Сказки про язычок
Как язычок пил чай с друзьями
.
Логопед.
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5
) и стал замешивать тесто (
протискивать язык между зубами вперед-назад
). Когда тесто было готово, Язычок поставил его на окошко (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5)
. Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (
набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы, послышится глухой звук (п))
. Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (
высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка)
. Внутрь каждого пирожка Язычок малиновое варенье (
облизать губы слева направо и справа налево
) и поставил их в печь (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5
).
Потом Язычок достал 5 красивых чашек (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, чтобы получилась чашечка),
налил воды в чайник (
улыбнуться и произнести: «с-с-с»)
и поставил на огонь. Быстро закипела вода (
улыбнуться и произнести: «ш-ш-ш»).
Скоро подрумянились и пирожки (
высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка).
Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «т-т-т»
). Это пришли гости: Мишутка (
надуть щеки и удерживать под счет до 5
), лисичка-пушистый хвостик (
положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик вверх),
Белочка-прыгунья (
улыбнуться и произнести: «ц-ц-ц»
), Зайка-побегайка (
закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять вверх, обнажив передние верхние зубы).
Усадив Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (
рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, «Чашечка»; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая «Трубочка»)
Как язычок день рождение отмечал.
Логопед.
Сегодня у Язычка был день рождения, и родные решили устроить ему настоящий праздник. Сначала нужно было хорошенько убраться в доме. Папа достал пылесос и начал чистить ковры (
произносить «ж-ж-ж»
). Старшая сестренка стала вытирать пыль со шкафов (
двигать языком вправо-влево по верхней губе
). Кот Тимофей ходил по дому и вилял пушистым хвостом, будто помогал готовиться к празднику
(улыбнуться, язык дотрагивается сначала до верхних зубов, потом до нижних)
. Вскоре папа свернул ковры в трубочку (
боковые края загнуты, образуя трубочку
) и начал мыть полы (
облизать губы сначала слева направо, потом справа налево).
Когда все в доме заблестело, из магазина вернулась мама. Она купила муку, яйца, сахар и молоко. Вся семья стала помогать готовить торт к празднику. Замесили тесто (упираться языком в левую и правую щеки)
. Из крема сделали маленькие розочки (
5 раз втянуть щеки между зубами и в конце удерживать под счет до 10).
Поставили торт в печь выпекаться (
вдохнуть носом, открыть рот и произнести «Ха», повторить 10 раз).
Через несколько минут получился большой, красивый торт (
рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10).
Мама и дочка украсили комнату разноцветными шарами (надувать поочередно сначала левую, потом правую щеку
). Скоро вернулся Язычок из школы. Он привел с собой друзей. Все сели за стол. Внесли торт. Язычок набрал побольше воздуха и надул все свечи (
вдохнуть носом и сильно подуть, повторить 5 раз
). Весело и шумно было в тот день. Все смеялись, улыбались, поздравляли Язычка с днем рождения.
Как Язычок ходил в гости к Белочке.
Логопед
. Однажды Язычок решил навестить Белочку. Он собрал целую корзинку орехов, ягод и грибов. Вот таких (
упражнение «Грибок»
). И отправился в гости. Язычок шел по тропинке и прислушивался к лесным звукам. «Ку-ку, ку-ку». Кто это?(Кукушка) Как кукует кукушка? (Ку-ку) Что делает кукушка? (Кукует) «Д-т, д-т». Кто это? (Дятел) Как стучит дятел? («д-т, д-т») Что делает дятел? (Стучит) «уф-уф,уф-уф» Кто это? (Сова) Как ухает сова? («уф-уф») Что делает сова? (ухает).
Долго шел Язычок. Он слышал, как шумит в лесной чаще медведь («о-о-о»)
, как воет голодный волк
(«у-у-у»),
как фыркает ежик
(«ф-ф-ф»).
Около самой высокой сосны Язычок остановился. Он 5 раз постучал по дереву (имитация звука) и из дупла выглянула Белочка. Она быстро спустилась вниз и поприветствовала Язычка своим пушистым хвостом. Вот так (
упражнение «Качели»).
Язычок подарил Белочке корзинку с орехами, ягодами и грибами. Вот такими (
упражнение «Грибок»
). Белочка очень обрадовалась (
упражнение «Улыбочка
»). Она проводила Язычка в свой домик и угостила вкусными блинами с вареньем (
упражнение «Варенье»).
Когда Язычок все съел, Белочка налила ему в чашечку горячего чая из душистых трав (
упражнение «Чашечка»).
Поужинав, Язычок умылся (
упражнение «Варенье
») и стал рассказывать белочке веселые истории (
упражнение «Улыбочка»).
Как Язычок варил грибной суп
Логопед.
Язычок проснулся рано. Он встал с постельки и начал потягиваться сначала вверх, а потом вниз (
упражнение «Качели»).
Размял бока (
упражнение «Часики»
). Потом вычистил зубки: сначала верхние, а потом нижние (
упражнение «Почистим зубки»).
Позавтракал. Надел теплую курточку, шапку, повязал шарфик. Взял с собой зонтик и корзинку. Сел на лошадку и поехал в лес (
упражнение «Лошадка»).
В лесу он нашел много разных грибов. Вот такие («упражнение «Грибок»).
Вскоре набежали тучки и пошел дождик. Язычок раскрыл зонтик, сел на лошадку и поехал домой (
упражнение «лошадка»)
. Дома он сварил грибной суп и за обедом съел целую тарелку (
упражнение «Варенье
»). Лег на кроватку и заснул крепким сном. Вот как устал Язычок.
Как Язычок навещал любимых питомцев
Логопед.
На улице стало холодно. Птицы улетели в теплые края. С деревьев опали последние листочки. Совсем скоро наступит зима. Язычок решил поехать в деревню. Он запряг лошадку, сел в телегу и медленно поехал по дорожке (
упражнение «Лошадка» в медленном темпе).
В деревне Язычок сначала навестил маму-свинью, возле которой тихо-мирно спали десять маленьких розовых поросят (
упражнение «Лопаточка»),
затем он зашел в курятник. Высоко на насесте сидела курица, а под ней взад и вперед ходили желтенькие пушистые цыплята (
упражнение «Часики»).
В огороде Язычок увидел, как козел, потряхивая бородой, ел созревшую капусту (двигать нижней челюстью и губами, как при жевании).
Вдруг Язычок услышал, как кто-то зевнул. Он подошел к старой березе и около будки заметил лохматую собаку (
зевнуть 3-4 раза
). Неподалеку ходил кот Василий, он испугался проснувшийся собаки и тотчас выгнул свою серенькую спинку (
упражнение «кошечка сердится
»). Язычок покормил всех животных, убрал опавшие осенние листочки, собрал последний урожай и довольный поспешил обратно домой
(упражнение «Лошадка» в быстром темпе)
Как Язычок играл с друзьями зимой
Логопед.
Наступила зима. Язычок вышел на улицу и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце кружились в воздухе (
круговые движениями языком по губам сначала вправо, затем влево, повторить 5 раз).
От удивления он широко улыбнулся и открыл рот (
упражнение «Улыбочка», «Окошко»).
Во дворе выпало много снега (
удерживать открытым рот в течение 30 с)
, и Язычку очень захотелось поиграть с друзьями. Он подошел к заборчику (
упражнение «Заборчик»)
и стал их созывать: «Зоя, иди играть!» (
повторять фразы отчетливо
)
Быстро сбежались ребята во двор и стали играть в разные игры. Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка»: язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).
Зина кружилась на коньках по льду (
язык лежит посередине верхней губы; облизать губы 1 раз слева направо и 1 раз справа налево, повторить 5 раз).
Захар слепил три снежных кома для снеговика (
надуть левую щеку, затем правую, потом обе одновременно
). Саша и Сема весело играли в снежки (
упираться языком влево, затем вправо с внутренней стороны щеки).
А Света каталась на лыжах то вперед, то назад (
упражнение «Иголочка»: вытянуть острый язычок изо рта и втянуть его обратно. Повторить 7-8 раз)
Целый день играли ребята и совсем не заметили, как наступил вечер. Пора было прощаться: «Прощай, Зоя!» (Повторить фразы с отчетливым произношением звуков (з), (зь), (с), (сь).)
«Прощай, Зина! Прощай, Захар! Прощай, Саша! Прощай, Сема! Прощай, Света!» Проводив друзей, Язычок устало зевнул (
широко зевнуть
) и медленным шагом пошел к домику (
упражнение «Окошко
»).
Как Язычок готовился к Новому году.
Логопед
. Запорошило снегом все дороги и тропинки. Медленно-медленно пробирается Язычок сквозь сугробы прямо в лес (
язык упирается изнутри рта в щеки в разных направлениях).
Еще сильнее стал дуть холодный, морозный ветер
(«у-у-у»),
еще громче зашумели ветки деревьев
(«ш-ш-ш»
). Страшно, холодно Язычку. Спрятал он носик под воротник шубы и стал его согревать
(«х-х-х» — дуть теплым воздухом на ладошку
). Долго искал Язычок в лесу елочку на праздник. Он слышал, как ухали совы
(«Уф,уф,уф»),
как тяфкали в норе маленькие волчата
(«о-о-о» — звук произносится с носовым оттенком, для этого надо прижать корень языка к мягкому небу).
Наконец неподалеку Язычок приметил мохнатую елочку (открыть рот, приложить острый кончик языка к верхней губе и удерживать в течение 10 с)
. Он подошел к ней, достал топор и начал рубить
(«д-т-д-т»).
Скоро упала елочка прямо в снег (удерживать тонкий язычок на верхней губе, затем плавно переместить на нижнюю губу, повторить несколько раз). Положил язычок елку в сани и поехал домой (облизывать губы слева направо, потом справа налево).
На елочку пришли полюбоваться лесные жители: Лисица, Волк, Медведь, Заяц, Еж. Они столпились около Язычка и стали помогать украшать елочку к празднику. Лисица повесила на елочку большой красный шар 9открыть широко рот и удержать ), Волк протянул по веткам разноцветные бусы (рот закрыт, губы медленно растягиваются в улыбке), Заяц повесил колокольчик (рот открыт, двигать языком влево -вправо внутри ротовой полости), Еж поставил под елочку гармошку для Деда Мороза (присосать язык к небу и двигать нижней челюстью, растягивая уздечку), а Медведь надел на самую верхушку пятиконечную звезду (сложить ладошки обеих рук вместе и сильно растопырить пальцы).
Красивая, нарядная стояла елочка во дворе. Вдруг звери услышали топот чьих-то ног (топ-топ-топ). Это пришел Дед мороз. Весело и шумно стали праздновать звери и Язычок приход Нового года (улыбнуться . обнажив зубки, открывать и закрывать рот под счет до5).
Как Язычок лепил снеговика.
Логопед:
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень у
«Артикуляционная
гимнастика для детей
в сказках»
Логопедический мастер-класс :»Сказка о веселом язычке»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Сказка о Веселом Язычке »
Цель:
— Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой
— Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим занятиям
— Развивать творческие умения и навыки родителей
Оборудование:
— Индивидуальные зеркала
— Интерактивная доска (для показа артикуляционных поз)
— Буклеты с описанием артикуляционных упражнений
Методические рекомендации:
Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 8-10 человек (небольшой группы) в целях снятия напряжения, повышения эффективности и качества предлагаемой работы
Ход:
Логопед приветствует родителей, объявляется тема мастер-класса. В круг пускаем цветок и просим передавая цветок назвать друг друга ласково. Цветок возвращается логопеду.
«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За красивую и правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать не только на логопедических занятиях, но и в домашней обстановке, мы сегодня с вами попробуем научиться».
«Обратите внимание на слайд (показ слайда), в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики
:
— проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в
день) 1
— соблюдать последовательность в движениях
— проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить
— упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме
— удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время
— следить за четкостью и правильностью выполнения
— не допускать переутомления ребенка
— артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной
« Артикуляционных упражнений достаточно много, и для того чтобы их запомнить послушай сказку о Веселом Язычке, которая поможет не только вам и но вашим детям с интересом и легкостью проводить упражнения для язычка».
Просим родителей взять в руки зеркала.
«Все упражнения которые мы будем выполнять будут транслироваться на слайде, основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало». Логопед выполняет вместе с родителями, в случае необходимости поясняет.
В одном красивом домике (открываем широко рот) жил Веселый Язычок (показываем его). Рано утром он просыпался и выглядывал из окошка (показ слайда). В доме у Язычка был пол и потолок (показ слайда), и он очень любил прыгать от пола до потолка (показ слайда). Однажды Язычок решил покрасить потолок в красный цвет (упр. «Маляр», показ слайда). В один прекрасный солнечный день Язычок пошел с друзьями играть в футбол (Упр. «Футбол», показ слайда) и мяч попал в забор (упр. «Заборчик», показ слайда).
За забором паслась лошадь (упр. «Лошадка», показ слайда), которая испугалась удара мяча и очень быстро ускакала ( упр. «Лошадка» в быстром темпе). Веселый Язычок починил забор и пошел качаться на качелях (упр. «Качели», показ слайда). Возле качели росла большая ель, которая была вся в колючих иголках (упр. «Иголочка», показ слайда).
Язычок боялся уколоться, поэтому решил прокатиться с горки (упр. «Горка», показ слайда).
2
Возле горки Язычок заметил небольшой грибок (упр. «Грибок», показ слайда), а под ним спала змейка (упр. «Змейка», показ слайда). Но солнышко спряталось за тучки, наступил вечер и Язычок решил, что пора идти домой.
Дома он налил в чашку (упр. «Чашечка», показ слайда) вкусный малиновый чай. Чай был очень горячий и Язычок подул на него (упр. «Чашечка и выдох», показ слайда). Он съел сладкую трубочку (упр. «Трубочка», показ слайда) с вареньем (упр. «Вкусное варенье», показ слайда) и усталый (упр. «Лопата», показ слайда) пошел спать. Вот такая сказка!
Попробуйте с ребенком придумать свою сказку о жизни Веселого Языка из предложенных в буклете.
Артикуляционные упражнения
1. «Улыбочка».
Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
1. «Трубочка».
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
1. «Хоботок».
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
1. «Лопаточка».
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10.
Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
1. «Иголочка».
Узкий копчик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
1. «Сердитая кошечка».
3
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
1. «Желобок».
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 секунд.
1. «Парус».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.
1. «Чашечка».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10
Выполнять 3—4 раза.
1. «Заборчик».
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5—6 раз по 10—15 секунд.
1. «Лошадка».
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.
1. «Грибок».
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5—6 раз.
1. «Маляр».
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз.
1. «Дятел».
Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук
1. «Прогони комарика».
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит. 4
1. «Покусывание кончика языка».
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
1. «Качели».
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках , затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз.
1. «Катание шарика».
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
1. «Часики».
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.
1. «Вкусное варенье».
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5—6 раз.
1. «Змейка».
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения
Артикуляционная гимнастика для родителей.
5
6
7