Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребёнка с ОНР
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №1
Цель:
Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Нарушены несколько групп звуков Допускает многочисленные ошибки в произношении слов. Наблюдаются значительные нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры). Артикуляционная и мелкая моторика не развита. Дыхание поверхностное, вдох-выдох укорочен. | Подготовительный этап к постановке звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика. Этап постановки нарушенных звуков. Поэтапная автоматизация звуков. Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики. |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Фонематический слух неразвит: не выделяет звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Не дифференцирует звуки. Не владеет навыком звукового анализа и синтеза. | Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Знает названия предметов, но не знает названия отдельных частей. Нет в речи обобщающих понятий, слов-антонимов. Использование глаголов и прилагательных ограничено бытовым уровнем. Путает названия частей тела, цветов, геометрических фигур. Не соотносит количество предметов с числом | Расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. |
4 | Грамматический строй речи | Не владеет навыком образования слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения несформированы Опускает в речи все предлоги(или использует 1-2 неадекватно). Не согласовывает части речи. | Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи .в роде, числе |
5 | Связная речь | Не составляет (иногда не может повторить)предложение. Не владеет навыком составления рассказа по картине Не составляет рассказ по серии картин, рассказ-описание. Пересказать текст не может Коммуникативная функция речи неразвита (с трудом вступает в диалог, нет монолога, элементы речевого негативизма и т.п.) | Составление предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание Развитие коммуникативной функции речи, формирование положительного отношения к занятиям , желание речевого общения и т.д. |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №2
Цель:
Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Нарушены 1-2 группы звуков. Поставленные логопедом звуки не введены в самостоятельную речь. Допускает ошибки в произношении слов. Наблюдаются нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры). Недоразвитие артикуляционной и мелкой моторики. Дыхание неравномерное, вдох-выдох укорочен. | Закрепление в речи поставленных логопедом звуков. Подготовительный этап к постановке нарушенных звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика. Этап постановки нарушенных звуков. Поэтапная автоматизация звуков. Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики. |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Недоразвите фонематического слуха: допускает ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. | Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Знает и называет предметы, части предметов чаще употребляемых в быту В речи есть обобщающие понятия (ограниченные 3-4 лексическим темам).С ошибками подбирает 4-5 слов-антонимов. Использует в речи частоупотребляемые глаголы и прилагательные бытовой тематики Допускает ошибки при названии частей тела, цветов, геометрических фигур. С ошибками соотносит количество предметов с числом | Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. |
4 | Грамматический строй речи | Допускает много ошибок при образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования. В речи использует 2-3 простых предлога. Допускает ошибки в согласовании частей речи. | Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов). Составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ — частично(по образцу, по вопросам) Коммуникативная функция речи в стадии формирования | Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание Развитие коммуникативной функции речи, диалогической и монологической речи |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №3
Цель:
Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Все звуки поставлены, автоматизированны, самоконтроль в самостоятельной речи не до конца сформирован. Наблюдаются нарушения в слоговой структуре сложных слов. Артикуляционная моторика в норме. Недоразвитие дыхания и мелкой моторики частично сохраняется. | Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов.Развитие мелкой моторики, дыхания. Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация) |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Допускает незначительные ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова, но сам исправляется Незначительные ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. | Закреплять умение: выделять звук на фоне слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Знает и называет предметы, части предметов В речи есть обобщающие понятия (не менее 6-7 лексическим темам. Подбирает 8-10 слов-антонимов. Использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения (с незначительными ошибками) Назвает части тела, цвета и оттенки, геометрические фигуры. С ошибками соотносит количество предметов с числом | Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. |
4 | Грамматический строй речи | Владеет суффиксальным способом образования слов. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования. В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками). Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи. | Закреплять навыки: образования слов уменьшительно-ласкательного значения.;сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании, употреблении предлогов). Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью Коммуникативная функция речи сформирована. | Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению Развитие, диалогической и монологической речи |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №4
Цель:
Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Все звуки произносит хорошо. Слоговая структура слов в норме. Артикуляционная и мелкая моторика в норме. Дыхание в норме. Незначительное недоразвитие просодики (ритм, интонация, темп, ритм). | Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация) |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Фонематическое восприятие сформировано. Навыки звукового анализа в стадии формирования (незначительные ошибки). | Закреплять умение: выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Формируется в соответствии с возрастом: недостаточно прилагательных, местоимений, наречий. Пассивный словарный запас богаче активного. | Продолжать расширять, активизировать глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять в самостоятельной речи притяжательные и относительные прилагательные, наречия, местоимения Закрепление в речи обобщающих слов (по лексическим темам) |
4 | Грамматический строй речи | Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Но имеются ошибки в самостоятельной речи В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками). Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи. | Закреплять навыки: образования слов уменьшительно-ласкательного значения.;сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании, употреблении предлогов). Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью Коммуникативная функция речи сформирована. | Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению Развитие, диалогической и монологической речи |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №5
Цель:
Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Все звуки изолированно произносит хорошо, в потоке речи сохраняется смазанность, нечеткость, путает и взаимозаменяет оппозиционные звуки. Слоговая структура простых слов в норме, в словах сложной структуры встречаются ошибки. Артикуляционная и мелкая моторика в норме. Дыхание неравномерное, сила воздушной струи слабая. Недоразвитие просодической стороны речи . | Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов. Развитие просодической стороны речи, дыхания (сила голоса, темп, ритм, интонация) |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Фонематическое восприятие в стадии формирования., встречаются ошибки в употреблении слов с оппозиционными звуками. Навыки звукового анализа в стадии формирования | Развивать фонематический слух: выделять звук в составе слова; определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки; Закреплять умение: выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Формируется в соответствии с возрастом | Продолжать расширять, активизировать словарь по лексическим темам. Закрепление в речи обобщающих слов (по лексическим темам) |
4 | Грамматический строй речи | Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Имеются незначительные ошибки в самостоятельной речи В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками). Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи. | Закреплять навыки словоизменения и словообразования слов; умение. согласовывать части речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании). Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью Коммуникативная функция речи сформирована. | Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению Развитие, диалогической и монологической речи |
МАРШРУТЫ
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
для детей с нарушениями речевого развития
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ДЦП
твоего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Ты отдыхаешь.
А теперь открой глаза. Ты в детском саду, Ты хорошо отдохнул, у тебя бодрое
настроение, и приятные ощущения будут с тобой в течение всего дня.
Занятие 8
1. Приветствие
2. Чтение сказки «Про обиды»
В одном городе в самой обычной семье жил самый обычный мальчик. Жил он вместе с папой и мамой, которые его очень любили (ведь все родители любят своих детей). Этот мальчик, так же, как и все дети, ходил в школу, после уроков гулял во дворе дома, а вечером ложился спать в свою теплую, уютную постель. Но в своей мягкой постели он не засыпал, как все дети, сладким сном, а начинал перебирать в памяти и переживать все те маленькие обиды и обидки, которые успел накопить за прошедший день. Могу вам сказать, что этот мальчик отличался от других тем, что умел накопить этих обид великое множество. Ему казалось, что он видит, как его одноклассники косо смотрят в его сторону (и на это обижался). Ему казалось, что во дворе девчонки шепчут плохие слова ему вслед — и на это тоже обижался. Часто ему казалось, что его никто не любит, даже мама с папой (потому, что они так много работают и так мало уделяют ему времени и внимания). И на это он обижался больше всего.
Вот как много обид было у этого мальчика. Он собирал их каждый день и поэтому каждый вечер он лежал в постели и перебирал в памяти все свои обиды. И, конечно же, ему становилось себя ужасно жалко от того, что все его обижают, он чувствовал себя очень несчастным от этого. И никому не рассказывал о своем несчастье, о своих обидах. Ему казалось, что все и так должны видеть, что он обижается.
Так мальчик и жил: пережевывал свои обиды и проглатывал. Каждый вечер. И ни с одной из своих обид не хотел расставаться В конце концов с мальчиком стали происходить невероятные изменения. От каждой новой обиды он стал раздуваться, как воздушный шарик. Как обидится, так раздувается все больше и больше. И наконец раздулся так, что превратился в воздушный шарик. Подул ветер и понес шарик высоко в небо. Испугался мальчик-шарик, думает, что же делать? Страшно и неудобно лететь вот так туда, куда ветер дует, все дальше от мамы и папы, друзей, одноклассников. Даже девчонки во дворе показались ему теперь хорошими и родными. Дай, думает, я ногами подрыгаю и опущусь вниз — а ног-то и нет. Тогда, думает, я руками помашу, полечу, куда хочу — а рук нет. Ничего нет! Есть только дырка, через которую шарик надувался обидами, и все! А дырка эта плотно веревочкой красной завязана, чтобы обиды не вылетали. Туго завязана, просвет маленький, маленький, еле виден. Поднатужился мальчик, собрался и выпустил одну, самую малюсенькую обидку в этот маленький просвет. Чувствует, веревочка-то чуть ослабла. Уже не так крепко держит. Тогда он еще обидку поменьше нашел, выпустил. Веревочка еще ослабла. Тут и ветер начал стихать, не так крутит и болтает, как раньше. И стал тогда мальчик-шарик выпускать из себя обидки и обиды, сначала маленькие, потом побольше, потом самые большие. А когда выпустил из себя самую, самую большую обиду, глядь, а он во дворе дома своего стоит, такой же, как и раньше, в брюках и курточке. А в руках у него висит веревочка красная, которой шарик был перевязан. Да! Дела! Призадумался мальчик, хотел хоть одну обиду вспомнить и не нашел ни одной — все обиды выпустил там, в небе. Ничего не осталось. Только легкость во всем теле почувствовал. И так ему хорошо и приятно стало, так захотелось всем что-нибудь хорошее сказать (это, оказывается, так легко сделать, когда не обижаешься). Посмотрел мальчик на веревочку у себя в руке и подумал, что не хочет он больше, чтобы она его обиды связывала. Пошел и сжег ее. И теперь, когда обижался, то легко выпускал из себя все обиды. А со временем и вовсе обижаться перестал: какой смысл обижаться, если обиды не удерживаются. И стал он жить легко и свободно так, что со временем даже забыл об этой истории.