Как проявляется выразительность речи в дошкольном возрасте
Выразительность речи зависит от возраста дошкольников и проявляется в звучании, в эмоциях, жестах, интонации, словах.
Она появляется, когда ребенок пытается передать не только информацию, но и эмоциональное отношение к ней.
Выразительность его повседневной речи зависит от многих факторов, в том числе, от темперамента. Пересказывать и декламировать с выражением и смысловыми акцентами ребенок дошкольного возраста начинает только с подачи взрослого – когда его целенаправленно обучают выделять самое важное в высказываниях.
Что включает интонационная выразительность речи
Интонационная выразительность речи дошкольников формируется в процессе общения и по подражанию. Она представляет собой совокупность следующих компонентов:
- мелодики (повышения и понижения голоса);
- тембра (окраски голоса);
- темпа (ускорения и замедления речи);
- логического ударения (выделения главного по смыслу слова или группы слов);
- ритма (равномерного чередования ударных и безударных элементов речи);
- паузы (небольшого перерыва в речи).
Речь обогащается определенными интонациями и выразительностью примерно к 5 годам, когда развитие речи детей дошкольного возраста поднимается на более высокую ступень.
Естественная эмоциональность в детской речи
Формирование выразительности и тональности речи ребенка начинается с раннего детства. Сначала малыш эмоционально что-то рассказывает, делясь впечатлениями об увиденном или услышанном: погладил кошку – восторженно сообщает об этом, как умеет; не желает есть кашу – что-то бубнит, отказываясь.
При этом дошколенок не задумывается над произносимыми словами и зачастую произносит не все звуки. Но главное – это эмоции. Все происходит естественно и порой вызывает улыбку у взрослых.
Рекомендуем ознакомиться: Развитие речи у детей 3-4 лет.
Взаимодействуя со сверстниками или взрослыми, ребенок может быть достаточно эмоциональным. У малышей яркость речи является спонтанной и зависит от переживаемых чувств и эмоций. У детей 5-6 лет появляется желание использовать слова, которые они слышат от взрослых, в мультфильмах, сказках.
Обращаясь к другим, дети пытаются копировать тот эмоциональный окрас, который им запомнился в речи взрослых или героев любимых произведений.
Ранее услышанную речь взрослого ребенок использует как образец. Родителям следует помнить: чем богаче их словарный запас и ярче выразительность их речи, тем больше возможностей у малыша овладеть искусством говорения.
Осознанная выразительность при пересказе и декламации
По мере взросления и приобретения опыта ребенок переходит к произвольной осознанной выразительности сообщений.
Одним из методов развития выразительности речи являются пересказ текста и декламация стихотворений. При этом ребенок опирается на готовый речевой образец. Взрослые могут последовательно и регулярно тренировать речь детей.
Для этого удобно использовать следующий алгоритм:
- Выразительно прочитать небольшой текст или стихотворение.
- Побеседовать, о чем рассказывается в прочитанном.
- Уточнить значение сложных слов и выражений, встречающихся в тексте или стихотворении.
- Повторно прочитать текст. Если же это стихотворение, то вместе заучить несколько строк.
- Предложить дошкольнику пересказать его самостоятельно. Можно ввести игровую мотивацию: «Расскажи рассказ (стихотворение) мишке (папе, братишке…)»
- Похвалить за точный и эмоциональный пересказ (рассказ).
Очень важно в процессе задавать вопросы, нацеливающие на выразительность передачи образов. При этом эмоциональный окрас переплетается со значением слов.
Например, сказка: «Красная Шапочка». Как разговаривает Красная Шапочка? А бабушка? Как говорит волк с Красной Шапочкой (громко, тихо, ласково, зло)? Почему? Как его речь звучит сначала? А в конце сказки? Что стало причиной изменений? Если дети затрудняются ответить, то взрослый должен им помочь, объяснить, показать.
Как тренируется ударение, интонация?
Для работы над интонацией стоит использовать самые популярные проверенные методики. Но самое важное – это много слушать и читать. Качественные тексты лучше произносить вслух, обращая внимание на знаки препинания, аналогично с этим, хорошо слушать записи чтения стихотворений или театральные постановки. Это поможет уловить тонкость интонации, понять ее значение и важность.
Сегодня логическое ударение, интонация, тембр, паузы и многое другое в речи расставляется неправильно, потому смысл затрудняется. Для того, чтобы заняться тренировкой навыков правильной речи, стоит выполнять ряд несложных упражнений. Примером первого послужит знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать». В ней от правильности интонации и, соответственно, знака препинания, зависит судьба и жизнь. Также полезно прочитывать стихотворения и фразы, акцентируя смысл на тех или иных словах. При этом демонстрируется изменение смысла, а значит, и результата речи.
Крайне важно не забывать о тренировках, оттачивать правильное дыхание, учитывать логические акценты в речи и знаки препинания при прочтении.
Средства развития интонационной выразительности речи детей
Средства развития интонационной выразительности у детей направлены на становление важнейших речевых навыков:
- правильной интонации текста;
- точного произношения звуков;
- на устранение ошибок при постановке ударения в словах;
- на формирование умения делать паузы при необходимости акцентирования внимания на слове или группе слов.
Особое внимание занимают мимика, жесты и пластика. Они помогают детям почувствовать соответствующие состояния, прикоснуться к тем переживаниям, которые нужно выразить в высказывании.
Все перечисленные характеристики необходимо развивать в играх, упражнениях, театрализации.
Упражнения на тренировку интонации
Упражнения на тренировку интонации должны проводиться в форме заданий-игр, чтобы у ребенка возникло желание его выполнить.
Например, «Поздоровайся в соответствии с эмоцией пиктограммы» (используются картинки смайлики с разными эмоциями), «Произнеси предложение с заданной интонацией (весело, грустно, испуганно, зло, удивленно, печально»)», «Скажи «солнышко» (зайчонок, машина и т.д) сначала громко, а потом тихо», «Промяукай как мама кошка, а потом как маленький котенок», «Крикни «Ау-у» близко (громко) и далеко (тихо)».
Для упражнений можно использовать цветные картинки, карточки, игрушки. Старшим дошкольникам карточки со словами, где обозначено ударение, помогают научиться спокойно, нараспев произносить стихотворные строчки. (Потренируйтесь: «У ЛукомОрья дУб зелЁный».)
Игры на развитие выразительности речи
Мимика, жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства. Поэтому так необходимо развитие невербальных средств выразительности у дошкольника.
С этой целью для детей старше 5 лет можно проводить специальные игры:
- На развитие умения передавать эмоции и чувства: «Вкусные конфеты», «Горькое лекарство», «Долгожданный подарок» и другие.
- На развитие пластики: «Изобрази пантомимой пословицу».
- На развитие мимики: «Мальчик разозлился», «Фокус», «Страшная сказка» и другие.
- На развитие жестов: «Не покажу», «Я не знаю» и пр.
- Объединяющие полученные знания и навыки. Ребенку предлагается объединить текст, мимику, жесты в сюжете. Например, «Облако»: «Вдруг по небу грозное страшилище летит и кулаком громадным сердито мне грозит».
Загадки и скороговорки
Развитию выразительности речи способствуют загадки и скороговорки для детей. Многие загадки и придуманы так, что их отгадыванию способствует выразительное произношение, дополненное соответствующей мимикой.
Задача взрослого так произнести загадку, чтобы дети могли догадаться о ком или, о чем идет речь. Важно все, и четкость произнесения текста, и ударение, и тембр, и мимика, и жесты.
Я румяную Матрешку от подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)
Подобрать несколько загадок, и затем предложить ребенку, сопровождая мимикой и жестами, проговорить загадку так, чтобы другие дети смогли ее разгадать.
Скороговорки способствуют развитию четкости и мелодики речи. Они могут быть на определенный звук, тему, смешные, классические и т.д. Например, скороговорка на тренировку звука «ч»: У четырех черепашек четыре черепашонка. Или современная: Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Используя технику повторения, с детьми учат скороговорки наизусть и объясняют, что произносить их надо быстро, при этом тщательно проговаривая слова.
И загадки, и скороговорки воспринимаются детьми, как мини-игра, вызывают положительные эмоции и поэтому очень продуктивны при использовании в работе с детьми.
Приемы театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность помогает ребенку усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Какие приемы можно использовать с дошколятами?
- Игры-драматизации. Проигрывание небольших сказок, авторских текстов.
- Показ эмоциональных состояний или характеров известных героев (Мальвина, Карлсон, Снежная Королева, Кикимора и другие).
- Моделирование ситуаций из жизни.
- Диалоги с использованием игрушек, марионеток, пальчиковых кукол и других видов театров.
Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.
Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.
1.«На выставке».
Цель: дать описание картины, используя образные слова и выражения.
Ход игры: Воспитатель размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки и организует выставку. Назначает экскурсовода, которые производит экскурсию на выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем – то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.
2. «Нарисуем картину словами».
Цель: Развивать воображение детей, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Ход игры: Воспитатель: Дети, вы хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закроете глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажете, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все могли мысленно представить эту картину. Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам. Предлагается для этого задания два фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и отрывок из стихотворения «Зимний вечер! Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
3. «Загадка».
Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения. Материал: у каждого игрока картинка, перевернутая изображением вниз. Задание: Придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки. Вариант игры: Цель: Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова. Взрослый выбирает одного- двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой – либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право первым загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.
4. «Кто внимательнее».
Цель: Выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.
Ход игры: Воспитатель: Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова. После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.
5. «Я начну, а вы продолжите».
Цель: подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Воспитатель составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, используя, образные обороты речи. — Был ясный морозный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). — Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, молнией). — Санки перевернулись, и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, бухнулся в снег). — Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился….(не покладая рук, без устали, в поте лица).
6. «Ошибка».
Цель: Знакомиться с образными словами и выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: — Маша целыми днями непокладая рук лежала в постели. (Почему вы смеетесь? Как нужно сказать по другому?). — Когда Оля увидела, какой ей принесли подарок, она от радости аж губы надула. — Ах, лев, вы такой смелый! У вас заячья душа! — Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.
7. «О чем говорит пословица».
После беседы о значении какой – нибудь пословицы взрослый предлагает составить рассказ, где кто – нибудь из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенек — волк»; «Не рой яму другому сам в нее попадаешь»; «Кто зря сидит, у того голова болит»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много меда не носит».
8. Кто больше вспомнит пословиц.
Взрослый предлагает подобрать ребенку пословицы к определенному литературному произведению, конкретному эпизоду сказки, к сюжетной картине. Другой вариант заключается в том, что взрослый дает пословицу, разбирает ее вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю.
Игры на ознакомление детей с синонимами.
Сказочница: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас волшебными словами – синонимами. Эти слова делают речь очень красивой, выразительной. В моей стране, все жители употребляют в речи синонимы. Вы хотите узнать эти слова? Дети: Да! Сказочница: Синонимы– это слова, которые звучат и пишутся по- разному, а обозначают одно и то же или очень близки по смыслу. Примеры синонимов: Миг – момент, Бранить – ругать, Громадный – огромный, Напрасно – зря. Могут быть не только пары слов, но и целые цепочки, ряды: метель, вьюга, буран, пурга, метелица; кратко, вкратце. Сжато, коротко. Синонимы – это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.
1. Составь предложение с синонимами
: Храбрые, смелые, отважные. Мужественные, бесстрашные.
2. Назови в предложении слова близкие по смыслу
. Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котенок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Чудесный день. Хороший человек. Веселое настроение. Радостное событие.
3. «Охот за синонимами».
Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должно гадать слово. Водящим становится тот участник игры. Произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано. Можно предложить такие слова: Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, говорить.
4. «Составьте предложение».
Играющим необходимо вспомнить фразеологизмы. Задание: включить фразеологизм в составленное предложение. Играющие составляют предложение с фразеологизмами по кругу, кто затрудняется или ошибается – выходит из игры. Последний из играющих – победитель. Игры на ознакомление детей с антонимами.
5. «Закончи предложение».
Куст низкий, а дерево – Вагон большой, а тележка – Молоко жидкое, а сметана – Малина сладкая, а клюква — . Речевые упражнения.
6. «Что на что похоже».
Цель: Учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», «как будто», «Похож». Материал: картинки, на которых изображены цыпленок, одуванчик, груша, лампочка, колокольчик, звонок, огурец, крокодил, оранжевый листик, пламя, тетрадь в линейку, тигр, букет цветов, бабочка.
Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки с изображением цыпленка, одуванчика, груши, звонка, колокольчика, лампочки. Дети должны найти пары похожих по какому-либо признаку объектов. Воспитатель показывает образец выполнения задания. Выбирает цыпленка и одуванчик и говорит: «цыпленок похож на одуванчик». У детей должны получиться сравнения: «Груша похожа на лампочку», «колокольчик похож на звонок». Далее задание усложняется. Добавляются новые картинки, и теперь дети находят похожие объекты, выделяя и называя признак сравнения: «Ежик такой же колючий, как елка» и т.д.
7. «Почему похожи».
Цель: закрепить умение выделять признак сравнения и называть его. Материал: картинки, на которых изображены мухомор, божья коровка, шляпы; снег, вода, мороженное; тигр, зебра, шершень и т.д. Ход игры: Детям раздают картинки с изображением тигра, мухомора, мячика, снега. Затем перед ними раскладывают другие группы картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета похожих на тот, чо у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на шершня» и т.д.
8. «Цветочная полянка».
Цель: Учить составлять образные описания. Материал6 большая дидактическая картинка «Лесная полянка» с прорезями, в которые вставлены бумажные цветы (колокольчики. ромашки, васильки и т.д.). Ход игры: Дети садятся полукругом возле картины и по очереди просят у полянки цветочек, правильно называют его, хвалят, используя образные слова. Помогая детям. Воспитатель читает стихи и загадывает загадки, обращает внимание детей на имеющиеся в них характеристики цветов: «Возле речи вырос лютик, был он тонкий, словно прутик» и т.д. В конце игры воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, у кого самый красивый букет? Почему? « — и показывает пример оценивания: «Мне очень нравиться букет Ани, потому что в нем незабудки. Как синие глазки, а гвоздики алые, как пламя, такие яркие, что их из далека видно.» такой прием помогает детям вспомнить определения и сравнения в ответах друг друга.
9. «Отгадай кличку».
Цель: Учить детей придумывать образные слова, характеризующие игрушечные персонажи. Материал: рыжий лисенок и черный щенок. Ход игры: В гости к детям приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать как их зовут. Воспитатель: у них такие имена. Что сразу можно догадаться кто есть кто. Как вы думаете, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост пушистый. Он рыжий, почти оранжевый. Как солнце. Как его могут звать? (Ответы детей). Лисенок, тебя зовут рыжик? Дети могут называть разные клички, когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает, от имени лисенка «меня зовут Огонек». Аналогично характеризуется щенок. Затем гости предлагают узнать, как зовут их друга гнома, который очень любит спать ( всегда ворчит, без конца чихает, любит чистоту)?
10.«Послушай мое слово и дорисуй».
Цель: закрепить представления о многозначных словах, свободно общаться в процессе выполнения рисунка. Материал: листы бумаги, фломастеры. Игровые действия: отобразить в рисунке понимание многозначного слова. Ход игры: Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое и нарисуйте. Слова: ручка, иголка, труба и проч. Когда рисунки закончены, воспитатель предлагает рассказать какие рисунки дети нарисовали, делается вывод о том, что к одному слову, нарисовали разные слова.
11.«Какой? Какая? Какое?»
(Подбор определений). Материал: картинки с изображением яблока. Груши, лисы, белки, ежика; фишки. Игровые действия: подобрать к слову как можно больше определений. Правила: Уже сказанное слово не повторять. Воспитатель предлагает детям поиграть со словами. Я назову предмет, а вы его опишите. Как художники. — Яблоко. Какое оно? (круглое, сочное, спелое, наливное). Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто колючками, боится лисы. За каждое определение выдается фишка. В конце игры фишки объединяются и делается вывод: к каждому слов можно подобрать множество других слов. Которые будут его характеризовать.
Список используемой литературы:
1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сбор./под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Спб., 2004.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. 3. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
4. Скажи по – другому/ Речевые игры, упражнения, ситуайции, сценарии/ Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.
5. Умные вопросы. Викторины для дошкольников. – Авт.- сост. Т.А. Евтюкова. – Новосибирск: Сиб. универ. Изд-во, 2008.
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
Значение выразительности речи для общего развития ребенка
Работа над формированием интонационной выразительности речи ребенка не растает бесследно. Скоро дошкольник переступит порог школы и окажется в новой среде. Ни для кого не секрет, что эмоционально окрашенное слово является привлекательным инструментом при ведении диалога. Человека, умеющего выразительно рассказывать, с интересом слушают.
Ребенку с яркой эмоциональной речью легче наладить контакты, выразить свою мысль, написать сочинение, преподнести заданный материал в классе. Ребенок взрослеет. Умелое использование языковых средств в различных ситуациях общения определяет уровень его речевой компетентности, является показателем общей культуры, влияет на восприятие окружающим социумом.