных тренировок своего мастерства, добился мировой известности наряду с Александром Македонским. Не все рождаются с «языком без костей», обладая всеми необходимыми ораторскими качествами.

Как и в любом искусстве важна кропотливая работа над оттачиванием собственных навыков, художники работают над штрихами и мазками, музыканты часами наигрывают гаммы, а искусный оратор улучшает качественное и содержательное восприятие своей речи аудиторией.

Настоящий оратор словно «дирижирует» слушателем, кратковременным изменением интонации способен увлечь за своим потоком мыслей и не отпустить.

Отличные статьи, с которыми желательно ознакомиться:

История риторики от Средневековья до эпохи Ренессанса

Древнеримская риторика

Древнегреческая риторика

Под образовательным пространством понимаем…

Зотова Лариса Анатольевна

Возрождение

В XVI веке, в период, отмеченный огромным ростом интереса к созданию народной риторики для удовлетворения нового самосознания в использовании родных языков, французский философ Петрус Рамус и его последователи просто завершили зарождающуюся фрагментацию риторической теории, утверждая должности как отдельные специальности.

Изобретательность и предрасположенность были приписаны диалектике, к тому времени в значительной степени молчаливому искусству спора, которое в Рамистской системе ставило на первое место самоочевидные аксиоматические утверждения.

Память рассматривалась не как вопрос создания звуковых эффектов для улучшения запоминания идей оратора, а как вопрос эффективного расположения, так что отдельное внимание к памяти исчезало.

Ораторское искусство и произношение считались единственными двумя должностями, присущими риторике, и они подвергались особому порицанию.

Ораторское искусство, или стиль, стало центром риторической теории, и в руках Рамистов оно занималось почти исключительно фигурами речи. На самом деле, сильный акцент на фигурах речи развивался с позднего Средневековья.

При ответственном обучении, как лингвистические позы, позы, жесты ума в противостоянии внешней реальности, фигуры служили полезной цели; и в образовании эпохи Возрождения они широко использовались, как и в современной манере, в интерпретации или анализе дискурса.

Менее ответственно преподанные, фигуры стали просто украшением, как метафора у Аристотеля. В системе Ramistic, цифры колебались между служением в качестве аргументов и выступающей в качестве внешнего украшения.

Фигуры речи снискали себе еще большую дурную славу в новой культуре Возрождения, которая отличалась не только энтузиазмом к печатному разговорному языку в “простом” стиле, но и растущим недоумением по поводу доктрин страстей.

В течение столетий риторы учили фигурам речи как средствам «усиления» идей, чтобы они могли апеллировать к страстям аудитории. У Рамуса риторика отбросила свои принципы усиления, оставив страсти для обсуждения главным образом «философами-моралистами», которые горячо сражались за то, какие страсти были ординарными, а какие-нет.

В конечном счете, сами страсти стали субъектами или объектами новых ученых, которые оторвали их от моральной или религиозной догмы.

Лишь в конце XVIII века доктрины страстей вновь оказались в поле зрения ритора; однако в то время эти фигуры рассматривались не столько как призывы к страстям аудитории, сколько как проявления психологии автора или оратора—или, используя метафору, использованную ранее, как места на карте его ума.

Другая часть фрагментированной Рамистской риторики, произношение или действие, редко упоминалась в эпоху Возрождения; она еще не была доведена до совершенства, это было оправдание Рамистов.

Первый реальный толчок к научному изучению английского устного языка был дан в начале XVII века Фрэнсисом Бэконом, который, касаясь риторики в своих работах, призвал к научному подходу к изучению жестов. Рамисты создали контекст, в котором призыв Бэкона будет иметь особую силу и значение.

Хирология Джона Булвера (1644) была первой работой, которая откликнулась, и вслед за ней появилось множество исследований физического, невербального выражения идей и страстей, включая работы Чарльза Дарвина и Александра Мелвилла Белла в 19 веке и современные труды по “молчаливому языку” американского лингвиста Эдварда т. Холла.

Справка “Фомы”. Образцы русской ораторской классики

Судебным красноречием отличались известные судебные деятели второй половины XIX — начала ХХ веков Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, П. С. Поро­ховщиков; академическим красноречием — профессора университетов историки Т. П. Грановский, В. О. Ключевский, филологи И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский — в XIX веке, Н. И. Конрад, В. В. Виноградов — в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: митрополит Филарет (Дроздов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в речах деятелей начала ХХ века — Столыпина, Витте и многих других.

На заставке фрагмент фото TEDxSydney

Традиционная риторика

Традиционная риторика ограничивается понятиями и терминами, разработанными риторами, или риторами, в классический период Древней Греции, около 5-го века до н.э., чтобы научить искусству публичного выступления своих сограждан в греческих республиках и, позже, детям богатых при Римской Империи.

Публичные выступления считались высшим достижением образования, а риторика была в центре образовательного процесса в Западной Европе на протяжении 2000 лет.

Конечно, в столь давней традиции произошли незначительные изменения в акцентах, и долгое время даже написание писем входило в сферу риторики; но она последовательно сохраняла свой акцент на обучении, на наставлении тех, кто хотел начать общение с другими людьми.

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

Современная риторика

Современная риторика переключила свое внимание на аудитора или читателя.

Литературная критика всегда заимствовала из риторики стилистические термины, такие как антитеза и метафора были изобретены классическими риторами.

Современная риторика-это гораздо больше, чем набор терминов. Точка зрения, с которой он рассматривает текст, отличается от точки зрения других дисциплин.

История, философия, литературная критика а социальные науки склонны рассматривать текст как своего рода карту авторского сознания на ту или иную тему.

Риторы, привыкшие к своей традиционной дисциплине рассматривая коммуникацию с точки зрения коммуникатора, рассматривайте текст как воплощение намерения, а не как карту.

Забота об аудитории, о намерениях и структуре является признаком современной риторики. Она так же связана с процессом интерпретации, или анализа, как и с процессом творения, или бытия.

Современные риторы отождествляют риторику скорее с критической перспективой, чем с художественным произведением. Они оправдывают распространение своих интересов на другие литературные области на основе изменения мышления о природе человеческого разума.

Похожие записи:

  1. Древнегреческая риторика Причины возникновения искусства риторики в Древней Греции. Ее основоположники. Влияние…
  2. Почему учителю необходимо владеть основами педагогической риторики Риторика учит нас правильно доносить свои мысли до собеседников в…
  3. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  4. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста. Задачи формирования сенсорных…

Как выбрать тему

Надо подбирать тему, которую можно развивать в процессе выступления. Информация должна быть важной, понятной для аудитории. Как выступать, познакомьтесь с интересами, воспитанием, образованием, занятиями.Интерес публики зависит от факторов:

  • интересы слушателей;
  • групповые и злободневные;
  • конкретные и новизна темы;
  • заложенные элементы конфликта.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

  1. Актуальные темы: жизнь, смерть, любовь, здоровье, взаимоотношение в семье, деньги и собственность, профессия, карьера и социальный статус. Темы будут интересны разной аудитории. Тема у слушателей может вызвать опасность, а может сформировать представление о жизненно важных элементах. Главное — начать разговор с важного. Например, собрание на предприятии. Если оратор хочет увлечь слушателей, то нужно начать речь с зарплаты. В таком случае, рабочие и служащие встретят вас с глубоким пониманием. Если это собрание в школе, не стоит начинать с денежных вопросов, лучше начать речь с успеваемости детей.
  2. Групповой интерес считается основой для высказываний. Собрание проходит в группе, где студенты выпускники собираются на стажировку за границу. В этом случае нужно начинать изложение о национальных традициях, заработке, предостережениях и искушениях. Для студентов это будет интересная и полезная информация. Если вы выступаете в рабочем коллективе, то можно рассмотреть вопросы о коррупции самоуправления, как организовать досуг молодежи.
  3. Злободневный интерес. Он вызван текущими моментами, к примеру: выборы, новости дня, возможная эпидемия и как с ней бороться, референдум и так далее. Абсолютно всех людей интересует вопрос о справедливой зарплате, своевременных выплат. Важно суметь вовремя рассмотрения актуальных тем затронуть предметы, которые с этим связаны. Если оратор является представителем страховой компании, то слушателям интересна тема, как застраховать имущество.
  4. Конкретный интерес вызван слушанием и чувствами. Начните разговор с конкретных вещей, которые окружают, например, с автомобилей, животных, природных явлений, еды. Все вещи имеют тесную связь с работой, удобствами и развлечениями. Если вы затронули тему курения, то будут интересны темы о вреде курения.
  5. Новые темы интересны для людей. Слушатели узнают о том, как люди живут в разных странах, об их традициях, мировых путешествиях, о чудесах будущего и прошлого мира. Новые темы должны подтверждаться фактами. Если человек не будет иметь представление о теме выступления, то не сможет его понять и послушать.
  6. Конфликты в речи. Это один из элементов в подготовленной и сформированной речи.

Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

Зарубежные ораторы

В 20 столетии немало красноречивых иностранных деятелей. Это Гитлер, Уинстон Черчилль.

Адольф Гитлер

Гитлер – сильный оратор, умеющий держать публику в напряжении. Движения ног отсутствуют. Гитлер использовал жесты рук, отличающиеся резкостью и эмоциональностью. Заметная черта речи – сильные паузы, которыми Гитлер подчеркивал важное.

Гитлер готовил речь заранее, писал на листочке. Его слова чрезмерно окрашены эмоциями. Гитлер был переполнен чувствами. Замедление и ускорение речи привлекало внимание. Гитлер использовал этот прием в каждом выступлении.

Его идеи далеки от идей мира 20 века, но люди шли за ним. Не зря Гитлера называют оратором зла!

Уинстон Черчилль

Уинстон Черчилль тщательно готовился к выступлению. Мимика, жесты рук, положение ног всегда продумывалось заранее. Уинстон Черчилль отшлифовывал текст до идеала. Он был харизматичный политик, который часто использовал юмор. Лучшие высказывания Уинстон Черчилль придумал задолго до их произнесения.

Вдохновленный своими идеями Уинстон Черчилль заражал ими окружающих. Черчилль активно использовал метафоры, сравнения. Уинстон старался быть спокойным, естественным. От природы он страдал шепелявостью, но Уинстон Черчилль смог справиться с этим дефектом.

Джеймс Хьюмс

Джеймс Хьюмс является наставником пяти американских президентов. Его уроки помогут достичь лидерства с помощью ораторства. Джеймс Хьюмс показывает, что красноречием может овладеть практически любой.

Есть люди, у которых талант к красноречию дан природой. Но и этим даром можно овладеть. Для этого нужно немного поработать. Известные и выдающиеся личности мира всегда имеют такой дар. Они чаще других становятся главами государств, политических партий.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Хорошее выступление оратора.

Хорошее выступление оратора. Примеры выступлений в этой статье…

Мы помним известных ораторов древнего мира.

Таких как, как Демосфен и Цицерон.

Знаем ораторов минувшего ХХ столетия.

Рассмотрим некоторые выступления.

Знаменитое выступление Никиты Сергеевича Хрущева в ООН

Многие слышали об этой речи, но мало кто ее видел. Это там, где Никита Сергеевич стучит кулаком по трибуне, а члены ООН стучат ногами в знак протеста. Посмотрите это видео – меньше минуты.

Но это ораторы уже в прошлом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]