Лексические игры для студентов и взрослых
Предполагается уже хороший уровень владения языком. Цель данных заданий: раскрепостить учеников и максимально задействовать их словарный запас.
«Banana Game»
Такие занятия является хорошей тренировкой памяти и освоения новых слов. В начале ученики читают или слушают тексты с новыми словами, а в конце урока проводится проверка на запоминание. Ученики делятся на пары. Один из них имеет список свежей лексики, у второго закрыт учебник. Первый читает предложение, вставляя вместо нового слова «banana», а второй должен по смыслу догадаться, что это за слово.
Например, тема City
. Предложение может звучать так:
Beside that, visiting museums and art galleries, exhibitions and theatres, simple «banana» or travelling can be very useful for every boy or girl, if they want to broaden their outlook, to study some subjects profoundly
. Правильный ответ:
sightseeing
.
«Running Dictation»
Динамичная игра на повторение пройденной лексики, развитие памяти и правописания. Класс делится на 2 команды. На доску вешается текст. «Бегун» из каждой команды должен запомнить часть текста и «принести» её к заранее выбранному «секретарю». Важно: выкрикивать и говорить текст на ходу нельзя! Преподаватель хлопает в ладоши, и бегун сменяется. Побеждает та команда, которая первой запишет весь текст.
«Memory Game»
Эта игра направлена на отработку изученной лексики и на отработку фонетики. Преподаватель заранее готовит листики с устойчивыми выражениями на какую-то тему и разрезает их по полам. Например, на тему «время» run out of time – из этого выражения делаются 2 карточки, которые в последствии будут разложены на два столбика. Подобным образом нарезаются и другие выражения.
Ученики по очереди подходят и открывают одну карточку из первого столбика и произносят, какое должно быть продолжение. Далее открывает ещё одну карточку, но уже из второго столбика. Если угадал, забирает две, если нет, возвращает обе карточки обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт наибольшее количество устойчивых выражений.
Следующий блок занятий имеет более развлекательный характер. Они разработаны для преодоления языкового барьера и снятия психологического напряжения у обучающихся.
«The crocodile game»
Классическая игра в крокодила для компании. Только участники описывают загаданное слово исключительно на английском. Жеребьёвкой выбираются 2 участника. Первый загадывает слово, фразу или устойчивое выражение, а второй показывает его, не произнося ни звука. Остальные участники отгадывают. Первый отгадавший выходит в центр и сменяет показывающего игрока, который в свою очередь загадывает уже ему новое слово.
«Cards»
Абсолютно любые задания по карточкам, но на английском языке. Они могут быть подобраны на определенную тему или носить лишь развлекательный характер. Также можно использовать онлайн карточки.
P. S. Все эти игры взрослые ученики могут использовать не только в обучающих классах с педагогами, но и самостоятельно, дома, с друзьями и в группах по интересам.
Игры для любого возраста и уровня подготовки
Каждое задание этого блока может быть адаптирована преподавателем под разный уровень владения языком, за исключением уровня дошкольников, которые не умеют писать.
«Crossword»
Эта игра рассчитана на учеников, владеющих письмом. Её целью является расширение словарного запаса и развитие грамотного письма. Задания могут быть подготовлены учителем заранее либо заданием для учеников и будет составление кроссворда на определённую тему.
«Fill in the Missing letters»
Это задание часто используется как упражнение для отработки грамотного письма. Педагог пишет на доске слова, специально пропуская в них буквы. Слова должны быть похожими как по звучанию, например, ball
и
doll
,
mystery
и
misery
,
be
и
bee
,
air
и
ear
, так и по написанию, например,
coarse
и
course
,
complement
и
compliment
,
creak
и
creek
.
«Explain the word»
Первый участник вытягивает карточку с картинкой (или, например, достаёт предмет из мешочка), но не показывает её. Его задача описать, кто или что изображены на карточке. Другие участники должны отгадать, что это. Например: It’s a food. Sweet and cold. Children like to eat it in summer. Made of milk». Кто угадывает, тот идет описывать следующую карточку.
«Rythme»
Задания несут не только развлекательный, так и познавательный характер. Учитель называет слово, ученики подбирают рифму. Важно назвать рифму быстро, не задумываясь. Играть нужно по кругу, участвуют все ученики. Выбывает тот, кто назвал неправильно рифму или несуществующее слово. Например: slight – right
,
go – slow
,
look – book
, и т. д.
Усложнение: ответить рифмой можно только, если слово соответствует тематике. Ещё можно усложнить задание, добавив творческую задачу, а именно, из заданных слов придумать стихотворение по теме, и т. д. Всё зависит от подготовки учителя и уровня владения языком у учеников.
«Crossing the river»
Эта подвижная игра понравится и взрослым, и детям. Она нацелена на повторение лексики по теме и на отработку правильного произношения слов.
Участники делятся на 2 команды. Каждой команде выдается одинаковое количество карточек. Участники по очереди открывают карточки, называя предмет по-английски или читают его название, а затем дают перевод. Если игрок произносит и переводит верно, он бросает карточку на пол и делает шаг вперёд, ступая на так называемый «островок». Побеждает та команда, которая первая доберётся до «берега».
Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ
Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ
Фадюшина Ю.В.
учитель – дефектолог
г. Екатеринбург
МБДОУ — детский сад
комбинированного вида №203
В настоящее время перед системой дошкольного образования поставлены особые задачи. Это вызвано радикальными преобразованиями, происходящими последние годы в России.
Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющих детей дошкольного возраста, в том числе и с проблемами развития.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» в статье 18: для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года прописано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для этих детей видов деятельности.
Таким образом, важно раскрыть способности и максимально развить возможности каждого ребенка, мотивировать детей на дальнейшее обучение в школе, подготовить воспитанников к социуму.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят существенные изменения — смена содержания образования, ориентированного на индивидуализацию образования детей в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В ФГОС ДО, среди принципов дошкольного образования, выделяется индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Особую актуальность данное положение приобретает по отношению к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема создания инклюзивного образования вызвана тенденцией увеличения количества детей с ОВЗ. По данным НИИ детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детского населения. Государством с целью обеспечения их оптимальной социальной защиты в обществе определен целый комплекс дополнительных прав и гарантий.
Дети с ОВЗ по структурным признакам не однозначны, больший процент среди них это дети с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
У детей с задержкой психического развития наблюдается ограничение психических и познавательных возможностей не позволяющие ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребёнок очень быстро устаёт и истощается. Что ведет к снижению овладения ЗУН.
Задержка темпа развития имеет обратимый характер. Поэтому своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Среди наиболее характерных особенностей детей с ЗПР выделяется специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной стороны речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития.
Речь детей с ЗПР значительно отличается от нормы, что тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека. Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога. Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном.
Именно поэтому с детьми с ЗПР предусмотрена серьезная работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь). В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Это позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей.
Таким образом, дефекты речи у детей с задержкой психического развития проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития.
Поэтому необходимо как можно раньше выявлять детей с ЗПР и оказывать коррекционную помощь в условиях детского сада и семьи.
Для речевого и познавательного развития детей с ЗПР мной был систематизирован речевой материал и
создан каталог заданий, упражнений на основе лексическим тем, который:
- способствует развитию всех компонентов речи у детей дошкольного возраста с ЗПР (расширение и активизация словаря, формирование и развитие грамматического стоя речи, развитие связной речи);
- способствует обогащению занятия с детьми материалом по развитию познавательных процессов таких как: восприятие (слуховое и зрительное), внимание (концентрация, распределение и переключение), память (оперативной речевой и образной), мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
- помогает организовать занятия в игровой форме, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей;
- помогает использование материала по теме во все режимные моменты;
- обеспечивает взаимосвязь педагогов ДОУ в единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками по закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса;
- помогает легко подобрать материал для рекомендаций родителям по работе с детьми в домашних условиях.
Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач. В то же время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.
- Расширение и активизация словаря:
- Продолжи предложение.
- Что лишнее?
- Скажи наоборот.
- Подбери признак/действие.
- Подбери обобщающее слово.
- Когда так говорят?
- Что не так?
- Закончи предложение.
- Вставь в предложение пропущенное слово.
- Отгадай загадки.
- Узнай по признаку/* действию.
- Назови части целого.
- Как можно закончить предложения?
- Запомни слова.
- Запомни цепочку слов.
- Запомни пары слов
- Формирование и развитие грамматического строя речи:
- Какое слово не подходит?
- Собери предложение.
- Продолжи предложение.
- Закончи предложение.
- Вставь в предложение пропущенное слово.
- Употреби слово или словосочетание в нужной форме.
- Сосчитай до пяти.
- Назови ласково.
- Измени по образцу.
- Исправь ошибку.
- Подбери признак / действие.
- Развитие связной речи:
- Когда так говорят?
- Объясни словечко.
- Текст, для пересказа.
- Пословицы и поговорки
- Стихи
- Считалки.
- Что не так?
- Что общего и чем отличаются друг от друга?
- Хитрые вопросы.
- Закончи предложение.
- Продолжи предложение.
- Вставь в предложение пропущенное слово.
- Развитие восприятия:
- Какое слово отличается от других?
- Какое слово самое короткое / самое длинное?
- Подскажи словечко
- Развитие зрительно-моторной координации:
- Пальчиковая гимнастика
- Динамические паузы
- Развитие мышления:
- Отгадай загадки.
- Подбери парное слово.
- Что общего и чем отличаются друг от друга?
- Когда так говорят?
- Что не так?
- Что лишнее?
- Скажи наоборот.
- Подбери признак /действие.
- Закончи предложение.
- Вставь в предложение пропущенное слово.
- Как можно закончить предложения?
- Хитрые вопросы.
- Умные задачки.
- Запомни слова.
- Запомни цепочку слов.
- Развитие внимания:
- Хитрые вопросы.
- Умные задачки.
- Запомни слова.
- Запомни цепочку слов.
- Запомни пары слов.
- Какое слово отличается от других?
- Отгадай загадки
- Что общего и чем отличаются друг от друга?
- Развитие памяти:
- Запомни слова.
- Запомни цепочку слов.
- Запомни пары слов.
- Выкладывание из палочек по памяти
- Скороговорки
- Считалки
- Стихи
Краткое содержание заданий показывает, на что нужно обратить внимание при выполнении упражнений:
- Вставь в предложение пропущенное слово: подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения.
- Закончи предложение: подбор слова по лексической теме в контексте предложения.
- Запомни пары слов: объединение слов в пары на разных логических основаниях.
- Запомни слова: работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов.
- Запомни цепочку слов: работа с материалом, где заранее заложены сюжетная связь и последовательность между словами.
- Измени по образцу: употребление единственного и множественного числа существительного, притяжательных и качественных прилагательных, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени, изменения прилагательных в роде, числе.
- Исправь ошибку: нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.
- Как можно закончить предложения? (подбор логически обоснованного окончания предложения).
- Какое слово не подходит? (работа с использованием однокоренных слов).
- Какое слово отличается от других? (сравнение слов по звучанию).
- Какое слово самое короткое самое длинное? (сравнение слоговой структуры слов).
- Когда так говорят? (толкование пословиц и поговорок).
- Назови ласково: образование уменыпительно — ласкательной формы существительных.
- Назови части целого: подбор слов для называния частей целого.
- Отгадай загадки: отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме.
- Подбери парное слово: использование простых словесных аналогий;
- Подбери признак/действие: подбор прилагательных и глаголов к существительным.
- Подскажи словечко: добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии.
- Продолжи предложение: подбор однородных членов предложения;
- Скажи наоборот: подбор антонимов.
- Собери предложение: Согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении.
- Сосчитай до пяти: согласование числительного и существительного.
- Узнай по признаку/ действию: определение предмета или явления по его существенным признакам.
- Умные задачки: логические задачи на различение, сравнение, отрицание, совмещение.
- Употреби слово/словосочетание в нужной форме: склонение слова или словосочетания.
- Хитрые вопросы: формулирование развернутого и обоснованного ответа.
- Что лишнее? (классификация по заданным признакам).
- Что не так? (нахождение смысловой ошибки в предложениях).
- Что общего и чем отличаются друг от друга? (нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на представления).
Список литературы:
- 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения координацию слова с движением, загадки для детей. (6-7 лет) / Автор – составитель А.В. Никитина. – СПб. КАРО, 2009.
4-е изд. — М: Айрис — пресс, 2007.
- Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – М.: ТЦ Сфера, 2010
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005.
- Алябьева Е.А. игры для детей 5-8лет: Развитие логического мышления и речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.— (Серия «Логопед в ДОУ».)
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296с.
- Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением.- СПб: КАРО, 2005.
- Белоусова Л. Б.Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкелынтейн.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
- Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
- Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. – № 1. – с. 10
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2006.
- Галанов А.С. Считалки. Игры – задания для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса, 2004.
- Гончарова В.А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития // Логопед в детском саду. – 2008. – № 1(26). – с. 9
- Григорович Л.А,. Ермоленко О.С и др. 150тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.
- Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 224с.
- Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 76с.
- Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Авт.-сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Подготовительная группа. / Автор – сост. О.И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно – игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
- Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 176с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые подходы и приемы. – М.: Гном и Д, 2003. – 48с.
- Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ / Авт. – сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
- Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64с.
- Крупенчук О. И. Графические диктанты для девочек 6—7 лет. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009
- Крупенчук О. И. Графические диктанты для мальчиков 6—7 лет. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009
- Крупенчук О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников 5-7 лет. – СПб. «Литера»
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – воспитательной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Курицына Э.М., Тараева Л.А. Большая книга занятий по развитию речи – М.: РОСМЭН, 2010.
- Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 игр и головоломок для дошкольников. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999. – 160с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 2004. – 224с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: Владос, 2004. – 303с.
- Лопатина Л.В., Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР: Учебное пособие. – СПб: КАРО, 2007.
- Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова, — М,: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя – дефектолога, воспитателя – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. – М.: Владос, 2006. – 246с.
- Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / Р.И Лалаева., Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Нищева Н. В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 – 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Новиковская О.А. Стихи для развития речи. 4-7 лет.- М.: Астрель; СПб.: Астрель, 2009
- Новоторцева Н.В. Развитие речи 2. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: ООО «Академия развития», 1997.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи 2. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: ООО «Академия развития», 1997.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996..
- Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: ООО «Академия развития», 1998.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 240с.
- Обогащение и активизация словарного запаса. Подготовительная группа. / Автор – сост. О.И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2. Старшая группа. – М.: Школьная Пресса, 2006.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника/ Сост. Н.А. Родная – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. / Автор – сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Развитие связной речи. Средняя группа. / Автор – сост. Т.В. Иванова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, логические задачи, дидактические игры, игры – занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Сидорова У.М. Задания по развитию речи для детей средней группы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии. М., 1978.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1983.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбомы 1-3). – М.: Гном и Д, 2005. – 48с.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
- Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб.: Детство – пресс, 1999.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико – грамматических представлений. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.
- Управителева Л.В. Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление. Для детей 5-6 лет. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Устранение общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Филичева Т.Б., Г .В. Чиркина. –
- ФальковичТ.а., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятие для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Фотографии из личного архива, ранее не выставлялись в сети интернет.