Открытое групповое логопедическое занятие по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Р]
Первая часть занятия. Ученики нулевого класса. Речевое заключение: дислалия, ротацизм. Время проведения занятия 20-25 минут.
Тема: Постановка звука [Р].
Цель: Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р].
Задачи:
- Повторить артикуляционные упражнения к постановке звука;
- Повторить артикуляцию звука [Р];
- Развивать фонематический слух;
- Отработать подготовительные упражнения.
Оборудование: Тетрадь в клетку, карандаш, изображения сказочных героев.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята давайте мы улыбнёмся друг-другу, и пожелаем отличного дня
- Сообщение темы и цели занятия:
Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю. Ранним утром кое-как Роет нору хмурый рак. Рак бы рад её не рыть, Но ведь где-то надо жить. Работать раку неохота, Не радует его работа. Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (Звук [Р].)
Верно, мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
Сегодня мы с вами отправимся в Сказочный лес. Добираться туда мы будем с вами как вы думаете на чем? (На машине) Что нам нужно для того что бы отправиться в путешествие на машине? (Руль, ключ, педаль газа и наш язычок)
Молодцы. Но перед тем как отправиться в путь давайте немного разомнём наш язычок и пальчики, чтобы за время путешествия они не устали.
- Повтор правильной артикуляции звука Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
- Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «чистим зубы» Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
- Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр. Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперёд-назад.
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд и не высовывался изо рта.
Вкусное варенье. Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Барабанщики. Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчётливо произнося звук Д. Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Молодцы. Всю зарядку выполнили правильно, теперь давайте отправимся в дорогу. И так приготовили руль, ключик вставили и заводим машину.( Используется приём постановки звука от звука Д. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д и плавно переходит к звуку Р-Р-Р. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. )
Отлично машину мы завели теперь жмём на педаль газа (дети произносят коротко звук Д и переходят на Р-ДР)
Ребята так как мы едем в сказочный лес, то как вы думаете кого мы можем встретить по дороге? Сказочных героев: Мальвина, Золушка, Шрек, Спанч Боб и Патрик, Смешарики.
Вот мы и приехали в Сказочный лес. Вы наверное устали после дороги, давайте немного отдохнём и сделаем зарядку
- Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише-тише
Деревцо все выше-выше
На улице какое время года? (Весна) На деревьях уже появились листочки или ещё нет? (Нет) А в сказочном лесу уже на деревьях появились листики.
- Упражнения на отработку правильного дыхания
Давайте подуем на листочки аккуратно чтоб ни один не оторвался и не упал, как будто это дует лёгкий ветерок. А теперь подуем сильно-сильно как дует сильный ветер.
- Упражнения по развитию фонематического слуха.
— Посмотрите кого мы встретили в сказочном лесу. Это сказочные герои. Назовите их.
(Выставляются предметные картинки сказочных героев. Дети называет их).
Красная Шапочка, Чиполино, Снежная Королева, Буратино, Чебурашка, Колобок, Пьеро, Золушка.
— Какой герой нравится больше и почему?
— Выберите среди сказочных героев тех, в названии которых звучит [Р].
— Что вы можете рассказать о звуке [Р]? (Согласный, звонкий, твёрдый)
8. Отработка звука в слогах
Сказочные герои оставили нам задание. Нужно прочитать слоги со звуком Р. Заменив его на ДР.
РА-РО-РУ ИР-АР-ОР РТА-РТО- РТУ
АР-ОР-УО РАР-РОР- РУР ТРА-ТРО-ТРУ
Путешествие в сказочный лес подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы нам вернуться назад нам нужно выполнить задание Снежной Королевы. (Дети открывают тетрадки и берут карандаши)
9. Графический диктант
Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда: 3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево. Что получается? Машина. Дорисуем колёса. Теперь можно ехать. Мы опять садимся в нашу машину, но для того чтоб поехать нам нужно сделать упражнение с пальчиком. Для этого все вытираем ручки прячем пальчик под язычок, произносим букву Д-Д-Д и двигаем пальчиком из стороны в строну.
10. Подведение итогов
Вот мы с вами и вернулись из Сказочного леса.
-Давайте вспомним кого мы с вами там встретили? ( Красная Шапочка, Чиполино, Снежная Королева, Буратино, Чебурашка, Колобок, Пьеро, Золушка.)
-Над произношением какой буквы мы с вами работали сегодня?
-Вы сегодня все отлично поработали и за такую отличную работу хочу вас наградить медалями.
Бузыкаева Инна Олеговна Учитель-логопед, КГУ «Кондратовская средняя школа» CKO, Кызылжарский район, село Кондратовка
Рекомендации по автоматизации звука
Как только у ребенка получилось выговорить Р, начинайте его автоматизацию в слогах. Перед этим упражняйтесь в произнесении длинного раскатистого звука, пускай язык привыкнет к ощущению вибрации. Обычно закрепляют правильное произношение в прямых слогах (РА, РО, РУ), но в случае со звуком Р некоторым детям проще, когда он находится в твердой позиции, а не когда органы артикуляции занимают положение последующего гласного.
На этапе закрепления в слогах используйте слоговые дорожки, чистоговорки. Приступайте к закреплению в словах, только когда ребенок будет уверенно произносить Р в слогах. Предлагайте такие задания: придумывать слова на этот звук, называть все предметы, например, в комнате, в которых есть этот звук. Для тренировки правильного произношения во фразах подойдут короткие стихи, можно составлять фразы из предложенных слов, скороговорки.
Затем идет автоматизация в предложениях и связной речи. Ребенок может составлять рассказы по картинке, из предложенного списка слов. Взрослый может придумать сказку про звук Р и предложить ребенку ее пересказать. Параллельно нужно проводить работу над соотнесением звука с буквой: прописывайте букву Р, выкладывайте ее из подручных материалов.
В начале этапа автоматизации в заданиях речевой материал должен быть насыщен звуком Р. Органы артикуляции должны запомнить правильное положение при произношении, а ребенок фиксирует его правильное звучание в речи. Также в логопедических упражнениях на звук Р в самом начале закрепления взрослый произносит его вместе с ребенком, потом ребенок его повторяет. А потом логопед или родители просят его самостоятельно сказать. При подборе речевого материала не используйте слова с использованием мягкого варианта Р и звука Л и Л`. Речевой материал должен соответствовать детскому восприятию.
Способы постановки
Заниматься коррекцией нужно поэтапно. После подготовительной работы следует этап постановки.
Есть несколько способов, которыми вы можете воспользоваться для занятий дома:
- От упражнения «Грибок». Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. В итоге получается вибрация. Для этого способа у ребенка должен быть сформирован сильный выдох.
- Механический или «Болтушка». Для этого способа вы можете использовать шариковый зонд, но в домашних условиях родители могут воспользоваться ватной палочкой. Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», а взрослый тем временем помещает кончик ватной палочкой под язык и совершает колебательные движения из стороны в сторону. У вас получится сочетание ДР. Но обязательно следите за тем, чтобы звук Д в упражнении был четким. Для удобства ребенок может находиться в положении лежа.
- От сочетания ЗЖ. Широкий язык поднят за верхние зубы и ребенок длительно произносит ЗЖ. Он ощущает легкую вибрацию и при более сильном выдохе получится Р.
Это самые популярные способы постановки сонорного звука самостоятельно в домашних условиях. У детей с нормальным речевым развитием данный звук появляется путем звукоподражания. При условии, что его артикуляционный аппарат подготовлен. К возрасту пяти лет ребенок должен четко выговаривать все группы звуков.
Причины нарушений
Почему у ребенка происходит нарушение произношения Р? Есть несколько причин и для устранения некоторых из них нужна помощь нескольких специалистов, а не только логопеда:
- Анатомические особенности. К ним относятся укороченная подъязычная уздечка, расщелина губы, неба, неправильный прикус.
- Воздушная струя недостаточно сильная.
- Неправильное положение органов артикуляции − анатомических нарушений нет, но, например, язык занимает неправильное положение, потому что ребенок не запомнил правильную артикуляцию.
- Неправильная речевая среда − часто родители беспокоятся, что если они картавят, то и их дети будут неправильно произносить Р. Это не генетическая предрасположенность, а неправильная речевая среда. Ребенок слышит неправильное произношение и пытается его скопировать. Поэтому и возникает ротацизм.
- Ребенок не различает звуки на слух − это нарушение работы фонетических процессов.
Кроме того, если имеется сложное речевое нарушение − алалия, то неправильное звукопроизношение может быть следствием недостаточной активности речевых зон головного мозга. Важно определить точную причину ротацизма и параротацизма, чтобы составить план коррекционной работы.
Подготовительный этап
Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:
- «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
- «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
- «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
- «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
- «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
- «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
- «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
- «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
- «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.
Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.
После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:
- «Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
- «Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
- «Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
- «Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
- «Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
- «Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки. Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
- «Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе. Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.
Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.
Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.
Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.
В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.
www.Logopedy.ru
Спесивова Нинель Евгеньевна, логопед ГУЗ СО «Аткарская РБ» г. Аткарск, Саратовская обл.
Оригинал:
Сертификат о публикации: не выдавался
Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р. «Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.
Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.
Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.
Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).
Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.
Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.
Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».
При «щёчном» произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.
Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.
«Кучерское» «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.
Глухое произнесение звука «Р».Звук произносится без участия голоса ,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.
Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.
Опишу методику коррекции звука « Р» , которую использую в своей практике. Упражнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе коррекции «Р»: «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.
«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.
«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в альвеолы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д»,далее с ритмом д-д—ддддд .
«Болтушка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «дрр».
Способы постановки. 1.По подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает.
2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [Ы] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).
3. Способ постановки звука [Р] от упражнения « Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.
4. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом двигает кончиком языка вперед-назад по альвеолам «БУГОРКАМ». При этом можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука переходят к проговариванию слогов со стечением ЖР, ДР, НР, ТР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука.
5. Постановка [Р] от звук [Д] или слога ДЫ в быстром темпе, можно с заданным ритмом Д Д ДДДДД. Звук или слог произносится на альвеолах. Шариковым зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Получается звукосочетание ДР или ДРЫ. Вибрация отрабатывается до самостоятельной. Затем убираем опорный звук Д , сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.
6. Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.
7. Постановка [Р] из межзубного положения. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Указательным пальцем «играть» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрирующего звучания от малейшего прикосновения к нижней губе «в-в-р-р-э-э…» • Сохраняя ту же конфигурацию языка, передвинуть его за верхние зубы.
8.Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.
9. Постановка [Р] от сочетания [ТД]. Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
10. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], Я, Е, Ю, растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д.
Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.
1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ:
Некоторые задания: Повтори слог; Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …; Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…; Начни слово.
2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:
3.В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;
4.В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.
5.В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.
Некоторые задания: Повтори РА РА РАК и тд; Посчитай от 1 до 5 РЫБА, РУБЛЬ и тд ; Назови картинки; Скажи с закрытыми глазами РАКЕТА столько раз, сколько услышишь хлопков; Скажи РОМАШКА со словом НЕТ ( даю, вижу.любуюсь ) НЕТ РОМАШКИ и т д; Измени слово РАСЧЕСКА-РАСЧЕСКИ и тд; Доскажи слово РА РА РА – ТРУБИТ (труба) и тд . Подбери слово к схеме ( даются картинки). Придумай слово к схеме. «Собери родственников» РУКА — ручки, ручной, рукава и тд. Ответь на вопрос словом: Сок из груш .Какой? ГРУШЕВЫЙ.
6.В середине слова в открытом слоге ГОРЫ, ПИРОГ, БАРАН и тД. с усложнением.
7.В конце слова СЫР, СЭР, ПАР, ХОР и тд с усложнением.
8.В середине слова в закрытом слоге АРБУЗ, ТЕРМОС, ТЕРКА, ЖУРНАЛ и тд
9.В словах со стечением согласных в первом слоге ГРОМ, КРАСКИ, СТРОЙКА, ВДРУГ .
10.В словах со стечением согласных в середине КОБРА, ДОБРОТА, ВАТРУШКА и тд.
11.В « богатых» словах ТРАКТОР, ПРОРУБЬ, ПРОБИРКА, ПРОКУРОР и тд.
12.В предложении :
Некоторые задания: Повтори чистоговорку РА РА РА –НА ПАРАД ИДТИ ПОРА, и тд. «Поэт» придумай чистоговорку РЫ РЫ РЫ –( покусали комары) и т д. Повтори предложение по картинке за логопедом. Вспомни и скажи предложение по картинке самостоятельно. Составь и повтори предложение по картинке, по мнемотаблице, по опорным словам, из заданных слов, по схеме. Исправь предложение «Путаница» Измени предложение Я КОПАЮ ОГОРОД,(ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…) Составь предложение к схеме по картинке и т д . «Вырасти» предложение, добавляя слова. Запомни и повтори пословицу, поговорку. Объясни смысл.
Далее звук автоматизируется во фразовой речи ( стихи, пересказы, рассказы, беседы). Желаю успеха!
Social commentary Cackle
Особенности артикуляции
Проблема неправильного звукопроизношения (если у ребенка нет других речевых проблем, например, дизартрии) сонорных звуков − это трудность в их артикуляции. Особенно это касается Р, поэтому логопеды советуют не паниковать родителям, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен, что и происходит к 4-5 годам, поэтому обязательно проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.
При произнесении Р органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
- рот открыт, губы находятся в положении последующего за Р гласного звука;
- язык должен быть широким, находиться за верхними зубами и касаться альвеол, боковые края приподняты; по форме он похож на небольшой ковшик;
- мягкое небо поднято;
- голосовые связки вибрируют.
Кроме правильного положения органов артикуляционного аппарата, нужна сильная воздушная струя, потому что при выдохе она направлена на кончик языка, в результате чего получается его вибрация и «рокочущий» звук.
Вибрировать должен кончик языка, а не маленький язычок или его боковая часть. Проверить направление воздушной струи можно используя полоску из бумаги: при правильном произнесении она будет колыхаться.