Речедвигательная координация детей по лексическим темам


Красивая речь с движением

С самого детства большинство родителей приучают своих чад, соблюдать определённые правила хорошего тона, которые непосредственно связанны с речью. Прежде всего, с самого маленького возраста запрещается разговаривать за столом с полным ртом, тем более что это достаточно опасно ввиду возможности поперхнуться едой. Также существует запрет на использование в речи разнообразных простонародных «уличных» словоформ, способных указать на недостаточное воспитание каждого человека. Избавить от говора — одна из важнейших задач, по мнению многих родителей. Все эти правила хорошего тона придуманы не из-за стремления ограничить развитие человека, а так как воспитанный человек способен оказать положительное влияние на общество и это самое общество обязательно его примет. Кроме общепринятых правил хорошего тона существуют и достаточно недвусмысленные, которые ограничивают речь в движении, ведь разговор на бегу не может принести пользы не от общения, да и занятие спортом будет нарушено.

Ни один человек, бегущий и разговаривающий одновременно, не в состоянии сосредоточиться ни на физических упражнениях, ни на теме разговора. Речь и движение малосовместимы.

Каждый человек разговаривает во время движения, кто по мобильному, а кто со своим спутником. Но такое общение нельзя назвать конструктивным, ввиду того, что все важные решения принимаются не в ходе мимолётных слов во время движения, а в соответствующей обстановке в кабинетах или на рабочем месте.

Ребенок не говорит, или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.

Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу.

После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би».

Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300.

К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

II. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

1. Упражнения с пальчиками.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

— упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.) — упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.) — упражнения без предметов.

2. Упражнения с мячом.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Виды игр с мячом:

— игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

— игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процес¬сов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

— игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

3. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Чайничек с крышечкой» и т.д.) (Используется музыка из программы Бурениной «Ритмопластика»)

III. Применение полученных навыков в условиях семьи. (метод игрового моделирования)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Упражнения с пальчиками

— упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

— упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)

— упражнения без предметов, например:

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.) Продает она орешки. Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (Загибать пальчики, начиная с большого.) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

2. Упражнения с мячом.

— игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

— игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..

— игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

3. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т.д.)

Контроль дыхания

Да, существуют профессии, в которых просто невозможно обойтись без речи в движении, и это связано прежде всего с необходимостью информировать коллег или общественность во время выполнения определённых действий, связанных с движением. Для таких людей воздействие словами очень важно. В этих случаях необходимо развивать дыхательные функции своего организма. Ведь речь с движением требуют соблюдения ритма, а достичь его возможно только при развитой дыхательной системе, которая способна обеспечить кислородом мышцы, требующие энергии при движении, и в то же время позволяет на одном ритме произносить обдуманные слова.

Достичь монотонного ритма разговора при выполнении двигательной функции может каждый, при этом необходимо иметь достаточно хорошую физическую форму и возможность контролировать своё дыхание.

Ведь при сбое ритма дыхательной системы нарушается как ритм речи, так и работа внутренних органов, которые напрямую связаны с объёмом поступления кислорода в кровь.

Да и действительно, практически каждый человек замечает, как трудно удержать ритм речи при быстрой ходьбе или беге, а ведь есть люди, которым тяжело говорить даже во время короткой прогулки.

Связь движения и речи

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Все мы, наверное, помним детские игры, в которых совершали оговоренные движения и одновременно хором декламировали простенькие стишки («У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для малышей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами. Так, широко распространено использование игры для обучения актерскому искусству.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.

ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ – СВЯЗЬ ПРЯМАЯ: СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Движение является одной из врожденных потребностей человека. Ее удовлетворение сильно важно в детском возрасте. Такой возраст создает наиболее благоприятные условия для разностороннего развития ребенка. В этот период, под названием СЕНЗИТИВНЫЙ, формируются все основные стороны психики — мышление, память, внимание, двигательные умения. Так же активно развивается интеллект и его социальный компонент — речь.

“Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли”.
Жан-Жак Руссо

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие, в том числе речевое, идет параллельно с физическим и сенсорным. Дошкольник познает мир, осваивает речь, понимает пространственно—временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Несформированность крупной моторики (движения руками, ногами, туловищем) проявляется в виде слабой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в выраженных затруднениях при выполнении физкультурных упражнений по показу или речевой инструкции. Часто достаточно понаблюдать, как дети умеют одеваться и раздеваться, как застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки, все это позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук — несовершенство мелкой моторики. Недостатки в развитии лицевой и артикуляционной моторики проявляются в невыразительной мимике, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.

В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ СЛОЖНОСТИ С ВЫБОРОМ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ И ПОДХОДЯЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА. НАХОДЯСЬ ДОМА, МОЖНО, НАПРИМЕР:

  • Найти спортивные или танцевальные видео-уроки, занимайтесь и танцуйте вместе, всей семьей;
  • Заняться дыхательной гимнастикой. Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте, как мы уже говорили, важной частью речи является дыхание. Во время выполнения дыхательной гимнастики происходит координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. Будут полезны такие упражнения, выполняемые не более 3-5 минут за раз:

«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу»;

«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения;

«Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку;

«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 – 10 раз);

«Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед ребенком (апельсин, духи, варенье и т.д.);

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Сейчас замечательное время вовлекать детей в повседневные домашние дела, доступные им по возрасту, как накрыть на стол, убирать игрушки, наводить порядок в комнате, ухаживать за цветами.

  • Поиграйте в игры с физической активностью дома:

Выложите на полу прямую дорожку из газет. Покажите дорожку малышу и скажите: «По этой длинной дорожке ты можешь гулять». Покажите, как можно пройти по дорожке, балансируя обеими руками для сохранения равновесия. Попросите малыша идти по этой дорожке за вами. Если он не поймет, возьмите его за руки и ведите. Но в этом случае вам понадобится помощь еще одного человека, за которым вы оба будете идти. Если ваш ребенок хорошо справляется с этой задачей, сделайте дорожку более замысловатой формы, с изгибами или ведущую из комнаты в комнату;

  • Если в семье несколько дошкольников, предложите им игры с мячом для формирования правильного звукопроизношения и восприятия речи:
  • «Повторяем дружно звук» — услышишь звук А, стукни мячом об пол;
  • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — услышишь звук А, подбрось мяч вверх.

Конечно, физическая активность на свежем воздухе дарит больше положительных эмоций и интереса детям, особенно в теплую погоду. Чем же можно заняться по окончании периода самоизоляции?

  • Закопать в лесу клад (пару цветных стекляшек), сделать карту с координатами (уровня: “10 шагов от старой коряги по направлению к реке”), состарить карту и взять ребенка на поиск клада. Это приключение он запомнит на всю жизнь;
  • вместе ходить за грибами;
  • выгуливать собаку;
  • прыжки со скакалкой;
  • поиграйте в геопрятки или используйте постоянные тропы мобильного ориентирования;
  • иногда используйте вместе с детьми лестницу вместо лифта по их возможностям;
  • пойте, когда гуляете;
  • запустите воздушного змея;
  • Рисунки на асфальте. Например, начертите классики для прыжков или различные дорожки, позволяющие ребенку бегать по ним, не заступая за края.

Двигательная активность, физические нагрузки с ранних лет оказывают положительное воздействие на речевое развитие и психические процессы. Вовлекая ребенка в активные игры в домашних условиях или на улице, родители помогают ему системно и своевременно овладевать родным языком и речью.

Текст: Анна Решетникова, учитель-логопед школы № 1811, специальный психолог (МПГУ)

Эта статья подготовлена для вас в рамках проекта Министерств Спорта и Промышленности и торговли РФ —«Промышленность и Спорт». Учитесь у чемпионов!
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]