Власть сказанного вслух слова ни у кого не вызывает сомнений. Во все времена в годы серьезных потрясений и в годы процветания ораторское искусство имело огромное влияние на историческое развитие стран. Даты и тексты публичных выступлений великих ораторов вошли в учебники мировой истории наравне с датами реформ, военных поражений, побед и великих открытий.
Слово может утешить скорбящих, воодушевит упавших духом, увековечить грандиозные события с тем достоинством и торжественностью, которых они заслуживают.
Слово может отправить человека на подвиг или на гибель, заставить рисковать жизнью во имя идеалов, смеяться или плакать.
Одно слово может изменить всю жизнь человека или целого народа.
Умея мастерски распоряжаться этим инструментом воздействия, человек может обладать огромной властью. Зная это, тираны и угнетатели всех времен оттачивали свое мастерство оратора в своих целях. Дар убедительной речи может быть использован как во благо, так и во вред и потому должен использоваться с осторожностью.
Все то, что ораторское искусство – то выступление, но не все, что выступление – то ораторское искусство.
Лекция педагога, речь политического кандидата, презентация нового продукта, все эти речи не обязательно искусство, но, однако они могут быть возведены в этот статус. Если публичное выступление можно сравнить с быстрым питанием, то искусство оратора – это высокая кухня.
Не в том смысле, что оно – блюдо для гурманов, а в том смысле, что профессионализм, необходимый для его приготовления требуется гораздо более высокого уровня, нежели чем для обычного публичного выступления. это блюдо готовится со страстью и творчески, и должно быть мастерски оформлено и приправлено. И все это для того, чтобы получить на выходе превосходный вкус.
Искусство публичных выступлений во все времена признавалось высшим из искусств, охватывающим все другие дисциплины. Для этого требуется знание литературы, умение строить прозу, слух и ритм, гармонию и музыкальность.
Это не просто «говорение», но речь, которая обращается к нашим благороднейшим чувствам, оживляет нашу душу, пробуждает страсти и эмоции и вдохновляет на достижение целей.Часто самые лучшие качества ораторского искусства проявляются во время трагедий и кризисов, страха и смятения. В этих случаях оно служит светом, руководством для тех, кто не может сам разобраться в хаосе и смотрит на лидера, чтобы тот указал путь.
«То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу», – говорил знаменитый оратор.
В его трудах можно найти много полезного современному человеку: как развивать свое дарование тренировкой и упражнениями, как должен вести себя оратор перед аудиторией, какие приемы можно использовать для украшения речи.
Эпоха Цицерона и Квинтилиана была наивысшим расцветом риторики, но одновременно и конечным пределом ее.
В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие. Христианская церковь обратилась с проповедью ко всем: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения.
Ораторское искусство средневековья приобретает новое качество. О чем бы ни говорил священник, он соотносил суждения и выводы со Священным писанием. История сохранила имена выдающихся богословских ораторов. Иоанн Златоуст – византийский проповедник (умер в 407 г.). Само прозвище свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову. Фома Аквинский (1225–1274 гг.).
Из истории ораторского искусства
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость.
Слово «риторика» пришло из греческого языка.Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».
Существовали два разных взгляда на предназначение ораторского искусства, два подхода к его восприятию. Платон и Аристотель считали, что главное в ораторском искусстве – это идея, содержание, т.е. риторика – это искусство убеждения. «Риторика – это способность убеждать словом…» —
утверждал Платон. При этом он выдвигал на первый план эмоциональную убедительность речи, не считая важным логические доводы.
Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством считали её форму и стиль. Например, римский оратор Квинтилиан считал, что речь оратора должна быть чистой, ясной, красивой и уместной. Большой популярностью пользовалась его формула, которая сохранилась и поныне: ars bene dicendi — «искусство говорить хорошо».
В русской риторической науке делался упор на убедительность речи, о чём писал ещё Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой … материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению
».
Современная риторика – это наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях общения.
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории и направлена на изменение поведения аудитории, её взглядов, убеждений. Огромную роль профессиональная ораторская речь играет в политике, бизнесе, научных изысканиях.
Таким образом, ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Кому и как служит ораторское искусство – вопрос, на который пытаются ответить на протяжении веков. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.
Характеристика личности оратора. Человек, выступающий публично, находится в центре внимания аудитории. Слушатели воспринимают и оценивают не только речь, но и внешность, манеру поведения, личностные качества. Поэтому оратору просто необходимы такие качества как: обаяние, артистизм, уверенность, объективность, увлечённость.
Каждый ли может стать хорошим оратором? Одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что перечисленные выше качества приобретаются, развиваются и каждый может воспитать их в себе. По утверждению Цицерона, «Poetae nascuntur, oratores flunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются).
В ораторском искусстве важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи. Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его речь может оказать влияние на судьбы людей, на их умонастроения. Римский оратор Квинтилиан обобщил требования к личности оратора в афоризме: «если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком».
А древнегреческий ритор Горгий говорил о влиянии ораторского слова на судьбы людей: «Слово есть великий властелин, который …совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».
История свидетельствует, что важнейшим условием свободного обмена мнениями являются демократические формы управления, поэтому ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Историческим примером служит сравнение Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Казарменное спартанское государство не оставило потомкам ничего достойного, в то время как демократические формы управления в Афинах выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, поэтов.
Ораторское искусство характеризуется тем, что это явление историческое
и должно учитывать общественные интересы своего времени. Каждая историческая эпоха возлагает на оратора свои обязательства и предъявляет свои требования.
Ещё одна особенность ораторского искусства заключается в том, что оно тесно связано с философией, психологией, педагогикой, логикой, языкознанием, этикой и эстетикой. Лингвисты, к примеру, разрабатывают теорию культуры устной речи и дают советы, как овладеть искусством красноречия, как воспользоваться богатством и разнообразием родного языка. Психологи рассматривают вопросы речевого воздействия и восприятия, исследуют психологию личности оратора и внимания аудитории, как социально-психологической общности людей. Логическая наука учит последовательному и стройному изложению мыслей, приёмам доводов и опровержений различных суждений.
История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории, а знакомство с опытом выдающихся ораторов прошлого позволяет совершенствовать современную риторическую культуру.
Ораторское искусcтво возникло одновременно в разных странах: Древней Греции, Риме, Ассирии, Египте, Вавилоне, Индии. В Древней Греции оно связано с такими именами, как Платон, Демосфен, Демокрит, Аристотель.
Эти философы-просветители великолепно владели всеми формами ораторской речи, а риторика считалась «царицей всех искусств». В своём научном трактате «Риторика» Аристотель впервые определил, что действие убеждающей речи зависит от нравственного характера говорящего, качества самой речи и настроения слушателей.
Во второй половине V века до н.э. в Древней Греции господствовала эллинистическая риторика. Её представители — Дионисий, Деметрий
, так называемые
аттицисты
, были сторонниками чистоты речи, они проповедовали утончённую образность и интеллектуальность речи.
Как уже говорилось выше, условием процветания ораторского искусства является демократическая форма управления государством. Именно на эти годы приходится расцвет Греции. Это видно на примере Перикла
, который в течение 15 лет правил Афинами и был великолепным оратором; современники про него говорили, что
«на его устах почивала богиня убеждения».
Замечательными ораторами своего времени были прогрессивные мыслители и поэты Востока: Алишер Навои, Шерози, Абу Али ибн Сино.
Особенно почетной и доходной ораторская карьера была в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере.
Одним из первых римских ораторов был Марк Катон Старший.
Благодаря своему ораторскому таланту он добился почётной должности в Сенате.
Самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон
(106-43 гг.до н.э.). Его трактаты отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт. Именно ему принадлежит фраза: «
Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора».
Он считал, что основа ораторского искусства – глубокое знание предмета речи, природное дарование, живость ума и чувства.
Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан
(35- 100 г.до н.э.) автор хорошо систематизированного сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления» даёт полный теоретический анализ науке красноречия.
Ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайну слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя их идеи по-прежнему актуальны.
Этот тип риторики оказал влияние на страны Центральной и Западной Европы.
Распространению способствовало отсутствие языковых барьеров (проповеди читались на латинском языке).
«Новое время» началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовавшее новую эпоху. Оно сменилось затем эпохой Просвещения.
Европейские писатели и мыслители Б. Паскаль, М. Монтень, Жан де Лабрюйер, Ф. Бэкон и другие в своих произведениях оставили много тонких советов оратору, точных рекомендаций. Как и в античных риториках, серьезное внимание уделяется технике речи, манерам, жестикуляции.
Например, Леонардо да Винчи писал:
«Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями «.
Если обратиться к российской истории, то прежде всего следует выделить личность М.В. Ломоносова (1711 – 1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде » Краткое руководство к красноречию» он писал:
Кто такой хороший оратор?
Мастером ораторского искусства является тот человек, который с лёгкостью владеет живым словом и может с его помощью воздействовать на собеседника или целую аудиторию. Говоря о таком профессионале, нельзя не упомянуть о высоком уровне культуры речи. Хорошая дикция исключает любую нечёткость произношения слов и отдельных звуков. Выступающего приятно и легко слушать, поскольку нет скороговорок и шепелявости. Сила голоса проявляется не только в громкости, но и психическом воздействии на сознание и волю слушателей. Иными словами, техника речи настоящего оратора приближается к совершенству.
Состоявшийся оратор умело применяет различные приемы. Для красивой речи огромное значение имеет употребление крылатых выражений, известных пословиц и поговорок. Когда они неожиданны, но к месту сказаны, выступление кажется интереснее и лучше запоминается. Речевая культура оратора всегда оценивается по богатству его словарного запаса. Чем больше слов в арсенале профессионала, тем интереснее с ним общаться. А если ко всему этому предложения лаконичны и грамотно построены, с соблюдением точности словоупотребления и языковых норм произношения, то такому оратору нет цены.
Почему возникает страх перед публичным выступлением ?
Давайте проанализируем этот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем – это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.
В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.