Артикуляция звука Ж
Фонема Ж — твердая и звонкая согласная. Ее артикуляция аналогична произношению Ш, но с напряжением голосовых связок, то есть с участием голоса.
Вот как происходит артикуляционное формирование звука Ж:
- губы чуть вытягиваются вперед, округляются;
- язык приподнимается к верхнему нёбу, соприкасается с его задней поверхностью;
- кончик языка, устремленный вверх, находится за верхними резцами;
- боковины языка соприкасаются с молярами.
Причины дефектного произношения
Есть несколько факторов, мешающих освоить произношение звука Ж:
- анатомически неправильная уздечка языка;
- высокое и деформированное твердое нёбо, не вмещающее язык;
- дефекты челюстей и зубного ряда, расщепившееся нёбо;
- открытый, выпячивающийся прикус.
В перечисленных случаях требуется помощь стоматолога-ортодонта или хирурга. Но чаще причина неправильного проговаривания Ж — непонимание, какой должна быть артикуляция, либо копирование ребенком искаженной речи окружающих людей. В этих случаях исправление неправильного произношения возможно методами логопедии.
Причины неправильного звукопроизношения
Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:
- Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
- Высокое узкое твердое небо;
- Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
- Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.
В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.
Постановка звука Ж поэтапно для логопеда
Логопедическая работа включает 3 этапа корректировки звукопроизношения с постепенным усложнением задач:
- постановку — обучение правильной артикуляции, проговаривание изолированного звука;
- автоматизацию — звуковоспроизведение в слогах, словах, фразах;
- дифференциацию — слуховое восприятие фонемы со способностью отличить ее от похожих звуков.
Артикуляционная гимнастика для звука Ж
Сначала логопед учит дошкольника правильно ставить артикуляционные органы при проговаривании звука Ж. Наиболее распространенный и действенный метод — подражание: взрослый показывает движения губами и языком, ребенок повторяет. Желательно поставить перед дошкольником зеркальце. Тогда ребенок будет видеть, насколько правильно он повторяет движения за логопедом.
Маленьким детям бывает сложно держать язык в определенном положении. Тогда на первых занятиях логопед применяет зонды — фиксирующие и массажные приспособления.
Артикуляционная гимнастика — первый этап каждого логопедического сеанса. Вот какие упражнения оптимальны при постановке Ж:
- «Блин»: рот приоткрыт, расслабленный язык распластан на нижней губе, виден верхний зубной ряд. Длительность — 10 секунд.
- «Вкуснятина»: кончик языка расслаблен, облизывает круговыми движениями нижнюю, затем верхнюю губу.
- «Чашка»: язык выгибается чашеобразно, боковины соприкасаются с верхними молярами.
- «Приклей ириску»: расслабленный кончик языка лежит на нижней губе, на него нужно положить кусочек ириски или другой жевательной конфеты. Затем ребенок должен приклеить языком эту конфету к передней части нёба. При этом он не должен шевелить нижней челюстью, а рот должен быть открыт не более чем на 2 см.
- «Гриб»: губы растянуты в улыбке, зубы видны, рот приоткрыт, расслабленный язык прижимается всей поверхностью к нёбу. Затем нужно широко раскрыть рот, чтобы язык стал похож на грибную шляпку, а его уздечка — на ножку.
- «Гармонь»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, язык прижат к нёбу. Удерживая язык в исходном положении, нужно открывать и закрывать рот, фиксируя его то в одном, то в другом положении 3-10 минут. Уздечка языка будет расслабляться и натягиваться, словно меха музыкального инструмента.
Конспект логопедического занятия «Постановка звука ж»
Конспект занятия по постановке звука Ж
Тема. Постановка звука ж
.
Цель: постановка звука ж
и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении.
Задачи:
1. Развитие речевой моторики;
2. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
3. Уточнение артикуляции звука ж
;
4. Закрепление связи звука и буквы ж.
Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука ш
.
- Сообщение темы.
На доске — несколько картинок (жук, паук, кошка).
Логопед: отгадайте загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж
все твержу.
Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.
— Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.)
Да, это жук. Покажите букву, с которой начинается слово
жук.
(Буква
ж
вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук
ж.
Этот звук напоминает жужжание жука:
ж-ж-ж-ж.
Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж.
Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж.
Используется прием постановки путем озвончения звука
ш.
Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш,
а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук
ж.
После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж,
ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
5. Уточнение артикуляции звука ж.
Логопед: Произнесем еще раз звук ж.
В каком положении губы при произношении звука
ж
?
— Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
— В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?
— Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Логопед: Где находится кончик языка?
После каждого вопроса показываю артикуляцию звука ж,
дети также еще раз произносят звук.
Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение языка с помощью кисти руки).
— Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
— Что напоминает язычок?
— Чашечку.
Описываю артикуляцию звука ж,
сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра «Подними флажок».
Логопед: я называю слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик,
а вы поднимите флажок, если в слове есть звук
ж.
б) Игра «Распредели картинки».
На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак.
Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании которых звук ж
в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук
ж
в середине слова ( называю сначала все картинки, выделяя голосом звук
ж
в слове).
в) Игра «Найди место звука ж
в словах».
У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж
в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Слова:
жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.
7.
Закрепление связи между звуком и буквой
ж.
— Посмотрите на букву ж.
Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.
— Сложите из палочек букву ж.
А затем подберите картинки, в названии которых есть звук
ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми детьми, у которых артикуляция звука ж
еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
— Какой звук мы учились произносить?
— Звук ж.
— Как произносится звук ж?
Дети повторяют артикуляцию звука ж.
Дыхательная гимнастика
Когда артикуляция звука Ж правильная, вдоль языка идет наружу воздушный поток. Когда артикуляция дефектная, этот поток отсутствует. Задача дыхательной гимнастики — обучение дошкольника правильному дыханию при проговаривании звука Ж.
Когда дошкольник выполняет дыхательную гимнастику, логопед должен следить за его телодвижениями. Важно, чтобы плечи ребенка не двигались, грудь при совершении вдоха поднималась спокойно и невысоко. Расслабленные и короткие вдохи должны идти через рот, а выдохи должны быть спокойные и неторопливые.
Рекомендуемые дыхательные упражнения при постановке Ж:
- Сдуть лежащую на ладони бабочку из бумаги. Чем дальше она полетит, тем лучше.
- Улыбнуться, выгнув язык вверх, а его кончик спрятав за нижним зубным рядом. Выдохнуть.
- Выдохнув глубоко и коротко, погасить свечное пламя, при этом произнести длинное «фу».
- Улыбнуться с приоткрытым ртом, язык изогнуть чашеобразно, а расслабленный кончик прижать к верхней губе. Ребенок должен, выдохнув воздух через отверстие между чашеобразно скрученным языком и губой, сдуть положенный на нос кусочек ватки.
- Приблизить к нижней губе бутылку с узким горлом, подуть в нее, чтобы послышался звук.
Подготовила учитель — логопед
Борисова Елена Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 73 «Полянка» города Чебоксары Чувашкой Республики
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель занятия: автоматизация звука «Ж» в прямых слогах и в словах с прямыми слогами.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Образовательная область «Речевое развитие»
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
- формировать навыки согласования существительных с количественными числительными;
- автоматизировать звук «Ж» в слогах и словах.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
- активизировать в речи предметы со звуком «Ж»;
- уточнить правильную артикуляцию звука «Ж».
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Образовательная область «Речевое развитие»
- совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать длительный плавный выдох;
- развивать артикуляционную и общую моторику.
2. Образовательная область «Физическое развитие»
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование кинестетических и тактильных ощущений;
- Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
Коррекционно-воспитательные задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
- формировать положительную установку на занятие.
Оборудование: мягкая игрушка бегемот Жужа, картинки-символы, предметные картинки, мелкие игрушки в названии которых есть звук «Ж», зеркало.
Предшествующая работа
- организация дидактических «Поймай звук», «Один — много», «Один-два-пять», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Где спрятался звук», «Скажи ласково»;
- формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звука «Ж»;
- отработка упражнений мелкой моторики;
- отработка опорных звуков;
- постановка звука «Ж»
Методические приемы:
- организационный момент;
- игровая мотивация;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- Игра Игра «Поймай звук»;
- Игра «Где спрятался звук»;
- Игра «Назови ласково»;
- Игра «Скажи наоборот»;
- Игра «Один-два-пять»;
- Игра «Догадайся»;
- Поощрения.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй дружочек. Сегодня к нам в гости пришел бегемотик Жужа. Поздоровайся с ним. Повтори, как его зовут. Он хочет с тобой поиграть в разные игры. А ты, хочешь с ним поиграть? (Ребенок: да хочу).
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Жужа будет тебе показывать картинки-символы, а ты покажешь ему, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо? («Улыбка», «Забор», «Качели», «Маляр», «Индюк».
- Характеристика и артикуляция звука «Ж».
Логопед: С какого звука начинается имя нашего бегемотика? (со звука «Ж»).
— А когда мы произносим звук «Ж», губы у нас в каком положении? (губы округлены) где находится наш язычок? (язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).
— Мы этот звук произносим с трудом или легко? Его можно пропеть или нет? (произносим его с трудом, а пропеть не можем?). Значит этот звук какой, гласный или согласный? (этот звук согласный). А он звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (твердый).
— А как ты определил, что этот звук звонкий (Если закрыть уши руками и произнести звук «Ж», то мы услышим звук в ушах).
— Молодец, теперь, и Жужа узнал, что звук «Ж» согласный, звонкий, твердый.
- Игра: «Поймай звук» — развитие фонематического восприятия
Логопед: мы с Жужей будем произносить разные слоги и слова, если ты услышишь звук «Ж», нажимай всеми пальцами на песок (жа, жу, по, жо, лы, жу, со, жук, мак, ложка, журнал, жак, стол, гараж, ждужок, сом, овощи, живот, лужа, пчела).
— Молодец.
- Игра: «Картинки — паутинки» — развитие долговременной памяти
Логопед: Бегемотик Жужа приготовил тебе сюрприз. Он принес картинки – паутинки. Запомни все картинки, которые изображены на этой «паутине», запомни в какой последовательности они расположены (дается 1 минута, для запоминания). (На паутинке изображено: жаба, жук, флажок, еж, нож)
— Запомнил, а сейчас сложи паутинку и положи в карман.
- Игра: «Повторяй за нами»- автоматизация в слогах и словах
Упражнения для постановки звука Ж
Фонему Ж несложно поставить от З, Ш или Р. Но это актуально, если дошкольник проговаривает перечисленные звуки корректно. Вот соответствующие упражнения:
- Постановка от Р. Ребенок проговаривает слог «ра», в этот момент логопед, используя зонд, ликвидирует вибрацию, образующуюся при произношении Р. Звук изменяется на Ж. Упражнение повторяется до тех пор, пока дошкольник не научится проговаривать слог «жа».
- Постановка от З. Дошкольник протяжно произносит «за». Одновременно логопед приподнимает зондом кончик языка к нёбу, фиксирует за верхними резцами.
- Постановка от Ш. Самый простой вариант, не требующий наличия зонда. Логопед просто объясняет ребенку, как подключить голосовые связки при проговаривании Ш.
Постановка звука Ж для индивидуального занятия
Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.
Второй этап
Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:
- «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
- «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
- «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.
Третий этап
На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.
Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарник» парой будет изображение горящего здания.
С этими картинками дети выполняют следующие задания:
- Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
- Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
- Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».
Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих
Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.
Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:
- Нижний (происходит смягчение звука).
- Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
- Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).
Задания для автоматизации звука Ж
Автоматизация тоже проходит поэтапно, подразумевает закрепление правильной артикуляции в слогах, потом в словах и предложениях.
Автоматизация звука Ж в слогах
Ребенок закрепляет проговаривание Ж в слогах «жа», «жи», «жо», «же», «жу». Далее применяется проговаривание в слоговом ряду. Например: «жу-жу-жу», «жа-жа-жа». Затем идут ряды с разными слогами, например: «жо-же-жу», «жа-жо-жи». Для усложнения прибавляется четвертый слог, например: «жо-жа-жи-жу».
Автоматизация звука Ж в словах
Логопед предлагает дошкольнику произнести слова, включающие вышеперечисленные слоги, а еще сочетания согласных «жг», «жд», «жб», «жн» и прочие. Сначала идет автоматизация слов, в которых указанные слоги первые (желе, жар, жираф, жнец), затем последние (багаж, кожа, пожар, дружба) и, наконец, в середине (пижама, обжора, пирожное).
Важна четкая автоматизация в словах, где соседствуют согласные: одежда, ножницы, ждать, творожный. Еще важно проработать слова, в которых две фонемы Ж: жужелица, жижа, жажда, жужжать.
Автоматизация звука Ж в предложениях
Ребенок повторяет за логопедом словосочетания, где в обоих словах есть звук Ж. Например: жук жужжит, желтая пижама, ожог жжет, кожаный пиджак, жирный пирожок.
Далее идет автоматизация в предложениях из нескольких слов. Ребенок зачитывает их:
- в луже живет жирная жаба;
- вдоль дорожки выросли рыжие рыжики;
- Жора ест крыжовник, а Женя — ежевику;
- муж работает инженером, а жена — художник.
Применяется проговаривание чистоговорок наподобие таких:
- жа-жа-жа — жаба прогнала ужа;
- жу-жу-жу — я с жуками не дружу;
- жи-жи-жи — про животных расскажи;
- же-же-же — рыжик едет на еже;
- жо-жо-жо — мне с мороженым свежо.
Ребенок разучивает и рассказывает по памяти короткое стихотворение, в котором часто употребляются слова со звуком Ж.
Познавательно-развивающее занятие по автоматизации звука Ж для детей 5-7 лет
ПОЗНАВАТЕЛЬНО — РАЗВИВАЮЩЕЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Ж (для детей 5-7 лет)
Кому адресованно: педагогам и воспитателям ДОУ, родителям.
ЦЕЛЬ: закрепить звук Ж в речи ребенка, посредством систематического произнесения речевого материала, содержащего данный звук. ЗАДАЧИ: Развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти; развитие способности описывать предмет, связной речи, фонематического восприятия и аналитико-синтетических процессов. ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, вата, игрушечные жуки, картонные цветы, картинки с изображениями предметов со звуком Ж в слове, сюжетная картинка про ежика, стол для рисования песком. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Артикуляционная гимнастика. Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука Ж необходимо провести зарядку: упражнения «Подъемный кран», «Вкусное варенье», «Фокусник». (Ребенок вспоминает и самостоятельно выполняет данные упражнения под счёт логопеда.) 2. Произнесение звука Ж. — Вспомни, как правильно произносится звук Ж, расскажи , что делает твой язычок. (Ребенок рассказывает о правильной артикуляции звука Ж: -Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним ольвеолам («бугоркам»), но не касается верхнего неба, с которым образует щель. Боковые края языка прижимаю к верхним коренным зубам. Выдыхаю сильную струю воздуха на кончик языка.) Демонстрируется изображение жука, дети вместе с логопедом воспроизводят «жужжание» насекомого. -Ж-ж-ж-ж… Игра «Жуки». Логопед и ребенок берут в руки игрушечных жуков и изображают их «диалог», при этом меняя тембр и интенсивность жужжания. 3.Повторение слоговых рядов. Закрепим данный звук в слогах, я произношу цепочки слогов – повторяй за мной: (Та же игра «Жуки», но теперь «жук» перелетает с цветка на цветок и произносит слоги: ЖА-ЖА-ЖА; ЖО-ЖО-ЖО; ЖУ-ЖУ-ЖУ; ЖИ-ЖИ-ЖИ; ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ.) 4.Игра «Чего не стало?» (Логопед раскладывает картинки с изображениями предметов, имеющих в названии звук Ж, ребенок называет их.) -Посмотри и запомни расположение разложенных картинок. (Ребенок внимательно изучает, закрывает глаза.) -Я уберу одно изображение, скажи, чего не стало? (Ребенок и логопед играют в игру. Если возникают затруднения, логопед описывает предмет на карточке.) (Обратное упражнение: ребёнок описывает, что изображено на картинке, не называя сам предмет, а логопед отгадывает картинку.) 5. Автоматизация звука Ж в предложениях. (Логопед фиксирует внимание ребенка на изображении жука и просит воспроизвести заученный ранее стишок.)
Я жук! Я жук! Я здесь живу, Сижу, гляжу И не жужжу! (Логопед фиксирует внимание ребенка на изображении ёжика и предлагает выучить новое двустишее.) Елка с ёжиком похожи – Ёж в иголках, ёлка тоже. 6.Составление рассказа про ежика. — Подумай, ответь на вопросы и из полученных ответов составь рассказ про ежика: Кто ежик? (Дикое животное) Где живет? (В лесу, в норке под пеньком или корягой.) Что ест? (Ягоды, грибы, мышей и дождевых червей.) Как защищается от врагов? ( Сворачивается в клубок и выставляет иглы.) Как называют детенышей ежа? (Ежата.) Примерный рассказ ребенка: Ёжик – дикое животное. Живет ёжик в лесу. Он копает себе норку под пеньком или коряжкой. Ёжик любит есть грибы, лесные ягоды – землянику, малину, чернику. Он ловит мышей и копает дождевых червей. Когда ему угрожает опасность, ежик сворачивается в клубок и выставляет иголки. Ни лиса, ни волк не могут съесть ежика! Детеныши ёжика -ежата.
7. Развитие мелкой моторики – рисование ежика песком, на специально предусмотренном столе для песочной анимации. (Ребенок рисует ежика сам под словесную инструкцию логопеда.)
— Нарисуй травку.
-Тело ежика.
-У ежика есть иголки, носик и лапки.
— Ежик любит яблочки.
— Дорисуй солнышко и лес вокруг ежика.
— Картина «Ёжик на прогулке» готова. — Молодец! Замечательная картина у тебя получилась. Зови маму и покажи нашего ёжика ей, а по дороге домой расскажи маме рассказ про ёжика, который мы составили.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»