Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.
Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:
- Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и письме.
- Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Значительно превышает активный словарь.
Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Как правило, люди с богатым лексиконом имеют больше перспектив, быстрее добиваются целей, успехов в карьерной лестнице, менеджменте, шоу-бизнесе. По мнению большинства, работа у них более интересная, творческая, неординарная, а достижения выше. То же касается и личной жизни. Человек с большим лексическим запасом лучше формулирует свои мысли, вербализирует желания, эмоции, за счет этого лучше находит общий язык с людьми.
Лексический запас можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий знает человек, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребенка с самого раннего детства.
Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?
Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?
В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.
Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.
Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?
Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.
А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?
- Слова, которые ребенок произносит четко: «дай», «мама», «папа».
- Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».
- Воспроизведение неполных слов: «бака» — собака.
- Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» — машина.
- Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (это норма до 2,5 лет): «ма» — мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).
«Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, нужно завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей говорливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать», — советует логопед.
Изучайте науку и искусство
Новая область для изучения предполагает новые знания, новые определения и понятия. Например, начав обучение в школе актерского мастерства, ребенок погрузится в мир театра и искусства, научится выступать на сцене, будет заучивать монологи. В Детском продюсерском воспитанники на театральных курсах обучаются публичным выступлениям, но знакомятся с историей театра, узнают о развитии этого вида искусства, о жизни известных актеров. Это обогащает словарный запас ребенка новыми понятиями и словесными конструкциями.
То же самое касается и других профессиональных областей. На уроках современной хореографией ребенка познакомят с понятиями «плие» и «пивот», в художественной школе для детей он узнает, что такое «абрис», «ракурс», а занятия шахматами принесут в его словарную копилку понятия «эндшпиль», «аванпост», «рокировка».
Описывайте, рассуждайте, говорите!
Описывать можно как окружающую действительность, так и произведения искусства. Например, попросите ребенка рассказать, что нарисовано на известной картине или порассуждайте о смыслах просмотренного недавно фильма. Полезно играть с детьми в развивающие игры. Вот некоторые из них:
- «Угадай, что это?»: родитель описывает ребенку явление или предмет, не используя его название. Задача ребенка — угадать, что описывает родитель. Потом нужно поменяться ролями.
- «Придумываем сказку»: взрослый начинает рассказывать историю, а ребенок продолжает.
- «Прилагательное плюс существительное»: взрослый называет прилагательное, а ребенок существительное, подходящее к нему. Интересно, если за каждое слово будут начисляться очки — чем необычнее и красивее фраза получилась, тем больше очков.
- «Я знаю пять»: родитель задает тему (например, животные), задача ребенка — назвать пять слов в этой теме за короткое время.
Воспитанники Детского и других телевизионных проектах, выступают в благотворительных концертах.
Ваши дети тоже так могут! На дисциплинах «Комплексное развитие», «Раннее развитие», «Актерское мастерство для детей» они разовьют талант рассказчика, овладеют приемами эффективных коммуникаций и обогатят речь красивыми оборотами, новыми словами. Приходите к нам!