Тема логоритмического занятия: «В осеннем лесу»
Неречевые цели:
- развитие координации движений, ориентировок в пространстве;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- формирование умения работать в коллективе сверстников;
- развитие чувства ритма и музыкального слуха;
- развитие креативного мышления;
- нормализация мышечного тонуса.
Речевые цели:
- развитие речевого дыхания и голосообразования;
- развитие мимической и артикуляционной моторики;
- синхронизация речи с движением;
- развитие просодических компонентов;
- активизация словаря по лексическим темам «Осень», Лес», «Деревья»,»Дикие животные».
Оборудование: сюжетная картина «Осенний лес»; игрушечные деревья; муляжи грибов (или предметные картинки); сказочные герои — ежик, медведь; деревянные ложки, трещотки, технические средства для воспроизведения музыкального сопровождения.
Как именно помогает логоритмика малышам 3-4 лет?
После занятий логоритмикой детки становятся более ритмичными, они лучше и больше двигаются, поют и разговаривают. Если вы правильно проводите занятия и соблюдаетесь единство компонентов, хорошие результаты вас вскоре порадуют.
Как влияют занятия на детей?
- ребёнок учится правильный выдоху во время говорения
- появляется музыкальный слух
- активные детки замедляются, а медленные— становятся активнее
- звуки при разговоре становятся четкими, активно развивается моторика
- у таких детей развивается ловкость, сила и выносливость
- детки держат спину ровнее и их осанка становится красивее и более грациозной
Заниматься логоритмикой рекомендуется в период, когда у ребенка начинает формироваться речь, особенно, если наблюдаются нарушения в речевом аппарате. А за отставанием в речи следуют и другие последствия.
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект логоритмического занятия в старшей группе «Зимнее приключение» Конспект логоритмического занятия в старшей группе Доминирующая образовательная область речевая Тема: «Зимнее приключение»
Цель: Закрепление приобретенных навыков произношения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Коррекционно…
Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Новоселье в лесу» Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста “Новоселье в лесу” Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной и эмоциональной сферы, ребенка. Задачи: Развитие чувства ритма, внимания; Развитие координации речи, движения и музыки;…
Что такое логоритмика
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет – это целый комплекс терапевтических упражнений с добавлением нейрогимнастики. Во время занятия логоритмикой дети выполняют определенные речевые задачи с применением специальных движений, слов и музыки.
Главная цель логоритмики – это сделать все возможное, чтобы помочь каждому ребенку с проблемами речи научиться правильно и четко говорит и развить музыкальный слух.
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет – это активно применяемый российскими специалистами метод корректировки, во время которого активно используются различные виды игр и тренировок.
В том числе таких, как:
- ходьба со сменой направления;
- задачи по развитию дыхания;
- упражнения для улучшения мышечного тонуса;
- артикуляция стихов;
- пение.
Кому нужна логоритмика?
Логопеды широко используют этот метод работы с детьми как достаточно эффективный и не вызывающий затруднений. Как правило, все детишки охотно двигаются под музыку, повторяя за педагогом движения.
Логоритмика показана детям 3-4 лет в случаях:
- Дизартрии, различных нарушений в произношении звуков.
- Отставании речевого развития.
- Заикания.
- Дислексии.
- Дисфонии.
- Нарушениях темпа речи.
- Недостаточно развитой мелкой и крупной моторики, координации движений.
Помимо коррекции речевых нарушений приемы логоритмики показаны также детям, склонным к частым заболеваниям, а также находящимся на стадии активного формирования речи.
Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?
Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.
Влияние занятий на развитие детей:
- Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
- Развивается музыкальный слух.
- Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
- Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
- Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
- Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.
Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.
Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?
Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.
На видео презентации песенки — инсценировки известного педагога раннего развития Железновой Е.С.:
Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.
Примерная структура занятий — упражнения:
- Ходьба с заданиями.
- На расслабление и напряжение.
- На артикуляцию, дыхательная гимнастика.
- На развитие внимания и памяти.
- На счет от 1 до 10.
- Проговаривание текста стихотворения с движениями.
- На формирование слухового внимания.
- На формирование чувства ритма, чувства темпа.
- Пение.
- Пальчиковая гимнастика.
- Коррекция неправильного произношения.
- На различение языковых единиц.
Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.
Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.
Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.
В группе или индивидуально?
Если у ребенка нет ярко выраженных проблем, требующих серьезной коррекции, а логоритмика используется для улучшения моторики и общих речевых функций, заниматься можно и в группе. Дети с удовольствием притопывают и прихлопывают под музыку, поют и проговаривают стихи.
В группе получается веселее и интереснее. Кроме того, коллективные игры могут полезны для социализации детей, не склонных к общению.
Однако в случае, когда ребенку необходим упор на конкретные упражнения, важно чтобы занятия проходили по соответствующей программе. Если вам предлагают индивидуальные уроки логоритмики — не стоит отказываться. В таком режиме план работы всегда корректируется под требования состояния ребенка, а значит и результат будет намного заметнее.
Что значит логоритмика? Характеристика и особенности
У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, — двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.
Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.
Основная задача логоритмической гимнастики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.
Кому полезны логоритмические упражнения:
- Детям с общим недоразвитием речи.
- Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года).
- Ослабленным, часто болеющим детям.
- При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения).
- Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам.
- При запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).
Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие. Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.
Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением. Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.
Логопедическая ритмика – это:
- Различные виды ходьбы с усложнением.
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие речи без музыки.
- Упражнения, развивающие точную моторику.
- Пение.
- Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.
Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.
Логоритмические игры и упражнения для детей 3-4 лет
Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.
Логоритмические игры:
- Дыхательные упражнения
Сдуваем ватку с ладошки, дуем на бумажные снежинки, сдуваем бумажку, приклеенную на кончик носа, дуем на бумажные кораблики в тазу, пускаем мыльные пузыри.
- Поем гласные
Тянем яркий цветной шнурок из кулачка и поем гласный звук до тех пор, пока он тянется.
- Игра «Земля, вода, воздух»
На произнесенное взрослым слово «земля» топаем ногами, на слово «вода» имитируем плавание, на слово «воздух» машем руками над головой.
- Игра «Мы руки поднимаем»
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, качаем головой. Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, их маме подаем, И бегаем бегом!
- «Веселые попугайчики»
Предложить детям отстукивать ребром ладошки ритм слогового ряда, предложенного взрослым: та-та-та, та-та, та-та, та-та-та, как попугайчики повторяют каждое слово.
- Имитация игры на музыкальных инструментах
«Мы пришли и сели, играем на трубе – Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Далее имитируем игру на барабане, трещотках, балалайке и т.д. Можно воспользоваться детскими игрушечными инструментами.
Видео — сюжет занятия по логоритмике с детьми 4-5 лет:
Веселые и разнообразные занятия не наскучат малышу, и взрослым удастся в непринужденной форме достичь важной цели – развить правильную, богатую и красивую детскую речь.