Статья Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей группы детей с ТНР в ДОУ. Автор: Гончарова Ирина Сергеевна


Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

  1. Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью

Таблица 1.

Функции логопеда Функции воспитателя
Развитие фонетического компонента языковой системы. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.
Формирование фонематических процессов. Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Совершенствование состояния лексического компонента речи. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Формирование связной речи.
Формирование грамматического строя речи. Закрепление графомоторных навыков.
Совершенствование связной речи. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.
Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели логопедической группы не должны:

  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

  1. Заключение.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Литература

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008,№ 2

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателя.

Основная задача коррекционной работы педагогов – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях группы для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.

Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя

Задачи логопеда:

  1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
  3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
  4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
  5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
  6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
  7. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

Задачи воспитателей:

  1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
  2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
  • закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).
  • проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
  • систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
  1. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
  2. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

Основные направления в работе логопеда и воспитателя

В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:

  • коррекционно-воспитательное
  • общеобразовательное

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  • принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

Формы совместной работы

  • совместное комплексно-тематическое планирование
  • обмен информацией, обсуждение достижений детей
  • личные контакты, беседы
  • консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции)
  • практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
  • совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
  • оформление методических копилок, памяток, родительского уголка

Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе.

Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам исправить ребенка.

Рыжкова Екатерина Евгеньевна учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» г. Орск, Оренбургская обл.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]