Сказка о Веселом Язычке Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 Попова Г.В. — презентация


Сказки про язычок

Как язычок пил чай с друзьями

.

Логопед.

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5
) и стал замешивать тесто (
протискивать язык между зубами вперед-назад
). Когда тесто было готово, Язычок поставил его на окошко (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5)
. Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (
набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы, послышится глухой звук (п))
. Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (
высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка)
. Внутрь каждого пирожка Язычок малиновое варенье (
облизать губы слева направо и справа налево
) и поставил их в печь (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5
).

Потом Язычок достал 5 красивых чашек (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, чтобы получилась чашечка),

налил воды в чайник (
улыбнуться и произнести: «с-с-с»)
и поставил на огонь. Быстро закипела вода (
улыбнуться и произнести: «ш-ш-ш»).
Скоро подрумянились и пирожки (
высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка).
Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «т-т-т»

). Это пришли гости: Мишутка (
надуть щеки и удерживать под счет до 5
), лисичка-пушистый хвостик (
положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик вверх),
Белочка-прыгунья (
улыбнуться и произнести: «ц-ц-ц»
), Зайка-побегайка (
закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять вверх, обнажив передние верхние зубы).
Усадив Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (
рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, «Чашечка»; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая «Трубочка»)
Как язычок день рождение отмечал.

Логопед.

Сегодня у Язычка был день рождения, и родные решили устроить ему настоящий праздник. Сначала нужно было хорошенько убраться в доме. Папа достал пылесос и начал чистить ковры (
произносить «ж-ж-ж»
). Старшая сестренка стала вытирать пыль со шкафов (
двигать языком вправо-влево по верхней губе
). Кот Тимофей ходил по дому и вилял пушистым хвостом, будто помогал готовиться к празднику
(улыбнуться, язык дотрагивается сначала до верхних зубов, потом до нижних)
. Вскоре папа свернул ковры в трубочку (
боковые края загнуты, образуя трубочку
) и начал мыть полы (
облизать губы сначала слева направо, потом справа налево).
Когда все в доме заблестело, из магазина вернулась мама. Она купила муку, яйца, сахар и молоко. Вся семья стала помогать готовить торт к празднику. Замесили тесто (упираться языком в левую и правую щеки)

. Из крема сделали маленькие розочки (
5 раз втянуть щеки между зубами и в конце удерживать под счет до 10).
Поставили торт в печь выпекаться (
вдохнуть носом, открыть рот и произнести «Ха», повторить 10 раз).
Через несколько минут получился большой, красивый торт (
рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10).
Мама и дочка украсили комнату разноцветными шарами (надувать поочередно сначала левую, потом правую щеку

). Скоро вернулся Язычок из школы. Он привел с собой друзей. Все сели за стол. Внесли торт. Язычок набрал побольше воздуха и надул все свечи (
вдохнуть носом и сильно подуть, повторить 5 раз
). Весело и шумно было в тот день. Все смеялись, улыбались, поздравляли Язычка с днем рождения.

Как Язычок ходил в гости к Белочке.

Логопед

. Однажды Язычок решил навестить Белочку. Он собрал целую корзинку орехов, ягод и грибов. Вот таких (
упражнение «Грибок»
). И отправился в гости. Язычок шел по тропинке и прислушивался к лесным звукам. «Ку-ку, ку-ку». Кто это?(Кукушка) Как кукует кукушка? (Ку-ку) Что делает кукушка? (Кукует) «Д-т, д-т». Кто это? (Дятел) Как стучит дятел? («д-т, д-т») Что делает дятел? (Стучит) «уф-уф,уф-уф» Кто это? (Сова) Как ухает сова? («уф-уф») Что делает сова? (ухает).

Долго шел Язычок. Он слышал, как шумит в лесной чаще медведь («о-о-о»)

, как воет голодный волк
(«у-у-у»),
как фыркает ежик
(«ф-ф-ф»).
Около самой высокой сосны Язычок остановился. Он 5 раз постучал по дереву (имитация звука) и из дупла выглянула Белочка. Она быстро спустилась вниз и поприветствовала Язычка своим пушистым хвостом. Вот так (
упражнение «Качели»).
Язычок подарил Белочке корзинку с орехами, ягодами и грибами. Вот такими (
упражнение «Грибок»
). Белочка очень обрадовалась (
упражнение «Улыбочка
»). Она проводила Язычка в свой домик и угостила вкусными блинами с вареньем (
упражнение «Варенье»).
Когда Язычок все съел, Белочка налила ему в чашечку горячего чая из душистых трав (
упражнение «Чашечка»).
Поужинав, Язычок умылся (
упражнение «Варенье
») и стал рассказывать белочке веселые истории (
упражнение «Улыбочка»).
Как Язычок варил грибной суп

Логопед.

Язычок проснулся рано. Он встал с постельки и начал потягиваться сначала вверх, а потом вниз (
упражнение «Качели»).
Размял бока (
упражнение «Часики»
). Потом вычистил зубки: сначала верхние, а потом нижние (
упражнение «Почистим зубки»).
Позавтракал. Надел теплую курточку, шапку, повязал шарфик. Взял с собой зонтик и корзинку. Сел на лошадку и поехал в лес (
упражнение «Лошадка»).
В лесу он нашел много разных грибов. Вот такие («упражнение «Грибок»).

Вскоре набежали тучки и пошел дождик. Язычок раскрыл зонтик, сел на лошадку и поехал домой (
упражнение «лошадка»)
. Дома он сварил грибной суп и за обедом съел целую тарелку (
упражнение «Варенье
»). Лег на кроватку и заснул крепким сном. Вот как устал Язычок.

Как Язычок навещал любимых питомцев

Логопед.

На улице стало холодно. Птицы улетели в теплые края. С деревьев опали последние листочки. Совсем скоро наступит зима. Язычок решил поехать в деревню. Он запряг лошадку, сел в телегу и медленно поехал по дорожке (
упражнение «Лошадка» в медленном темпе).
В деревне Язычок сначала навестил маму-свинью, возле которой тихо-мирно спали десять маленьких розовых поросят (
упражнение «Лопаточка»),
затем он зашел в курятник. Высоко на насесте сидела курица, а под ней взад и вперед ходили желтенькие пушистые цыплята (
упражнение «Часики»).
В огороде Язычок увидел, как козел, потряхивая бородой, ел созревшую капусту (двигать нижней челюстью и губами, как при жевании).

Вдруг Язычок услышал, как кто-то зевнул. Он подошел к старой березе и около будки заметил лохматую собаку (
зевнуть 3-4 раза
). Неподалеку ходил кот Василий, он испугался проснувшийся собаки и тотчас выгнул свою серенькую спинку (
упражнение «кошечка сердится
»). Язычок покормил всех животных, убрал опавшие осенние листочки, собрал последний урожай и довольный поспешил обратно домой
(упражнение «Лошадка» в быстром темпе)
Как Язычок играл с друзьями зимой

Логопед.

Наступила зима. Язычок вышел на улицу и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце кружились в воздухе (
круговые движениями языком по губам сначала вправо, затем влево, повторить 5 раз).
От удивления он широко улыбнулся и открыл рот (
упражнение «Улыбочка», «Окошко»).
Во дворе выпало много снега (
удерживать открытым рот в течение 30 с)
, и Язычку очень захотелось поиграть с друзьями. Он подошел к заборчику (
упражнение «Заборчик»)
и стал их созывать: «Зоя, иди играть!» (
повторять фразы отчетливо
)

Быстро сбежались ребята во двор и стали играть в разные игры. Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка»: язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).

Зина кружилась на коньках по льду (
язык лежит посередине верхней губы; облизать губы 1 раз слева направо и 1 раз справа налево, повторить 5 раз).
Захар слепил три снежных кома для снеговика (
надуть левую щеку, затем правую, потом обе одновременно
). Саша и Сема весело играли в снежки (
упираться языком влево, затем вправо с внутренней стороны щеки).
А Света каталась на лыжах то вперед, то назад (
упражнение «Иголочка»: вытянуть острый язычок изо рта и втянуть его обратно. Повторить 7-8 раз)
Целый день играли ребята и совсем не заметили, как наступил вечер. Пора было прощаться: «Прощай, Зоя!» (Повторить фразы с отчетливым произношением звуков (з), (зь), (с), (сь).)

«Прощай, Зина! Прощай, Захар! Прощай, Саша! Прощай, Сема! Прощай, Света!» Проводив друзей, Язычок устало зевнул (
широко зевнуть
) и медленным шагом пошел к домику (
упражнение «Окошко
»).

Как Язычок готовился к Новому году.

Логопед

. Запорошило снегом все дороги и тропинки. Медленно-медленно пробирается Язычок сквозь сугробы прямо в лес (
язык упирается изнутри рта в щеки в разных направлениях).
Еще сильнее стал дуть холодный, морозный ветер
(«у-у-у»),
еще громче зашумели ветки деревьев
(«ш-ш-ш»
). Страшно, холодно Язычку. Спрятал он носик под воротник шубы и стал его согревать
(«х-х-х» — дуть теплым воздухом на ладошку
). Долго искал Язычок в лесу елочку на праздник. Он слышал, как ухали совы
(«Уф,уф,уф»),
как тяфкали в норе маленькие волчата
(«о-о-о» — звук произносится с носовым оттенком, для этого надо прижать корень языка к мягкому небу).
Наконец неподалеку Язычок приметил мохнатую елочку (открыть рот, приложить острый кончик языка к верхней губе и удерживать в течение 10 с)

. Он подошел к ней, достал топор и начал рубить
(«д-т-д-т»).
Скоро упала елочка прямо в снег (удерживать тонкий язычок на верхней губе, затем плавно переместить на нижнюю губу, повторить несколько раз). Положил язычок елку в сани и поехал домой (облизывать губы слева направо, потом справа налево).

На елочку пришли полюбоваться лесные жители: Лисица, Волк, Медведь, Заяц, Еж. Они столпились около Язычка и стали помогать украшать елочку к празднику. Лисица повесила на елочку большой красный шар 9открыть широко рот и удержать ), Волк протянул по веткам разноцветные бусы (рот закрыт, губы медленно растягиваются в улыбке), Заяц повесил колокольчик (рот открыт, двигать языком влево -вправо внутри ротовой полости), Еж поставил под елочку гармошку для Деда Мороза (присосать язык к небу и двигать нижней челюстью, растягивая уздечку), а Медведь надел на самую верхушку пятиконечную звезду (сложить ладошки обеих рук вместе и сильно растопырить пальцы).

Красивая, нарядная стояла елочка во дворе. Вдруг звери услышали топот чьих-то ног (топ-топ-топ). Это пришел Дед мороз. Весело и шумно стали праздновать звери и Язычок приход Нового года (улыбнуться . обнажив зубки, открывать и закрывать рот под счет до5).

Как Язычок лепил снеговика.

Логопед:

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень у

«Артикуляционная

гимнастика для детей

в сказках»

Логопедический мастер-класс :»Сказка о веселом язычке»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Сказка о Веселом Язычке »

Цель:

— Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой

— Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим занятиям

— Развивать творческие умения и навыки родителей

Оборудование:

— Индивидуальные зеркала

— Интерактивная доска (для показа артикуляционных поз)

— Буклеты с описанием артикуляционных упражнений

Методические рекомендации:

Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 8-10 человек (небольшой группы) в целях снятия напряжения, повышения эффективности и качества предлагаемой работы

Ход:

Логопед приветствует родителей, объявляется тема мастер-класса. В круг пускаем цветок и просим передавая цветок назвать друг друга ласково. Цветок возвращается логопеду.

«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За красивую и правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать не только на логопедических занятиях, но и в домашней обстановке, мы сегодня с вами попробуем научиться».

«Обратите внимание на слайд (показ слайда), в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики

:

— проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в

день) 1

— соблюдать последовательность в движениях

— проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить

— упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме

— удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время

— следить за четкостью и правильностью выполнения

— не допускать переутомления ребенка

— артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной

« Артикуляционных упражнений достаточно много, и для того чтобы их запомнить послушай сказку о Веселом Язычке, которая поможет не только вам и но вашим детям с интересом и легкостью проводить упражнения для язычка».

Просим родителей взять в руки зеркала.

«Все упражнения которые мы будем выполнять будут транслироваться на слайде, основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало». Логопед выполняет вместе с родителями, в случае необходимости поясняет.

В одном красивом домике (открываем широко рот) жил Веселый Язычок (показываем его). Рано утром он просыпался и выглядывал из окошка (показ слайда). В доме у Язычка был пол и потолок (показ слайда), и он очень любил прыгать от пола до потолка (показ слайда). Однажды Язычок решил покрасить потолок в красный цвет (упр. «Маляр», показ слайда). В один прекрасный солнечный день Язычок пошел с друзьями играть в футбол (Упр. «Футбол», показ слайда) и мяч попал в забор (упр. «Заборчик», показ слайда).

За забором паслась лошадь (упр. «Лошадка», показ слайда), которая испугалась удара мяча и очень быстро ускакала ( упр. «Лошадка» в быстром темпе). Веселый Язычок починил забор и пошел качаться на качелях (упр. «Качели», показ слайда). Возле качели росла большая ель, которая была вся в колючих иголках (упр. «Иголочка», показ слайда).

Язычок боялся уколоться, поэтому решил прокатиться с горки (упр. «Горка», показ слайда).

2

Возле горки Язычок заметил небольшой грибок (упр. «Грибок», показ слайда), а под ним спала змейка (упр. «Змейка», показ слайда). Но солнышко спряталось за тучки, наступил вечер и Язычок решил, что пора идти домой.

Дома он налил в чашку (упр. «Чашечка», показ слайда) вкусный малиновый чай. Чай был очень горячий и Язычок подул на него (упр. «Чашечка и выдох», показ слайда). Он съел сладкую трубочку (упр. «Трубочка», показ слайда) с вареньем (упр. «Вкусное варенье», показ слайда) и усталый (упр. «Лопата», показ слайда) пошел спать. Вот такая сказка!

Попробуйте с ребенком придумать свою сказку о жизни Веселого Языка из предложенных в буклете.

Артикуляционные упражнения

1. «Улыбочка».

Губы растянуты (улыбка), видны со­мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ком положении следует 10—15 секунд.

1. «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се­кунд.

1. «Хоботок».

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно даль­ше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

1. «Лопаточка».

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить на нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10.

Верхняя губа приподнята, не касается поверх­ности языка.

1. «Иголочка».

Узкий копчик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

1. «Сердитая кошечка».

3

Рот приоткрыт, кончик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края при­жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

1. «Желобок».

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 секунд.

1. «Парус».

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.

1. «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верх­ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10

Выполнять 3—4 раза.

1. «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5—6 раз по 10—15 секунд.

1. «Лошадка».

Присосать кончик языка к небу. По­щелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.

1. «Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5—6 раз.

1. «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кон­чиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5—6 раз.

1. «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с си­лой ударять в бугорки за верхними зу­бами. При этом ребенок произносит звук

1. «Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит. 4

1. «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

1. «Качели».

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бу­горках , затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15—20 раз.

1. «Катание шарика».

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

1. «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время вы­полнения — 20 секунд.

1. «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5—6 раз.

1. «Змейка».

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы­двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния

Артикуляционная гимнастика для родителей.

5

6

7

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]