В истории языка изменяются не только возможные сочетания звуков, но и сами звуки. Сравним фонетическую систему современного русского и древнерусского языков, классифицируя звуки по их артикуляции и отчасти по акустическим свойствам. Начнем с согласных на современном этапе.
Примечание. Напомним, что артикуляцией называется движение и взаимодействие органов речи при образовании звука.
В школьном преподавании обычно учат детей различать согласные по звонкости / глухости и твердости / мягкости. Мы рассмотрим более сложную классификацию, учитывающую четыре признака:
- соотношение голоса и шума;
- место образования;
- способ образования;
- наличие палатализации (смягчения).
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Классификация согласных звуков русского языка
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:
Звук | Глухой/звонкий | Твердый/мягкий | Парный/непарный |
б | звонкий | твердый | парный |
в | звонкий | твердый | парный |
г | звонкий | твердый | парный |
д | звонкий | твердый | парный |
ж | звонкий | твердый | парный |
з | звонкий | твердый | парный |
к | звонкий | твердый | парный |
л | звонкий | твердый | парный |
м | звонкий | твердый | парный |
н | звонкий | твердый | парный |
п | глухой | твердый | парный |
р | звонкий | твердый | парный |
с | глухой | твердый | парный |
т | глухой | твердый | парный |
ф | глухой | твердый | парный |
х | глухой | твердый | парный |
ц | звонкий | твердый | непарный |
ч | глухой | мягкий | непарный |
ш | глухой | твердый | парный |
щ | глухой | мягкий | непарный |
й | звонкий | мягкий | непарный |
б’ | звонкий | мягкий | парный |
в’ | звонкий | мягкий | парный |
г’ | звонкий | мягкий | парный |
д’ | звонкий | мягкий | парный |
з’ | звонкий | мягкий | парный |
к’ | звонкий | мягкий | парный |
л’ | звонкий | мягкий | парный |
м’ | звонкий | мягкий | парный |
н’ | звонкий | мягкий | парный |
п’ | глухой | мягкий | парный |
р’ | звонкий | мягкий | парный |
с’ | глухой | мягкий | парный |
т’ | глухой | мягкий | парный |
ф’ | глухой | мягкий | парный |
х’ | глухой | мягкий | парный |
Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.
Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.
Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.
При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.
Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.
Согласные по месту образования шума
По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным — верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.
Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.
Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’].
Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: [ф], [ф’], [в], [в’].
Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.
Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.
Парные согласные звуки
При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: [т ], [ т ’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’]. При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: [ш], [ж], [ш’], [ж’], [ч’], [р], [р’].
Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный [й]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу. Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки [к], [г], [х], [к’ ], [г’], [х’] образуются смыканием ([к, г]) или сближением ([х]) задней части языка с неподвижным задним нёбом.
Другие характеристики согласных звуков
Все согласные звуки подразделяются на три категории – сонорные (их еще называют носовыми – так понятнее, каким способом они произносятся), шумные (образуются сближением органов произношения) и шипящие (произносятся сквозь межзубную щель). Делятся согласные звуки следующим образом:
- Сонорные, их девять: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
- Шумные, их двадцать семь: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
- Шипящие, их четыре: [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Согласные звуки могут состоять только из голоса, только из шума или из шума и добавленного к нему голоса.
Способ образования
Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:
- смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки [б], [б’], [п], [п’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’];
- фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: [в], [в’], [ф], [ф’], [ж], [ж̄’], [з], [з’], [с], [с’], [j], [ш], [ш̄’], [х], [х’];
- аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: [ц], [ч’];
- смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки [м], [м’], [н], [н’]), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные [л], [л’]);
- дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: [р], [р’].
Тест по теме
- /5
Вопрос 1 из 5Сколько согласных звуков в русском языке?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Сергей Ефремов
4/5
- Степан Шварц
5/5
- Елена Чернова
5/5
- Анастасия Петрова
5/5
§2. Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
[ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
[ ´] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.
[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.
[j] и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.
Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.
Отличие шумных от сонорных
Не все согласные являются шумными. Кроме них есть еще сонорные. К этой группе относятся [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]. Шумные отличаются от сонорных по целому ряду признаков:
- При произношении сонорных в голосе преобладает тон, а при проговаривании шумных — шум.
- Шумные согласные обычно оглушаются на конце слова. Сонорные, наоборот, не подвергаются оглушению. Пример: д в слове плод произносится, как [т], но н в слове звон не меняется и звучит, как [н].
- Сонорные согласные не образуют пары по звонкости-глухости, в то время как у большинства шумных имеются пары. Исключение составляют только: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
§9. Позиционные изменения звуков
Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно. Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.
Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения. В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.
Сравни:
- под ударением: [дом] – [дам] — [о] ≠ [а].
- без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.
Сравни:
- под ударением: [м’эч’] — [м’ач’] – [э] ≠.
- без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м — [м’ич’о´м]- мячо´м — [и] = [и].
- А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них — это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.
Сравни:
[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.
Обсуждаем проблему толкования
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?
Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.
Они правы.
Сравни произношение слов: Москва – москвичи. Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´] – ясно слышен звук [а]. А слово москвичи? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на . В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´] — молоко´, [хърашо´] — хорошо´, [кълбаса´] — колбаса´.
Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:
[вада´] – вода´ – [въд’иной’] — водяно´й: [а]≠[ъ] [драва´] — дрова´ – [дръв’ино´й’] — дровяно´й: [а]≠[ъ]
Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?
Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].
После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´семь, де´вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´с’ьм’] — [ь], [д’э´в’ьт’] — [ь].
Не путай:
Знаки транскрипции — это одно, а буквы — совсем другое. Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением. Буква ъ — это твёрдый знак. Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением. Буква ь — это мягкий знак. Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.
Конец слова – особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний – это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:
Зда´ние [зда´н’ий’э] – зда´ния [зда´н’ий’а], мне´ние [мн’э´н’ий’э] — мне´ния [мн’э´н’ий’а], мо´ре [мо´р’э] — мо´ря [мо´р’а], во´ля [во´л’а] – на во´ле [на_во´л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.
Проверьте:
Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.
Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] — да´ча, [т’ьл’ив’и´зър] — телеви´зор, [с’ино´н’имы] — сино´нимы, [б’ир’о´зы] — берёзы, [карз’и´ны] — корзи´ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.
Сильные позиции по глухости звонкости:
- перед гласными: [там] — там, [дам] — дам,
- перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] — для, [тл’а] – тля,
- Перед [в],[ в’]: [свой’] – свой, [звон] – звон.
Запомни:
В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по глухости-звонкости:
- перед парными по глухости-звонкости: [сла´тк’ий] — сла´дкий, [зу´пк’и] – зу´бки.
- перед глухими непарными: [апхва´т] — обхват, [фхот] — вход.
- на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб.
Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.
Оглушение-озвончение согласных
Оглушение звонких происходит в позициях:
- перед парными глухими: [фста´в’ит’] – вста´вить,
- на конце слова: [клат] – клад.
Озвончение глухих происходит в позиции:
- перед парными звонкими: [каз’ба´] – косьба´
Cильные позиции по твёрдости-мягкости:
- перед гласными: [мат’] – мать, [м’aт’] – мять,
- на конце слова: [вон] – вон, [вон’] – вонь,
- перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’] для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н], [н’], [ р], [ р’]: [ са´н’к’и] – Са´ньки (род. пад.), [с´анк’и] – са´нки, [бу´лка] — бу´лка , [бу´л’кът’] – бу´лькать,
- все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] – лба, [пал’ба] – пальба.
Запомни:
В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.
- перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: [c’т’эп’], [з’д’эс’],
- перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´н’ч’ик] – по´нчик, [ка´м’ьн’ш’:ик] — ка´менщик.
Запомни:
В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:
- перед мягкими переднеязычными [н’], [л’] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег — [с’н’эк] и [cн’эк], злить — [з’л’ит’] и [зл’ит’]
- перед мягкими переднеязычными [c’], [з’] для переднеязычных [т], [д] — подня´ть — [пад’н’а´т’] и [падн’а´т’], отня´ть — [ат’н’а´т’] и [атн’а´т’]
- перед мягкими переднеязычными [т’], [д’], [с’], [з’] для переднеязычного [н] : ви´нтик — [в’и´н’т’ик] и [в’и´нт’ик], пе´нсия — [п’э´н’с’ий’а] и [п’э´нс’ий’а]
- перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ть — [ф’п’иса´т’] и [фп’ис´ат’], ри´фме (дат. пад.) — [р’и´ф’м’э] и [р’и´фм’э]
Запомни:
Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.
Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования
Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал — ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.
Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.
Выучи список:
[c] и [ш] →[ш:] – сшить
[з] и [ж] → [ж:] – сжать
[с] и [ч’] – в корне слов→[ш’:] – счастье, счёт — на стыке морфем и слов→[ш’:ч’] – расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)
[с] и [ш’:] →[ш’:] — расщепить
[т] и [c] — в глагольных формах → [ц:] – улыбается -на стыке приставки и корня→[цс] – отсыпать
[т] и [ц] →[ц:] — отцепить
[т] и [ч’] →[ч’:] — отчёт
[т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] – отсчёт
[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] — подсчёт
Расподобление согласных
Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.
[г] и [к’] →[х’к’] – лёгкий
Упрощение групп согласных
Выучи список:
вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздноздц — [сц]: под уздцылнц — [нц]: солнце ндц — [нц]: голландцы ндш — [нш:] ландшафт нтг — [нг]: рентген рдц — [рц]: сердце рдч — [рч’]: сердчишко стл — [сл’]: счастливый стн — [сн]: местный
Произношение групп звуков:
В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]: его, красивого, синего. Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.
§10. Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.
Типы соотношения букв и звуков:
- Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.
- Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ: мышь
- Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:
- начала слова,
- после гласных,
- после разделительных ь и ъ.
- Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.
- Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
- Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся
- Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться — тьс — [ц:]
§7. Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
- йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя — [т’о´т’а], дя´дя — [д’а´д’а];
- буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’] ;
- буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.
Обсуждаем проблему толкования
В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог звука [ш]. Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников.
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком; 2) двоеточие.
Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.