НОД как основное средство развития речи дошкольников в ДОО. Обоснование их необходимости. Специфика обучения детей родной речи.


ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СВОЕОБРАЗИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Занятия по развитию речи и обучению грамоте отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий

заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Своеобразием многих занятий по развитию речи

является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

Результативность занятий

по развитию речи определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

в зависимости от ведущей задачи:

· занятия по формированию словаря (например, осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

· занятия по формированию грамматического строя речи (например, дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);

· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

· занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

· занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

· занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

· занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется:

Близка к этому классификация по дидактическим целям , предложенная А. М. Бородич:

· занятия по сообщению нового материала;

· занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

· занятия по обобщению и систематизации знаний;

· итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

· комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Чаще используются занятия комплексного характера. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному:

ü связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;

ü связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;

ü связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.

Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

По количеству участников можно выделить занятия :

фронтальные,

со всей группой (подгруппой) ,

индивидуальные.

Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».

И.Н.Шевченко, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач : • Овладение речью как средством общения и культуры • Обогащение активного словаря • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи • Развитие речевого творчества • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы • Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом . Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку. • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку. Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. • Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений. • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. • Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ: — Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение) — Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову — Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание). — Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове) — Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование) В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы : Наглядные: — Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); — Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: -Чтение и рассказывание художественных произведений; -Заучивание наизусть; -Пересказ; -Обобщающая беседа; -Рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: -Дидактические игры; -Игры-драматизации; -Инсценировки; -Дидактические упражнения; -Пластические этюды; -Хороводные игры. Для развития речи используются разнообразные средства : • общение взрослых и детей; • культурная языковая среда, речь воспитателя; • обучение родной речи и языку на занятиях; • художественная литература; • различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Рассмотрим кратко роль каждого средства. Важнейшим средством развития речи является общение. В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша. Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда. Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей. Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам. Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду». Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития. Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам. Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств. Например, при усвоении лексического материала, близкого детям, связанного с повседневной жизнью, на первый план выдвигается непосредственное общение детей со взрослыми в бытовой деятельности. В ходе этого общения взрослые направляют процесс освоения детьми словаря. Навыки правильного употребления слов уточняются и закрепляются на немногочисленных занятиях, выполняющих одновременно функции проверки и контроля. При усвоении материала, более отдаленного от детей или более сложного, ведущей является учебная деятельность на занятиях, целесообразно сочетающаяся с другими видами деятельности. В практике работы педагогов ДОУ используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности. — режимные моменты — совместная деятельность педагога с детьми — самостоятельная деятельность детей -совместная деятельность с семьей. Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.

Литература: 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с. 2. Примерная программа от рождения до школы по ФГОС Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой — М.: Мозаика-Синтез, 2014 — С. 130 — 132. 3. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001. 4. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. — Самара, 2001. — 10 с.

Следующая >

Интегрированные занятия

Интегрированные формы занятия для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков речи с детьми третьего года жизни можно проводить 1-2 раза в квартал. На этих занятиях воспитатель использует материал из разных разделов программы, объединяя несколько направлений деятельности детей (например, речевая и изобразительная, речевая и познавательная). Приоритетной на таких занятиях является коммуникативная активность детей, объединяющим моментом — тема.

В группах раннего возраста 2-3 лет целесообразно проводить учебно-игровые интегрированные занятия, которые предусматривают наличие игрового сюжета и единой сюжетной линии.

Речь как основа совершенства: 10 вопросов логопеду-дефектологу

1. Какие признаки в речи ребёнка должны сигнализировать родителям о проблеме и о том, что пора обратиться к специалисту? В каком возрасте это следует сделать?

Такие признаки нарушения речи у ребёнка существуют. Другой вопрос: отмечает ли их сам родитель? Многие просто не слышат нарушенное звукопроизношение или не знают, что в определённом возрасте ребёнок должен реагировать на обращённую речь или уметь высказываться простыми предложениями. Уже в раннем возрасте могут возникнуть трудности с речью, но неспециалисту очень трудно их выявить, поэтому полезным станет прохождение диагностики в раннем возрасте.

К примеру, возьмем самый простой признак: нарушенное звукопроизношение. Если у ребёнка не получается выговаривать звук до определенного возраста, сам этот звук не появится. Дело в том, что при неправильном произношении органы артикуляции по той или иной причине двигаются не так, как положено. Язычок не дотягивается наверх или не опускается за зубки. Причины искажённого произношения могут быть разные. Специалист соберёт всю необходимую информацию и на её выводах построит индивидуальный план работы с подопечным. Важно отметить, что в 6 лет все звуки уже должны сформироваться, и ребенок должен произносить их чётко.

В возрасте 5,5 лет
родители смело могут идти к специалисту на постановку звуков, если есть трудности в произношении. Но помните о норме появления звуков: в 4 года не нужно идти к специалисту и ставить звук [р], так как ребенку физиологически ещё трудно его произнести.

2. Все дети развиваются по-разному. Одни в два года рассказывают стихи, другие — к трём едва связывают слова в нестройные словосочетания. Что ребенок должен уметь в год, два, три и пять лет?

Это очень широкий вопрос, но раз уж мы заговорили о звукопроизношении, которое родитель может отследить, то приведем в пример норму появления звуков для каждого возраста и дополним нормами объёма словарного запаса.

1-2 года:

звуки [а, о, э, п, м, б], при этом ряд твёрдых согласных малыши заменяют мягкими «дяй» вместо «дай». К году словарный запас 10-15 лепетных слов.

2-3 года:

звуки [и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й] и их мягкие пары. Физиологически малышам ещё трудно произнести свистящие, шипяшщие звуки и [л, р]. К 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов, фразы становятся всё более длинными и сложными, а произношение слов улучшается; к 3 годам – 1000-1100 слов.

3-4 года:

звуки [с, з, ц], при этом звуки [ч, ц] ещё могут заменяться на [ть, с, щ], у некоторых детей наблюдается общая смягчённость речи. Словарь ребенка к 4 годам – 1600 слов.

4-5 лет:

звуки [ш, ж, ч, щ], некоторые дети уже правильно произносят звуки [рь, ль].

5-5,5 лет:

звуки [л, р]. Словарь – 2200 слов.

К пяти годам речь для ребёнка становится полноценным средством общения

Удлиняется и усложняется фраза. Дети активно пользуются запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту, учатся правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия, без труда пересказывать сказки, появляются обобщающие слова.

Очень важен первый год жизни ребёнка. Он настолько интенсивный, что появление новых навыков определяются пятью периодами. Стоит обращать внимание на громкость, звонкость крика. Ребенок должен кричать, как положено. Если крик сдавленный, тихий, в малом количестве, то стоит проконсультироваться со специалистом. Для полноценного речевого развития важны гуление (ууааа, ааау), лепет и его интонационная окраска (ба-ба-бу, ма-на и т.д.). Обратите внимание на то, понимает ли вашу обращённую речь малыш, реагирует ли он на неё. Если Вы видите, трудности, обращайтесь к специалистам раннего развития.

3. Последствием каких пороков развития может быть неправильная речь?

Речь является сложной психической функцией. Это способ общения с окружающими и один из способов познания мира. Если у ребёнка наблюдается аутизм, задержка психического развития или какая-то форма умственной отсталости, то это повлияет на развитие или задержку речи. Будут трудности в понимании обращённой речи, позднее появление слов, медленный темп накопления словарного запаса, трудности в построении связного высказывания и многое другое. Но, конечно, тяжесть проявления может быть разной, и в каждом случае всё индивидуально. Так же у деток бывает врожденный порок строения артикуляционного аппарата, например, расщелина верхнего нёба. Это также повлечет за собой речевые трудности.

4. Если в семье присутствуют люди с нарушением речи, может ли это повлиять на речь ребёнка в будущем? Как и в каком возрасте она формируется?

Речь ребёнка формируется уже с первых дней жизни. Физиологические звуки (крик, сосание, кашель, чихание) – это уже проявления речи. Более осознано речь формируется с 1-3 месяцев – появление интонаций, гуления, смеха. Ребенок осваивает речь, в первую очередь, по подражанию. И если взрослый часто «сюсюкает» и смягчает согласные, это может отразиться и в речи ребёнка. Часты случаи, когда один из родителей не произносит какой-то звук — ребенок также его не произносит. С заиканием такого не происходит, потому что природа заикания в неврологии. Если у ребёночка нет неврологических нарушений, то он заикаться не будет. В крайнем случае начнёт подражать, но это не будет являться истинным заиканием.

5. Если ребёнок занимается с логопедом, стоит ли родителям самим заниматься с малышом дополнительно?

Ответ на этот вопрос у меня только однозначный – да! Родителям в любом случае стоит дополнительно заниматься с ребёнком дома. Логопед обязательно даёт рекомендации для домашних заданий: будь то массаж, артикуляционная гимнастика, заучивание стишков или упражнения на развитие лексической или грамматической стороны речи. Спектр упражнений и заданий очень велик. Во-первых, родитель в курсе: над чем работает специалист и на что стоит обратить внимание в бытовых условиях, чтобы поддержать ребенка в приобретении новых компетенций. Во-вторых, ребёнок гораздо быстрее достигнет своей цели, если он будет тренироваться не только на занятиях у логопеда, но и в обычных бытовых ситуациях (на кухне, на игровой площадке, по дороге в сад или в гости). В-третьих, вы экономите время и деньги.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

6. Постановка каких звуков наиболее сложна для малыша? Сколько времени требуется отвести занятиям, чтобы ребенок научился правильно произносить, допустим, 2-3 звука?

Для каждого ребёнка трудности индивидуальные. Кто-то хорошо произносит звук [р], но никак не получается — звук [с], у кого-то – наоборот. Ни один логопед не скажет вам за какое время можно поставить звук. Логопедическая постановка звуков у всех очень индивидуальна. У одного ребенка можно поставить звук за 2 занятия, потом его автоматизировать за 2 недели, а у другого – за 2-3 месяца, и не факт, что звук автоматизируется в собственной речи. Очень много факторов, влияющих на время постановки и автоматизации: причины нарушения, физиологическое состояние ребёнка (на сколько он быстро устаёт), поддержка родителей и выполнение рекомендаций логопеда.

Едем, едем на лошадке НО! НО! НО!

Your browser does not support the audio element.
Шел ГИППОПОТАМ! ТАМ! ТАМ!
Your browser does not support the audio element.
СА-СА-СА — это хитрая лиса!
Your browser does not support the audio element.
РИ-КИ-ТИ-КИ-ТААА!
Your browser does not support the audio element.
ЧА-ЧА-ЧА печка очень горяча!
Your browser does not support the audio element.
ЕЖ, где живешь?
Your browser does not support the audio element.
ЛО-ЛО-ЛО на улице тепло!
Your browser does not support the audio element.

7. Что такое «короткая уздечка»? На самом ли деле она мешает развитию речи? Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство?

Если вы поднимите язычок наверх за зубы, то под ним увидите тоненькую «ниточку». Это и есть уздечка. Если уздечка у ребенка короткая, то она не даст язычку дотянуться наверх за зубы. Из-за этого могут быть проблемы с некоторыми звуками. С помощью специальных упражнений её можно растянуть. Если, поупражнявшись, растянуть не получается, её можно подрезать. Но я рекомендую всегда сначала позаниматься, прежде чем идти к врачу. Всё-таки это стресс для ребёнка.

8. Многие родители не принимают всерьёз проблемы неправильной речи у ребёнка, надеясь на то, что это «само пройдет». Несвоевременное обращение к логопеду может иметь последствия?

Чем раньше родители обращаются за помощью, тем проще и легче преодолеть трудности речи. Если нарушение произношения сохраняется вплоть до школьного возраста, могут возникнуть трудности с письмом и с чтением. Ребёнок может пропускать буквы или заменять их другими. Если проблемы в другой стороне речи: ребенок неправильно согласует слова (например, «мама пришёл»), не может построить правильную законченную фразу, пересказать текст и т.д. — это тоже может мешать полноценному школьному обучению. Рекомендую не перегружать ребёнка ещё и занятиями с логопедом, а позаниматься с ним в дошкольном возрасте. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать более серьёзных ошибок в будущем.

9. В 21-м веке человек привык учиться, общаться, работать дистанционно, без личного присутствия. Такая практика существует и у некоторых врачей-логопедов. Этот способ имеет место быть?

На мой взгляд, такой способ возможен, но в обязательном присутствии мамы на занятиях. Я сама практикую занятия по скайпу, даю задания, показываю, как их нужно выполнять. И одновременно консультирую родителя, на что стоит обратить внимание и как поправить, если ребёнок что-то делает не так. Конечно, такой способ немного обезличивает. Ребёнок не полностью чувствует эмоциональную поддержку учителя-логопеда, нежели это было бы вживую. Но оговорюсь, что всё индивидуально. Очень важно понимать, что кому-то такой способ подойдет, а кому-то показано только личное присутствие на занятиях.

10. Всегда ли стоит устранять дефекты речи у детей? Какими методами пользуется специалист?

А всегда ли родитель знает: кем станет его ребёнок? Вдруг его жизненный путь приведёт его к актерству, или на телевидение, или он будет читать лекции? Я знаю, что в актёрской среде очень много молодых людей и девушек, которым просто необходимо избавляться от неправильного звукопроизношения. А сделать это во взрослом возрасте можно, но гораздо сложнее, и сложнее найти логопеда, который работает со взрослыми. Обычно за это берутся преподаватели сценической речи, которые просто овладели методиками постановки звуков, но не всегда смогут разобраться в причине возникновения дефекта. В таком случае методики должны быть другие.

Логопед работает не только с нарушенным звукопроизношением, он развивает понимание обращённой речи, помогает правильно построить фразу, согласовать слова, развивает навык словообразования, помогает понять прочитанное и ответить на вопросы по тексту, учит пересказывать тексты, расширяет словарный запас и знания об окружающем мире, помогает преодолеть трудности письма и чтения. Это далеко не весь список того, над чем работает логопед! Для каждой работы существуют свои методы преодоления трудностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]