Этот трудный звук «р»: ротацизм у дошкольников и как его избежать

Под ротацизмом рассматривают такой речевой дефект, когда затруднено или вовсе не возможно произношение [р].

Звук может издаваться по-разному, только не правильно. Это и шипение, и свист и т.д.

Сегодня мы поговорим про данный дефект речи. Есть ещё один очень схожий дефект — параротацизм, который встречается при нарушении произношения [рь].

Параротацизм иногда выделяют как разновидность ротацизма, так как искажение касается этого же звука [р], только в мягкой его форме.

Например, вместо «вороны» можно слышать различные варианты слова «войона», «волона» или «вогона», но только не то, что надо.

Но о параротацизме мы подробнее узнаем в одной из следующих статей.

Ротацизм в логопедии

Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].

Раньше это явление называли картавостью.

При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.

Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.

Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.

Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.

Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.

Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Фонетическая характеристика звука [Р]

[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Виды и формы ротацизма

В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.

Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.

Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.

Увулярный ротацизм

В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.

Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.

Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.

Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.

Велярный ротацизм

При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.

Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.

Боковой ротацизм

Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.

Щечный ротацизм

Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.

В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.

Одноударный ротацизм

В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.

Вместо Р получается английский D.

Двугубный ротацизм

При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.

Вместо Р слышится ПРР.

Носовой ротацизм

Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.

Гортанный ротацизм

Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.

Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.

Виды ротацизма Таблица

ФормаПризнакиПричины
Полное отсутствие звукаЗвуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласныеОтсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизмВибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нетКороткая подъязычная связка
Увулярный ротацизмКончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шумаКороткая подъязычная связка
Боковой ротацизмВибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзываетПарезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизмФонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ngКороткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизмВибрируют только губы, язычок остается неподвижнымПарезы, слабые мышцы речевого аппарата
ОдноударныйПолноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды.Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизмВоздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щекиНеверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Причины ротацизма

Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия.

Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.

Как факторы развития ротацизма рассматриваются:

  1. Аномалия языка. Это может быть короткая уздечка, препятствующая языку подниматься вверх.
  2. Аномалия зубочелюстной системы. Расщелины в нёбе и боковой прикус способствуют утечке воздуха сквозь щель. Так и твёрдое нёбо является осложнением для артикуляции Р.
  3. Слабые артикуляционные мышцы. Они препятствуют правильному произнесению звуков Р и Рь. Вибрации языка практически не происходит, поэтому струя выдыхаемого воздуха слишком слаба.
  4. Проблемы с фонематическим слухом. Ребёнок просто не сопоставляет правильный звук с тем, который произносит он сам. но это встречается редко. Чаще всего звук просто заменяется на тот, который ребёнку легче произнести.
  5. Дизартрия. Здесь имеет место быть увулярный и велярный ротацизм. Частыми случаями является боковое искажение, что приводит к паретичности щёк и языка.
  6. Двуязычие и подражание. Если в семье говорят ещё и на другом языке (увулярный — если на французском, или гортанный — если в семье слышна немецкая речь), то ребёнок просто подражает произношению, даже не замечая.

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Диагностика

Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.

После этого проводят:

  1. Обследование органов артикуляции. Осматривают строение губ, ряда зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба. Важно исследовать полость рта на наличие короткой уздечки, либо неправильного прикуса. Также следует выяснить, нет ли лицевой расщелины и т.п. Также необходимо определить, не прогрессирует ли какая-либо форма дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Специалист осматривает язык и губы, даёт несколько тестовых заданий на определение объёма, темпа, точности, переключаемости движений и способности удерживания артикуляционной позы.
  3. Анализ фонематического слуха. Специалист проверяет речевой слух, используя упражнения на дифференциацию изолированных звуков на уровне слов и слогов.
  4. Обследование звукопроизношения. Логопед с помощью специальных упражнений изучает, насколько правильно ребёнок произносит изолированные звуки в разных частях слова. Одновременно делается вывод о виде ротацизма. Это очень важно, чтобы назначить правильную коррекционную программу.

Параротацизм

Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего [р] и мягкого [рь] на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.

Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука [р]:

  1. [в]: произносится без вибрации: рука-вука
  2. [д]: рыбка-дыбка
  3. [г]: паром- пагом
  4. [л]: крот-клот, [л] чаще проговаривается в мягком варианте — [ль]
  5. [ы]: ромашка – ымашка
  6. [й]: рот – йот.

Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:

  • Родовые травмы
  • Двуязычие в семье
  • Наследственность
  • Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
  • Нарушения слуха
  • Неправильный прикус
  • Травмы языка, челюсти

Методы коррекции ротацизма

Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.

Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.

Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.

Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.

Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.

Но это уже назначение должен делать, например, невролог.

Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.

Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.

Подготовительный этап

Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].

Хорошо помогает в этом случае наглядность — рисунки, схемы, презентации.

Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.

Звуковые файлы можно включать многократно.

Раньше всё это делал логопед — произносил, показывал на себе.

Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.

Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.

На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].

Проведение артикуляционной гимнастики способствует:

  • выработке подъёма языка вверх;
  • активизировать кончик языка;
  • научиться вибрировать языком;
  • растягивать подъязычную связку.

Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.

Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.

Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.

Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].

Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.

И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.

Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.

Упражнения подготовительного этапа

Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.

Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.

Упражнение «Лошадка»

Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.

Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.

Упражнение «Кучер»

Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.

Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».

Упражнение «Маляр»

Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.

Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.

Упражнение «Зубная щётка»

Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.

Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.

Упражнение «Качели»

Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.

Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.

Упражнение «Барабанщик»

Это упражнение поможет потренировать кончик языка.

Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».

Темп увеличивается медленно и постепенно.

Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.

Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.

По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.

Постановочный этап

Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.

Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.

Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:

  • подражательным способом – например, подражать рычанию собаки или льва, воронье карканье или звуки двигателя авто;
  • исходить из опорных звуков Д и Ж;
  • многократное «тд», «дж»;
  • артикуляционные упражнения;
  • механическая помощь коррекции вибрации кончика языка с использованием постановочного зонда или его заменителя.

В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).

На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.

Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.

Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.

Включает в себя несколько шагов:

  1. Постановка фрикативного Р от Ж. Ребёнка учат произносить звук без вытягивания губ, язык поднимается к альвеолам. В этом положение требуется порычать. Звук глухой, воздушная струя сильная. При таком звучании вводят звук в открытые слоги.
  2. Начинается постановка полноценной вибрации с использованием зонда-шарика. Зонт проводится по нижней части языка взад-вперёд во время проговаривания фрикативной фонемы. Движения должны быть быстрыми. Струя воздуха сильная с напором. В домашних условиях можно вместо зонда использовать чайную ложку. Этот метод наиболее эффективный в работе с сонорными.

Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.

При смешанном способе:

  1. Постановка начинается от слога ЗА – ребёнок много раз проговаривает слог, язык при этом плавно продвигается вверх к альвеолам. В итоге должен получиться фрикативный Р.
  2. Когда получится Р в сочетании с А, начинается массаж удлинённым зондом и поднятие кончика языка к нёбу. Зонд двигается слева-направо и постепенно Р становится не протяжным, чистым.
  3. Возможно отталкиваться от других гласных. Например, от йотированных: У, О, Э, Ы.
  4. Чтобы получить Рь, отталкиваются от ЗИ. Схема, как в упражнении чуть выше.

Автоматизация

Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.

Речевой материал подбирается в следующей последовательности:

  • слоги, ряды слогов (прямые, обратные);
  • слова с нахождением данного звука в разных частях слова;
  • словосочетания;
  • предложения;
  • чистоговорки.

Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.

Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.

В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.

Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.

Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.

Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.

В слогах

Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.

Но разнообразить задания возможно.

Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.

Простое повторение быстро надоедает.

Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.

Ра-ра-ра – на дворе жара. Ро-ро-ро – посреди двора ведро. Ру-ру-ру – несу ведро по двору.

Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра. Три-три-три – как красиво, посмотри.

Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.

Дре-дре-дре – караси живут в ведре.

В словах

  1. Слова на первых порах лучше брать односложные, аналогично трёхбуквенным слогам: мир, дар, шар, тир, кар, бор, вор…
  2. Далее используем слова, состоящие из двух слогов, в одном из которых есть Р: комар, маляр, пожар …
  3. Далее переходим к чтению слов с Р в середине слова: ведро, квадрат, шаровары, горох, пирог, ура, гора…

В словосочетаниях

Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.

Из них тоже можно составлять рифмовочки.

Озорной воробей, Комара ты не бей.

Пора печь пирог, Не забудь про творог.

Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:

  1. На картинке изображены животные, среди них… – огромная Рысь (заканчивает ребёнок).
  2. На грядке выросла большая-пребольшая… — румяная Репа.
  3. Отложи в сторону картинки с предметами, в названиях которых есть звук Р и придумай словосочетания, чтобы в каждом слове была Р (красная ручка, красивый букварь, огромный фонарь …).

Логопедия. Квалификационный тест с ответами (2021 год) — вариант 63

содержание .. 61 62 63 64 ..

Вопрос № 1

Что является единицей синтаксического кода языка? 1) слово; 2) морфема; 3) предложение. (+)

Вопрос № 2

Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных: 1) блок регуляции тонуса и бодрствования; 2) блок приема переработки и хранения информации; (+)

3) блок программирования, регуляции и контроля.
Вопрос № 3
Мягкое небо вибрирует при следующем виде ротацизма: 1) одноударный; 2) велярный; (+)

3) увулярный; 4) нет верного ответа.
Вопрос № 4
Проведение работы по дифференциации звуков в произношении необязательно при: 1) параротацизмах; 2) ротацизмах; (+)

3) параротацизмах; 4) парасигматизмах.
Вопрос № 5
Недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками называются а) дефектами озвончения (+)

б) дефектами смягчения в) дефектами произношения небных звуков
Вопрос № 6
Работа над речью при моторной алалии предполагает (исключите лишнее) 1) нормализацию дыхания и голосообразования; (+)

2) воздействие на всю систему речи; 3) использование знаково-символической деятельности; 4) использование предметно-практической деятельности.
Вопрос № 7
К этиологическим факторам, вызывающим заикание относятся: 1) состояние центральной нервной системы; 2) наличие психической травматизации; 3) генетический фактор; 4) все ответы верны;

(+)
Вопрос № 8
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений основана: 1) на совокупности психологических и лингвистических критериев; 2) на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев; (+)

3) на психологических критериях; 4) на лингвистических критериях.
Вопрос № 9
Продолжи высказывание: «ФФНР –это…» 1) нарушение произносительной стороны речи; (+)

2) несформированность лексико-грамматических категорий; 3) нарушение слоговой структуры слова.
Вопрос № 10
При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы? 1) ринофония 2) алалия 3) брадилалия 4) тахилалия (+)

Вопрос № 11

Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами: 1) фонетический; 2) морфологический; (+)

3) традиционный.
Вопрос № 12
Что является единицей фонологического кода языка: 1) слово; 2) фонема; (+)

3) морфема.
Вопрос № 13
Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи: 1) головной; 2) грудной; (+)

3) средний.
Вопрос № 14
Что является единицей лексического кода языка: 1) слово; (+)

2) фонема; 3) предложение.
Вопрос № 15
Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это. а) общее недоразвитие речи б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (+) в) афазия

Вопрос № 16

Какой из терминов характеризует врожденное укорочение уздечки языка: 1) микроглоссия; 2) глоссоптоз; 3) прогения; 4) анкилоглоссия.

(+)
Вопрос № 17
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ) а) Они соответствуют возрасту говорящего (+)

б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают
Вопрос № 18
Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися: 1) твердая, 2) придыхательная, (+)

3) мягкая.
Вопрос № 19
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушение звукопроизношения чаще всего проявляются в виде 1) пропуска 2) замены 3) смешения 4) искажения

(+)
Вопрос № 20
Предметом логопедии как науки является: а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности (+)

б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 21
Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата? 1) тройничный; 2) обонятельный; (+)

3) блуждающий.
Вопрос № 22
Как называется явление, когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций? а) искажение (+) б) смешение в) взаимозамена

Вопрос № 23

Ведущим механизмом речевого развития обучающихся, воспитанников является (выбрать правильный вариант ответ один): 1. индивидуальный подход; 2. формирование новообразований; (+)

3. сохранный интеллект и сохранная иннервация периферического речевого аппарата; 4. умение выразить мысль при помощи речи и письма
Вопрос № 24
Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название: 1) логорреи; 2) парафазии; 3) гиперакузии; 4) эхолалии. (+)

Вопрос № 25

Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии: 1) Вот мой дом. 2) Вот мой парашют. 3) Вот моя собака.

(+)
Вопрос № 26
Смысловой уровень речевой деятельности – это: (выбрать правильный ответ) 1) умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции (синтагм) (+)

2) умение использовать знакомые слова 3) умение различать на слух речевые сигналы 4) умение написать диктант без ошибок
Вопрос № 27
На основании каких документов комплектуется логопедический пункт общеобразовательного учреждения (исключите неверный вариант ответ1): 1. выписки ПМПк и заявления родителей; 2. заключения учителя-логопеда и заявления родителей; 3. заключения врача отоларинголога и заявления родителей; 4. существующих нормативов по охвату логопедической коррекцией учащихся и заявления родителей

(+)
Вопрос № 28
Этот вид дизартрии возникает при поражении подкорковых ядер 1) экстрапирамидная (+)

2) псевдобульбарная 3) бульбарная 4) корковая
Вопрос № 29
Восстановительное обучение — это. а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности (+)

в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций
Вопрос № 30
Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями: 1) звуковым методом; 2) звуко-слоговым методом; 3) звуковым аналитико-синтетическим методом; (+)

4) дошкольников с речевыми нарушениями не рекомендуется обучать грамоте.
Вопрос № 31
Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как. (какие) дефекты, при которых нарушена система языка а) фонологические б) фонематические (+) в) антропофонические

Вопрос № 32

Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата в) устранение неправильного звукопроизношения

(+)
Вопрос № 33
Учителю-логопеду необходимо подобрать определенное задание для ребенка шести лет с целью изучения состояния фонематического анализа и синтеза. Какое из заданий соответствует поставленной цели? 1) задание с выделением заданного звука из слов (на фоне слов) 2) задание с выделением ударного гласного в начале слова 3) задание с выделением первого согласного в слове 4) задание с определением последовательности звуков в слове

(+)
Вопрос № 34
Если ребенок вместо слова «булка» произносит «пулка», то это может свидетельствовать о наличии у него: 1) дефекта озвончения; (+)

2) дефекта смягчения; 3) дефекта оглушения; 4) нет правильного ответа.
Вопрос № 35
Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию) а) бульбарная б) корковая (+)

в) мозжечковая
Вопрос № 36
Дефект произношения звуков [р] и [рь] называется. а) параротацизмом б) ротацизмом (+)

в) сигматизмом
Вопрос № 37
Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике: 1) судороги; 2) навязчивые состояния; 3) астенический синдром.

(+)
Вопрос № 38
В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 24 декабря 2010г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» — недельная нагрузка учителя-логопеда в образовательных учреждениях составляет: (выбрать правильный ответ) 1) у учителя-логопеда ненормированная рабочая неделя 2) 20 часов в неделю (+)

3) 24 часа в неделю 4) 36 часов в неделю
Вопрос № 39
Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации? 1) ОНР, 2) заикание, (+) 3) ФФН,

Вопрос № 40

Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией: 1) искажения; (+)

2) пропуски; 3) замены.
Вопрос № 41
Что не относится к причинам функциональной дислалии? а) педагогическая запущенность б) недоразвитие фонематического слуха в) укороченная уздечка языка

(+)
Вопрос № 42
Речеслуховая память нарушается при следующем виде афазии: 1) афферентно-моторной; 2) акустико-мнестической; (+)

3) акустико-гностической; 4) при всех видах афазий одинаково.
Вопрос № 43
Что является единицей морфологического кода языка: 1) слово; 2) морфема; (+)

3) предложение.
Вопрос № 44
Данное речевое нарушение обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: 1) дислалия; 2) ринолалия; (+)

3) заикание; 4) алалия.
Вопрос № 45
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает в себя (исключите неверный вариант ответ): 1. нарушение средств общения 2. нарушение фонационного (внешнего) оформления высказывания 3. нарушение структурно-семантического оформления высказывания 4. нарушение письменной речи

(+)
Вопрос № 46
При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры: 1) дислалии; 2) дизартрии; (+)

3) заикании.
Вопрос № 47
При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи: 1) алалии; 2) заикании; (+)

3) дислалии.
Вопрос № 48
Выберите основной биологический фактор возникновения алалии: 1) органическое поражение речевых зон левого полушария; 2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы; 3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.

(+)
Вопрос № 49
Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора? 1) алалии, 2) механической дислалии (+)

3) афазии,
Вопрос № 50
Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу: а) обогащение и активизации предметного словаря; (+)

б) формирование и развитие артикуляторной моторики; в) развитие слухового восприятия; г) обогащение и активизация предикативного словаря.
Вопрос № 51
Фонематическое восприятие – это: 1) умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова; 2) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова; (+)

3) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова; 4) нет правильного ответа.
Вопрос № 52
Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях: 1) нарушение фонематического слуха: 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение обобщенного оптического образа буквы

(+)
Вопрос № 53
С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе? 1) тактильный, 2)зрительный, 3) кинестетический

(+)
Вопрос № 54
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушения звукопроизношения чаще всего проявляются в виде: 1) смешения; 2) замены; 3) искажения; (+)

4) пропуска;
Вопрос № 55
Что является единицей лексического кода языка: — слово (+)

Вопрос № 56

Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? 1) неправильная речь окружающих; 2) двуязычие в семье; 3) черепно-мозговая родовая травма.

(+)
Вопрос № 57
К практическим методам логопедического воздействия относятся: 1) игры, упражнения, моделирование; (+)

2) наблюдение, рассматривание рисунков; 3) рассказ, беседа, чтение; 4) все ответы верны.
Вопрос № 58
Кто из исследователей предложил устанавливать уровни развития активной речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный)? 1) Р.Е.Левина 2) Н.С.Жукова (+)

3) Г.В.Чиркина 4) Т.Б.Филичева
Вопрос № 59
При каком нарушении усиление громкости звучания в большинстве случаев не улучшает слухового восприятия, а иногда даже ухудшает его (наступает истощение слуховой функции)? 1) тугоухость; 2) сенсорная алалия; (+)

3) моторная алалия; 4) афазия.
Вопрос № 60
Одной из характеристик общего недоразвития речи третьего уровня (ОНР- III уровня) по Р.Е.Левиной, является (выбрать правильный вариант ответ1): 1. активный словарь в «зачаточном» состоянии, состоит в основном из звукопроизношений и лепетных слов; 2. сравнительно развернутая речь, в активном словаре преобладают существительные и глаголы; (+)

3. обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения; 4. пассивный словарь, нет активного понимания речи
Вопрос № 61
Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа: А. Определить количество звуков в слове; Б. Определить, есть ли заданный звук в слове; В. Придумать слово с 4 звуками; Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец). 1) ГБАВ; 2) БГАВ; 3) БАГВ.

(+)
Вопрос № 62
На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения: 1) согласных смычных; 2) гласных; (+)

3) согласных щелевых.
Вопрос № 63
Брадилалия — это. а) патологически замедленный темп речи (+)

б) патологически ускоренный темп речи в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
Вопрос № 64
Изменение оттенка тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации – это 1) афония 2) ринофония (+)

3) дисфония 4) фонастения
Вопрос № 65
Продолжите определение «ОНР — это…»: 1) нарушение произносительной стороны речи; 2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы; (+)

3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.
Вопрос № 66
У ребенка С. наблюдается нарушение письменной речи. Какие из ошибок, допущенных ребенком при выполнении письменных заданий учителя, свидетельствуют о наличии дисграфии на основе нарушения процессов языкового анализа – синтеза? 1) замена букв 2) недописывание элементов (+)

3) пропуск букв и слогов 4) орфографические ошибки
Вопрос № 67
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата — это… а) ринолалия б) алалия в) дислалия (+)

Вопрос № 68

Какой вид дислексии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений? 1) аграмматическая дислексия (+)

2) мнестическая дислексия 3) оптическая дислексия 4) семантическая дислексия
Вопрос № 69
Что является единицей синтаксического кода языка? -предложение (+)

Вопрос № 70

Как устаревшее название дислалии? а) гнусавость б) слухонемота в) косноязычие

(+)
Вопрос № 71
Под структурой речевого дефекта понимается: а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности б) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей (+)

в) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 72
Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»? а) В. Олтушевский б) Р. Шультесс в) И. Франк (+)

Вопрос № 73

Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки: А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке; Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами; С. Ориентировка в собственном теле; Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами. 1) САДБ; (+)

2) АСБД; 3) ДБАС.
Вопрос № 74
Как называется течение речевой патологии, при котором происходит увеличение симптомов речевой патологии: 1) регрессирующее; 2) ремитирующее; 3) стационарное; 4) прогрессирующее.

(+)
Вопрос № 75
Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте? а) предметно-действенная б) игра (+)

в) эмоционально-положительное общение со взрослым
Вопрос № 76
Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых нарушений? а) Р. Е. Левина (+)

б) Ф. Ф. Pay в) М. Е. Хватцев
Вопрос № 77
О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи: 1) об отставании в формировании фонематического слуха; 2) о продвижении в формировании фонематического слуха; (+)

3) о первичной неполноценности органов артикуляции.
Вопрос № 78
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда не относятся: (выбрать правильный ответ) 1) первичная диагностика речевого развития ребенка 2) психологическая коррекция свойств личности (+)

3) консультативная деятельность 4) логопедическая коррекция
Вопрос № 79
Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного: 1) подробный пересказ, 2) ответы на вопросы по прочитанному; 3) краткий пересказ, 4) составление плана к прочитанному тексту.

(+)
Вопрос № 80
Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами): 1) неврозоподобная; (+)

2) органическая; 3) невротическая.
Вопрос № 81
Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением — это. а) коррекция нарушений речи б) логопедическое воздействие (+)

в) компенсация
Вопрос № 82
Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений: 1) Настоле стояла ваза срозами. (+)

2) На столе стояла васа с росами. 3) На этоле этояла ваэа э роэами.
Вопрос № 83
Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания: 1) первичная; (+)

2) вторичная; 3) третичная.
Вопрос № 84
На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста: 1) ступень слого-аналитического чтения; 2) ступень становления синтетических приемов чтения; 3) ступень синтетического чтения.

(+)
Вопрос № 85
Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи: 1) органическое повреждение экстрапирамидной системы; 2) органическое повреждение продолговатого мозга 3) органическое повреждение мозжечка.

(+)
Вопрос № 86
Какое из нижеперечисленных нарушений речи относится к расстройствам внутреннего оформления высказывания? 1) брадилалия 2) афазия (+)

3) дислалия 4) дисфония
Вопрос № 87
Чем обусловлена артикуляторно-акустическая дисграфия? 1) нарушением различных форм языкового анализа и синтеза 2) недоразвитием грамматического строя речи 3) недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 4) отражением неправильного произношения на письме

(+)
Вопрос № 88
Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций: 1) комплексного подхода; (+)

2) системного подхода; 3) онтогенетический.
Вопрос № 89
На занятии у учителя-логопеда находится ребенок четырех лет. Какое слово необходимо выбрать учителю для воспроизведения звуко-слоговой структуры ребенком? 1) капуста (+)

2) помидоры 3) сковорода 4) лекарство
Вопрос № 90
Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий: 1) замены графически сходных букв; 2 нарушение звуко-слоговой структуры слова; (+)

3) изменение формы, времени глаголов.
Вопрос № 91
Если вместо слова «помидор» ребенок произносит «бамидор», то это может свидетельствовать о наличии у него 1) дефекта смягчения 2) дефекта озвончения 3) дефекта оглушения (+)

4) нет правильного ответа
Вопрос № 92
Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте: 1) представление о звуке; 2) представление о графеме; 3) представление о фонеме.

(+)
Вопрос № 93
Особенностями речевой деятельности обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются (один правильный вариант ответ): 1. отсутствие планируемой речи в дошкольном возрасте, бедный словарный запас, предложения в устной речи часто построены неправильно и не являются законченными; письменная речь содержит много специфичных ошибок; 2. речь с плохо развитой регулирующей функцией, отсутствие в речи прилагательных и наречий, в большинстве ситуаций «речь ребенка на холостом ходу» (М.С.Певзнер); (+)

3. замедленное овладение грамматическим строем речи, дефекты произношения, ограниченность активного словарного запаса, трудности овладения письменной речью; 4. патологически замедленные темп речи и темп чтения, неспособность кратко пересказать текст, придумать название к рассказу
Вопрос № 94
Стертые формы псевдобульбарной дизартрии часто смешивают с 1) алалией 2) дислалией (+) 3) ринолалией 4) все ответы верны

Вопрос № 95

Что является единицей фонологического кода языка: -фонема (+)

Вопрос № 96

Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам, называется: 1) персеверация; 2) антиципация; 3) контаминация; (+)

4) аккомодация.
Вопрос № 97
К расстройствам структурно-семантического оформления высказывания относится: 1) алалия; (+)

2) ринолалия; 3) дислалия; 4) все ответы верны.
Вопрос № 98
Какой темп речи характерен для заикания: 1) прерывистый; (+)

2) ускоренный; 3) замедленный
Вопрос № 99
Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил: а) каллиграфические; б) орфографические; в) дизорфографические.

(+)
Вопрос № 100
Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии: 1) нарушение фонематического слуха; 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций

. (+)

содержание .. 61 62 63 64 ..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]