Оратор и аудитория, приёмы установления контактов — реферат

Когда оратор выходит на сцену перед незнакомой публикой, которая в свою очередь видит этого оратора впервые, между ними сама собой возникает непроницаемая стена неизвестности и недоверия. В этот момент зрители оглядывают оратора с головы до ног, оценивают его внешность, его мимику, его манеру держаться и автоматически формируют некое предварительное мнение о нем из тех скудных данных, которые имеют. Это мнение не окончательное, оно может быть нейтральным, положительным или отрицательным, но от него будет зависеть, насколько легко оратору будет установить контакт с аудиторией во время публичного выступления и расположить ее к себе.

В выступлении перед новой публикой самое ответственное время – первые и последние минуты т. к. ярче всего запоминаются зрителю начало и конец выступления.

Таким образом, перед началом выступления складывается следующая ситуация: оратор еще не открыл рот, а аудитория уже как-то к нему относится и чего-то от него ожидает. Одни зрители приняли защитную позу и готовы подвергать сомнению каждое услышанное слово и взрываться злорадством в ответ на каждый промах оратора. Другие симпатизируют оратору и готовы его поддерживать. Третьи просто ждут, что будет дальше. Первые минуты выступления самые важные, поэтому оратор должен успеть:

  1. Расположить к себе скептиков.
  2. Оправдать доверие поклонников.
  3. Заинтересовать и увлечь выжидающих.
  4. Удержать внимание публики и повести ее за собой по «ступенькам» заготовленной речи.

Введение

Установление контакта с аудиторией начинается именно с формирования зрительного контакта. Я приведу самый примитивный пример, который с ходу прояснит, почему он несет в себе такое большое значение. Скажите своему любимому человеку «Я люблю тебя». Сделайте это трижды. Первый раз – глядя прямо в глаза, в другой раз – глядя куда-то в сторону, в третий раз – глядя на другого человека. После каждого такого признания обратите внимание на то, какова будет реакция этого человека на ваши слова. Просто попробуйте и вы убедитесь, насколько зрительный контакт увеличивает значимость ваших слов в глазах и в сознании собеседника.

Тот же подход справедлив и в отношении публичного выступления, а все по одной простой причине, что зрительный нерв толще слухового примерно в 50 раз. Именно через визуальные образы, то есть при помощи глаз мы усваиваем порядка 90% всей информации об окружающем нас мире. Именно ваш взгляд на публику, определяет то, как она вас воспринимает. Нередко глаза выступающего выдают о нем больше информации, чем его речь.

СОВЕТ. Данный материал является логическим продолжением статей «Страх публичных выступлений», «Подготовка к публичному выступлению» и «Структура публичного выступления». Для более полного и глубокого понимания темы, рекомендую также ознакомиться и с ним.

Грамотная визуальная составляющая на презентации, тренинге, конференции

Публичные выступления часто сопровождаются визуальным рядом, на который выводятся кадры визуальной составляющей выступления. Без визуализации практически невозможны тренинги, семинары, конференции, а для презентации визуальная составляющая является основной.

Прежде всего она должна быть информативной, но не перегруженной. Зрители не должны забыть о спикере и вычитывать текст на экране. Идеально взять пример со Стива Джобса: «один слайд – одна мысль». При этом не стоит усердствовать со шрифтами и цветами – это создаст ненужный визуальный шум. Выясним, что еще важно учесть в презентации, чтобы получить максимальный эффект.

Правильный тип визуализации

Красиво – это понятно. Больше всего теряется доверие к вашему ключевому сообщению, если оно неудачно визуализировано. Выбранный способ представить информацию не должен искажать ее и затруднять понимание.

Максимально облегчите кадр

Статистика как нельзя кстати на презентации, но не перенасыщайте кадры информацией. Достаточно 1-2 изображений на слайд. Избавьтесь от лишнего и убедитесь, что данные укрепляют вашу мысль, а не наоборот.

Подкрепляйте данные изображениями

Сухие цифры лучше подкрепить изображениями, чтобы добиться желаемого эффекта. Иногда изображения могут заменить слова и усилить месседж.

Данные должно быть легко сравнивать

Если цель слайда – показать взаимосвязь между разными группами данных, их должно быть максимально удобно сравнить.

Прояснять и упрощать

Дизайн не должен усложнять понимание, он должен моментально дать понять, о чем речь. Если этого не происходит, нужно искать другой способ проиллюстрировать информацию.

Расположите данные в логической последовательности

Интуитивно понятный порядок упрощает восприятие. Слушатель потратит меньше времени и усилий, чтобы считать информацию, если быстро поймет принцип ее расположения. Позаботьтесь об участнике – расположите данные либо в алфавитном порядке, либо от меньшего к большему или наоборот. Продумайте также лучший вариант расположения – сверху вниз или слева направо.

Максимально просто

Минимализм – лучший подход к подготовке презентации. Откажитесь от изображений с падающими тенями и нагромождением элементов. Чем проще, тем лучше.

С чего начинается выступление

Как я уже рассказывал в предыдущей статье «Структура публичного выступления», в начальной фазе любого подобного мероприятия лежит установление контакта с аудиторией. Здесь же мы будем разбираться с тем, как достигнуть того же эффекта, но только практически без слов. Для этого необходимо в процессе выхода к аудитории придать лицу доброжелательный вид с легкой улыбкой. Как обычно, тут важно не перестараться, не выдавливать ее из себя и не растягивать рот до ушей, иначе ваша фальшь будет предельно очевидна. Будьте естественны и искренни в выражении своих чувств.

Оказавшись перед публикой, не спеша охватите взглядом всех присутствующих. Беглым взглядом пройдитесь по лицам и постарайтесь заглянуть в глаза буквально каждому из них. Если вы уловили среди сидящих в зале встречный взгляд, слегка кивните в ответ, чтобы подчеркнуть, что вы его заметили. Даже если всех присутствующих вы видите впервые и никто из них вам не знаком, отмечая их глаза своим беглым взглядом, вы тем самым устанавливаете с ними подсознательный контакт. Затем, в ходе всего мероприятия этот контакт будет держаться достаточно прочно. Именно таким и должно быть первичное установление контакта с аудиторией.

Установление контакта с аудиторией

Как мы с вами уже выяснили, установление зрительного контакта, говоря на языке аналогий – это не хаотичное бомбометание, а целевые ракетные удары. Бесполезно стараться устанавливать контакт со всем залом, ибо это попросту невозможно. Вместо этого встречайтесь взглядом с каждым из тех, кто сидит в аудитории. Возможно вы подумаете, что это может занять довольно много времени и будет отвлекать вас от основной задачи, но на практике, все намного проще. Наши глаза способны двигаться с невероятной скоростью, благодаря чему вы способны менять направление взгляда буквально за доли секунды. Каждому встречному взгляду из зала уделяйте буквально доли секунды, так вы сможете и контакт установить и охватить большое количество слушателей за короткий промежуток времени. Ваша задача скользить по глазам, но не задерживаться на них.

В первые секунды своего выступления, когда вы мигом скользите по лицам и происходит установление контакта с аудиторией, а именно с теми слушателями, которые уже смотрят на вас. Затем свои глаза поднимают и те, кто во время таких мероприятий обычно ковыряется в телефоне или планшете. В тот момент, когда вы начнете свою речь, они поднимут свои глаза, а вы встретите их своим взглядом. После такого зрительного контакта, когда человек видит ваш встречный взгляд, он подсознательно сделает вывод, что вы видите его среди всей толпы и даже возможно следите за ним. Это будет побуждать его слушать вас внимательнее и уже не опускать глаза обратно в гаджет. Далее, в ходе выступления дождитесь того момента, когда свои глаза поднимут и те слушатели, которые вообще не привыкли смотреть на оратора. Чем бы они не занимались, слушая вас, рано или поздно они поднимут свои глаза и обнаружив ваш встречный взгляд уже долго их не опустят.

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

  • искренне заинтересован предметом повествования;
  • преподносит материал доступно;
  • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
  • уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

  • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
  • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
  • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
  • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Ошибки в работе с аудиторией

Самой распространенной ошибкой, которую вы можете допустить, когда происходит установление контакта с аудиторией, является упущение из виду отдельных ее частей. Зачастую это задние и боковые ряды, то есть крайние места в конце зала и по его флангам. Как правило, именно с этих мест зачастую задают самые щекотливые или провоцирующие вопросы. Именно в этих рядах все время шелестят, щелкают, перешептываются, нервно кашляют и даже ехидно похихикивают. Что является тому причиной? Как правило, то, что именно этим местам обычно не уделяют достаточно внимания, что в том числе объясняется уровнем вашего профессионализма, то есть умением охватить и увлечь темой всех присутствующих.

Как известно, угол обзора новичка в ораторском ремесле составляет порядка 35 градусов, а у умудренного опытом оратора до 45 градусов. Другими словами, одна из популярных ошибок в работе с публикой – это установление контакта с аудиторией исключительно внутри собственного угла обзора, что позволяет работать только с ее серединой. Именно с теми слушателями, которые находятся в центральной части аудитории, зачастую и формируется хороший зрительный контакт от самого начала и до конца выступления. Представители именно этих мест внимательно слушают, кивают головой и всячески демонстрируют заинтересованность.

Работа над ошибками

Прежде всего, стоит начать с выбора такого места перед слушателями, которое наилучшим образом обеспечивает оратору благоприятное и успешное установление контакта с аудиторией, буквально с каждым ее присутствующим. Поскольку помещения, в которых оратор то и дело выступает, практически всегда отличаются друг от друга, то выбирать место исключительно исходя из их размера – занятие неблагодарное. По этой причине, в среде как начинающих, так и более опытных ораторов вошло в оборот негласное правило, суть которого сводится к тому, что в оптимальной позиции оратор стоит так, что расстояние между ним и боковыми местами (слева и справа) первого ряда аудитории образует равносторонний треугольник. Причем именно равносторонний, но никак не равнобедренный. Такое положение оратора относительно аудитории считается оптимальным.

Это правило можно применять как для квадратных, так и для прямоугольных и иных конфигураций залов. Благодаря ему, вы с легкостью можете определить, в какой точке вам лучше всего находиться, чтобы установление контакта с аудиторией прошло максимально гладко. Причем особую важность это правило играет именно для начальной фазы выступления, так как на всем его протяжении оратору необходимо перемещаться по аудитории от одного ее края к другому. Особенно внимание стоит обращать на так называемые «сигналы потери внимания». Речь идет о тех местах, с которых доносится тихая беседа, шуршание конфет, оповещения смартфона и т. д. Как только вы акцентируете свой взгляд на этих рядах, их внимание возобновляется практически моментально. Как показывает опыт, вашими самыми верными союзниками становятся те, кто изначально считал себя лишенным зрительного контакта. В ходе мероприятия подходите к разным краям аудитории и направляйте свои вопросы к разным частям зала. Это можно делать как при помощи взгляда, так и при помощи жестов и непосредственно слов.

Какие вопросы задавать?

А какие вопросы вообще бывают? Наверное, все знают разницу между открытыми и закрытыми вопросами, да? О, простите, это книга, тут нельзя услышать ваш ответ. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ответы находятся в закрытом списке: «да или нет», «слева или справа». Это может быть выбор из большего числа вариантов, чем два. Это может быть что‑то типа теста. Так или иначе, в группе ответ на закрытый вопрос можно дать голосованием. «Поднимите руку, кто за первый вариант» и т. д.

Открытые вопросы — это вопросы, требующие развёрнутого ответа. Это вопросы, начинающиеся со слов «почему», «зачем», «каким образом» и т. д. В ответах на такие вопросы будет больше субъективизма, но можно так спрашивать и о фактах.

Примеры

Закрытый вопрос о фактах: «Поднимите руку, кто согласен с тем, что битва при Ватерлоо произошла в 1814 году?» (на самом деле в 1815‑м).

Закрытый вопрос о мнениях: «Поднимите руки, если вы считаете, что если бы не прусская армия, то англичане проиграли бы при Ватерлоо».

Открытый вопрос о фактах: «Какие крупнейшие европейские битвы XIX столетия вы знаете?»

Открытый вопрос о мнениях: «Почему Наполеон проиграл при Ватерлоо?»

Как вы думаете, с каких вопросов лучше начинать разговор, с открытых или закрытых? На какие проще отвечать? На закрытые, конечно. Поднять руку или просто покивать — намного проще, чем формулировать какую‑то длинную тираду. Начинайте с закрытых вопросов.

Открытые вопросы провоцируют дискуссию, дискуссией нужно уметь управлять. Некоторые люди могут взять слово и долго не давать никому выступить. Иные могут начать с вами спорить, потому что, когда вы уже сформулировали развёрнутое мнение, у вас намного больше желания его отстаивать. Если вы ещё не очень уверенно держитесь на сцене, не задавайте в зал открытых вопросов.

Помимо вопросов по содержанию, можно задавать вопросы относительно процесса. Они могут относиться как к общему комфорту: «Вам не холодно?», так и к процессу усвоения материала: «Вы ещё держитесь, нужен перерыв?» И то и другое — хорошая идея, потому что показывает, что аудитория вам не безразлична.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]